|
|
|
Приказ и.о. Генерального Прокурора Республики Казахстан от 10 июля 2020 года № 85 (с изменениями по состоянию на 07.10.2022 г.)
Преамбула изложена в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.09.22 г. № 195 (введен в действие с 7 октября 2022 г.) (см. стар. ред.) В соответствии со статьей 737-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила ведения Единого реестра административных производств. 2. Комитету по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Комитет) обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан; 3) направление копии настоящего приказа для сведения заинтересованным государственным органам, руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, прокурорам областей, городов республиканского значения, столицы и приравненным к ним, а также территориальным органам Комитета. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 января 2021 года.
приказом и.о. Генерального Прокурора Республики Казахстан от 10 июля 2020 года № 85
Правила ведения Единого реестра административных производств
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила ведения Единого реестра административных производств (далее - Правила) устанавливают порядок ведения Единого реестра административных производств для органов (должностных лиц), уполномоченных возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях. Пункт 2 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) 2. В настоящих Правилах используются следующие понятия: 1) информационный учетный документ (далее – ИУД) - материальный (бумажный, магнитный, оптический) носитель правовой статистической информации установленного образца, на основании которого формируются данные государственной правовой статистики и специальных учетов; 2) единый реестр административных производств (далее – ЕРАП) – информационная система, в которой содержатся вносимые сведения об административных правонарушениях, лицах, их совершивших, принятых по ним решениях, а также осуществляется ведение дел об административных правонарушениях в электронной форме; 3) мобильное приложение ЕРАП (далее – МП ЕРАП) – компонент ЕРАП, предназначенный для возбуждения дела об административном правонарушении посредством планшетного компьютера; 4) публичный сектор ЕРАП – функционал ЕРАП, позволяющий участникам производства по делам об административных правонарушениях посредством Интернета с соблюдением требований информационной безопасности и конфиденциальности получить удаленный доступ к материалам дела об административном правонарушении, производство которого осуществляется в электронной форме, а также подавать жалобы, заявления и ходатайства; 5) пользователь ЕРАП (далее – пользователь) – орган (должностное лицо), который в пределах своей компетенции использует ЕРАП для выполнения конкретных функций; 6) процессинговый центр ЕРАП (далее – ПЦ ЕРАП) – компонент ЕРАП, предназначенный для обработки административных правонарушений, зафиксированных сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме; 7) укрытое административное правонарушение – правонарушение, по которому, несмотря на наличие поводов и основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренных статьей 802 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП), умышленно не приняты меры к возбуждению дела об административном правонарушении; 8) планшет подписи – специализированное периферийное устройство, состоящее из графического планшета и пишущего пера (стилус), позволяющее создавать цифровой аналог рукописной подписи ее владельца; 9) медиа-файлы – видео, фото и аудио материалы, которые по решению лица, ведущего административное производство, подлежат приобщению к материалам дела об административном правонарушении; 10) уполномоченный орган – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и его территориальные органы; 11) электронный документ – документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронно-цифровой подписи; 12) электронно-цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания. Пункт 3 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) 3. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии со статьей 737-1 КоАП. Пункт 4 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) 4. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении в бумажной форме орган (должностное лицо) в течение суток после принятия процессуального решения выставляет ИУД: «О возбуждении дела об административном правонарушении» (далее – ИУД формы 1-АВ) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам; «О ходе движения, рассмотрения дела об административном правонарушении и о порядке исполнения административного взыскания» (далее – ИУД формы 1-АП) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. При выставлении ИУД орган (должностное лицо) обеспечивает вложение в ЕРАП оригиналов процессуальных документов и имеющихся в деле документов, собранных в рамках осуществления производства (в виде PDF, JPEG, PNG, SVG, Tiff -документов), за исключением документов, содержащих государственные секреты. Правила дополнены пунктом 4-1 приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 4-1. ИУД «О лишении права управления транспортными средствами и приостановлении действия водительского удостоверения» (далее – ИУД формы 2-ЛП) по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам территориальный орган внутренних дел (полиция) выставляет в ЕРАП в течение суток с момента получения: 1) запроса об исполнении наложенного взыскания на лицо, проживающего на территории Республики Казахстан, направленного компетентным органом государства в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, ратифицированной Законом Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения»; 2) судебного акта о приостановлении действия водительского удостоверения, принятого судом Республики Казахстан; 3) судебного акта об отмене или изменении постановления о лишении права управления транспортными средствами или приостановлении действия водительского удостоверения, принятого судом Республики Казахстан. Данные о приостановлении действия водительского удостоверения снимаются территориальными органами внутренних дел (полицией) в ЕРАП в течение суток с момента получения от судебного исполнителя данных об исполнении судебного акта, на основании которых было вынесено решение о приостановлении действия водительского удостоверения. Данные о лишении лица права управления транспортными средствами автоматически снимаются в ЕРАП по истечении срока, указанного в судебном акте, принятого судом Республики Казахстан. Правила дополнены пунктом 4-2 приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 4-2. При отсутствии доступа к ЕРАП, ИУД выставляется в день его появления с письменным уведомлением территориального уполномоченного органа. Если окончание срока, указанных в пунктах 4, 4-1 настоящих Правил, приходится на выходной или праздничный день, то ИУД выставляется на следующий рабочий день. При невозможности своевременного вложения в ЕРАП оригиналов документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, вследствие отдаленности нахождения органа (должностного лица) или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации они подлежат вложению в срок не более одного месяца после принятия процессуального решения. Пункт 5 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) 5. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении в электронной форме соответствующие процессуальные решения автоматически формируются в форме электронного документа после заполнения органом (должностным лицом) реквизитов ИУД форм 1-АВ и 1-АП. 6. При формировании PDF-документа орган (должностное лицо), обеспечивает его качество для возможности прочтения и сохранность оригиналов бумажных документов и материалов до окончания срока рассмотрения дела об административном правонарушении. 7. Файловые документы и медиа-файлы, относящиеся к делу и (или) являющиеся вещественными доказательствами вкладываются в ЕРАП, а в случае невозможности приобщаются к материалам дела с указанием в протоколе в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Приобщенные к материалам дела вещественные и иные доказательства представляются для рассмотрения административного дела по существу нарочно. До этого времени орган (должностное лицо) обеспечивает их сохранность. 8. Удостоверение процессуальных и иных документов, составленных в электронной форме, осуществляется участниками административного производства путем заверения ЭЦП или посредством планшета подписи. При ведении административного производства в МП ЕРАП подписание осуществляется с использованием программного обеспечения планшетного компьютера. При отсутствии технической возможности пользователь обеспечивает подписание составленных документов участниками производства в бумажной форме с последующим их вложением в ЕРАП в виде PDF-документа. 9. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется судами в информационной системе судебных органов, из которой в ЕРАП передаются сведения о результатах рассмотрения, с ссылками на соответствующие процессуальные решения.
Глава 2 изложена в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) Глава 2. Особенности ведения ЕРАП по административным правонарушениям
Параграф 1. Возбуждение дела об административном правонарушении в ЕРАП
10. При составлении протокола об административном правонарушении в электронной форме участникам производства по делу об административном правонарушении сообщается о его размещении на веб-портале «электронного правительства» и (или) информационном сервисе уполномоченного органа, о чем делается соответствующая отметка в нем. По просьбе лица (представителя лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в электронной форме, помимо способов, указанных в части 8 статьи 803 КоАП, допускается направление копии протокола на абонентское устройство сотовой связи (компьютерный планшет или переносной компьютер) с использованием сети передачи данных. В этом случае орган (должностное лицо) обеспечивает фиксацию факта передачи копии протокола. Аналогичный порядок уведомления участников производства по делу об административном правонарушении и предоставления копии постановления применяется при наложении административного взыскания в электронной форме в виде предупреждения согласно требованиям статьи 823 КоАП. 10-1. При составлении протокола об административном правонарушении в электронной форме, вынесении постановления о наложении административного взыскания в электронной форме в виде предупреждения, заполнении ИУД формы 1-АВ в существе административного правонарушения прописываются полные его обстоятельства. Указание только наименования статьи КоАП или содержания нарушенных правил не допускается. 11. При составлении протокола об административном правонарушении в электронной форме правонарушитель проверяется в ЕРАП по следующим видам специальных учетов уполномоченного органа: 1) лиц, привлеченных к административной ответственности; 2) лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение уголовного правонарушения; 3) лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными.
Параграф 2. Возбуждение дела об административном правонарушении в ПЦ ЕРАП
11-1. ПЦ ЕРАП при наличии основания для возбуждения дела об административном правонарушении, собственнику (владельцу) транспортного средства в соответствии с положениями статьи 822-1 КоАП направляет предписание о необходимости уплаты штрафа. Уведомление (извещение) по предписанию о необходимости уплаты штрафа доставляется ПЦ ЕРАП автоматически текстовым сообщением через номер 1414 на абонентский номер сотовой связи, указанный собственником (владельцем) транспортного средства на веб-портале «электронного правительства» и (или) информационном сервисе уполномоченного органа, для получения уведомлений о вынесенных в его адрес предписаниях. При невозможности доставления уведомления (извещения) на абонентский номер сотовой связи собственника (владельца) транспортного средства, предписание о необходимости уплаты штрафа доставляется другими способами, указанными в части 4-1 статьи 743 КоАП. В текстовом сообщении по предписанию о необходимости уплаты штрафа указывается информация о номере предписания, сумма штрафа, а также ссылки на информационные ресурсы, где можно ознакомиться с предписанием. 11-2. Административное правонарушение, зафиксированное сертифицированными специальными контрольно - измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, по которому не установлен собственник (владелец) транспортного средства ПЦ ЕРАП относит в категорию неустановленных. Обоснованность автоматического отнесения ПЦ ЕРАП административного правонарушения в категорию неустановленных, проверяется в течение пяти суток со дня его фиксации сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами с принятием мер по установлению лица, управляющим транспортным средством. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато в соответствии с подпунктом 5) части 1 статьи 741 КоАП, если в течение двух месяцев со дня фиксации сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, административного правонарушения не установлено лицо, совершившее его, а также отсутствуют данные о совершении нового административного правонарушения. 11-3. В категорию неустановленных также относят административные правонарушения, где по данным ПЦ ЕРАП собственник (владелец) транспортного средства значится или объявлен умершим, ликвидирован, как юридическое лицо, либо не подлежит привлечению к административной ответственности, с принятием мер по установлению лица, управляющим транспортным средством. В течение трех суток со дня установления лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, ПЦ ЕРАП выносит предписание о необходимости уплаты штрафа с учетом положений, предусмотренных статьей 62 КоАП, и доставляет на указанный им почтовый адрес. Производство по делу об административном правонарушении не подлежит началу, если принятыми мерами установлено, что административное правонарушение совершено транспортным средством под управлением лица, неподлежащего к административной ответственности. Одновременно принимаются меры по недопущению управления транспортными средствами такими лицами. 11-4. При выявлении укрытого административного правонарушения путем необоснованного перевода в категорию неустановленных, отказа в начале производства, а также незаконного прекращения производства по административному делу, незамедлительно принимаются меры к возбуждению производства по нему с учетом положений, предусмотренных статьей 62 КоАП. 11-5. В соответствии с частью 1 статьи 31 КоАП возбуждается административное производство в отношении собственника (владельца) транспортного средства, чей регистрационный номерной знак указан сертифицированными специальными контрольно - измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, при: неверном определении сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, регистрационного номерного знака транспортного средства; автоматическом формировании предписания о необходимости уплаты штрафа, после поступления заявления от лица, кому оно было направлено.
Параграф 3. Публичный сектор ЕРАП
12. ЕРАП посредством публичного сектора предоставляет участникам производства по делам об административных правонарушениях в электронной форме, с момента приобретения ими процессуального статуса, доступ к соответствующим материалам административного дела, а также к подаче ходатайства, жалобы, заявления и получению на них ответы в электронной форме. Доступ к материалам административного дела, производство которого осуществляется в электронной форме, предоставляется лицом, ведущим производство по делу об административном правонарушении в объеме, который не противоречит интересам государства и не связан с нарушением прав и законных интересов других лиц. При отсутствии ЭЦП и (или) подключения к сети Интернет участники производства знакомятся с материалами административного дела, производство которого осуществляется в электронной форме, путем воспроизведения или предоставления (для личного ознакомления) органом (должностном лицом), ведущим производство по делу об административных правонарушениях в электронной форме соответствующих материалов, с возможностью получения электронной копии.
Глава 3. Особенности ведения ЕРАП при рассмотрении дел об административном правонарушении и исполнения административного взыскания
13. Привлекаемые в рамках рассмотрения электронного административного дела эксперты и специалисты составляют заключение в соответствии со статьей 773 КоАП. При невозможности составить заключение в форме электронного документа, бумажный вариант заключения переводится лицом, ведущим административный процесс, в PDF-документ и прикладывается к материалам дела. 14. Жалоба и (или) протест, поступившие в орган (должностному лицу), ведущему производство по делу об административных правонарушениях в бумажной форме подлежат переводу в PDF-документ с последующим вложением в ЕРАП. Аналогичный порядок распространяется на поступившие в бумажной форме заявления о пересмотре дел (по вступившим в законную силу постановлениям и предписаниям) и жалобы на действия (бездействия) и решения органа (должностного лица). Примечание: Данный порядок действий применяется при ведении дела в электронной форме, а также в случаях вложении материалов дела в ЕРАП в виде PDF-документов. Пункт 15 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) 15. В течении десяти суток после истечения срока добровольной уплаты штрафа и при не поступлении сведений о произведенной оплате, орган (должностное лицо) направляет на принудительное исполнение в электронной форме справку из ЕРАП об отсутствии сведений о произведенной оплате, постановление о наложении штрафа или предписание о необходимости уплаты штрафа государственным судебным исполнителям или региональным палатам частных судебных исполнителей или администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов.
Заголовок главы 4 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) Глава 4. Особенности выставления, редактирования, удаления и хранения ИУД
16. ИУД формы 1-АВ заполняется на каждое дело об административном правонарушении при его возбуждении. При совершении лицом нескольких административных правонарушений ИУД выставляется на каждое правонарушение с присвоением отдельного номера. 17. ИУД формы 1-АП заполняется только после выставления ИУД формы 1-АВ по результатам принятия следующих решений по возбужденному делу об административном правонарушении: 1) о передаче материала (протокола); 2) об объединении материалов (протоколов); 3) о рассмотрении материала (протокола) с вынесением постановления о наложении взыскания или прекращении/освобождении; 4) о передаче материала на принудительное исполнение; 5) об исполнении взыскания; 6) об отсрочке исполнения взыскания; 7) об обжаловании (опротестовании) постановления по делу об административном правонарушении. При этом на каждое принятое решение заводится отдельный ИУД. Пункт 18 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) 18. При установлении фактов несоответствия внесенной в ЕРАП информации материалам административного дела принимаются меры по устранению выявленных нарушений путем редактирования сведений или удаления ИУД. Редактирование сведений заключается в изменении и (или) дополнении данных реквизитов ИУД в ЕРАП. Изменение и (или) дополнение данных реквизитов ИУД производится территориальным уполномоченным органом на основании письменного обращения органа (должностного лица), которое подается в течение суток с момента обнаружения расхождений с материалами дела об административном правонарушении с приложением подтверждающих материалов. Удаление ИУД в ЕРАП производится начальником отдела территориального уполномоченного органа, курирующим данное направление, с указанием причины удаления. Не подлежат изменению и (или) дополнению данные реквизитов ИУД, удалению ИУД, сформированные на основании процессуальных решений, принятых при ведении производства по делам об административных правонарушениях в электронной форме. 19. Анкетные данные лиц, привлеченных к административной ответственности, подлежат заполнению в ЕРАП на языке документа, удостоверяющего личность. 20. Сведения о лицах, привлеченных к административной ответственности, в соответствии со статьей 61 КоАП находятся на учете в течение одного года с момента окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. 21. Сведения о несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности, хранятся в течение шести месяцев с момента исполнения постановления о наложении административного взыскания (статья 72 КоАП). 22. Сведения о лицах, привлеченных к административной ответственности за совершение административных коррупционных правонарушений, хранятся в течение трех лет со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания (статья 13 Закона Республики Казахстан 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»).
Заголовок главы 5 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) Глава 5. Разграничение полномочий при ведении ЕРАП
23. Органам (должностным лицам), ведущим производство по делу об административных правонарушениях, предоставляется доступ к находящимся у них в производстве электронным административным делам, либо находящимся в производстве подчиненных им лиц, ведущих административное производство. Прокурор обладает доступом к административным делам, по которым им осуществляется надзор. 24. Органами (должностными лицами), ведущими производство по делам об административных правонарушениях, определяется перечень пользователей ЕРАП, их полномочия и уровень доступа к электронным административным делам по конкретным территориальным и структурным подразделениям. На основании указанного перечня уполномоченным органом определяются права доступа пользователей ЕРАП. 25. В целях обеспечения законности производства по делам об административных правонарушениях и ведомственного контроля обеспечивается доступ в ЕРАП к электронным административным делам руководителей центральных, областных (и приравненных к ним), городских (районных и приравненных к ним) органов, ведущих производство по делу об административном правонарушении, их заместителей, начальникам управлений и отделов, работникам центральных и областных аппаратов органов, осуществляющих ведомственный зональный контроль (кураторство), по подчиненным и нижестоящим структурным подразделениям. 26. Органы (должностные лица), ведущие производство по делам об административных правонарушениях обеспечивают: 1) достоверность вводимой в ЕРАП информации в соответствии с обстоятельствами и материалами дела об административном правонарушении; 2) своевременность заполнения ИУД в ЕРАП; 3) неразглашение данных, полученных в ходе ведения административного производства, в соответствии с действующим законодательством. 27. Вопросы обеспечения информационной безопасности реализуются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Приложение 1 изложено в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 05.01.22 г. № 3 (см. стар. ред.) Приложение 1 к Правилам ведения Единого реестра административных производств
форма
Информационный учетный документ «О возбуждении дела об административном правонарушении»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |