<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Справка документа
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Казахский
Русский и казахский
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Закон Республики Казахстан от 19 июня 2024 года № 93-VIII «О масс-медиа»

 
Оглавление
Перемещение в другую часть документа >>
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О масс-медиа

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Свобода слова и творчества, получения и распространения информации

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о масс-медиа

Статья 4. Основные цели, принципы и задачи деятельности масс-медиа

Статья 5. Язык распространения масс-медиа

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области масс-медиа

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения)

Статья 9. Государственное регулирование в области масс-медиа

Статья 10. Защита детей при распространении теле-, радиопрограмм

Статья 11. Информация, пропагандирующая самоубийство

Статья 12. Защита прав лиц с инвалидностью при распространении теле-, радиопрограмм

Статья 13. Реклама в масс-медиа

Статья 14. Распространение продукции масс-медиа

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 15. Право на создание средства массовой информации

Статья 16. Собственник средства массовой информации

Статья 17. Издатель средства массовой информации

Статья 18. Редакция средства массовой информации

Статья 19. Интернет-издание

Статья 20. Выходные данные

Статья 21. Обязательные экземпляры периодических печатных изданий и хранение материалов теле-, радиопрограмм

Статья 22. Постановка на учет или переучет средств массовой информации

Статья 23. Порядок приостановления, прекращения выпуска масс-медиа или средства массовой информации либо распространения продукции масс-медиа или средства массовой информации

Статья 24. Деятельность иностранных средств массовой информации на территории Республики Казахстан

Статья 25. Основания отказа в постановке на учет иностранных средств массовой информации

Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Статья 26. Права и обязанности журналиста

Статья 27. Правовые гарантии профессиональной деятельности журналиста (представителя средств массовой информации)

Статья 28. Аккредитация журналистов (представителей средств массовой информации)

Статья 29. Аккредитация средств массовой информации Республики Казахстан за рубежом

Статья 30. Деятельность представителей иностранных средств массовой информации в Республике Казахстан

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Статья 31. Государственный заказ по проведению государственной информационной политики

Статья 32. Комиссия по вопросам государственной информационной политики

Статья 33. Гранты для средств массовой информации

Глава 5. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Статья 34. Авторские произведения и письма

Статья 35. Официальные сообщения

Статья 36. Запросы о предоставлении информации, не входящей в официальные сообщения

Статья 37. Обязательные сообщения

Статья 38. Право на опровержение или ответ

Статья 39. Уполномоченное лицо (подразделение) по взаимодействию со средствами массовой информации

Статья 40. Заявления по вопросам рассмотрения фактов кибербуллинга в масс-медиа в отношении ребенка

Статья 41. Общественно-профессиональные советы по вопросам саморегулирования деятельности средств массовой информации

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ

Статья 42. Субъекты телерадиовещания

Статья 43. Телерадиокомпания

Статья 44. Национальный оператор телерадиовещания

Статья 45. Операторы телерадиовещания

Статья 46. Производитель теле-, радиопрограмм

Статья 47. Комиссия по вопросам развития телерадиовещания

Статья 48. Сети телерадиовещания

Статья 49. Тарифы на услуги телерадиовещания

Статья 50. Защита интересов национального телерадиовещания

Статья 51. Порядок субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещания

Статья 52. Формирование перечня обязательных теле-, радиоканалов

Статья 53. Формирование перечня теле-, радиоканалов свободного доступа

Статья 54. Лицензирование деятельности телерадиовещания

Статья 55. Использование радиочастотного спектра для целей телерадиовещания

Статья 56. Требования к техническим средствам телерадиовещания

Статья 57. Распространение дополнительной информации

Статья 58. Ретрансляция теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммы

Статья 59. Распространение теле-, радиоканалов для публичного показа

Глава 7. ВИДЫ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ

Статья 60. Аналоговое эфирное телерадиовещание

Статья 61. Цифровое эфирное телерадиовещание

Статья 62. Спутниковое телерадиовещание

Статья 63. Кабельное телерадиовещание

Статья 64. Телерадиовещание с использованием сетей телекоммуникаций

Статья 65. Индивидуальный спутниковый прием

Статья 66. Системы коллективного приема теле-, радиоканалов

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О МАСС-МЕДИА

Статья 67. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о масс-медиа

Статья 68. Случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности

Глава 9. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 69. Переходные положения

Статья 70. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области масс-медиа, устанавливает их правовые основы и направлен на обеспечение конституционного права на свободу слова и творчества.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) абонент - физическое или юридическое лицо, заключившее с оператором телерадиовещания договор на получение услуг телерадиовещания;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) упрощенный порядок аккредитации - автоматизированный процесс аккредитации средств массовой информации и их журналистов (представителей средств массовой информации) посредством выдачи аккредитационной карты;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) информационный суверенитет - независимость информационного пространства Республики Казахстан, определяющая общественно-политическую самостоятельность граждан Республики Казахстан в формировании информационной повестки;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) детская теле-, радиопрограмма - теле-, радиопрограмма, предназначенная для детей в возрасте до 12 лет, имеющая характерный для данной возрастной группы сюжет;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на выпуск и распространение продукции средства массовой информации;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) средство массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, интернет-издание;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) распространитель средства массовой информации - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуального произведения, отдельный выпуск теле-, радиопрограммы, а также информация, размещенная в интернет-издании;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов, выпуск и распространение средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) образовательная теле-, радиопрограмма - теле-, радиопрограмма, предназначенная для широкого круга лиц, содержание которой направлено на обучение телезрителя или радиослушателя в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства и социальной жизни;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 11 статьи 1 введен в действие с 1 января 2025 г.

11) единая медиаплатформа - информационная система, предназначенная для реализации государственной информационной политики;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12) распространитель индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств - физическое или юридическое лицо, распространяющее карты условного доступа к услугам операторов телерадиовещания, оборудование, предназначенное для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, имеющих лицензию в области телерадиовещания и обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

13) индивидуальное спутниковое и эфирное приемное устройство - оборудование, предназначенное для индивидуального приема теле-, радиосигнала;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

14) многоканальная передача звукового сопровождения - передача двух и более звуковых сопровождений в телепрограмме, предоставляющая абоненту возможность выбора языка просмотра;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

15) теле-, радиоканал свободного доступа - теле-, радиоканал, распространяемый посредством цифрового эфирного и спутникового телерадиовещания для неограниченного круга лиц без взимания платы за право просмотра;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

16) журналист (представитель средств массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений с редакцией средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

17) аккредитация журналиста (представителя средства массовой информации) - процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом и (или) организацией;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

18) особый статус журналиста - статус журналиста, предусматривающий защиту прав и свобод журналиста, расширенные права при поиске, запросе, получении и распространении информации, а также иные особые права, установленные настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

19) многоканальное вещание - телекоммуникационная система, предназначенная для распространения пакетов теле-, радиоканалов;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

20) масс-медиа - средство массовой информации и интернет-ресурс;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

21) мониторинг масс-медиа - процесс сбора и анализа продукции масс-медиа на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан, а также на предмет нанесения вреда нравственному развитию общества и нарушения общечеловеческих, национальных, культурных и семейных ценностей;

См.: Письмо Министерства культуры и информации Республики Казахстан от 27 декабря 2024 года № ЖТ-2023-06333471 «О правилах проведения мониторинга средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

22) продукция масс-медиа - продукция средства массовой информации, а также информация, размещенная на интернет-ресурсе;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

23) распространение продукции масс-медиа - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир теле-, радиопрограмм, аудиовизуальное произведение, доведение до потребителя теле-, радиопрограмм с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций, а также размещение информации в интернет-изданиях или на интернет-ресурсах;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

24) уполномоченный орган в области масс-медиа (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области масс-медиа;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

25) государственная информационная политика - комплекс государственных мер, направленных на создание и распространение информации, удовлетворяющей интересы государства и общества, целями которых являются укрепление и защита информационного суверенитета;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

26) государственное средство массовой информации - средство массовой информации, имеющее в уставном капитале более пятидесяти процентов голосующих акций, долей участия в уставном капитале, паев, принадлежащих государству;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

27) негосударственное средство массовой информации - средство массовой информации, имеющее в уставном капитале менее пятидесяти процентов голосующих акций, долей участия в уставном капитале, паев, принадлежащих государству;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

28) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

29) обязательный теле-, радиоканал - теле-, радиоканал, входящий в соответствующий перечень, утвержденный уполномоченным органом, обязательный для распространения посредством многоканального вещания на территории Республики Казахстан, за исключением сетей цифрового эфирного телерадиовещания и телерадиовещания в сетях телекоммуникаций;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

30) отечественный теле-, радиоканал - теле-, радиоканал, сформированный телерадиокомпаниями, зарегистрированными на территории Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

31) отечественные теле-, радиопрограммы - теле-, радиопрограммы, созданные телерадиокомпаниями или физическими и юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Казахстан и осуществляющими свою деятельность на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

32) государственный заказ по проведению государственной информационной политики на региональном уровне - заказ на оказание услуг за счет бюджетных средств по проведению государственной информационной политики на региональном уровне;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

33) кино-, видеопродукция порнографического и специального сексуально-эротического характера - натуралистическая, подробная фиксация полового акта либо демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта, способствующая возбуждению сексуального влечения или удовлетворению сексуальных потребностей, которые не соответствуют моральным ценностям, оскорбляют честь и достоинство человека;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

34) официальное сообщение - информация, предоставляемая и (или) распространяемая посредством масс-медиа обладателем информации, установленным в соответствии с Законом Республики Казахстан «О доступе к информации»;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Действие подпункта 35 статьи 1 было приостановлено до 1 января 2025 г., в период приостановления данный подпункт действовал в редакции пункта 2 статьи 70

35) государственный заказ по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне - заказ на оказание услуг за счет бюджетных средств по проведению государственной информационной политики, размещаемый в государственных средствах массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

36) ретрансляция - прием и одновременное либо в записи распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

37) субсидирование части затрат операторов спутникового телерадиовещания - невозвратные платежи из бюджета, направленные на возмещение части затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, в целях стимулирования населения городов районного значения, поселков, сел, сельских округов к использованию услуг отечественных спутниковых устройств;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

38) субтитры - способ распространения информации, содержащейся в телепрограмме, посредством текстового дублирования звукового сопровождения оригинала телепрограммы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

39) телевизионная абонентская приставка - отдельное техническое средство, предназначенное для приема абонентом цифрового теле-, радиосигнала;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

40) теле-, радиоканал - средство массовой информации, представляющее собой совокупность теле-, радиопрограмм и аудиовизуальных произведений, сюжетов и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующей трансляции и (или) ретрансляции;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

41) пакет теле-, радиоканалов - совокупность теле-, радиоканалов, сформированных оператором телерадиовещания для распространения посредством многоканального вещания в сетях телекоммуникаций;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

42) теле-, радиопрограмма - содержательно завершенная часть теле-, радиоканала, которая имеет соответствующее наименование, объем вещания и может быть использована независимо от других частей теле-, радиоканала;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

43) телерадиокомпания - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником теле-, радиоканала, или его филиал (представительство), получившее свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

44) телерадиовещание - формирование и (или) распространение теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций для публичного приема абонентом в открытом или кодированном виде;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

45) технические средства телерадиовещания - совокупность радиоэлектронных средств и приемо-передающих технических устройств, обеспечивающих производство, формирование, распространение и (или) прием теле-, радиоканалов и теле-, радиопрограмм;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

46) национальная сеть телерадиовещания - система технических средств телекоммуникаций и телерадиовещания, находящихся в собственности государства, обеспечивающих распространение теле-, радиосигналов на территории Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

47) услуга телерадиовещания - прием, обработка, хранение, передача, доставка теле-, радиопрограмм до абонента;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

48) оператор телерадиовещания - физическое или юридическое лицо, получившее лицензию на занятие деятельностью по распространению теле-, радиоканалов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

49) трансляция - первичное распространение сигнала теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

50) корреспондентский пункт - обособленное структурное подразделение юридического лица, осуществляющее функции редакции средства массовой информации и сбор, хранение, создание (подготовку) информационных сообщений и (или) материалов для данного средства массовой информации, а также распространение его продукции;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

51) сетка вещания - перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир теле-, радиопрограмм, отображающие основные направления программной концепции вещания на конкретный период;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

52) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов масс-медиа с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

53) карта условного доступа - устройство, содержащее идентификатор индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств, обеспечивающее доступ абонента к услугам оператора телерадиовещания;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

54) теле-, радиоканал условного доступа - теле-, радиоканал, распространяемый операторами телерадиовещания на территории Республики Казахстан для неограниченного круга лиц, право просмотра которого обеспечивается на основе возмездного договора;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

55) продукция эротического характера - печатное издание, которое демонстрирует сексуальные отношения людей, интимные части человеческого тела, за исключением гениталий, и не содержит элементов порнографии;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

56) выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Свобода слова и творчества, получения и распространения информации

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Свобода слова и творчества гарантируется Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Масс-медиа обязаны содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также культа жестокости, насилия и порнографии запрещаются.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Использование масс-медиа в целях совершения уголовных и административных правонарушений запрещается.

Примечание. Для целей настоящего Закона под пропагандой в масс-медиа понимается распространение взглядов, фактов, аргументов и иной информации, в том числе намеренно искаженной, для формирования положительного общественного мнения о запрещенной законами Республики Казахстан информации и (или) побуждения к совершению противоправного действия или бездействию неограниченного круга лиц.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о масс-медиа

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Законодательство Республики Казахстан о масс-медиа основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Особенности регулирования отношений по размещению, распространению информации на онлайн-платформах регулируются Законом Республики Казахстан «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. На правоотношения, урегулированные настоящим Законом в части размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Основные цели, принципы и задачи деятельности масс-медиа

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Основной целью деятельности масс-медиа является обеспечение конституционного права на свободу слова и творчества, а также информирование общества.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Основными принципами деятельности масс-медиа являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) законность и достоверность распространяемой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) объективность и прозрачность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) равенство прав физических и юридических лиц;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) добросовестная конкуренция;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) неприкосновенность частной жизни;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) соблюдение норм профессионального и этического поведения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Основными задачами деятельности масс-медиа являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) создание и распространение объективной и достоверной информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) создание качественного отечественного контента, направленного на развитие личности, общества и государства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) содействие внедрению новейших технологий в области масс-медиа;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) переход на саморегулирование.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5. Язык распространения масс-медиа

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Языком распространения масс-медиа являются государственный и другие языки.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государство обеспечивает право каждого на использование родного языка при получении и распространении масс-медиа в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Еженедельный объем отечественных теле-, радиопрограмм, вещающих на территории Республики Казахстан, на государственном языке по времени должен быть:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) с 1 января 2025 года - не менее пятидесяти пяти процентов от общего объема теле-, радиопрограмм;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) с 1 января 2027 года - не менее шестидесяти процентов от общего объема теле-, радиопрограмм.

Объем теле-, радиопрограмм на государственном языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, должен быть:

1) с 1 января 2025 года - не менее пятидесяти пяти процентов от общего объема теле-, радиопрограмм;

2) с 1 января 2027 года - не менее шестидесяти процентов от общего объема теле-, радиопрограмм.

Требование настоящего пункта не распространяется на телеканалы, вещающие на основании международных соглашений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Телеканалы, использующие многоканальную передачу звукового сопровождения, должны использовать основное звуковое сопровождение на государственном языке.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Требования настоящей статьи не распространяются на иностранные теле-, радиоканалы, прошедшие процедуру постановки на учет в соответствии со статьей 24 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6. Трансляция отечественных теле-, радиоканалов на зарубежную аудиторию осуществляется на государственном и других языках.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области масс-медиа

Правительство Республики Казахстан:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области масс-медиа и организует их осуществление;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) формирует и реализует государственную политику в области масс-медиа;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области масс-медиа в соответствии с настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) осуществляет постановку на учет, переучет средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) формирует, размещает и контролирует осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 5 статьи 7 введен в действие с 1 января 2025 г.

5) предоставляет гранты для негосударственных средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4) пункта 2 статьи 8 настоящего Закона, технических параметров качества телерадиовещания и национальных стандартов телерадиовещания;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) выдает предписания при выявлении нарушения требований законодательства Республики Казахстан о масс-медиа;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) осуществляет экспертизу продукции иностранных теле-, радиоканалов, подавших заявления для постановки на учет, на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) организует и проводит конкурсы по распределению полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) организует и проводит конкурсы по формированию и утверждению перечня обязательных теле-, радиоканалов и перечня теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11) осуществляет лицензирование деятельности телерадиовещания в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12) определяет количество обязательных теле-, радиоканалов в зависимости от распространения в многоканальном вещании;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

13) субсидирует часть затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, на реализацию спутниковых приемных устройств;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

14) утверждает правила субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, на реализацию спутниковых приемных устройств;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

15) разрабатывает и утверждает методику определения стоимости грантов для негосударственных средств массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

16) осуществляет мониторинг масс-медиа;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Местные представительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения):

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) по представлению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) устанавливают требования по размещению индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств, кабельных коммуникаций в жилых комплексах на территории соответствующей административно-территориальной единицы в соответствии с типовыми правилами, утвержденными уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) реализуют государственную информационную политику;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) формируют, размещают и контролируют осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) разрабатывают и утверждают методику определения стоимости услуг, закупаемых для осуществления государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне, на основе типовой методики определения стоимости услуг, закупаемых для осуществления государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне, утверждаемой уполномоченным органом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) осуществляют государственный контроль за соблюдением требования по запрету распространения карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, не имеющих лицензию в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) вправе транслировать продукцию и (или) эфир государственных теле-, радиоканалов в общественном транспорте, имеющем индивидуальное спутниковое и эфирное приемное устройство;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 9. Государственное регулирование в области масс-медиа

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Государственное регулирование в области масс-медиа осуществляется путем государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа, постановки на учет средств массовой информации, а также лицензирования деятельности субъектов телерадиовещания.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. В целях обеспечения безопасности реализуемой субъектом контроля продукции, национальной безопасности Республики Казахстан, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа осуществляется уполномоченным органом и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в форме проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, а также в форме профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Проведение государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа в части соблюдения требований, предусмотренных статьей 56 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом с привлечением государственной радиочастотной службы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится уполномоченным органом и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) путем сопоставления и анализа сведений, полученных из различных источников информации, в том числе в порядке, определяемом уполномоченным органом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6. Объектом профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа является деятельность периодических печатных изданий, теле-, радиоканалов, интернет-изданий, интернет-ресурсов, операторов телерадиовещания, распространителей индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7. Субъектами контроля являются собственники масс-медиа, телерадиокомпаний, операторы телерадиовещания и распространители индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на них.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) субъекту контроля направляется рекомендация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения.

Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) нарочно - с даты отметки в рекомендации о получении;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) почтой - с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) электронным способом - с даты отправки уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

13. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа проводится для масс-медиа не чаще одного раза в день, для телерадиокомпаний, операторов телерадиовещания, распространителей индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств не чаще одного раза в неделю.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10. Защита детей при распространении теле-, радиопрограмм

Распространение детских и образовательных теле-, радиопрограмм, в том числе требование по нанесению знака возрастной категории, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 11. Информация, пропагандирующая самоубийство

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Под информацией, пропагандирующей самоубийство, понимаются распространяемая и (или) размещаемая в любой форме информация, способствующая к побуждению у неограниченного круга лиц решимости совершить самоубийство, а также информация о способах совершения самоубийства и информация о призывах к совершению самоубийства.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Информацией, способствующей к побуждению решимости совершить самоубийство, является информация, содержащая:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) указания на самоубийство как на способ решения проблемы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) положительную оценку либо одобрение совершения самоубийства либо действий, направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого) собеседника или третьего лица совершить самоубийство;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) аргументы, побуждающие к совершению самоубийства, включающие утверждения (суждения), не содержащие прямого либо явного побуждения, но способные склонить к принятию решения о совершении самоубийства, в том числе посредством приведения конкретных примеров, популяризирующих действия других людей, которые уже совершили самоубийство, и (или) содержащих утверждения (суждения) о преимуществах, которые получили лица, совершившие самоубийство, в том числе представление самоубийства как приемлемого, логичного и закономерного в современном обществе поступка;


Содержание
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Свобода слова и творчества, получения и распространения информацииСтатья 3. Законодательство Республики Казахстан о масс-медиаСтатья 4. Основные цели, принципы и задачи деятельности масс-медиаСтатья 5. Язык распространения масс-медиаСтатья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области масс-медиаСтатья 7. Компетенция уполномоченного органаСтатья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения)Статья 9. Государственное регулирование в области масс-медиаСтатья 10. Защита детей при распространении теле-, радиопрограммСтатья 11. Информация, пропагандирующая самоубийствоСтатья 12. Защита прав лиц с инвалидностью при распространении теле-, радиопрограммСтатья 13. Реклама в масс-медиаСтатья 14. Распространение продукции масс-медиа
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИГлава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТАГлава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКАГлава 5. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИГлава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
Статья 42. Субъекты телерадиовещанияСтатья 43. ТелерадиокомпанияСтатья 44. Национальный оператор телерадиовещанияСтатья 45. Операторы телерадиовещанияСтатья 46. Производитель теле-, радиопрограммСтатья 47. Комиссия по вопросам развития телерадиовещанияСтатья 48. Сети телерадиовещанияСтатья 49. Тарифы на услуги телерадиовещанияСтатья 50. Защита интересов национального телерадиовещанияСтатья 51. Порядок субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещанияСтатья 52. Формирование перечня обязательных теле-, радиоканаловСтатья 53. Формирование перечня теле-, радиоканалов свободного доступаСтатья 54. Лицензирование деятельности телерадиовещанияСтатья 55. Использование радиочастотного спектра для целей телерадиовещанияСтатья 56. Требования к техническим средствам телерадиовещанияСтатья 57. Распространение дополнительной информацииСтатья 58. Ретрансляция теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммыСтатья 59. Распространение теле-, радиоканалов для публичного показа
Глава 7. ВИДЫ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯГлава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О МАСС-МЕДИАГлава 9. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ