|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за август 2022 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Банковское дело, кредитная деятельность
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам кинематографии, культуры и праздников. Внесены изменения и дополнения в следующие законодательные акты РК: 1. В Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года «О праздниках в Республике Казахстан» (изменения вводятся в действие с 30 сентября 2022 года)
Как видно из таблицы, изменениями возвращен праздник Дня Республики, отмечаемого 25 октября, который отнесен теперь к национальным праздникам. Вместе с тем из списка государственных праздников исключен День Первого Президента - 1 декабря. При этом национальный праздник День независимости теперь признан государственным праздником, который будет отмечаться только один день - 16 декабря. 2. В Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре» 3. В Закон Республики Казахстан от 3 января 2019 года «О кинематографии» См. Закон РК от 29.09.22 г. № 143-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 11.10.22 г., за исключением пункта 1 статьи 1, который вводится в действие со дня его первого официального опубликования - с 30.09.22 г.).
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности (см. сроки введения). Изменения и дополнения внесены в 5 Кодексов РК: 1. Гражданский кодекс РК (Общая часть); 2. Гражданский кодекс РК (Особенная часть); 3. Уголовно-процессуальный кодекс РК; 4. Предпринимательский кодекс РК; 5. Гражданский процессуальный кодекс РК. И в 35 Законов РК! 6. Закон РК «О Национальном Банке Республики Казахстан»; 7. Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; 8.Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; 9. Закон РК «О нотариате»; 10. Закон РК «Об аудиторской деятельности»; 11. Закон РК «О страховой деятельности»; 12. И др. Основные моменты по изменениям: По банковской деятельности: - совершенствование процесса согласования руководящих работников финансовых организаций; - расширение видов деятельности банков, банковских холдингов и дочерних организаций банков; - введение механизма конвертации микрофинансовой организации в банк. Закон позволяет повысить привлекательность финансового рынка для потребителей, обеспечит его динамичный рост и конкурентное развитие для эффективного удовлетворения нужд экономики. По страховому сектору: - внедрение социально важных продуктов накопительного страхования жизни; - расширение перечня гарантируемых видов страхования по социальным и массовым видам страхования; - предоставление гражданам возможности частичного возврата денег по договорам пенсионного аннуитета обратно в ЕНПФ; - повышение статуса и развитие деятельности страхового омбудсмана; - внедрение онлайн-урегулирования страховых случаев; - внедрение Европротокола, упрощающего оформление страховых выплат; - совершенствование системы ценообразования по обязательному автострахованию; По рынку ценных бумаг: - усиление мер защиты прав инвесторов на фондовом рынке посредством введения в периметр регулирования Агентства деятельности субъектов, оказывающих информационные и консультационные услуги на рынке, и инвестиционных консультантов, а также совершенствования корпоративного управления; - повышение роли фондового рынка в качестве канала для привлечения финансирования частным сектором; - пересмотр подходов к регулированию и надзору профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе путем внедрения пропорционального регулирования данных участников в зависимости от их системной значимости и масштабов деятельности; - создание правовых условий для хеджирования рисков казахстанских компаний в рамках генеральных соглашений Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA); - развитие рынка секьюритизации. См. Закон РК от 12.07.22 г. № 138-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 12.09.22 г., за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действие с 01.10.22 г., с 01.01.23 г., с 01. 07.23 г., с 01.01.24 г., с 01.01.25 г.).
Внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс). В частности, по всему тексту Кодекса слова «инвалидам», «инвалидов», «инвалидами» заменить соответственно словами «лицам с инвалидностью», «лиц с инвалидностью», «лицами с инвалидностью». Статья 191 «Нарушение порядка приобретения, хранения, учета, перевозки и торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему» Кодекса исключена. Статья 233 «Получение либо использование кредита, займа с нарушением законодательства Республики Казахстан» дополнена: «4. Неосвоение средств государственного внешнего займа в срок, установленный договором займа, - влечет штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей. Примечание. Для целей части четвертой настоящей статьи под должностным лицом следует понимать первого руководителя администратора бюджетной программы, ответственного за реализацию бюджетного инвестиционного проекта или институционального проекта, финансируемого за счет займов.»; Статья 637 «Нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи» Кодекса дополнена новым подпунктом 17) следующего содержания: «17) нарушения операторами связи правил оказания услуг связи, -»; Дополнить частями четырнадцатой и пятнадцатой следующего содержания: «14. Предоставление пользователям услуг связи не соответствующих по качеству стандартам, техническим нормам и показателям качества услуг связи - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи месячных расчетных показателей. 15. Деяние, предусмотренное частью четырнадцатой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.»; Также внесены другие изменения и дополнения. См. Закон РК от 11.07.22 г. № 137-VІI (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 11.09.22 г., за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действие с 01.01.24 г.).
С 4 сентября 2022 года внесены изменения и дополнения в 4 Закона РК по вопросам развития рынка стрессовых активов. Изменения и дополнения внесены в: 1. Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон о банках); В частности, статья 8 «Деятельность, запрещенная или ограниченная для банков и банковских холдингов» Закона о банках дополнена новым пунктом 7-1, который гласит: «7-1. В случае перехода в собственность банка залогового имущества, являвшегося обеспечением исполнения обязательств по договору банковского займа, в результате обращения на него взыскания банк обязан реализовать такое имущество путем проведения торгов (аукциона) в течение трех лет со дня перехода в собственность банка указанного имущества. Срок реализации земельного участка определяется с учетом особенностей, предусмотренных Земельным кодексом Республики Казахстан. В случае передачи банком жилища в аренду в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), утвержденной Национальным Банком Республики Казахстан, срок, установленный частью первой настоящего пункта для реализации залогового имущества, являвшегося обеспечением исполнения обязательств по договору банковского займа, продлевается на срок аренды. Требования, установленные частями первой и второй настоящего пункта, распространяются на организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Требование настоящего пункта не распространяется на случаи перехода в собственность банков акций или долей участия в уставных капиталах юридических лиц, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи.»; Статья 11-2 «Дочерние организации банков, приобретающие сомнительные и безнадежные активы родительского банка, и организация, приобретающая сомнительные и безнадежные активы, участниками которой являются банк и организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня» Закона о банках дополнена новыми пунктами 4-1 и 4-2, которые касаются дочерних организаций банка. Также дополнения внесены в статью 36-1 «Порядок передачи задолженности на досудебные взыскание и урегулирование или уступки права (требования)» закона о банках. Внесены другие изменения/дополнения. 2. Закон РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» (далее - Закон о кредитных бюро); Изменения коснулись статьи 18 «Поставщики информации», статьи 20 «Получатели кредитных отчетов» и статьи 24 «Информация, предоставляемая в кредитные бюро» Закона о кредитных бюро. 3. Закон РК «О микрофинансовой деятельности»; В частности, дополнено основное понятие, используемое в Законе «О микрофинансовой деятельности»: 7-1) сервисная компания - дочерняя организация банка, приобретающая сомнительные и безнадежные активы родительского банка, коллекторское агентство, обладающие в рамках договора доверительного управления правами (требованиями) по договорам банковского займа и (или) договорам о предоставлении микрокредита (далее - договор доверительного управления), заключенного с лицом, указанным в части первой пункта 4 статьи 36-1 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и (или) части первой пункта 5 статьи 9-1 настоящего Закона, полномочиями по доверительному управлению правами (требованиями) по договорам банковского займа и (или) договорам о предоставлении микрокредита, в том числе по изменению условий договора банковского займа и (или) договора о предоставлении микрокредита, по представлению интересов лица, с которым заключен договор доверительного управления, в суде, по приему от должника денег и (или) иного имущества, и иными полномочиями, предусмотренными настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и договором доверительного управления;»; Статья 3 «Микрофинансовая деятельность, порядок и условия предоставления микрокредитов» «О микрофинансовой деятельности» дополнена новой нормой: 7 В случае перехода в собственность микрофинансовой организации залогового имущества, являвшегося обеспечением исполнения обязательств по договору о предоставлении микрокредита, в результате обращения на него взыскания микрофинансовая организация обязана реализовать такое имущество путем проведения торгов (аукциона) в течение трех лет со дня перехода в собственность микрофинансовой организации указанного имущества. Срок реализации земельного участка определяется с учетом особенностей, предусмотренных Земельным кодексом Республики Казахстан. Требование, установленное настоящим пунктом, не распространяется на ломбарды. Также внесены другие изменения. 4. Закон РК «О коллекторской деятельности» (далее - Закон). В данном Законе, так же как и в Законе «О микрофинансовой деятельности» дополнено новое понятие сервисная компания (см. выше). Статья 14 «Права коллекторского агентства» Закона дополнена новым подпунктом 7-1) следующего содержания: «7-1) выступать в качестве сервисной компании в рамках договора доверительного управления. Коллекторское агентство в рамках договора доверительного управления вправе: по соглашению сторон изменять условия договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита в рамках предоставленных лицом, с которым заключен договор доверительного управления, полномочий. Изменение условий договора банковского займа и (или) договора о предоставлении микрокредита в одностороннем порядке допускается в случаях их улучшения для заемщика в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и частью второй пункта 6 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности»; представлять интересы лица, с которым заключен договор доверительного управления, в суде, в том числе в процессе взыскания задолженности и (или) обращения взыскания на предмет залога; принимать от должника в интересах лица, с которым заключен договор доверительного управления, деньги в безналичной форме и (или) иное имущество в счет погашения задолженности с последующей передачей таких денег и (или) такого имущества в его пользу; пользоваться услугами оценщиков, аудиторов, юристов и иных консультантов. Вознаграждение коллекторскому агентству, выступающему в качестве сервисной компании, а также расходы, связанные с доверительным управлением, оплачиваются (возмещаются) в соответствии с условиями договора доверительного управления лицом, которое приобрело права (требования) по договорам банковского займа и (или) договорам о предоставлении микрокредита;»; Также внесены другие изменения/дополнения. См. Закон РК от 04.07.22 г. № 133-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 04.09.22 г.).
С 3 сентября 2022 года внесены изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Внесены изменения и дополнения Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (далее - Кодекс). Часть третья статьи 62 «Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности» Кодекса дополнена абзацем третьим следующего содержания: «За совершение операции c деньгами и (или) иным имуществом, повлекшей легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.» Статья 214 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Кодекса дополнена частью 3-1 следующего содержания: «3-1. Непредоставление, несвоевременное предоставление юридическими лицами информации, сведений и документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 12-3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу - влекут штраф на субъектов малого предпринимательства, некоммерческие организации в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей.»; Кодекс дополнен новой статьей 214-1 следующего содержания: «Статья 214-1. Совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом, повлекшей легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем Совершение юридическим лицом операции с деньгами и (или) иным имуществом, полученными заведомо для физического лица этого юридического лица преступным путем, повлекшее придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными деньгами и (или) иным имуществом, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства, некоммерческие организации в размере семисот пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере одной тысячи, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей. Примечания. 1. Под физическим лицом в настоящей статье следует понимать лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридическом лице, указанном в абзаце первом настоящей статьи, или работника такого юридического лица, обладающего правом на совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом в соответствии с законами Республики Казахстан или уставом юридического лица, или бенефициарного собственника такого юридического лица, определенного подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 2. Юридическое лицо, добровольно заявившее о совершенной операции с деньгами и (или) иным имуществом, повлекшей легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, освобождается от административной ответственности, если в его действиях не содержится состав иного правонарушения.»; Также Кодекс дополнен новой статьей 722-2 следующего содержания: «Статья 722-2. Уполномоченный орган, осуществляющий финансовый мониторинг 1. Уполномоченный орган, осуществляющий финансовый мониторинг, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 214 (частью 3-1) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе первый руководитель уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг, его заместители и уполномоченные работники.»; См. Закон РК от 01.07.22 г. № 132-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 03.09.22 г.).
С 3 сентября внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также государственного ценового регулирования. Изменения и дополнения внесены в 3 Кодекса РК: 1. Уголовный кодекс РК; 2. Уголовно-процессуальный кодекс РК; 3. Предпринимательский кодекс РК (изменения введены в действие с 1 июля 2022 года). И в 10 Законов РК: 4. Закон РК «О Национальном Банке Республики Казахстан»; 5. Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Изменены Требования, предъявляемые к руководящим работникам банка и банковского холдинга (ст. 20). 6. Закон РК «О нотариате»; 7. Закон РК «О противодействии терроризму»; 8. Закон РК «Об игорном бизнесе»; 9. Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 10. Закон РК «Об информатизации»; 11. Закон РК «О лотереях и лотерейной деятельности»; 12. Закон РК «О платежах и платежных системах»; Статья 16 «Учетная регистрация платежной организации» Закона о платежах, дополнена новым пунктом 8: «8. Иностранные структуры без образования юридического лица, зарегистрированные в иностранном государстве (на территории), включенном (включенной) в составляемый уполномоченным органом по финансовому мониторингу перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), не могут прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться долями участия в уставном капитале платежных организаций. Косвенное владение долями участия в уставном капитале либо владение (голосование) долями участия в уставном капитале платежной организации предоставляет возможность определять решения юридического лица участника платежной организации через владение (голосование) долями участия в уставном капитале (акциями) других юридических лиц.»; Статья 19 «Требования к руководителю исполнительного органа платежной организации» Закона о платежах дополнена пунктом 4: «4. Запрещается избирать или назначать руководителем исполнительного органа платежной организации лицо, находящееся в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.» Также Закон о платежах дополнен новой статьей 19-1 следующего содержания: «Статья 19-1. Учредители и участники платежной организации Учредителями (участниками) (одними из учредителей, участников) платежной организации являются физические, юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, за исключением лиц: 1) в отношении которых имеется неснятая или непогашенная судимость либо вступившее в законную силу решение суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации; 2) находящихся в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также перечне организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.». 13. Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». См. Закон РК от 01.07.22 г. № 131-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 03.09.22 г., за исключением пункта 3 статьи 1, который вводится в действие с 01.07.22 г.).
О переименовании города Нур-Султана - столицы Республики Казахстан в город Астану - столицу Республики Казахстан. См. Указ Президента РК от 17.09.22 г. № 1017 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования - с 19.09.22 г.).
Дополнен перечень международных и государственных организаций, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты. Внесено дополнение в постановление Правительства РК от 9 апреля 2018 года № 177 «Об утверждении перечня международных и государственных организаций, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан», а именно, перечень международных и государственных организаций, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты, утвержденный данным постановлением, дополнен новой строкой, порядковый номер 99, следующего содержания: «99. Зеленый климатический фонд (ЗКФ/GCF)». Теперь в Перечень входят 99 организаций. Напомним, что данный Перечень утвержден в соответствии с подпунктом 13) пункта 1 статьи 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения» Налогового кодекса, который гласит: 13) грант - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе для достижения определенных целей (задач): государствами, правительствами государств - Республике Казахстан, Правительству Республики Казахстан, физическим, а также юридическим лицам; международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, чья деятельность носит благотворительный и (или) международный характер и не противоречит Конституции Республики Казахстан, включенными в перечень, устанавливаемый Правительством Республики Казахстан по заключениям государственных органов, - Республике Казахстан, Правительству Республики Казахстан, физическим, а также юридическим лицам; иностранцами и лицами без гражданства - Республике Казахстан и Правительству Республики Казахстан; См. постановление Правительства РК от 06.09.22 г. № 652 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования - с 18.09.22 г.).
Утверждены Правила и срок реализации пилотного проекта по администрированию НДС на товары, импортируемые на территорию РК. В соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Налогового кодекса утверждены Правила и срок реализации пилотного проекта по администрированию налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан. Пилотный проект реализуется с целью совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Республики Казахстан и дальнейшей реализации, мониторинга прозрачности показателей по объему импортируемых товаров, улучшения финансовых и налоговых показателей налогоплательщиков, а также внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс по администрированию НДС при импорте товаров. Срок реализации пилотного проекта - с 1 октября 2022 года до 31 декабря 2025 года. Участниками пилотного проекта являются налогоплательщики, одновременно соответствующие следующим условиям: - осуществляющие импорт товаров на территорию Республики Казахстан из Китайской Народной Республики и Турецкой Республики, реализующие такие товары на территорию Республики Казахстан, в страны Евразийского экономического союза; - являющиеся резидентом Республики Казахстан; - осуществляющие не менее 10 (десяти) товарных партий (деклараций на товары) за 1 (один) месяц; - использующие информационную систему электронный счет-фактура; - имеющие в наличии штат работников для осуществления соответствующего вида деятельности; - имеющие в наличии необходимые активы на праве собственности и (или) аренды для перевозки, складирования, хранения и реализации товаров при осуществлении деятельности; - использующие контрольно-кассовые машины при реализации за наличный расчет; - осуществляющие перечисление финансовых средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле; - осуществляющие автоматизированные бухгалтерский и (или) налоговый учеты; - предоставляющие онлайн доступ к информационным системам, предназначенным для ведения бухгалтерского и (или) налогового учетов, содержащими первичные бухгалтерские документы (при внедрении); - использующие интернет-банкинг; - реализующие товары по стоимости не ниже, указанной в декларации на товары при импорте товаров; - имеющие в наличии декларации на товары страны отправления; - изъявившие желание участвовать в пилотном проекте в порядке, установленном настоящими Правилами, и заключившие Соглашение об участии в пилотном проекте по администрированию налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан (далее - Соглашение). Участники пилотного проекта подлежат отнесению к категории низкого уровня риска в таможенной системе управления рисками с даты подписания Соглашения в соответствии со статьей 452 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» и налоговой системе управления рисками в соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 136 Налогового кодекса. Налогоплательщик в ходе реализации пилотного проекта обязан: 1) обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение всех операций по финансово-хозяйственной деятельности в информационных системах, предназначенных для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, ведения учета первичных бухгалтерских документов; 2) предоставлять доступы органам государственных доходов: к информационной системе, предназначенной для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов; к информационной системе, содержащей первичные бухгалтерские документы (при внедрении); к первичным бухгалтерским документам и информации относительно объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в том числе историческим данным; к банковским платежным документам; 3) обеспечить доступ органам государственных доходов, реализующим пилотный проект, на территорию и (или) в помещение участника пилотного проекта и предоставить им рабочее место; 4) обеспечить доступ к местам хранения товаров и документаций для проведения учета и инвентаризации в рамках пилотного проекта; 5) представлять по запросу органов государственных доходов, реализующих пилотный проект, договор на проведение аудита, аудиторский отчет и (или) аудиторское заключение по аудиту, при их наличии в срок, указанный в запросе; 6) извещать о внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику в период реализации пилотного проекта, если такие изменения и дополнения влияют на налоговые обязательства, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента внесения таких изменений и дополнений; 7) представлять письменные пояснения по запросам Комитета по вопросам, относящимся к предмету пилотного проекта в срок, указанный в запросе; 8) соответствовать условиям реализации пилотного проекта, указанным в Соглашении и настоящих Правилах, на период реализации пилотного проекта; 9) исполнять иные обязательства, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Заявление для участия в пилотном проекте направляется налогоплательщиками в Комитет госдоходов или по почте заказным письмом с уведомлением. После поступления заявления от налогоплательщика проводится предпроектное обследование с непосредственным посещением объектов налогообложения, в том числе складских помещений с инвентаризацией товароматериальных ценностей на период обследования. Срок предпроектного обследования не должен превышать 30 (тридцать) рабочих дней. Результаты предпроектного обследования отражаются в акте предпроектного обследования, на основании которого Комитет госдоходов письменно сообщает налогоплательщику о возможности заключения Соглашения либо направляет письменный отказ с указанием обоснований. При этом отказ в заключении Соглашения не препятствует повторной подаче Заявления для участия в пилотном проекте. В случае положительного решения Комитет госдоходов направляет участнику пилотного проекта по почте заказным письмом с уведомлением Соглашение в 2 (двух) экземплярах для подписания. Участник пилотного проекта после подписания Соглашения представляет его в Комитет осдоходов в явочном порядке или направляет по почте заказным письмом с уведомлением. См. приказ и.о. Министра финансов РК от 17.09.22 г. № 965 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 03.10.22 г.).
В новой редакции утверждена форма сведений по сделкам и договорам, а также по выданным свидетельствам о праве на наследство физических лиц. Согласно Правилам и срокам представления нотариусами сведений по сделкам и договорам, а также по выданным свидетельствам о праве на наследство физических лиц (далее - Правила), утвержденных приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 2 марта 2020 года № 212, Нотариус, занимающийся частной практикой (далее - нотариусы) в день удостоверения сделки, договора, выдачи свидетельства о праве на наследство направляет сведения в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет). 3. Передача Сведений нотариусами осуществляется из Единой нотариальной информационной системы «Е-нотариат» Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - ЕНИС) в информационную систему «Интегрированная база данных» Комитета (далее - ИБД) в автоматизированном порядке по форме, утвержденной согласно приложению к настоящему приказу. Правила дополнены новой нормой: Сведения по сделкам, которые совершены до интеграции ЕНИС и ИБД, предоставляются Министерством юстиции Республики Казахстан по письменному запросу Комитета в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента поступления такого запроса. 4. Нотариусы, при возникновении технического сбоя в работе ЕНИС и (или) ИБД, представляют Сведения не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента восстановления работы информационных систем. 5. Комитет обеспечивает конфиденциальность информации, полученной в рамках настоящих Правил. Дополнены сведения по физическим лицам, представляемые нотариусами: «5) об иных договорах по передаче имущества, не подлежащих государственной или иной регистрации, в том числе о договорах уступки права требования. Напомним, что Правила разработаны в соответствии с пунктом 13 статьи 26 Налогового кодекса. Форма сведений по сделкам и договорам, а также по выданным свидетельствам о праве на наследство физических лиц, утвержденная данным приказом, изложена в новой редакции. Форма дополнена сведениями о нотариусе:
В Пояснении к ее заполнению в графе 6 - код сведений, дополнен новый код: 005.1 - при отражении сведений о договорах уступки права требования; См. приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 13.09.22 г. № 948 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 27.09.22 г.).
Изменены Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией. Внесены изменения и дополнения в Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией (далее - Правила), утвержденные приказом Министра финансов РК от 20 февраля 2018 года № 252. Пункт 8 Правил изложен в новой редакции: «8. Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число второго месяца (в прежней редакции - третьего месяца), предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков.»;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |