Постановление Президента Республики Узбекистан от 25 мая 2018 года № ПП-3741
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы нотариата в качестве института предупредительного правосудия
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2024 г.)
В стране последовательно реализуются меры по реформированию нотариата, становлению его в качестве одного из важнейших институтов обеспечения прав физических и юридических лиц, призванного выполнять функции превентивного правосудия и предотвращения судебных споров.
Вместе с тем, в деятельности нотариальных контор имеется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих эффективной реализации государственной политики в судебно-правовой сфере и полноценному использованию потенциала нотариата для предупреждения экономических, семейных, наследственных, жилищных, трудовых и иных споров. В частности:
первое, низкий уровень качества и оперативности предоставляемых населению нотариальных услуг, длинные очереди в нотариальных конторах, непрозрачность взимания государственных пошлин и иных сборов, а также имеющиеся бюрократические барьеры и препоны снижают доверие населения к системе нотариата и оставляют возможность для коррупционных проявлений;
второе, действующая система нотариата, выполняющая в основном функции удостоверительного характера, не отвечает сегодняшним требованиям развития страны, отсутствует широкая практика совершения нотариальных действий непосредственно с выездом в населенные пункты. Система функционирования нотариата отстает от развития общества, которое требует ее перехода к более активной модели оказания комплексных нотариальных услуг;
третье, низкий уровень внедрения современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий, отсутствие должного электронного межведомственного взаимодействия не позволяют оперативно оказывать нотариальные услуги населению и требуют непосредственного физического посещения уполномоченных государственных организаций для сбора необходимых справок и документов. Не применяются аудио- и видеофиксация при оформлении наиболее оспариваемых нотариальных сделок в качестве профилактической меры;
четвертое, система переподготовки и повышения квалификации нотариусов и работников нотариальных контор не позволяет на системной основе решать вопросы формирования корпуса нотариата из числа высококвалифицированных кадров. Учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов не на должном уровне взаимоувязаны с нотариальной практикой;
пятое, длительная и сложная процедура прохождения стажировки не позволяет предпринимать необходимые меры для быстрого заполнения вакантных должностей нотариусов профессионально подготовленными кадрами;
шестое, не сформирован эффективный механизм контроля, в особенности дистанционного, за качеством и оперативностью оказания нотариальных услуг, надлежащим выполнением работниками нотариальных контор своих функциональных обязанностей.