|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 47. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДПИСАНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ УПЛАТЫ ШТРАФА И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ, АПЕЛЛЯЦИОННЫХ ХОДАТАЙСТВ, ПРОТЕСТОВ ПРОКУРОРА НА НИХ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Статья 852. Основания пересмотра 1. Постановления по делам об административных правонарушениях, предписания о необходимости уплаты штрафа и постановления по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. 2. Основаниями для пересмотра постановлений, предписаний по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении либо предписания о необходимости уплаты штрафа, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников производства по делам об административных правонарушениях, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, уполномоченных органов (должностных лиц), совершенные при рассмотрении данного дела; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления; 5) признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, предписаний о необходимости уплаты штрафа и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них обусловлен необходимостью устранения ошибок, допущенных судом, должностным лицом, ранее рассматривавшими дело по существу. Цели и задачи возобновления пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам обусловлены необходимостью пересмотра ошибочных актов. Это делает данную стадию схожей с пересмотром в порядке реализации исключительного права Председателя Верховного Суда РК, Председателя специализированной коллегии Верховного Суда РК и Генерального Прокурора РК на внесение представлений (протеста). Однако их отличие состоит в том, что указанный порядок исправляет ошибки по имеющимся материалам дела, а пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам основывается на фактах, которых в материалах дел нет. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, предписаний о необходимости уплаты штрафа и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них по вновь открывшимся обстоятельствам является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Вновь открывшимися обстоятельствами являются такие обстоятельства (юридические факты), которые не были и не могли быть известны в период рассмотрения дела, вынесения по нему постановления, а в случае обжалования и опротестования данного постановления – на момент рассмотрения жалоб и протестов на них и вынесения соответствующего решения. Пересмотр по вновь отрывшимся обстоятельствам состоит в выяснении наличия или отсутствия вновь открывшихся обстоятельств и способности их повлиять на правильность (законность и обоснованность) вынесенного постановления. Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть лишь те постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа, которые вступили в законную силу. Часть 2. Важной особенностью является то, что перечисленные в ч. 2 комментируемой нормы основания должны иметь место в период производства по делу об административном правонарушении. Возникновение новых обстоятельств, а также изменение обстоятельств после вынесения постановления или оформления предписания не являются основанием к пересмотру постановления по делам об административных правонарушениях, предписания о необходимости уплаты штрафа и постановления по результатам рассмотрения жалоб, протестов по вновь открывшимся обстоятельствам. По своему содержанию данные основания имеют либо позитивный характер, либо связаны с определенными нарушениями закона, повлиявшими на решение по делу. Несмотря на то, что перечень оснований формально является исчерпывающим, их содержание дает широкий простор для толкования. 1) Имеются в виду такие обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему. В этой связи указанные лица не могли сообщить о данных обстоятельствах суду или органу (должностному лицу), рассматривавшему дело. Вместе с тем, если такие обстоятельства были бы известны, они могли непосредственно повлиять на принятие (оформление) иного постановления, предписания по делу. 2) Подразумеваются обстоятельства, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления. К ним относятся: - заведомо ложные показания свидетеля; - заведомо ложное заключение эксперта; - заведомо неправильный перевод; - подложность протокола об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, документов либо вещественных доказательств. Перечисленные обстоятельства должны быть установлены приговором суда, вступившим в законную силу, или иным окончательным решением по делу. Заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, подложность вещественных доказательств, протоколов процессуальных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода являются наказуемыми деяниями. Их совершение указанными лицами должно быть установлено вступившим в отношении них в законную силу решением. Ключевое значение для данной группы обстоятельств имеет причинная связь между соответствующими обстоятельствами и вынесенным незаконным либо необоснованным постановлением, предписанием. 3) Предусматривает в качестве оснований установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия потерпевшего, правонарушителя, других лиц, участвоваших в деле (ст. 746-748, 753-759 КоАП), а также судей, уполномоченных органов (должностных лиц), рассматривавших дело. Преступные деяния названных лиц, не связанные с данным делом, основанием для пересмотра постановления являться не могут. 4) Отмена решения, приговора, определения или постановления суда по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. К ним также относится отмена правового акта иного государственного органа (должностного лица). Соответствующие акты должны были служить основанием для вынесения итогового решения или они являлись доказательством по делу, либо в соответствии с законом отражали ранее установленные обстоятельства, не требовавшие доказывания (ч. 2 ст. 769 КоАП). В качестве примера можно привести последние события. 11 марта т.г. Всемирная Организация Здравоохранения объявила новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) пандемией. Президент Республики Казахстан ввел режим ЧП на территории всей страны с 16 марта 2020 года. Вместе с тем, согласно статье 21 Закона РК «О чрезвычайном положении», нормативные правовые акты, принятые в целях обеспечения режима ЧП и связанные с временным ограничением прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, утрачивают силу в порядке и сроки, установленные законодательством. Прекращение действия ЧП влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением режима ЧП. Верховным Судом РК в Разъяснении № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения, утверждённых постановлением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9 пояснено следующее. В соответствии с пунктом 3) части первой статьи 741 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отмена закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность. Согласно статье 809 КоАП при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 настоящего Кодекса, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. После прекращения ЧП по делам об административных правонарушениях, производство по которым начато, но не принято процессуальное решение, подлежит прекращению должностными лицами или судом, в производстве которых они находятся[1864]. Конечно, дело, находящееся в стадии апелляционного пересмотра, также подлежит прекращению. Однако остался открытым вопрос о том, как поступать с делами, находящихся на стадии исполнения. К примеру, штраф еще не оплачен. По таким делам лицо, привлеченное к административной ответственности, может обратиться с заявлением о пересмотре его дела по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке пп. 4) ч. 2 ст. 852 КоАП. При этом необходимо сопоставить даты отмены чрезвычайного положения и сроков стадии исполнения (как части административного производства). 5) Основанием пересмотра постановления по делам об административных правонарушениях, предписания о необходимости уплаты штрафа и постановления по результатам рассмотрения жалоб, протестов по вновь открывшимся обстоятельствам является признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении. Статья 78 Конституции и на ее основе ч. 3 ст. 8 КоАП установлен запрет на применение судом законов и иных нормативных правовых актов, ущемляющих закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Признание закона или иного нормативного правового акта неконституционным может рассматриваться как вновь открывшееся обстоятельство только в том случае, если у суда, уполномоченного органа (должностного лица), вынесшего это решение, каких-либо сомнений в его законности при вынесении постановления не возникало. При наличии сомнений он обязан убедиться в законности нормативного правового акта. Указанное относится также к другим органам (должностным лицам), осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях. Исходя из смысла ч. 2 и 4 ст. 8 КоАП, при возникновении сомнений в законности применяемого нормативного правового акта, суд, орган (должностное лицо) должны обратиться с вопросом о применении положений закона к прокурору, согласно его полномочиям, предусмотренным ч. 2 ст. 759 КоАП (ст. 760 КоАП). Такая практика широко распространена в уголовно-процессуальном законодательстве. Таким образом, в рамках вновь открывшихся обстоятельств, как для суда, так и органа (должностного лица) неконституционность примененного ими нормативного акта являлась неизвестной и не могла быть известной, при этом были предприняты все зависящие от них меры по обеспечению законности производства. Если по перечисленным выше обстоятельствам сторона заявляла в ходе рассмотрения дела по существу, а ее ходатайство было необоснованно отклонено или эти материалы не были приобщены к материалам административного дела и послужили основой для вынесений неправосудного решения по делу, то в таком случае речи о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам быть не может. Указанное свидетельствует о несоблюдении требований статей 8, 819, 819-11 и др. КоАП, и такие дела могут быть пересмотрены в кассационном порядке в порядке главы 46 КоАП. Законодательство некоторых стран различает вновь открывшиеся и вновь установленные обстоятельства. КоАП таких делений не предусматривает, поэтому в понятие «вновь открывшиеся обстоятельства» включаются как те обстоятельства, которые на момент вынесения приговора, постановления фактически существовали, но об их существовании суду, должностному лицу, рассматривающему административное дело по существу на момент принятия итогового решения по делу не было известно, так и те, которые установлены после вынесения итогового решения, и поэтому тоже не были своевременно известны. Представляется, что при прекращении производства по делу в результате пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, подлежат пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам и решения суда, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства по искам, инициированным по результатам итогов административного производства.
Статья 853. Суды, уполномоченные органы (должностные лица), пересматривающие по вновь открывшимся обстоятельствам постановления по делам об административных правонарушениях, предписания о необходимости уплаты штрафа и постановления по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них Вступившие в законную силу постановление, предписание пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, уполномоченным органом (должностным лицом), вынесшим это решение. В случаях пересмотра судом постановления, предписания органа (должностного лица) и оставления их без изменения пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим данное решение.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Если упростить содержание комментируемой статьи, то из него следует, что пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам те же органы (должностные лица) и суды, что приняли итоговые процессуальные решения по делу, которые успели вступить в законную силу. Если же имел место пересмотр судом постановления, предписания органа (должностного лица) и оставления их без изменения, то пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим данное решение. Наличие такой оговорки продиктовано особенностью главы 44-1 КоАП, которая позволяет обжаловать, опротестовывать в суде постановления по делам об административных правонарушениях, предписаний о необходимости уплаты штрафа, постановлений вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту. И в этом смысле перед законодателем стоял выбор, кому отдать приоритет - суду или государственному органу (должностному лицу). Выбор пал в пользу последнего по очевидным обстоятельствам.
Статья 854. Подача заявления 1. Заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам подается лицом, привлеченным к административной ответственности, потерпевшим или их законными представителями, или прокурором в суд, орган (должностному лицу), вынесший постановление либо оформивший предписание. 2. Лицами, указанными в части первой настоящей статьи, заявление о пересмотре постановления, предписания по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. К субъектам, которые могут подать заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам, относятся: - лицо, привлеченное к административной ответственности; - потерпевший или их законные представители; - прокурор. Соответственно, данное право принадлежит только лицам, заинтересованным в исходе дела, а также прокурору в силу его статуса и процессуальных полномочий, закрепленных в статьях 759 и 760 КоАП. Исходя из перечня оснований для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 852 КоАП) для лица, привлеченного к ответственности, потерпевшего подача заявления осуществляется по собственному желанию. В соответствии со ст. 5 Закона РК от 30 июня 2017 года «О Прокуратуре», в пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор за законностью производства по делам об административных правонарушениях, а также обеспечение гражданам права на обжалование любого акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях. Часть 2. К сожалению, КоАП не содержит в отличие от УПК гарантии лицам, указанным в части 1 комментируемой статьи, возможность пересмотра в их пользу решений по вновь открывшимся обстоятельствам без ограничения какими-либо сроками. Равно как и нет гарантии ограничения пересмотра в интересах умершего лица, привлеченного к административной ответственности. Часть 2 устанавливает трехмесячный срок подачи заявления, исчисляемый с учетом ст. 858 КоАП. Еще одним упущением данной статьи является то, что пересмотр итогового решения по основаниям, ухудшающим положение лица, привлеченного к ответственности не ограничен сроками давности. Указание на это необходимо. Наверное, также целесообразно ограничить возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и постановления о прекращении административного производства или существенно ограничить его срок. Согласно ст. 740 КоАП, а также исходя из пп. 2) ч. 1 ст. 857 КоАП, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен путем внесения в суд, орган (должностному лицу) соответствующего ходатайства. Кроме того, важно правильно исчислять указанные сроки. Несмотря на то, что комментируемая статья не дает ответ на указанный вопрос, общие подходы определения и течения сроков для указанной стадии административного производства определены в ст. 858 КоАП. При этом также необходимо исходить из того, что в расчет не должен приниматься день открытия новых обстоятельств, как то предписывает ч. 2 ст. 739 КоАП.
Статья 855. Форма и содержание заявления 1. Заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам подается в письменной форме. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его уполномоченным представителем. 2. В заявлении о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны: 1) наименование суда, органа (должностного лица), в которые подается заявление; 2) сведения о лице, подающем заявление (для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии), абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются); для юридических лиц – наименование, место нахождения, номер и дата государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются); 3) наименование суда, органа (должностного лица) принявших акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель; дата принятия данного акта; 4) требование лица, подающего заявление; вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное статьей 852 настоящего Кодекса и являющееся по мнению заявителя основанием для постановки вопроса о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства; 5) перечень прилагаемых документов. 3. К заявлению должны быть приложены: 1) копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся обстоятельства; 2) копия постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа, о пересмотре которого ходатайствует заявитель; 3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют; 4) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. Заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано лишь в письменной форме. Требование письменности охватывает также и обращение в форме электронного документа, подписанного (верифицированного) электронной цифровой подписью, в соответствии с требованиями Закона РК от 7 января 2003 года № 370 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть изложено либо в самом заявлении о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, либо прилагаться к данному заявлению в качестве отдельного документа. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его уполномоченным представителем. Часть 2 устанавливает содержание заявления. Перечень соответствующих сведений является исчерпывающим. Истребование дополнительных сведений от заявителя судом, органом (должностным лицом) допускается только при непосредственном рассмотрении в заседании. Часть 3. Перечень документов и копий документов, которые должны быть приложены к заявлению, подтверждают возникновение соответствующих обстоятельств, раскрывают сущность требований, обеспечивают возможность ознакомления с ними участников дела, а также подтверждают, что заявление внесено уполномочным лицом. Вызывает определенный интерес подпункт 3) указанной части. С практической точки зрения он сложно реализуем без погрешностей, так как ровным счетом неясно, каков ограниченный перечень лиц, участвующих в деле, и тем более «туманно» знание относительно того, какие же все-таки документы у них отсутствуют.
Статья 856. Принятие заявления к производству суда, органа (должностного лица) 1. Заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам, поданное с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и содержанию, принимается к производству соответствующего суда, органа (должностного лица). 2. Вопрос о принятии заявления к производству решается в течение трех суток со дня его поступления. 3. О принятии заявления к производству выносится определение, в котором указываются дата и место проведения заседания по рассмотрению заявления. 4. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. Норму следует рассматривать в качестве процессуальной обязанности. Заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам, поданное с соблюдением требований, предъявляемых ст. 855 КоАП к его форме и содержанию, суд, орган (должностное лицо) принимает к производству. Речь, несомненно, идет об обязанности принять, в случае если все необходимые для этого формальности разрешены в соответствии с требованиями КоАП. Часть 2. На это законодатель установил ограниченный срок – трое суток. В отведенное время суд, орган (должностное лицо) разрешает вопрос о принятии заявления к производству либо возвращении его заявителю. В рамках указанного срока организуется проверка заявления на предмет соблюдения положений ст. 855 КоАП. Часть 3 и 4. Законодатель отметил, что решение о принятии принимается посредством определения, в котором должны быть указаны дата и место проведения заседания по рассмотрению заявления. В отведенное время суд, орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений: 1) своим определением принимает заявление к производству ввиду вновь открывшихся обстоятельств, указанных в ст. 852 КоАП, на которые делается ссылка в заявлении, истребует соответствующие процессуальные документы из органов, организаций и суда, если они не были приложены к заявлению, и назначает дату рассмотрения. Копии определения о принятии заявления к производству направляются лицам, участвующим в деле, в порядке, предусмотренном ст. 743 КоАП. Несоблюдение данного требования является существенным нарушением прав заинтересованных лиц; 2) если из заявлении или приложенных документов следует, что: а) заявление подано с нарушением правил, установленных ст. 855 Кодекса; б) заявление подано после истечения установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказано; в) не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления, то есть при установлении оснований, приведенных в ст. 857 КоАП, суд, орган (должностное лицо) отказывает в принятии заявления к производству ввиду вновь открывшихся обстоятельств и возвращает его. Получив заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, судья, уполномоченный орган (должностное лицо) назначает дату проведения заседания для его рассмотрения. Законодатель не устанавливает конкретного срока, в течение которого данное заявление должно быть рассмотрено, поэтому судья, уполномоченный орган (должностное лицо) при определении даты рассмотрения руководствуется правилами разумного срока, обеспечивающего суду, органу выполнить подготовительные действия, истребовать необходимые материалы, своевременно известить вызываемых на заседание лиц.
Статья 857. Возвращение заявления о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Судья соответствующего суда, должностное лицо уполномоченного органа возвращают заявителю поданное им заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам, если при решении вопроса о принятии его к производству установят, что: 1) заявление подано с нарушением правил, установленных статьей 855 настоящего Кодекса; 2) заявление подано после истечения установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказано; 3) не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления. 2. О возвращении заявления выносится определение. Копия определения направляется заявителю вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами не позднее следующего дня после дня его вынесения. 3. Определение о возвращении заявления может быть обжаловано, пересмотрено по ходатайству или протесту прокурора.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1 предусматривает перечень оснований для отказа в принятии заявления судом, должностным лицом уполномоченного органа. Данные основания охватывают положения ч. 2 ст. 854 и ст. 855 КоАП и в дополнительном комментировании не нуждаются. В то же время оценочность дефиниций оставляет разумное место для судебного усмотрения. Часть 2. Так же, как и в случае с принятием к производству, возвращение заявления оформляется посредством определения. Копия такого определения не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется заявителю вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами. Такой возврат не ограничивает права лица на повторное обращение. Часть 3. Одновременно с правом на повторное обращение у лица, имеющего право на обращение, существует право на обжалование (опротестование) определения суда, должностного лица уполномоченного органа. Указанным обеспечивается реализация принципов законодательства об административных правонарушениях, установленных статьями 23 и 24 КоАП.
Статья 858. Исчисление срока для подачи заявления Срок для подачи заявления исчисляется: 1) в случаях, предусмотренных подпунктом 1) части второй статьи 852 настоящего Кодекса, – со дня открытия обстоятельств, имеющих существенное значение для дела; 2) в случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй статьи 852 настоящего Кодекса, – со дня вступления в законную силу приговора суда; 3) в случаях, предусмотренных подпунктом 4) части второй статьи 852 настоящего Кодекса, – со дня вступления в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда или правового акта иного государственного органа (должностного лица), на которых были основаны пересматриваемые постановление, предписание о необходимости уплаты штрафа; 4) в случаях, предусмотренных подпунктом 5) части второй статьи 852 настоящего Кодекса, – со дня принятия постановления Конституционного Совета Республики Казахстан о признании неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Срок для подачи заявления подлежит исчислению применительно к каждому из предусмотренных в ч. 2 ст. 852 КоАП оснований с соблюдением правил, установленных комментируемой статьей и с учетом общих положений ст. 739 КоАП. 1) Днем открытия обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, следует считать день, когда они стали или могли стать известны правонарушителю, потерпевшему. 2) Если вновь открывшееся обстоятельство связано с приговором суда в отношении доказательственной базы по делу, то днем открытия этого обстоятельства считается день вступления в законную силу приговора суда. 3) Если вновь открывшееся обстоятельство связано с отменой решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления, то днем открытия этого обстоятельства считается день вступления в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда или правового акта иного государственного органа (должностного лица), на которых было основано пересматриваемое постановление. 4) Если вновь открывшееся обстоятельство связано с признанием Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в деле об административном правонарушении, то днем открытия этого обстоятельства считается день принятия соответствующего постановления Конституционного Совета Республики Казахстан.
Статья 859. Рассмотрение заявления Заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам суд, орган (должностное лицо) рассматривает на заседании. Заявитель и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Необходимо отметить, что наименование главы и заглавия и диспозиции первых статей главы в части перечня актов, могущих быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам, не совпадает с перечнем и с тем, что приведены в диспозиции последних статей этой же главы. Комментируемая статья не исключение, и законодателю это необходимо в будущем учесть при совершенствовании норм действующего КоАП. Заявление о пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях, предписаний о необходимости уплаты штрафа и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, апелляционных ходатайств, протестов прокурора по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается в заседании. Заседание проводится по общим правилам уполномоченным органом (должностным лицом) либо судом с учетом естественных особенностей, связанных с их организационно - правовой формой, в какой судебной инстанции производится его рассмотрение и др. К примеру, если производство по делу завершено в суде первой инстанции, постановление не было обжаловано, опротестовано и не рассматривалось в вышестоящих судебных инстанциях, то заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается единолично судьей районного и приравненного к нему суда. Если по делу выносились постановления судами апелляционной или кассационной инстанций, заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам и пересмотр судебных решений осуществляется, соответственно, единолично судьей апелляционной или кассационной инстанции. Несмотря на то, что статья прямо не регулирует указанный вопрос, в соответствии со статьями 815 и 829-8 КоАП, судья, должностное лицо уполномоченного органа, принимавший участие в рассмотрении дела, не может участвовать в рассмотрении этого же дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявитель и лица, участвующие в деле, извещаются о месте и времени заседания в порядке, предусмотренном ст. 743 КоАП. Для подготовки к заседанию заблаговременно направляется копия определения о принятии судом, органом (должностным лицом) заявления к производству в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 856 КоАП. Участие отдельных лиц в заседании может быть обеспечено с применением научно-технических средств в режиме видеосвязи. В случае неявки на заседание надлежаще извещенного заявителя или других лиц, участвующих в деле, заявление может быть рассмотрено в их отсутствие. Однако за судом, органом (должностным лицом) сохраняется право при необходимости обязать участников процесса, а также и иных лиц явиться на заседание. Рассмотрение происходит в порядке, предусмотренном для рассмотрения дела, так как особенности не определены комментируемой главой КоАП. Во всяком случае, суд, орган (должностное лицо) должен на заседании проверить: 1) чем подтверждается наличие обстоятельств, приведенных в заявлении в качестве оснований для пересмотра административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) когда обстоятельства возникли и входят ли эти обстоятельства в перечень, указанный в ст. 852 КоАП; 3) когда подателю заявления стало известно о наличии этих обстоятельств; 4) действительно ли эти обстоятельства не были известны на момент вынесения итогового решения по делу; 5) известны ли были эти обстоятельства сторонам при рассмотрении административного дела, заявляли ли они на заседании ходатайства об их исследовании, если заявляли, то как их разрешил суд, орган (должностное лицо); 6) указывали ли стороны об этих обстоятельствах при обжаловании итогового решения по делу и ходатайствовали ли об их рассмотрении в вышестоящих судебных инстанциях, если указывали, то какое решение принималось по ним в этих инстанциях и др.
Статья 860. Постановление суда, уполномоченного органа (должностного лица) о пересмотре дела 1. Суд, орган (должностное лицо), рассмотрев заявление о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам, удовлетворяет заявление и отменяет постановление, предписание либо отказывает в пересмотре. 2. Решения судов, органов (должностных лиц) об отмене постановления, предписания по вновь открывшимся обстоятельствам и об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре постановления, предписания по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы и опротестованы в установленном порядке. 3. В случае отмены постановления, предписания дело рассматривается судом, органом (должностным лицом) по правилам, установленным настоящим Кодексом.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. По результатам рассмотрения заявления о пересмотре постановления, предписания о необходимости уплаты штрафа по вновь открывшимся обстоятельствам суд, орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |