|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 28. Лица, подлежащие административной ответственности Административной ответственности подлежат: 1) физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; 2) юридическое лицо.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Административная ответственность - это правовая реакция государства на проявление административной противоправности. Административное наказание представляет собой обязательное претерпевание правонарушителем правоограничений, назначаемых в связи с совершением неправомерных действий (бездействия). Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий[81]. Лица, подлежащие административной ответственности, прежде всего, должны соответствовать общетеоретическим качествам субъекта правоотношений, обладающими совокупностью установленных нормами качеств, дающих им возможность быть носителями юридических прав и обязанностей, т.е. правосубъектностью. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Правоспособность физических лиц не зависит от возраста и состояния психики, она возникает в момент рождения и прекращается смертью. Правоспособность юридических лиц возникает в момент их образования. Дееспособность - это обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности. Разновидностью дееспособности является деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения[82]. Законодатель в ст. 28 КоАП закрепляет, что лица, подлежащие административной ответственности, делятся на две группы: физические и юридические лица. В пп. 1) комментируемой нормы закреплены основные признаки физического лица - субъекта административного правонарушения. Исходя из содержания данной нормы выделяются следующие признаки: - физическое лицо; - вменяемость лица; - 16-летний возраст. Понятие физического лица закреплено в ст. 12 ГК, под которыми понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. Вменяемость, как признак субъекта правоотношений, содержит в себе несколько составляющих, к которым относятся: воля - как способность руководить своими действиями; сознание - как способность осознавать противоправный (общественно опасный) характер своих действий. Любые данные, указывающие на отсутствие данных способностей лица, могут стать основанием для признания такого лица невменяемым. Более подробно данный признак регламентируется ст. 29 КоАП. Возраст, как критерий правосубъектности, является ключевым при формировании любых правоотношений. К примеру, гражданское законодательство классифицирует физических лиц по следующим возрастам: - недееспособные до 14 лет (малолетние) ст. 23 ГК; - ограниченно дееспособные от 14 до 18 лет ст. 22 ГК; - эмансипированные дееспособные 16-летние ст. 22-1 ГК. Для административно-деликтного права законодатель установил 16 лет, как возраст, с которого возможно наложение административной ответственности на физическое лицо. При этом, привлечение лица в возрасте от 16 до 18 лет, являющегося несовершеннолетним, имеет свои особенности, которые закреплены в главе 9 Кодекса. По общему правилу привлечение лица к административной ответственности допустимо с 16-летнего возраста. При этом законодатель в Особенной части Кодекса допускает, что субъектом административного правонарушениям может быть несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет - ст. 435 «Хулиганство, совершенное несовершеннолетним», ст. 448 «Вандализм несовершеннолетних», а также правонарушения, предусмотренные ч.3 ст. 436, ч. 3 ст. 438 Кодекса. При установлении возраста важное значение имеет его совпадение с моментом оконечности совершения административного правонарушения, так как для некоторых правонарушений необходимо полное совершение противоправных действий и наступление общественно-опасных последствий, а для некоторых достаточно начала противоправного деяния. Возникающие проблемы при установлении возраста несовершеннолетнего в практике привлечения к ответственности по таким правонарушениям; как нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей (ст. 442); приставание в общественных местах (ст. 449), - разрешаются путем назначения экспертиз в порядке ст. 772 КоАП. Особенно это проявляется по лицам, не имеющим документов или в отношении лиц без гражданства, занимающихся попрошайничеством. Подпункт 2) комментируемой нормы гласит, что юридические лица также подлежат административной ответственности. При этом неважно, какого вида и формы является юридическое лицо - коммерческое (преследующее извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности) либо некоммерческое (не имеющее извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющее полученный чистый доход между участниками). Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 33 ГК). Административно-деликтное законодательство устанавливает ответственность юридических лиц за совершение отдельных правонарушений, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса. Как правило, к числу таких составов относятся правонарушения в области предпринимательской деятельности, промышленности, энергетики и др. При установлении ответственности юридических лиц необходимо учитывать правопреемство при их реорганизации. Так, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них, в соответствии с разделительным балансом, переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 46 ГК).
Статья 29. Невменяемость Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ В связи с тем, что вменяемость является обязательным признаком субъекта административного правонарушения, законодатель в данной норме закрепляет понятие невменяемости. Данное понятие является общим для деликтного права, в частности, и для уголовного законодательства (ст. 16 УК). Вменяемость является психическим свойством личности, поэтому невменяемость является основанием освобождения от ответственности именно физических лиц. Исходя из содержания данной нормы, невменяемость содержит несколько конструктивных элементов: - способность осознавать фактический характер своих действий (бездействия); - способность осознавать опасность своих действий (бездействия); - способность руководить своими действиями. Ученые классифицируют данные элементы по юридическому, (психическому) - способность лица осознавать и медицинскому (биологическому) критериям - способность лица руководить своими действиями (бездействием)[83]. Совокупное наличие этих критериев может служить основанием для признания лица невменяемым. Способность осознавать фактический характер действия (бездействия) лица предполагает понимание им самим реальности его действий в объективной действительности. Осознание лицом опасности действия (бездействия) предполагает понимание угрозы интересам общества и отдельным индивидам, их здоровью и отдельным правам. Понимание того, что его деяние является социально значимым и может повлечь нарушение установленных правил. Способность руководить своими действиями свойственна лицу, действующему или поступающему по своей воле, желанию и убеждению. Первопричиной прокомментированных выше элементов невменяемости является психика личности. Психические отклонения, влияющие на юридическую оценку поведения человека, законодателем классифицированы на следующие группы: - хроническое психическое заболевание; - временное психическое расстройство; - слабоумие; - иное болезненное состояния психики. К числу хронических психических заболеваний, влияющих на вменяемость человека относятся шизофрения, аффективное расстройство (мании), диссоциативное расстройство идентичности (раздвоение личности) и др. Данные заболевания характеризуются длительным и устойчивым характером, имеют затяжную и, зачастую, прогрессирующую этиологию. Временное психическое расстройство представляет собой аномальное состояние психики человека, при котором он не мог осознавать и руководить своими действиями. К этой группе могут относиться психозы, амнезии, патологические опьянения и аффект. Особенностью данной категории психических аномалий является их временной характер, внезапные начало и завершение. Слабоумие представляет собой не одно, а комплекс психических расстройств, характеризующихся стойким оскудением и упрощением психической деятельности, ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения[84]. К иным болезненным состояниям психики относятся состояния, которые не являются психической болезнью, но сопровождаются различными временными расстройствами психики. Например, острые галлюцинаторные бредовые состояния, вызванные различными причинами, вызванные тяжелыми инфекциями, тяжелыми травмами, при опухолях мозга и др.[85]. Для освобождения от административной ответственности очень важен временной фактор. Нахождение человека в состоянии невменяемости должно совпадать с моментом совершения административного правонарушения. В зависимости от статьи Особенной части КоАП момент окончания совершения административного правонарушения может различаться. Физическое лицо должно находиться в состоянии невменяемости на момент окончания правонарушения. При производстве по административному правонарушению, совершенному физическим лицом в состоянии невменяемости, важно устанавливать, что психическое заболевание возникло у человека до правонарушения, а не возникло после его совершения. Если психическое заболевание возникло у лица после совершения им административного правонарушения, оно подлежит административной ответственности на общих основаниях, за исключением случаев когда такое лицо не излечилось к моменту привлечения к ответственности. Иное противоречило бы целям и задачам наложения административного взыскания. Необходимо исключать и случаи, когда виновное лицо страдало психическим заболеванием и излечилось от него до совершения административного правонарушения. В этом смысле необходимо различать недееспособность[86] и невменяемость, так как возможны случаи, когда лицо могло совершить административное правонарушение и в последующем быть признано недееспособным. Несомненно, категории «невменяемость» и «недееспособность» (ст. 26 ГК) имеют много общего, но отождествлять их ни в коем случае нельзя. Прежде всего, они различаются по сфере применения. Категория «невменяемость» подробно изучается и широко применяется в сфере уголовного права, а «недееспособность» — в сфере гражданского права. Невменяемость и недееспособность имеют сходные критерии: медицинский и юридический. Однако медицинский критерий «недееспособность» несколько уже подобного критерия «невменяемость». Соответственно, содержание понятия «недееспособность» уже понятия «невменяемость». Признание гражданина недееспособным, как правило, обращено в будущее, направлено на предупреждение совершения им необдуманных действий. Признание же лица невменяемым всегда направлено в прошлое, привязано к моменту совершения им правонарушения[87]. По всем делам о правонарушениях, совершенных невменяемым лицом, должны назначаться экспертизы, для установления таких вопросов как: - страдает ли лицо хроническим психическим заболеванием? если да, то каким? - страдает ли лицо слабоумием? - какова продолжительность во времени психического заболевания лица? - заболело ли лицо до или после совершения административного правонарушения? - находилось лицо в момент совершения правонарушения в состоянии периода психического расстройства или иного болезненного состоянии психики? - могло ли лицо в момент совершения правонарушения осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими? - и др. При этом при производстве по делу должны быть истребованы все документальные подтверждения психического заболевания: диспансерные справки, амбулаторные карты, истории болезней. Для принятия правильного и обоснованного решения по делу наравне с заключением эксперта и медицинскими документами необходимо собирать из показаний очевидцев, членов семей, соседей данные, подтверждающие психическое состояние лица. Только при оценке совокупности доказательств должно приниматься решение об освобождении от административной ответственности. В соответствии со ст.741 КоАП производство по делу об административном правонарушении, совершенное лицом в состоянии невменяемости не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Основанием прекращения такого дела является отсутствие состава правонарушения (п. 2,ч. 1, ст. 741 КоАП). Состояние невменяемости исключает из состава административного правонарушения субъективную сторону, а отсутствие одного из элементов состава правонарушения приводит к признанию события непротивоправным.
Статья 30. Административная ответственность должностных лиц Должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях. Примечание. Должностными лицами в настоящем Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Классическая триада субъектов публичных деликтов, а именно граждане, должностные лица и юридические лица, было хорошо известно советскому праву, которое существенно развило их теоретические основы, законодательные характеристики и расширило границы правоприменения (особенно в отношении должностных лиц и юридических лиц). Должностные лица подлежат административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая формулировка представляется слишком широкой, ибо в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является служебным (дисциплинарным) правонарушением, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность. Однако такая установка в КоАП никоим образом не ставит знак равенства между административным и дисциплинарным правонарушением, между административной и дисциплинарной ответственностью. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП. На практике часто возникает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер взыскания: административного и дисциплинарного. Если обратиться к Конституции, то она утверждает только о запрете повторной уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение (пп. 2) п. 3 ст. 77). КоАП по этому вопросу общего решения не предусматривает. Ответ на данный вопрос следует искать в Законе РК от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан». В соответствии с п. 2 ст. 45, дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарных проступков налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года со дня совершения проступка. В случае прекращения уголовного дела органом уголовного преследования или судом либо производства по делу об административном правонарушении, но при наличии в деяниях лица признаков совершения дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание налагается не позднее трех месяцев со дня принятия решения о прекращении уголовного дела, но не позднее одного года со дня совершения данного проступка. При этом в указанные сроки привлечения к дисциплинарной ответственности не включается время производства по уголовному делу либо административного производства. Таким образом, законодатель, вне зависимости от успеха дела (прекращения или нет), подразумевает о допустимости так называемой «двойной» ответственности за одно деяние — административной и дисциплинарной. Следует отметить, что в отличие от УК, КоАП дает более широкое определение понятию должностного лица. Под должностными лицами в КоАП понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления. В соответствии с пп. 15) ст. 1 Закона РК от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе», государственное учреждение - это некоммерческая организация, созданная государством и содержащаяся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК, если дополнительные источники финансирования не установлены законами Республики Казахстан, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно пп. 30) ст. 3 Бюджетного кодека РК от 4 декабря 2008 года, субъектами квазигосударственного сектора являются государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Понятие «органы местного самоуправления» определено в пп. 10) ст. 1 Закона РК от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», согласно которому это органы, на которые в соответствии с Законом возложены функции по решению вопросов местного значения. Из комментируемого вытекает, что понятие должностного лица содержит несколько составляющих элементов, которые находят свое отражение в Законе РК от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» (ст. 11 примечание): 1) Лицами, исполняющими управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора, признаются лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях. 2) Под организационно-распорядительными функциями подразумевается деятельность лиц по осуществлению предусмотренных законодательством и учредительными документами полномочий исполнительного органа организации. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий. 3) Под административно-хозяйственными функциями подразумевается осуществление лицами, на которых возложена полная материальная ответственность, деятельности в рамках предоставленных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организации. Также важным является установление временного фактора. Лицо должно выполнять все эти должностные функции именно во время совершения административного правонарушения, а не до или после его совершения. Только в этом случае лицо будет нести ответственность как специальный субъект правонарушения, как должностное лицо. Момент, с которого лицо может считаться должностным, связан с юридическим решением. Такое решение может быть оформлено приказом о назначении на должность или возложении обязанности, заключением договора, решением уполномоченного органа о создании избирательного участка и многое другое. Также необходимо учитывать и освобождение от выполнения своих обязанностей в установленном порядке. К таким случаям относятся: - нахождение в отпуске; - направление в командировку; - период временной нетрудоспособности в связи с болезнью; - дисциплинарное отстранение от занимаемой должности. Административная ответственность должностных лиц предусмотрена не только в категории коррупционных правонарушений. Ответственность такого специального субъекта предусмотрена по административным правонарушениям, связанным с выполнением правил и обязательств, соблюдением норм при выполнении определенных работ. К их числу можно отнести некоторые правонарушения, связанные со строительством (ст. 312, 313, 315), в области окружающей среды и природных ресурсов (ст. 324, 326, 333) и т.п. В диспозиции комментируемой нормы указано еще одно обязательное условие наступления административной ответственности должностных лиц - это служебные обязанности. В зависимости от должности служебные обязанности могут быть предусмотрены как законодательными нормами, так и корпоративными документами: уставами, приказами, распоряжениями и др. К примеру, ответственность работодателя за допуск лица к работе без заключения трудового договора или за невыплату заработной платы наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудового законодательства (ст. 86, 87 КоАП). В пример временного исполнения обязанностей или по специальному полномочию можно привести ответственность должностного лица за непредставление избирательной комиссии определенных сведений и материалов об избирателях, которая наступает вследствие неисполнения избирательного законодательства именно в период проведения избирательной кампании (ст. 101 КоАП). Необходимо отметить, что если административное правонарушение совершено должностным лицом вне служебных обязанностей, оно подлежит ответственности на общих основаниях. Содержание данной нормы предполагает, что лицо признается должностным только в связи с выполнением присущих функций. Это отражает объективную сторону совершенного административного правонарушения, которая должна быть закреплена в диспозиции соответствующей статьи, как и в приведенных выше примерах. Если должностное лицо направлялось в определенное место для выполнения своих служебных обязанностей на своем транспортном средстве и совершило дорожно-транспортное происшествие (ст. 611 КоАП), оно не будет нести ответственность как должностное лицо, а понесет его на общих основаниях. В приведенном примере путь следования не входит в круг служебных обязанностей, а также не охватывается объективной стороной данного правонарушения и не указан в качестве конструктивного элемента состава правонарушения в диспозиции нормы. Иначе будет разрешен вопрос об административной ответственности должностного лица, когда им не выполнена прямая обязанность, которая указана в диспозиции статьи и является конструктивным элементом состава административного правонарушения. Например, выпуск в эксплуатацию транспортных средств, имеющих технические неисправности, и иные нарушения правил эксплуатации, т.е. невыполнение лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, требований, установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 617 КоАП).
Статья 31. Особенности административной ответственности при фиксации правонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами 1. При фиксации административного правонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности за правонарушение, совершенное с участием этого транспортного средства, если в ходе проверки по его сообщению или заявлению будет установлено лицо, во владении которого оно находилось в момент фиксации правонарушения либо оно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Примечание. Владельцами транспортных средств в статьях настоящего Кодекса признаются физические лица, владеющие транспортным средством на праве собственности, а также физические лица, которым транспортные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, переданы во временное владение и пользование. Под сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами в статьях настоящего Кодекса следует понимать технические средства и приборы наблюдения и фиксации правонарушений, прошедшие метрологическую поверку, фото-, видеоаппаратуру, фиксирующие факт и время совершения правонарушения, вид, марку, государственный регистрационный номерной знак, а также скорость и направление движения транспортного средства.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. В соответствии со ст. 25 КоАП, под административным правонарушением законодатель признает противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность. Некоторые административные правонарушения могут быть зафиксированы специальными контрольно-измерительными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Данные технические средства сертифицируются Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Следует упомянуть, что комментируемая статья «перекочевала из старого КоАП», которая была в него включена в рамках Закона РК от 4 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения». Основная цель введенной нормы была борьба с коррупцией путем исключения из правоприменительной практики прямого контакта с сотрудником полиции, а также совершенствования надзора за дорожным движением. Данный порядок работает следующим образом. Согласно ст. 802 КоАП, одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются показания специальных автоматизированных измерительных средств, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов наблюдения, в том числе работающих в автоматическом режиме и фиксирующих совершение административного правонарушения в сфере автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения посредством фото-, видеосъемки дорожной ситуации, определения скорости и направления движения транспортного средства, действий других участников дорожного движения. Таким образом, технические средства измерений используются для определения скорости движения транспортных средств, весовых параметров тяжеловесных автотранспортных средств, а также для фиксирования иных правонарушений в области дорожного движение (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, нарушение правил маневрирования и др.). Особенностью комментируемой нормы, является то, что процесс возбуждения и привлечения к административной ответственности осуществляется в отсутствии водителя, а предписание о необходимости уплаты штрафа направляется собственнику транспортного средства. В соответствии с п. 25 ст. 1 Закона РК «О дорожном движении», водителем признается лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных[88]. В свою очередь в словаре Ожегова под собственником понимается владелец имущества, т.е. лицо, за которым закреплено право собственности. Часть 1 ст. 188 ГК гласит: Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом[89]. Разберем данные понятия более подробно. Собственность, как юридическая категория, означает принадлежность имущества определенным лицам - индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (право собственности в субъективном смысле)[90]. Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом. Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоду. Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах. Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества[91]. Водитель, управляя транспортным средством, пользуется правом владения и правом пользования, а право распоряжения транспортным средством принадлежит исключительно его собственнику. Таким образом, административное правонарушение, зафиксированное сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, может совершить водитель, который не является владельцем данного транспортного средства, но предписание о необходимости оплаты штрафа придет собственнику транспортного средства, если в базе данных не значится другое лицо, как управляющее данным транспортным средством по доверенности. Такое положение не в полной мере согласуется с основными принципами административного законодательства. По сути, бремя доказывания в этой части (частично) возлагается не на орган, а на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Это является своего рода платой за быстроту и простоту такого административного производства. Несомненно, привлечение невиновного нетерпимо. Однако следует констатировать, что такая редакция статьи, по сути, перекладывает бремя доказывания с административного органа на собственника. В случае если транспортным средством управлял не он, а другое лицо, то ему необходимо обратиться в орган административной практики с соответствующим заявлением. Такой прием зачастую используется нерадивыми гражданами, желающими избежать административной ответственности, которые при истечении сроков давности, установленных статьей 62 КоАП, обращаются в административные органы совместно с другим лицом с соответствующими заявлениями. Приборы автоматической фиксации настроены на установление вида, марки и государственного регистрационного номерного знака транспортного средства и лишь опционально позволяют зафиксировать внешность водителя, в отличие, например, от Германии, где установление личности водителя обязательно. В этой части мы с большим оптимизмом и ожиданиями смотрим в будущее, так как наблюдается прогресс в развитии сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов, работающих в автоматическом режиме. Также с применением данной нормы возникает проблема предоставления защитника лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. Как может подозреваемый в совершении административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения выразить свое несогласие с вменяемым ему правонарушением и воспользоваться услугами защитника, если уведомление (извещение) ему вручает почтальон, который вообще не является участником процесса об административном правонарушении? Часть 2. Как было определено выше за административные правонарушения, зафиксированные сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. В случаях когда в момент совершения административного правонарушения транспортное средство находилось во владении другого лица, либо выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, после надлежащего уведомления владельца транспортного средства, он имеет право обратиться в административную полицию, с заявлением о том, что данным транспортным средством он не владел в момент совершения правонарушения. Каким образом это может быть установлено: - идентификация по фото и видео водителя и собственника; - предоставление документов о передаче транспортного средства в доверительное управление; - заявление от лица, во владении которого находилось транспортное средство в момент совершения правонарушения; - предоставление копий заявлений об угоне транспортного средства; - предоставление документов, подтверждающих отсутствие владельца транспортного средства в населенном пункте, в котором было совершено правонарушение и др. Ученые-административисты выделяют одну из существенных проблем применения правила рассмотрения дела по месту фиксации правонарушении, ведь именно в орган, на территории обслуживания которого использовались специальные технические средства, поступают полученные материалы, что также снижает возможности защиты лица, в отношении которого ведется производство по делу, в случае проживания в другом регионе[92].
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |