|
|
|
О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»
Профессор кафедры теории и истории государства и права, конституционного права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Доктор юридических наук
По одобренной на Пленарном заседании Сената Парламента РК поправки согласительной комиссии Палат Парламента РК редакции подпункта 29) пункта 9 статьи проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» следует отметить следующее. В современных условиях правовое регулирование общественной деятельности должно стать крайней мерой при разрешении вопросов, возникающих в общественной жизни, поскольку количество регуляторных мер, превышающих разумный предел, создаёт необоснованное регуляторное бремя для её адресатов. Это означает, что вмешательство во внутреннюю деятельность палаты юридических консультантов нецелесообразно, нерационально и может свести на нет самостоятельность этой некоммерчекой организации. Данные отношения необходимо рассматривать исходя из вопросов о пределах нормативно-правового воздействия на общественные отношения, которые неразрывно связаны с пределами государственной власти: государственной власти имманентна правовая форма её осуществления. Государство не должно регулировать общественные отношения, складывающиеся внутри данной некоммерческой организации, издавать законы и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы ее внутренне содержательной деятельности. Вместе с тем, государство обеспечивает правовую регламентацию других, внешних вопросов, касающихся данной организации, поскольку ее деятельность соприкасается с правами других физических или юридических лиц, обратившихся за получением юридической помощи. В таком аспекте установление в законе возможности и необходимости создания республиканской палаты юридических консультантов вполне может считаться разумным и необходимым. Данный подход согласуется с теорией внешних границ и пределов правового регулирования в системе социальной регламентации общественных отношений, поскольку направлен на эффективность оказания юридических услуг, их прозрачность и подконтрольность гражданскому обществу, официальным представителем которого является государство и с которым может на высшем уровне государственной власти взаимодействовать республиканская палата юридических консультантов. В то же время порядок формирования, внутренние стороны функционирования республиканской коллегии юридических консультантов являются автономным правом самой организации. В этой связи полагаем правильной позицию, когда создание республиканской палаты юридических консультантов увязывается в законопроекте не с императивным велением государства, а с установлением в законе диспозитивного правомочия по созданию республиканской палаты самими палатами юридических консультантов, а также с необходимостью учета баланса интересов всего социума и отдельных организаций. Именно учет баланса интересов, с одной стороны, клиентов, т.е. физических или юридических лиц, обратившихся за получением юридической помощи и, с другой стороны, палат юридических консультантов, которые единой организацией могут взаимодействовать с государством, институтами гражданского общества, обуславливают необходимость формирования такой некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве палат юридических консультантов. Эффективность и целесообразность создания централизованных органов саморегулируемых организаций давно доказаны практикой функционирования Республиканской коллегии адвокатов, Республиканской нотариальной палаты, Республиканской палаты частных судебных исполнителей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |