| ||||||||||||||||||||
|
|
|
22.12.2025 Защита прав по фактам незаконного использования товарного знака:
Әлімов Олжас Төлегенұлы магистр юридических наук, сеньор-лектор ВШП «Әділет» Каспийского университета, Председатель палаты юридических консультантов «Центр правовой защиты и оказания юридических услуг»
Жетпісбаев Еркебұлан Сериккалиевич магистр юридических наук, Руководитель отдела по правам интеллектуальной собственности Департамента юстиции города Алматы
Динамичное развитие рыночной экономики в Республике Казахстан и расширение внешнеэкономических связей неизбежно сопровождаются ростом значимости института интеллектуальной собственности. В современных реалиях товарный знак трансформировался из средства индивидуализации в ключевой нематериальный актив бизнеса, стоимость которого зачастую превышает стоимость материальных активов компании. Вместе с тем, рост коммерческой ценности брендов (товарных знаков) влечет за собой и увеличение числа нарушений в этой сфере, что требует совершенствования механизмов их выявления и пресечения. Анализ правоприменительной практики по фактам незаконного использования товарных знаков, осуществляемой Департаментом юстиции города Алматы в 2024-2025 годах, подтверждает системное усиление государственного контроля в данной сфере. Если в 2024 году уполномоченным органом было проведено 122 проверок, то в 2025 году этот показатель возрос до 135 мероприятий. Более наглядной является динамика объемов изъятой контрафактной продукции, количество которой увеличилось практически вдвое - с 12 305 до 24 098 единиц [1]. Приведенная статистика свидетельствует о переходе от точечного реагирования к системной работе по очистке рынка от нелегального оборота товаров, что требует от субъектов предпринимательства глубокого понимания правовых механизмов защиты и ответственности. По требованиям 1 и 2 Положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 1883 года, участником которой является Республика Казахстан, предусмотрено, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть, с оговорками, указанными в данной статье. [2] Эти страны могут до окончательного оформления регистрации потребовать представления свидетельства о регистрации в стране происхождения, выданного компетентным учреждением. Никакой легализации такого свидетельства не требуется. При этом статьей 1 регламентировано, что страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Установлено, что в отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя их этого, их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам. Фундаментальные основы охраны средств индивидуализации в национальной правовой системе закреплены в Гражданском кодексе Республики Казахстан и специальном Законе Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» (далее - Закон). Ключевым положением является понятие исключительного права, содержание которого раскрывается в статье 4 указанного Закона. Законодательством императивно устанавлено, что владелец товарного знака обладает исключительным правом пользования и распоряжения им, и никто не может использовать охраняемое в Казахстане обозначение без согласия правообладателя [3]. Нарушением исключительного права признается любое несанкционированное введение товарного знака в гражданский оборот, включая размещение на товарах и упаковках, изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже и продажу, а также использование в рекламе и деловой документации. [4] Данная норма корреспондирует с положением 1025 статьи Гражданского кодекса, создавая единый правовой контур защиты прав собственника бренда от недобросовестной конкуренции. Исключительное право на товарный знак возникает с даты регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством и подтверждается выпиской из Государственного реестра товарных знаков. Форму свидетельства устанавливает уполномоченный орган в лице РГП на ПХВ «Национальный институт интеллектуальной собственности» (Qazpatent). [5] Никто не может использовать охраняемый в Республике Казахстан товарный знак без согласия владельца. Квалификация противоправных действий и вид наступающей ответственности напрямую зависят от размера нанесенного ущерба. Действующее законодательство РК предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную. Наиболее распространенным на практике является применение статьи 158 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП), которая устанавливает санкции за незаконное использование чужого товарного знака или сходного с ним обозначения [6]. В случае если деяние причинило правообладателю крупный ущерб, превышающий две тысячи месячных расчетных показателей, действия виновного лица переквалифицируются в уголовное правонарушение согласно статье 222 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а материалы проверки подлежат передаче в органы экономических расследований. Таким образом, размер ущерба выступает квалифицирующим признаком, разграничивающим административный проступок и уголовно наказуемое деяние.
Особую сложность в правоприменении представляет разграничение понятий «классического контрафакта» и «параллельного импорта», что часто становится причиной непреднамеренных нарушений со стороны субъектов предпринимательства. Многие предприниматели ошибочно полагают, что реализация оригинальной продукции, приобретенной законным путем за рубежом, автоматически является легальной на территории Казахстана. Однако статья 43-1 Закона закрепляет региональный принцип исчерпания права [3]. Это означает, что ввоз и оборот маркированных товаров допускается без согласия правообладателя только в том случае, если эти товары были ранее введены в оборот на территории любого из государств-членов Евразийского экономического союза непосредственно правообладателем или с его согласия. Следовательно, импорт даже оригинальной продукции из третьих стран, не входящих в ЕАЭС, без наличия дистрибьюторского соглашения или письменного разрешения владельца бренда квалифицируется как нарушение исключительного права наравне с реализацией подделок, что влечет аналогичные меры ответственности в виде штрафов и конфискации товара. Распространенным видом правонарушений является незаконное использование чужого товарного знака лицами, которые - вследствие низкой правовой грамотности или намеренного введения в заблуждение - пытаются переложить ответственность на иностранных производителей. Подобная позиция, основанная на утверждении о необходимости привлечения к ответственности исключительно изготовителей контрафактной продукции. Как справедливо отмечает Андрей Ёрш, «на практике правонарушители (особенно, индивидуальные предприниматели) часто ссылаются на то, что они приобрели контрафактные товары у третьих лиц, а значит, не они незаконно нанесли чужие товарные знаки на эти товары и ввели контрафактные товары в гражданский оборот. Как следствие, правонарушители настаивают на том, что к административной ответственности должны быть привлечены не они, а иностранные производители контрафактной продукции» [7]. В соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных знаках, использование объекта интеллектуальной собственности включает в себя не только маркировку товара, но и его хранение, предложение к продаже и непосредственную реализацию. Таким образом, любое лицо, участвующее в цепочке дистрибуции контрафакта, признается самостоятельным нарушителем.
Пошаговая процедура проведения внеплановой проверки Департаментом юстиции: Процедура государственного контроля в сфере интеллектуальной собственности строго формализована и подчиняется императивным требованиям Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Предпринимательский кодекс), нарушение которых влечет недействительность всей проверки. Рассмотрим этот процесс в строгой хронологической последовательности.
1. Поступление заявления и формирование доказательной базы Правовым основанием для инициирования административного производства служит не сам факт наличия контрафактной продукции на рынке, а обоснованное обращение правообладателя. В соответствии с подпунктом 3) пункта 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса, внеплановые проверки назначаются при наличии подтвержденных сведений о том, что деятельность субъекта контроля создает непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц [8]. На практике это означает, что заявитель обязан предоставить органу юстиции не декларативное заявление, а совокупность доказательств: фискальные чеки, подтверждающие факт реализации, материалы фото- или видеофиксации правонарушения и, что критически важно, заключение специалиста о наличии признаков нарушения прав на товарный знак.
2. Регистрация заявления в КПСиСУ и назначение проверки Основным процессуальным документом, легитимизирующим действия должностных лиц, является акт о назначении проверки. Согласно статье 145 Предпринимательского кодекса, данный документ должен содержать исчерпывающий перечень сведений, включая номер и дату регистрации акта в уполномоченном органе по правовой статистике, наименование проверяемого субъекта (с указанием ИИН/БИН), конкретный проверяемый период и предмет проверки. Особое внимание следует уделять пункту, содержащему проверочный вопрос. Его содержание регламентировано Проверочным листом, утвержденным Совместным приказом Министра юстиции РК от 31 октября 2018 года № 1517 и Министра национальной экономики РК от 31 октября 2018 года №48 «Об утверждении проверочного листа за использованием товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования», и в делах данной категории формулируется как соблюдение законодательства о товарных знаках на основании конкретных правоустанавливающих документов. [9] В силу требований статьи 146 Предпринимательского Кодекса, акт о назначении проверки в обязательном порядке регистрируется в органах Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан до начала проверки. Процедура регистрации регламентирована Приказом и.о. Генерального Прокурора РК от 25 декабря 2020 года № 162 «Об утверждении Правил регистрации актов о назначении проверок» [10]. Наличием такой регистрации служит уникальный QR-код в верхней части документа, который позволяет предпринимателю мгновенно верифицировать законность визита через мобильное приложение. Отсутствие регистрации акта является грубым нарушением и дает субъекту предпринимательства законное право отказать в допуске должностных лиц на объект.
3. Выезд на объект проверки Данный этап знаменует переход от документальной подготовки к фактическим действиям. Непосредственное начало проверочных мероприятий регламентировано статьей 147 Предпринимательского кодекса. Должностные лица органа юстиции осуществляют выезд строго по адресу, указанному в акте о назначении проверки, а именно конкретный торговый павильон, складское помещение или офисное здание и т.д. Физическое присутствие инспекторов на объекте является важным, так как позволяет визуально верифицировать информацию, изложенную в заявлении правообладателя, оценить реальные масштабы нарушения и, главное, предотвратить возможные попытки сокрытия или уничтожения вещественных доказательств.
По прибытии на место должностные лица обязаны предъявить проверяемому субъекту или его работникам служебные удостоверения, подтверждая свои полномочия и законность нахождения на территории объекта.
4. Установление правонарушителя На данном этапе производится идентификация субъекта предпринимательства. Учитывая, что субъектами контроля могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, перечень устанавливаемых данных различается. Должностные лица запрашивают документы, удостоверяющие личность присутствующего лица, а также правоустанавливающие документы организации: уведомление о начале деятельности в качестве ИП либо справку о государственной регистрации юридического лица и документы, подтверждающие полномочия представителя, например доверенность, приказ о назначении и т.д. В случае отказа лица предоставить документы или невозможности установить его личность и правовой статус на месте, сотрудники органов юстиции вправе привлечь сотрудников органов внутренних дел для установления установочных данных, необходимых для дальнейшего составления процессуальных документов.
5. Ознакомление субъекта с правами и обязанностями Должностные лица вручают копию акта о назначении проверки под роспись. Именно момент вручения акта считается юридическим началом проверки. Одновременно проверяемому субъекту разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 155 Предпринимательского кодекса РК. В частности, до начала осмотра субъекту разъясняется право проверить законность проверки путем сканирования QR-кода на акте, право вести самостоятельную фото- и видеосъемку действий инспекторов, а также право отказать в допуске к проверке в случае отсутствия регистрации акта, отсутствия у проверяющих служебных удостоверений или нарушения указанных сроков. Факт ознакомления с правами и получения копии акта фиксируется личной подписью проверяемого лица. В случае отказа от подписи должностным лицом делается соответствующая запись в акте, что, однако, не является основанием для прекращения проверки.
6. Привлечение понятых Для обеспечения объективности и прозрачности проводимых мероприятий к участию в деле привлекаются понятые. Согласно статье 755 КоАП РК, ими могут быть любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние граждане (не менее двух). Присутствие понятых является обязательным условием легитимности таких процессуальных действий, как осмотр и изъятие товаров, в тех случаях, когда не применяются технические средства видеофиксации. Понятые своими подписями в протоколах удостоверяют факт совершения действий, их содержание и результаты. Перед началом процедуры должностное лицо обязано разъяснить понятым их права и обязанности.
7. Осмотр объекта и фиксация доказательств После соблюдения процедур допуска, инспекторы приступают к осмотру помещений и территорий, что оформляется соответствующим протоколом осмотра. В данном документе детально фиксируются обстоятельства обнаружения продукции, местонахождение торговой точки (ряд, контейнер, бутик) и визуальные признаки товара. На данном этапе критически важна детализация доказательной базы: в ходе осмотра производится непрерывная видеосъемка с использованием сертифицированных носимых видеожетонов, где фиксируется не только общий план объекта, но и специфические детали - отсутствие оригинальных защитных элементов, например голограмм, DataMatrix кодов, низкое качество полиграфии упаковки, а также наличие ценников, подтверждающих коммерческую цель хранения.
8. Изъятие и опечатывание продукции При выявлении продукции, маркированных товарным знаком без разрешения правообладателя, применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия вещей и документов. Процессуальное оформление данного действия осуществляется путем составления протокола изъятия, который должен содержать опись изымаемого имущества с указанием его количества и индивидуальных признаков. В целях обеспечения законности и исключения фальсификации доказательств, процедура изъятия в обязательном порядке проводится с применением технических средств видеофиксации либо в присутствии не менее двух понятых, чьи данные и подписи вносятся в протокол. Изъятый товар упаковывается и опечатывается пломбами, исключающими доступ без вскрытия.
9. Составление административного протокола и передача материалов в суд Завершающим этапом контрольного мероприятия на месте является юридическое закрепление его итогов. В соответствии со статьей 152 Предпринимательского кодекса, по результатам проверки должностным лицом составляется акт о результатах проверки. В этом документе отражается время, дата и место проведения проверки, сведения о проверяемых лицах и подробное описание выявленных нарушений. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому субъекту. На основании зафиксированных фактов уполномоченное лицо возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола по статье 158 КоАП. Согласно требованиям статьи 803 КоАП, в протоколе указываются сведения о лице, совершившем правонарушение, место и время совершения деяния, а также разъясняются права лица, в том числе на юридическую помощь, ознакомление с материалами и т.д., о чем делается отметка за подписью правонарушителя. Сформированное дело передается в Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям.
10. Участие в судебном процессе После передачи материалов в Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям, представитель органа юстиции выступает в роли процессуального лица, поддерживающего основания протокола. На данной стадии его ключевая задача - доказать суду не только факт виновности субъекта опираясь на заключение специалиста и вещественные доказательства, но и безупречную законность проведенной проверки. Суд детально исследует видеозаписи нагрудных жетонов и протоколы на предмет соблюдения процессуальных норм, и только при подтверждении допустимости и достоверности всех собранных доказательств выносит итоговое постановление.
11. Утилизация контрафактной продукции Правовой механизм защиты не заканчивается в суде. В случае вынесения постановления о конфискации, финальной стадией становится исполнение санкции - физическое уничтожение контрафактной массы. Данная процедура проводится комиссионно с участием судебных исполнителей путем механического разрушения, например: прессования, дробления или термической обработки, что полностью исключает риск повторного попадания некачественного товара в гражданский оборот.
Судебная практика: процессуальные особенности рассмотрения дел в Специализированном межрайонном суде по административным правонарушениям
Завершением административного производства является судебное разбирательство, в ходе которого проверяется законность действий уполномоченного органа и обоснованность квалификации правонарушения. Показательным примером правоприменения служит административное дело рассмотренное Специализированным межрайонным судом по административным правонарушениям города Алматы в феврале 2025 года. Процессуальной особенностью данной категории дел является то, что предметом судебного исследования выступает не только сам факт реализации товара, но и соблюдение процедуры сбора доказательств. Суд, исследовав материалы дела, в первую очередь проверил легитимность назначения проверки, в том числе наличие регистрации акта в КПСиСУ и допустимость доказательной базы - протоколов осмотра и изъятия, составленных с применением видеофиксации. В рассматриваемом случае совокупность доказательств, а именно: акт проверки, протоколы изъятия и заключение эксперта о сходстве обозначений до степени смешения была признана судом достаточной для установления вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 158 КоАП РК. Важным процессуальным аспектом данного дела стала стратегия защиты, выбранная представителем юридического лица. В ходе судебного заседания лицо, в отношении которого велось производство, полностью признало вину и подтвердило факт отсутствия лицензионных соглашений с правообладателями брендов. Это позволило суду применить специальную процессуальную норму - часть 2 статьи 819 КоАП РК. Данная статья регламентирует особый порядок наложения взыскания: при наличии смягчающих обстоятельств, которые были выражены в признании вины, совершение правонарушения впервые и т.д., судья вправе сократить размер административного штрафа на 30% от общей суммы. Руководствуясь данной нормой, суд снизил размер взыскания для субъекта среднего предпринимательства до 110 096 тенге [11]. Однако, несмотря на применение смягчающих процессуальных норм в части основного взыскания, суд применил императивное требование законодательства в части дополнительной меры административного воздействия. Согласно санкции статьи 158 КоАП РК, конфискация предмета административного правонарушения является обязательной и безальтернативной мерой, не зависящей от признания вины или процессуальных соглашений. В резолютивной части постановления суд определил судьбу вещественных доказательств: 246 единиц продукции - конструкторы с обозначениями, сходными с товарными знаками LEGO, изъятых в ходе проверки, были обращены в доход государства с последующим уничтожением. Таким образом, анализ судебного акта позволяет сделать ключевой вывод для правоприменительной практики: процессуальное признание вины эффективно лишь для минимизации штрафных санкций, но не спасает от имущественных потерь в виде конфискации товара. Судебная система Казахстана формирует однозначную позицию, согласно которой контрафактная продукция, как предмет незаконного оборота, подлежит безусловному изъятию из гражданского оборота, а исполнение данной части постановления возлагается на судебных исполнителей и органам юстиции в рамках исполнительного производства. Анализ текущей правоприменительной практики в сфере интеллектуальной собственности подтверждает системное усиление государственного контроля. Статистический рост количества проверок и объемов изъятой продукции свидетельствует о переходе от точечного реагирования к системной работе по очистке рынка. Это требует от субъектов предпринимательства не поверхностного, а глубокого понимания правовых механизмов ответственности. Детальный разбор пошагового алгоритма внеплановой проверки - от регистрации заявления до утилизации товара - показывает, что данная процедура перестала быть «закрытым» процессом. Четкая регламентация каждого этапа, усиленная цифровыми инструментами, в том числе QR-коды актов, видеожетоны и т.д., создает прозрачные процессуальные рамки. Для бизнеса знание этого алгоритма является не просто теорией, а практическим инструментом защиты. Эффективность защиты интересов бизнеса напрямую зависит от уровня правосознания самих предпринимателей. Реализуя контрафактную продукцию известных брендов, пользующуюся высоким спросом, субъекты бизнеса зачастую недооценивают сопутствующие риски, фактически создавая предпосылки для существенных убытков. Как показывает практика, даже процедурное признание вины или попытки переложить ответственность на производителя не освобождают предпринимателя от главных финансовых потерь — конфискации всей партии товара и наложения административных взысканий. В конечном итоге, краткосрочная выгода от продажи востребованного, но нелегального товара, нивелируется прямыми убытками.
Список использованых источников: 1. Отчет о результатах деятельности Департамента юстиции города Алматы в сфере защиты прав интеллектуальной собственности за 2024 - 2025 годы. 2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. 3. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» 4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409 5. Национальный институт интеллектуальной собственности «Qazpatent» // https://qazpatent.kz/ru 6. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» 7. Андрей Ёрш. Незаконное использование чужого товарного знака. Административная ответственность в Казахстане // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31639477&pos=5;-106#pos=5;-106 8. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года 9. Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 1517 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 48 «Об утверждении проверочного листа за использованием товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования» 10. Приказ и.о. Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № 162 «Об утверждении Правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, отказа в их регистрации и отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о профилактическом контроле с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверке и их результатах» 11. Постановление № 7528-24-00-3/7314 Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы от 13.02.2025 г. // https://office.sud.kz/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |