|
|
|
Замечания и предложения
Меруерт Орозалиева, нотариус города Алматы, магистр юридических наук
В настоящее время в Казахстане разрабатывается новый Налоговый Кодекс Республики Казахстан, введение в действие запланировано на 01 января 2025 г. 21 июня 2024 г. Министерство национальной экономики РК опубликовало проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 15 июля 2024 г. и пригласило профессиональные сообщества внести свои предложения и замечания. Частные нотариусы, наряду с адвокатами, частными судебными исполнителями, медиаторами, в соответствии с налоговым законодательством являются лицами, занимающимися частной практикой. Предлагаемые проектом нормы в части налогообложения частных нотариусов требуют следующих уточнений и изменений.
1. по Налогу на добавленную стоимость В статье 82 «Регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость» законопроекта указано, что «Постановке на регистрационный учет плательщика налога не подлежат: 1) физическое лицо; 2) лицо, занимающееся частной практикой … Также статьей 184 проекта определены переходные положения в отношении лица, занимающего частной практикой. Указано, что лицо, занимающееся частной практикой, состоящее на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в течение десяти рабочих дней со дня введения в действие настоящего Кодекса без уведомления подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в качестве плательщика налога на добавленную стоимость с даты введения в действие настоящего Кодекса. Также указаны сроки представления ликвидационной налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость со дня введения нового Кодекса. Однако, затем в пункте 1 статьи 435 проекта законодатель указывает, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются лица, занимающиеся частной практикой. Также, подпунктом 2 статьи 490 проекта в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость в ЕАЭС указаны лица, занимающиеся частной практикой, импортирующие товары в целях осуществления нотариальной деятельности. Отмечу, что фактически налог на добавленную стоимость в ЕАЭС является завуалированной таможенной пошлиной. При создании Таможенного Союза, затем Евразийского экономического союза ключевым фактором являлось отсутствие таможенных барьеров. Понятие «таможенные пошлины» в законодательствах стран, входящих в евразийское объединение, лишь поменяли название на понятие «НДС в ЕАЭС». Но, суть от изменения названия не поменялась, НДС в ЕАЭС - это пошлина на товары, перемещаемые через границу страны Союза. И если лицо, занимающееся частной практикой, импортирует товары на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС, то оно обязано уплатить НДС в ЕАЭС, по факту осуществления импорта со страны ЕАЭС. Относительно же уплаты обычного налога на добавленную стоимость частными нотариусами позиция законодателя в обсуждаемом законопроекте непонятна - статьи 82 и 435 противоречат друг другу.
2. по Индивидуальному подоходному налогу Статья 351 законопроекта указывает, что доходы лица, занимающегося частной практикой, подлежат обложению по ставке 9 процентов. В действующем законодательстве для указанной категории лиц действует ставка 10 %. Радует, что органы государственных доходов все-таки планируют снизить ставку ИПН для частных нотариусов. Однако, размер снижения аж на 1 (один) процент демонстрирует лишь имитацию понимания систематических замечаний и предложений нотариального сообщества в части обложения доходов от нотариальной деятельности. Согласно статье 3 Закона РК «О нотариате» нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью. Однако, государство предпринимателям предоставляет право на вычеты по расходам, связанным с получением дохода от деятельности, а нотариусам, деятельность которых не направлена на извлечение дохода, государство в предоставлении вычетов отказывает. Ранее, законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 412-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» было предусмотрено внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В частности, предполагалось помимо понятия «стандартные вычеты» ввести понятие «профессиональные вычеты» в целях определения налогооблагаемого дохода частного нотариуса. С 01 января 2020 г. предусматривалось право лица, занимающегося частной практикой, применить профессиональные вычеты, если они произведены в связи с получением дохода от осуществления деятельности частной практикой, подтверждены документально и отражены в налоговых регистрах частной практикой. Так, планировались ввести следующие положения (статья 182) «Доход частного нотариуса за налоговый период определяется в следующем порядке: доходы, подлежащие получению (полученные) от осуществления нотариальной деятельности, минус профессиональные вычеты частного нотариуса». К профессиональным вычетам частного нотариуса относятся: 1) расходы на приобретение канцелярских принадлежностей; 2) расходы по имущественному найму (аренде) помещения для оказания нотариальных услуг; 3) амортизационные отчисления, исчисленные в соответствии с пунктом 4 статьи 181 настоящего Кодекса; 4) расходы по оплате услуг банка, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, услуг связи, коммунальных услуг; 5) начисленные доходы работников, а также физических лиц по договорам гражданско-правового характера; 6) расходы, предусмотренные пунктом 14-1 статьи 100 и статьей 114 настоящего Кодекса; 7) компенсации при служебных командировках согласно пункту 5 статьи 181 настоящего Кодекса; 8) членские взносы, вносимые в нотариальную палату, в пределах месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, на одного работника исходя из среднесписочной численности работников за год; 9) расходы на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности, предусмотренное Законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов». К сожалению, данные законодательные инициативы так и остались в проекте, были исключены из законов еще до планируемого момента их введения - до 01.01.2020 г. Считаю, что введение профессиональных вычетов для частных нотариусов является более действенным, нежели снижение ставки ИПН на один процент. Бремя абсолютно всех вышеприведенных расходов частный нотариус несет самостоятельно, не имея возможности отнести на вычеты при определении налогооблагаемого дохода. Нотариус не может минимизировать свои расходы, осуществляя деятельность без помещения для совершения нотариальных действий, не может поступить, как предприниматели и уйти полностью в онлайн-сферу. Указанные расходы необходимы при оказании квалифицированной юридической помощи, обеспечивающей защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц. Законодательством установлены определенные требования к помещению нотариуса, которые должны обеспечивать беспрепятственный доступ физических и юридических лиц, соблюдение тайны совершения нотариальных действий и условия для обеспечения сохранности нотариального делопроизводства.
3. По льготам по уплате государственной пошлины при совершении нотариальных действий. Список льготников остался без изменения. Также, законопроектом в очередной раз не предусматривается внедрение механизма налоговых вычетов при определении налогооблагаемого дохода частного нотариуса на суммы, затрачиваемые на предоставление льгот при совершении нотариальных действий. Данный вопрос стал уже «притчей во языцех» при обсуждении налогового законодательства нотариальным сообществом. Льготы, указанные в девяти подпунктах действующего Кодекса и предлагаемого проекта, предоставляются нотариусом за счет собственных денежных средств, без какой-либо компенсации со стороны государства. Адвокатам и юридическим консультантам государство возмещает расходы, связанные с бесплатной юридической помощью. Также, оплата деятельности частного судебного исполнителя, осуществляемой в рамках принятия принудительных мер по исполнительным документам по социально значимой категории дел о взыскании алиментов и заработной платы также осуществляется за счет бюджетных средств. Даже медики, представители самой гуманной профессии, оказывают медицинскую помощь не безвозмездно, а за счет средств бесплатного объема гарантированной медицинской помощи и за счет средств ОСМС. Только, частные нотариусы предоставляют льготы физическим и юридическим лицам за счет собственных денежных средств. В заключение отмечу, что нормы, предлагаемые в проекте к Налоговому Кодексу РК, указывают лишь на формальное исполнение поручения Главы государства по совершенствованию налоговой политики и улучшению администрирования государственных доходов. Механизмы определения налогооблагаемого дохода по лицам, занимающимся частной практикой, не изменились. Кроме того, присутствуют противоречия по налогу на добавленную стоимость, а также не разрешен вопрос по внедрению налоговых льгот для нотариуса на суммы, затрачиваемые на предоставление льгот при совершении нотариальных действий.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |