Указ Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2018 года № УП-5441
О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов
За последние годы в стране в качестве важнейшей составной части судебно-правовых реформ осуществлена значительная работа по повышению роли и значения адвокатуры, являющейся одним из эффективных институтов обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Последовательно реализованы меры, направленные на организацию должного функционирования принципа состязательности сторон на всех стадиях судопроизводства, создана необходимая законодательная база для осуществления профессиональной деятельности адвокатов.
Вместе с тем анализ показывает, что адвокатура все еще не смогла превратиться в надежный правозащитный институт, пользующийся доверием у населения, имеется ряд факторов, препятствующих полной реализации прав адвокатов и не способствующих оказанию ими качественной юридической помощи. В их числе:
первое, отдельными работниками органов дознания и предварительного следствия допускается воспрепятствование доступу адвокатов к своим доверителям (подзащитным) по формальным причинам, действующие механизмы рассмотрения жалоб адвокатов в подобных ситуациях не обеспечивают эффективное предотвращение случаев воспрепятствования адвокатской деятельности;
второе, запросы адвокатов, направляемые в различные организации для эффективной защиты прав и интересов физических и юридических лиц, во многих случаях игнорируются, прежде всего должностными лицами государственных органов, не определены конкретный порядок и сроки рассмотрения запроса адвоката, ответственность за представление заведомо ложной или недостоверной информации;
третье, роль Палаты адвокатов Республики Узбекистан (далее - Палата адвокатов) в качестве защитника института адвокатуры сведена к минимуму, ее взаимодействие с адвокатами ограничивается сбором статистики и характеризуется излишней бюрократизацией;
четвертое, действующие организационно-правовые формы адвокатских структур не способствуют развитию конкуренции на рынке оказания юридических услуг, оказание юридических консультационных услуг не разграничено от адвокатской деятельности, что негативно влияет на развитие сферы;
пятое, система лицензирования адвокатской деятельности не учитывает разделение юридической практики на соответствующие сферы, что отрицательно влияет на специализацию адвокатской профессии;
шестое, допускается существенное административное воздействие при рассмотрении вопросов приостановления и прекращения действия адвокатской лицензии, вследствие чего подрывается самостоятельность и независимость адвокатуры;
седьмое, из-за недостаточной компетентности, недобросовестного отношения к своим профессиональным обязанностям часто встречаются факты нарушения адвокатами требований Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката, что вызывает недовольство их доверителей (подзащитных).