|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.11.2019 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 14 мая 2020 года
См. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 7-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Статья 6. Компетенция уполномоченного органа Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии Статья 10. Категории радиационной опасности установок Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения Статья 13. Ядерная физическая безопасность Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения Статья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергии Статья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Статья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом Статья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии Статья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии Статья 23. Аварийная готовность и реагирование Статья 24. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности Статья 25. Объекты экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) уровень изъятия - значения физических величин, определяющих ядерные, радиационные, геометрические, весовые характеристики объекта использования атомной энергии, предусмотренные в гигиенических нормативах, технических регламентах, при которых или ниже которых объекты использования атомной энергии исключаются из-под государственного контроля; 2) атомная энергия - энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений; 3) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, ядерные, радиационные, электрофизические установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы; 4) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом в области использования атомной энергии; 5) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их изготовлении, поставке, использовании, эксплуатации, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении; 6) жизненный цикл объекта использования атомной энергии - размещение, проектирование, производство, сооружение или строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации, транспортировка, обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 7) государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в области использования атомной энергии в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 8) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии; 9) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение; 10) реестр источников ионизирующего излучения - база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии, перемещении и местонахождении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте; 11) постутилизация - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов; 12) захоронение - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункте захоронения без намерения их изъятия; 13) пункт захоронения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов; 14) закрытие пункта захоронения - завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние; 15) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной или радиационной, или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний; 16) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной или радиационной, или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующего требованиям по безопасности; 17) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии; 18) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него; 19) персонал - физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям труда в сфере их воздействия; 20) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения с учетом тяжести его последствий; 21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан; 22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении с ним или в условиях возможной аварии; 23) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной установка, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с радиоактивными веществами; 24) радиоактивные вещества - любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды; 25) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники с содержанием радионуклидов выше уровня изъятия, дальнейшее использование которых не предусматривается; 26) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности; 27) хранение - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними; 28) пункт хранения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов; 29) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке; 30) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа к объекту использования атомной энергии; 31) электрофизическая установка - специальная, не являющаяся ядерной или радиационной установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование; 32) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором с определенной вероятностью обеспечивается невозможность ядерной аварии; 33) ядерная установка - специальная установка, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование; 34) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды; 35) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факты хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконной передачи, обращения или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии 1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии Государственное регулирование в области использования атомной энергии применяется в отношении: 1) деятельности физических и юридических лиц в области использования атомной энергии; 2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии; 3) мониторинга ядерных испытаний; 4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний; 5) экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии 1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии. 2. Государственное регулирование в области использования атомной энергии основывается на принципах: 1) обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии; 2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии; 3) обязательности и непрерывности государственного контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии; 4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду; 5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде; 6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды; 7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов; 8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии. 3. На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и юридических лиц в области использования атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии; 2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения; 3) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения; 4) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок; 5) утверждает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 6) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения; 7) утверждает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии; 8) определяет порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан; 9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа 1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии; 2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 3) осуществляет государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии; 4) осуществляет лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии; 5) разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии; 6) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок; 7) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения; 8) разрабатывает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок; 9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан; 10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 11) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов; 12) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения; 13) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками; 14) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии; 15) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов; 16) разрабатывает и утверждает правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; 17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения; 18) разрабатывает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 19) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии; 20) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии; 21) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды; 22) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения; 23) ведет государственный учет ядерных материалов; 24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения; 25) осуществляет экспортный контроль в области использования атомной энергии; 26) согласовывает методики расчетов, относящиеся к обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, представленные экспертной организацией; 27) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан; 28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний; 29) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; 30) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 31) устанавливает значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов; 32) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии 1. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии осуществляются в форме проверки и профилактического контроля и надзора. Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности, проводится в соответствии со статьей 7-1 настоящего Закона. Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с объектами III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, за исключением ядерных установок, проводится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Профилактический контроль и надзор с посещением субъектов, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Профилактический контроль и надзор без посещения субъектов, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и пунктами 3 - 11 настоящей статьи. 2. По результатам государственного контроля и надзора в зависимости от установленного нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии должностными лицами издаются следующие акты: 1) акт о результатах проверки - документ, выдаваемый должностным лицом, осуществляющим государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии, по результатам проверки субъекта на его соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 2) предписание об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 3) предписание о приостановлении или запрещении отдельных видов деятельности; 4) рекомендация по итогам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора. 3. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора носят предупредительно-профилактический характер. 4. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии проводятся путем анализа: 1) информации и отчетности, представляемых физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 2) информации, полученной по запросу уполномоченного органа, по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии в пределах своей компетенции - при поступлении информации о его нарушении; 3) информации, поступающей от третьих лиц, касающейся вопросов соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии. 5. Субъектами профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии являются субъекты, осуществляющие деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности. 6. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в действиях (бездействии) субъекта контроля и надзора уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений. 7. Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях: 1) нарочно - с отметкой о получении; 2) почтой - посредством направления заказного письма с уведомлением; 3) электронным способом - посредством отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля и надзора, указанный в документах, ранее представленных субъектом контроля и надзора в уполномоченный орган. 8. Срок для исполнения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, должен составлять не менее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения. 9. Субъект контроля и надзора в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации. 10. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, влечет включение субъекта (объекта) контроля и надзора в полугодовой график проведения проверок по особому порядку. 11. Кратность проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора определяется по мере необходимости, но не чаще периодичности предоставления информации и отчетности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии. См.: Совместный приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 811 и Министра энергетики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 747 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области атомной энергии», форма обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля и надзора с посещением в области атомной энергии.
Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI Статья 7-1. Порядок осуществления проверки субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности 1. Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности (далее - субъекты надзора), проводится уполномоченным органом на периодической основе, но не чаще одного раза в квартал, и внепланово. Проверкой на периодической основе является проверка, назначаемая уполномоченным органом в отношении субъекта надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая уполномоченным органом по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного субъекта надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. 2. Основаниями внеплановой проверки являются: 1) информация об изменениях в системах, оборудовании, документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности; 2) информация об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью; 3) обращения физических и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии. 3. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, в котором указываются: 2) наименование уполномоченного органа; 3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица, уполномоченного на проведение проверки; 4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки; 5) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора; 8) основания проведения проверки; 9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать уполномоченного органа; 10) подпись руководителя субъекта надзора либо его уполномоченного лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки. 4. Проверка проводится без предварительного уведомления субъекта надзора, но с обязательной регистрацией акта о назначении проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов. 5. Должностные лица уполномоченного органа при проведении проверки имеют право: 1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения субъекта надзора при предъявлении документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи; 2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки; 3) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций. 6. Должностные лица при проверке обязаны предъявить служебное удостоверение и акт о назначении проверки. 7 Началом проведения проверки считается момент вручения субъекту надзора акта о назначении проверки. 8. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать пятнадцать рабочих дней. 9. Срок проведения проверки может быть продлен только один раз в сроки, определенные пунктом 8 настоящей статьи, руководителем уполномоченного органа (либо лицом, его замещающим) только в случаях необходимости: 1) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Казахстан; 2) проведения сложных и (или) длительных экспертиз (анализов, испытаний); 3) установления местонахождения лица, в отношении которого проводится проверка. Продление сроков проведения проверки оформляется дополнительным актом о продлении проверки с уведомлением субъекта надзора и регистрацией в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления. 10. В случаях отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц, осуществляющих проверку, к субъектам (объектам) и (или) материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол, который подписывается должностными лицами, осуществляющими проверку, и субъектом надзора либо его уполномоченным представителем. 11. Субъект надзора вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки. 12. По результатам проверки должностными лицами, осуществляющими проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах. В акте о результатах проверки указываются: 1) номер, дата, время и место составления акта; 2) наименование уполномоченного органа; 3) дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка; 4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лиц, проводивших проверку; 5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки; 6) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора; 7) дата, место и период проведения проверки; 8) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях; 9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом о результатах проверки субъекта надзора, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи; 10) подпись должностного лица, проводившего проверку. 13. Субъект надзора вправе обжаловать результаты проверки вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан. 14. К акту о результатах проверки прилагаются (при их наличии) заключения проведенных исследований (испытаний), экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. 15. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки субъект надзора излагает их в письменном виде. Замечания и (или) возражения могут прилагаться к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая отметка. Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта надзора, вручается субъекту надзора либо его уполномоченному представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий. 16. Завершением срока проверки считается день вручения субъекту надзора акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки. 17. Акт о результатах проверки вручается следующими способами: 1) нарочно - с отметкой о получении; 2) почтой - посредством направления заказного письма с уведомлением. 18. В случае отсутствия нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись. 19. В случае выявления по итогам проверки нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии должностными лицами выдается предписание об устранении выявленных нарушений, а также принимаются меры оперативного реагирования в виде приостановления или запрещения отдельных видов деятельности субъекта надзора. 20. В предписании об устранении выявленных нарушений указываются: 2) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лиц, проводивших проверку; 3) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора; 4) номер и дата акта о результатах проверки; 5) выявленные нарушения и требование об их устранении; 6) сроки исполнения предписания; 21. Должностное лицо в исключительных случаях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, имеет право приостанавливать или запрещать без судебного решения отдельные виды деятельности субъекта надзора на срок не более трех суток. В указанный срок уполномоченный орган (должностное лицо) обязан направить материалы об административном правонарушении в суд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИСтатья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергииСтатья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергииСтатья 5. Компетенция Правительства Республики КазахстанСтатья 6. Компетенция уполномоченного органаСтатья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергииСтатья 7-1. Порядок осуществления проверки субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИСтатья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергииСтатья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергииСтатья 10. Категории радиационной опасности установокСтатья 11. Категории опасности радионуклидных источниковСтатья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захороненияСтатья 13. Ядерная физическая безопасностьСтатья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излученияСтатья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергииСтатья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходовСтатья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливомСтатья 18. Осуществление деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытанийСтатья 19. Контроль за использованием материалов, содержащих природные радионуклиды выше уровней изъятияСтатья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергииСтатья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергииСтатья 22. Вывод из эксплуатации установок, досрочный вывод из эксплуатации ядерной или радиационной установки и закрытие пункта захороненияСтатья 23. Аварийная готовность и реагирование Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ЯДЕРНОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЕРТИЗУ ЯДЕРНОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИСтатья 24. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностиСтатья 25. Объекты экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностиСтатья 26. Аккредитация организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |