Досье на проект Закона Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования процессуального законодательства, адвокатской деятельности и оказания юридической помощи, внесудебного и досудебного разрешения споров
(декабрь 2024 года)
1. Сравнительная таблица от разработчиков проекта (ноябрь 2022 года)
2. Сравнительная таблица РКА (18 ноября 2022 года)
3. Заключение научной правовой экспертизы от 13 декабря 2022 года № 10-1-6/1894 проекта закона
4. Письмо «Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
5. Заключение научной лингвистической экспертизы от 14 февраля 2022 года № 11-2/1904 в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта
6. Справочный лист к проекту Закона
7. Проект Закона (июнь 2023 года)
8. Сравнительная таблица РКА (июнь 2023 года)
9. Сравнительная таблица проекта Закона (июнь 2023 года)
10. Заключение Правительства РК от 9 июня 2023 года № 13-07/6506 зп по проекту Закона
11. Представление от 16 июня 2023 года № 5-13-995 проекта Закона
12. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению в связи с принятием проекта
13. Позиция по вопросам расширения сферы действия адвокатского запроса и доступа адвокатов к охраняемой законом тайне (утверждена решением Научно-консультативного совета Республиканской коллегии адвокатов 2 ноября 2023 года)
14. Сравнительная таблица Республиканской коллегии адвокатов (27 декабря 2024 года)
15. Новости, обсуждения по проекту
УТВЕРЖДЕНА
Решением
Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
27 декабря 2024 года
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процессуального законодательства, адвокатской деятельности и оказания юридической помощи, внесудебного и досудебного
разрешения споров»
№ п/п | Структурный элемент | Действующая редакция | Редакция проекта | Предлагаемая редакция | Автор и его обоснование | Позиция РКА |
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
1. | часть 1 статьи 192 Кодекса | Статья 192. Срок досудебного расследования 1. Досудебное расследование должно быть закончено в разумный срок с учетом сложности уголовного дела, объема следственных действий и достаточности исследования обстоятельств дела, но не более срока давности уголовного преследования, установленного Уголовным кодексом Республики Казахстан. При определении разумного срока уголовного судопроизводства учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, реализация процессуальных прав участниками досудебного производства, способ реализации лицом, осуществляющим досудебное расследование, своих полномочий в целях своевременного осуществления досудебного производства. … | Отсутствует | Статья 192. Срок досудебного расследования 1. Досудебное расследование должно быть закончено в разумный срок с учетом сложности уголовного дела, объема следственных действий и достаточности исследования обстоятельств дела, но не более срока давности уголовного преследования, установленного Уголовным кодексом Республики Казахстан. При определении разумного срока досудебного расследования учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, реализация процессуальных прав участниками досудебного производства, способ реализации лицом, осуществляющим досудебное расследование, своих полномочий в целях своевременного осуществления досудебного производства. | Депутат Құспан А.Т. В связи с введением дополнений в ст.322 УПК | Поддерживается Новая редакция устраняет двусмысленность, подчеркивая, что речь идет исключительно о сроках досудебного расследования. Слова «уголовного судопроизводства», содержащие в действующей редакции, включают в себя как досудебное, так и судебное производство. Это создавало риск неопределенности, так как сама статья касается именно сроков досудебного расследования. Также это является правильным с учетом предлагаемых поправок в статью 322 УПК. |
1. | Новый абзац второй части 5 статьи 322 Кодекса | Статья 322. Назначение главного судебного разбирательства ... 5. Главное судебное разбирательство должно быть окончено в разумные сроки. При сокращенном производстве главное судебное разбирательство должно быть закончено в сроки, установленные частью второй статьи 382 настоящего Кодекса. Отсутствует. | Отсутствует | Статья 322. Назначение главного судебного разбирательства ... 5. Главное судебное разбирательство должно быть окончено в разумные сроки. При сокращенном производстве главное судебное разбирательство должно быть закончено в сроки, установленные частью второй статьи 382 настоящего Кодекса. При определении разумного срока главного судебного разбирательства учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, обеспечение реализации процессуальных прав участниками процесса, достаточности и эффективности действий суда. | Депутат Құспан А.Т. Пунктом 6 Плана действий по реализации нормативных постановлений Конституционного Совета и его посланий о состоянии конституционной законности (далее - План действий) в стране предусмотрено мероприятие по выработке предложений в части установления общих критериев определения разумных сроков в судебном производстве при рассмотрении уголовных дел по существу (послание КС от 21 июня 2021 года). Пунктом 4.2. данного Послания предусмотрено, что для полноценной реализации конституционных принципов правосудия способствовало бы установление общих критериев определения разумных сроков и в судебном производстве при рассмотрении уголовных дел по существу. Кроме того, следует изучить возможность принятия дополнительных законодательных мер, определяющих условия осуществления компенсации за нарушение требования о ведении судопроизводства в разумный срок, что благоприятно повлияло бы на повышение эффективности судебной защиты и деятельности органов уголовного преследования». Действительно, критериев определения разумных сроков в судебном производстве при рассмотрении уголовных дел законодательством не предусмотрено. Однако условно судами уже определяются сроки рассмотрения уголовных дел. Так, на указанные сроки могут повлиять такие критерии как количество эпизодов и томов по делу, количество участников судебного заседания, тяжесть правонарушения и реализация прав всех участников. «Разумность» - это оценочное понятие, рассчитанное на то, что в течение определенного срока будет обеспечено завершение расследования уголовного дела или судебного разбирательства. К объективным критериям оценки разумности срока законодатель относит правовую и фактическую сложность уголовного дела, достаточность и эффективность действий суда и участников процесса. Между тем, в ходе разбирательства возможно затягивание сроков, волокита, что относится к субъективным факторам, влияющим в итоге на окончательный срок рассмотрения дела в суде. Действующим процессуальным законом установлено, что ни одним из них не предусмотрены критерии рассмотрения в «разумные сроки». Независимость судей является одним из проявлений самостоятельности судебной ветви государственной власти. Значение принципа независимости судей состоит в том, что только независимый суд, свободный от какого бы то ни было влияния, может беспристрастно и объективно рассмотреть, и разрешить дело по существу. В этой связи, предлагается внести указанные изменения. | Поддерживается. Новая редакция устраняет неопределенность понятия «разумный срок», давая конкретные критерии для его определения. Это снижает субъективность при оценке сроков, делая их более предсказуемыми. Учет правовой и фактической сложности дела обеспечивает индивидуальный подход к каждому делу и способствует более справедливому разбирательству. Обеспечение процессуальных прав участников предотвращает нарушение их интересов, даже если процесс затягивается. Уточнение факторов (действия суда, их достаточность и эффективность) позволяет лучше контролировать соблюдение сроков, как со стороны вышестоящих судов, так и участников процесса. Это должно снизить число ситуаций, когда процесс затягивается без объективных причин. Участники процесса получат более прозрачные основания для оценки сроков. |
Председатель Комитета С. Имашева
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам совершенствования процессуального законодательства, адвокатской деятельности
и оказания юридической помощи, внесудебного и досудебного разрешения споров
(июнь 2023 года)
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409 («Казахстанская правда» от 17 июля 1999 года № 172-173; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 16-17, ст. 642):
часть пятую статьи 830 дополнить подпунктом 5-2) следующего содержания:
«5-2) по письменному запросу адвоката либо юридического консультанта, связанному с оказанием им юридической помощи.».
2. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года №442 (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст. 99; «Казахстанская правда» от 26 июня 2003 года № 183-184):
пункт 6 статьи 158 изложить в следующей редакции:
«6. Сведения земельного кадастра, не содержащие государственных секретов и иных ограничений, являются общедоступными и предоставляются заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе. Предоставление сведений земельного кадастра в государственные органы, а также по письменному запросу адвоката, связанному с оказанием им юридической помощи, осуществляется на бесплатной основе за счет предусмотренных на эти цели бюджетных средств.
Срок предоставления такой информации не должен превышать три рабочих дня со дня подачи заявления или запроса.».
3. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года №226-V ЗРК («Казахстанская правда» от 09.07.2014 № 132 (27753); «Егемен Қазақстан» 09.07.2014 ж. № 132 (28356); Ведомости Парламента РК 2014 г., № 13-II, ст. 83):
часть первую и третью статьи 435 изложить в следующей редакции:
«1. Воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в уголовном процессе, а равно оказанию физическим и юридическим лицам юридической помощи либо иное нарушение самостоятельности и независимости такой деятельности, выразившиеся в вынесении незаконного частного определения или частного постановления в отношении адвоката, в принуждении адвоката к отказу от принятого поручения по делу и (или) к отказу от заключенного договора об оказании юридической помощи, незаконном обыске или досмотре адвоката и (или) его помещения, незаконном требовании и (или) изъятии сведений и документов, составляющих адвокатскую тайну, нарушении конфиденциальности встречи адвоката с клиентом, проведении незаконных негласных следственных действий в отношении адвоката, незаконном допросе адвоката в качестве свидетеля, задержании адвоката, недопуске адвоката к подзащитному, либо лицу, в интересах которого третьими лицами был заключен договор об оказании юридической помощи -
наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3.Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с применением насилия, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.».
4. В Уголовно-процессуальный кодекс от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК («Казахстанская правда» от 10.07.2014 № 133 (27754); «Егемен Қазақстан» 10.07.2014 ж. № 133 (28357)):
1) заменить везде по тексту слово «представители» на слова «адвокат и законные представители»;
2) подпункт 32) статьи 7 исключить;
3) дополнить статьей 40-1 следующего содержания:
«Статья 40-1 Право регресса в отношении должностных лиц органов, ведущих уголовный процесс, причинивших вред незаконными действиями
1. Государство, возместившее вред, причиненный должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда имеет право регресса к этим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. Должностными лицами органов, ведущих процесс, к которым может быть предъявлено обратное требование в размере выплаченного возмещения (либо доли), признаются лица, чьи незаконные действия (бездействие) и решения повлекли причинение вреда лицу и его реабилитацию.»;
4) часть первую статьи 52 изложить в следующей редакции:
«1. Рассмотрение уголовных дел в судах первой инстанции осуществляется единолично судьей, а по тяжким и особо тяжким преступлениям по ходатайству обвиняемого - судом с участием присяжных заседателей в составе одного судьи и двенадцати присяжных заседателей.»;
5) подпункт 6) пункта 2 статьи 65-1 изложить в следующей редакции:
«6) самостоятельно или через своих родственников или доверенных лиц пригласить защитника. В случае, если защитник не приглашен свидетелем, имеющим право на защиту, его родственниками или доверенными лицами, орган уголовного преследования обязан обеспечить его участие в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 67 настоящего Кодекса;»;
6) статью 66 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственные секреты, и не имеет соответствующего допуска к указанным сведениям, он обязан дать подписку об их неразглашении, которая приобщается к материалам уголовного дела.»
7) в статье 67 внести следующие изменения:
«в подпункты 1), 2), 3), 4), 7), 8) и 10) пункта 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 67. Обязательное участие защитника
1. Участие защитника в производстве по уголовному делу обязательно в случаях, если:
1) об этом ходатайствуют подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, свидетель, имеющий право на защиту;
2) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, свидетель, имеющий право на защиту, не достигли совершеннолетия;
3) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, свидетель, имеющий право на защиту, в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, свидетель, имеющий право на защиту, не владеет языком, на котором ведется судопроизводство;
7) между интересами подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, оправданных, свидетелей, имеющих право на защиту, один из которых имеет защитника, имеются противоречия;
8) в уголовном процессе участвует адвокат или законный представитель потерпевшего (частного обвинителя) или гражданского истца;
10) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, свидетель, имеющий право на защиту, находятся вне пределов Республики Казахстан и уклоняются от явки в органы уголовного преследования или суда;»;
8) в статье 70:
подпункт 5) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«5) с момента вступления в дело знакомиться со следующими материалами дела в отношении его подзащитного, а также с помощью научно-технических средств снимать либо получать от лица, осуществляющего досудебное расследование, их копии:
заявлением, сообщением лица о совершенном уголовном правонарушении, за исключением содержащихся в них персональных данных;
рапортом о регистрации такого заявления, сообщения в едином реестре досудебного расследования, за исключением содержащихся в них персональных данных;
протоколами следственных и процессуальных действий, произведенных с участием подзащитного;
постановлениями о (об):
применении меры пресечения и ходатайством перед судом о даче санкции на применение меры пресечения.
принятии материалов досудебного расследования в производство;
создании следственной, следственно-оперативной группы;
установлении языка судопроизводства по уголовному делу;
признании потерпевшим, за исключением содержащихся в них персональных данных;
признании гражданским истцом;
признании подозреваемым;
квалификации деяния подозреваемого;
возбуждении ходатайства о санкционировании меры пресечения;
привлечении специалиста для дачи заключения;
назначении судебной экспертизы;
наложении ареста на имущество;
прерывании сроков досудебного расследования;
прекращении досудебного расследования;
возобновлении прекращенного досудебного расследования;
результатах рассмотрения жалоб, ходатайств стороны защиты;
производстве обыска, выемки (после их завершения);
производстве следственного эксперимента;
получении образцов для экспертного исследования.
заключением специалиста, эксперта, сообщения о невозможности дачи заключения в отношении его подзащитного;
уведомлением об окончании производства следственных действий и разъяснении права на ознакомление с материалами уголовного дела.
По окончании досудебного расследования вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с помощью научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и списка свидетелей обвинения;
подпункт 13) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«13) быть заблаговременно в согласованный с адвокатом разумный срок (но не позднее двух суток, если иной срок не предусмотрен настоящим Кодексом) извещенным органом, ведущим уголовный процесс, о времени и месте производства процессуального действия с участием подзащитного, а также обо всех судебных заседаниях, связанных с рассмотрением жалоб стороны защиты, ходатайств о применении меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, депонировании показаний.
Органы, ведущие уголовный процесс, и лица, осуществляющие досудебное расследование, обязаны заблаговременно уведомить адвоката и допустить его к участию во всех следственных и иных процессуальных действиях, затрагивающих права и законные интересы его подзащитного, независимо от участия в них самого подзащитного и заявленных им ходатайств.»;
9) в статье 106:
пункты 1, 2, 5, 6 и 8 изложить в следующей редакции:
«1. Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действием (бездействием) и решением прокурора, органов следствия и дознания, а равно его защитник (защитники) вправе обратиться с жалобой в суд на отказ в приеме заявления об уголовном правонарушении, а также о нарушении закона при начале досудебного расследования, прерывании сроков расследования, прекращении уголовного дела, принудительном помещении в медицинскую организацию для производства судебно-медицинской экспертизы, производстве обыска и (или) выемки, совершении иных действий (бездействия) и принятии решений. При рассмотрении жалобы в порядке настоящей статьи суд не должен предрешать вопросы, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут являться предметом судебного рассмотрения при разрешении уголовного дела по существу.
2. При рассмотрении жалобы суд, не давая оценки имеющимся в деле доказательствам, должен выяснить, проверены и учтены ли дознавателем, следователем, прокурором все обстоятельства, на которые указывает заявитель в жалобе. При этом суд, не делая выводов о доказанности или недоказанности вины, допустимости или недопустимости собранных доказательств, должен проверить наличие либо отсутствие материально-правовых и процессуальных оснований для принятия решения по делу, а также достоверность предъявляемых суду материалов и пояснений от соответствующих должностных лиц, физических или юридических лиц, относительно обжалуемых действий и решений, в том числе дополнительно истребованных судом.
5. Жалоба может быть подана в районный (следственный) суд по месту нахождения органа, ведущего уголовный процесс, в течение всего досудебного расследования.
6. Жалоба рассматривается следственным судьей (судьей) единолично без проведения судебного заседания в течение трех суток, за исключением случаев, когда лицом, подавшим жалобу заявлено ходатайство о ее рассмотрении с его участием. Если необходимо исследовать обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения, следственный судья (судья) рассматривает жалобу в течение десяти суток в закрытом судебном заседании с участием соответствующих лиц и прокурора, неявка которых не препятствует рассмотрению жалобы. По распоряжению следственного судьи (судьи) судебное заседание может быть проведено в режиме видеосвязи в порядке, предусмотренном статьей 345 настоящего Кодекса. В ходе судебного заседания ведется протокол. При необходимости следственный судья (судья) вправе истребовать дополнительные материалы, вызвать и опросить соответствующих лиц. Должностные лица, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, по запросу суда обязаны в течение трех суток представить в суд материалы, послужившие основанием для совершения таких действий (бездействия) и решений.
8. По результатам рассмотрения жалобы следственный судья (судья) выносит соответствующие постановления:
1) об отмене признанного незаконным процессуального решения;
2) о признании действия (бездействия) соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и его обязанности устранить допущенное нарушение;
3) о возложении на прокурора обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов гражданина или организации;
4) об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае вынесения следственным судьей постановлений, указанных в пунктах 1-3 части 8 настоящей статьи, он обязан вынести частное постановление в порядке, установленном статьей 405 настоящего Кодекса.»;
10) подпункт 6 статьи 152 дополнить новым обзацем и изложить в следующей редакции:
«6. Срок содержания под стражей исчисляется с момента заключения подозреваемого под стражу до уведомления его об окончании производства следственных действий и разъяснении права ознакомиться с материалами уголовного дела. В срок содержания под стражей засчитывается время задержания лица в качестве подозреваемого, принудительного нахождения в психиатрической или иной медицинской организации по решению суда.
В срок содержания под стражей включается время нахождения уголовного дела у прокурора и у органа уголовного преследования после возврата судом для проведения дополнительного расследования.
Содержание под стражей подозреваемого в период ознакомления его и защитника с материалами уголовного дела санкционируется и продлевается следственным судьей в порядке, предусмотренном статьями 148, 151 настоящего Кодекса.
Нахождение подозреваемого под стражей в период ознакомления его и защитника с материалами уголовного дела не входит в срок, установленный частями первой - четвертой статьи 151 настоящего Кодекса, но учитывается судом при назначении наказания.»;
11) дополнить статьей 256-1 следующего содержания:
«Статья 256-1. Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката
1. Обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), производятся только после начала в отношении адвоката досудебного расследования или привлечения его в качестве обвиняемого, если досудебное расследование начато в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, на основании постановления, санкционированного следственным судьей, и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, представителя коллегии адвокатов, на территории которой производятся указанные процессуальные действия.
2. В постановлении о производстве обыска (выемки) или осмотра должен быть указан перечень вещей, документов, которые планируется обнаружить, выявить и (или) изъять. Изъятие иных объектов не допускается, за исключением предметов и документов, изъятых из оборота. В ходе обыска, осмотра и (или) выемки в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его клиентов, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства.
3. До начала в отношении адвоката досудебного расследования или до привлечения его в качестве обвиняемого, если досудебное расследование было начато в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, осмотр жилых и служебных помещений, используемых для осуществления адвокатской деятельности, может быть произведен только в случае, если в указанных помещениях обнаружены признаки совершения преступления. В таком случае осмотр места происшествия без участия представителя коллегии адвокатов, на территории которой производится осмотр, допускается только при невозможности обеспечения его участия.».
5. В Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК («Казахстанская правда» от 12.07.2014 г. № 135 (27756); «Егемен Қазақстан» 12.07.2014 ж. № 135 (28359); Ведомости Парламента РК 2014 г., № 18-II, ст. 92):
1) статью 668 изложить в следующей редакции:
«Статья 668. Воспрепятствование законной деятельности адвоката.
1. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности адвоката либо коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторы, юридического консультанта, палаты юридических консультантов выразившееся в непредставлении, либо отказе от представления в установленные законодательством сроки либо представлении информации в неполном объеме или заведомо недостоверной информации по письменному запросу необходимых документов, материалов или сведений, требуемых для осуществления их профессиональных обязанностей, либо в отказе от принятия адвокатского запроса, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет штраф на должностных лиц в размере пятнадцати, на физических лиц (в том числе частных нотариусов и частных судебных исполнителей) в размере десяти, на должностных лиц - в размере пятнадцати, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере двадцати месячных расчетных показателей.
2. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности адвоката либо коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторы, выразившееся в непредоставлении свободного доступа в административные здания судов, прокуратуры и органов, ведущих уголовный процесс, либо в ограничении права при выполнении поручения использовать технические средства, либо в необеспечении условий, обеспечивающих конфиденциальность свидания и общения адвоката с клиентом или иные действия, направленные на воспрепятствование законной деятельности адвокатов, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц - в размере тридцати и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в размере сорока месячных расчетных показателей.
3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания,
- влекут штраф на физических лиц - в размере тридцати, на должностных лиц в размере сорока и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.»;
2) в статье 748:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. В качестве защитников участвуют адвокаты и юридические консультанты. Наряду с адвокатами и юридическими консультантами в качестве защитников допускаются супруг (супруга), близкие родственники или законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве защитников, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, определяемом законодательством.»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«Адвокат и/или юридический консультант не вправе отказаться от участия в качестве защитника по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.»;
3) пункт 2 статьи 749 изложить в следующей редакции:
«2. Если при наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, защитник не приглашен самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, его законными представителями, а также другими лицами по его поручению, судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны обеспечить участие защитника на соответствующей стадии производства, о чем ими выносится постановление. Постановление направляется для исполнения в коллегию адвокатов и/или в палаты юридических консультантов соответствующей административно территориальной единицы области, города республиканского значения, столицы или ее структурные подразделения и подлежит исполнению в срок не более двадцати четырех часов с момента его получения.»;
4) пункты 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 750 изложить в следующей редакции:
«3. В тех случаях, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение двадцати четырех часов, судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе предложить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пригласить другого защитника или принять меры к назначению защитника через коллегию адвокатов и/или палату юридических консультантов. Судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, не вправе рекомендовать лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пригласить в качестве защитника определенное лицо.
4. В случае административного задержания, если явка защитника, избранного лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, невозможна в течение трех часов, судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предлагают лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пригласить другого защитника, а в случае отказа принимает меры к назначению защитника через коллегию адвокатов и/или палаты юридических консультантов.
5. Оплата труда адвоката и юридического консультанта производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при наличии оснований обязаны освободить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда производится за счет бюджетных средств.
6. Расходы по оплате труда адвоката и/или юридического консультанта производятся за счет бюджетных средств и в случае, предусмотренном частью второй 749 настоящего Кодекса, когда адвокат и/или юридический консультант участвовал в производстве по делу по назначению.
7. Адвокат и/или юридический консультант вступает в дело об административном правонарушении в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката или юридического консультанта и письменного уведомления о защите (представительстве), предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Истребование иных документов, подтверждающих полномочия адвоката и/или юридического консультанта на ведение конкретного дела, запрещается. Другие лица, указанные в части второй статьи 748 настоящего Кодекса, представляют документы, подтверждающие их право на участие в деле в качестве защитника (свидетельство о браке, а также документы, указанные в части третьей статьи 746 и части третьей статьи 747 настоящего Кодекса).».
6. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V ЗРК («Казахстанская правда» от 03.11.2015 г., № 210 (28086); «Егемен Қазақстан» 03.11.2015 ж., № 210 (28688); Ведомости Парламента РК 2015 г., № 20-VI, cт. 114):
в статье 112:
подпункт 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:
«2) истцов по спорам о возмещении любого вреда, причиненного повреждением здоровья;»;
пункт 1 дополнить подпунктами 8), 9), 10) и 11) следующего содержания:
«8) истцов по спорам о взыскании алиментов;
9) истцов по спорам, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Кодекса;
10) истцам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах»;
11) истцам по искам о возмещении ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.».
7. В Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года №120-VI ЗРК («Казахстанская правда» от 26.12.2017 г., № 247 (28626); «Егемен Қазақстан» 26.12.2017 ж., № 247 (29228); Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде от 28.12.2017; Ведомости Парламента РК 2017 г., № 22, cт. 107):
пункт 3 статьи 30 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
«4) по письменному запросу адвоката либо юридического консультанта, связанному с оказанием им юридической помощи.».
8. В Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК (Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде, 10.07.2020, «Егемен Қазақстан» 08.07.2020 ж., № 130 (29859); «Казахстанская правда» от 08.07.2020 г., № 130 (29257), Ведомости Парламента РК 2020 г., № 15-II, cт. 76):
в статье 273: