|
|
|
По гарантийному сроку
Мадина Исюмбаева
Ежедневно мы покупаем различные товары в магазинах, пользуемся услугами салонов красоты и медицинских центров, выступая в качестве потребителя. И нередко случается так, что наши светлые ожидания оказываются обманутыми. - Был у нас такой случай. Ребенка с температурой и насморком привезли в поликлинику, где его осмотрел врач и назначил антибиотик, который мы приобрели по рецепту в аптеке. Однако, ознакомившись с инструкцией, узнали, что данный препарат предназначен лицам старше 18 лет, а сыну на тот момент был всего год. Мы с супругой пошли в аптеку, чтобы сдать лекарство, но его принимать не стали. Хотя у нас на руках был чек, флакон мы не вскрывали, - рассказывает потребитель Чингиз Калибеков. С подобными ситуациями сталкивались многие из нас. Только за прошлый год в Комитет по защите прав потребителей Казахстана поступило более восьми тысяч обращений от граждан по поводу ненадлежащего качества товаров и услуг. - 2384 жалобы поступило к нам в письменном виде, 452 человека обратились через интернет-ресурс, больше всего потребителей звонили на «горячую линию» - это более пяти тысяч казахстанцев. Думаем рост обращений связан с предпринимаемыми нами мерами, в частности, информационно-разъяснительного характера. Так, в прошлом году мы организовали более десяти тысяч различных мероприятий, участие в которых принимали представители всех госорганов, бизнес-сообщества, рядовые граждане. Эта работа приносит свои плоды. По данным проведенного социсследования выяснилось, что сегодня наши потребители стали чаще отстаивать свои права, - комментирует зам. председателя Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК, гл. государственный санитарный врач РК Жандарбек Бекшин. Защита прав и интересов потребителей согласно ст. 22 Закона РК «О защите прав потребителей» осуществляется в пределах компетенции соответствующими госорганами, судом, арбитражем или третейским судом. - Если потребитель приобрел товар с дефектом и не знал об этом, то в соответствии с законодательством РК он вправе обратиться с претензией к продавцу. Если же в течение десяти дней ему не было оказано содействие в устранении нарушений или возмещении бракованного товара в добровольном порядке, покупатель имеет полное право обратиться в суд как напрямую, так и через представителей. Вместе с тем он может подать заявление в органы внутренних дел, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 190 КоАП РК, - поясняет Ж. Бекшин. За последние годы казахстанцы все чаще стали обращаться к общественникам, чтобы добиться правды и отстоять свои права. Так по шесть-восемь, а иногда до десяти звонков в день поступает от граждан только в Общественное объединение по защите прав потребителей «Адал» г. Алматы. - Часто потребители обращаются к нам с жалобой на ненадлежащее качество мебели, обуви, бытовой техники, мобильных телефонов и продуктов питания. Также на парикмахерские, стоматологические и строительные услуги. Мы работаем как с устными, так и с письменными обращениями. Большинство граждан получают консультации по телефону. По письменным заявлениям направляем претензии непосредственно продавцу товаров и услуг, у них есть десять дней на ответ в соответствии со ст. 42 Закона РК «О защите прав потребителей», - отметила президент Общественного объединения «Адал» г. Алматы Артык Сейткалиева. Нередки случаи, когда покупатели оказываются обманутыми недобросовестными продавцами, которые демонстрируют один товар, а в коробку упаковывают уже бракованный. Довольный своей покупкой гражданин ни о чем не подозревает, и лишь дома, распаковав, к примеру, технику, обнаруживает трещину на экране телевизора или вмятину на стиральной машине. Чтобы избежать подобного, необходимо тщательно проверять купленную вещь на месте. Также необходимо обращать внимание на маркировку продукции, на которой должно быть указано на государственном и русском языках, из чего изготовлен продукт, где и кем, контактные данные организации. - Товары со скидкой должны приковывать особое внимание покупателей. Бывают случаи, когда потребители приобретают дешевый товар, а на следующий день срок его годности заканчивается. А это может нанести вред здоровью. Но продавец в этой ситуации виновным не будет, ведь когда продукт продавался, он не был просроченным. Конечно, продавцы должны быть честными, должны соблюдать законодательство. Продукт, выставленный на продажу, должен иметь соответствующую таможенную декларацию. Сейчас отмечается и такая тенденция, в крупных супермаркетах ремонтируют бракованную технику и продают ее как абсолютно новый товар, - добавила А. Сейткалиева. С развитием современных технологий актуальным стало делать покупки через интернет-магазины. Большое разнообразие представленных товаров и услуг не может не приковать к себе внимание. Причем на сайте можно выбрать цвет и размер понравившейся вещи. А оформить покупку и вовсе не составит особого труда. Но, как показывает практика, именно интернет-шопинг все чаще становится излюбленным средством наживы для недобросовестных продавцов, которые нередко присылают товар с браком или же вообще не доставляют покупку до адресата. - Сейчас мы разбираем дело потребителя, который приобрел через интернет-магазин два неработающих сотовых телефона марки «iPhone». Конечно, покупатель сам виноват, ведь такой телефон не может стоить ниже себестоимости, причем где-то в два раза. На данный момент мы направили претензию, пока ждем ответа. Хочется отметить, что в таких случаях главная сложность возникает в том, что часто продавец не берет на себя никаких гарантийных обязательств, не информирует потребителя о наименовании и юридическом адресе магазина, - отметила президент ОО «Адал». Также любителям интернет-покупок необходимо взять на заметку еще одно правило - ни в коем случае не перечислять деньги на личную карточку продавца. Перевод средств должен осуществляться только на расчетный счет организаций. - Хочется также отметить, что очень сложно доказать какие-либо нарушения в сфере медицинских услуг. Возвращают деньги потребителю только тогда, когда врач дорожит своей репутацией. У нас был один случай, связанный с предоставлением стоматологических услуг. В суде нам отказали по этому делу, и мы подготовили письма в соответствующие контролирующие госорганы. После чего представитель стоматологии вернул потребителю деньги. Наверное, понял, что был не прав, и в любом случае начнется проверка и будут выявлены определенные нарушения в работе клиники, - подытожила А. Сейткалиева. Потребителям стоит помнить, что продавец не имеет права давать гарантию на товар меньше, чем ее дает завод-изготовитель.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |