|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона
1. Пояснительная записка к проекту Закона (февраль 2020 года) 2. Проект Закона РК (февраль 2020 года) 3. Сравнительная таблица к законопроекту (февраль 2020 года) 4. Концепция к проекту Закона РК (февраль 2020 года) 5. Заключение ОФ «Центр исследования правовой политики» (январь 2020 года) 6. Закон Республики Казахстан от 26 июня 2020 года № 349-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства и уголовного законодательства»
Проект
ЗАКОН
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-І, 18-II, ст.92; № 21, ст.122; № 23, ст.143; № 24, ст.145, 146; 2015 г., № 1, ст.2; № 2, ст.6; № 7, ст.33; № 8, ст.44, 45; № 9, ст.46; № 10, ст.50; № 11, ст.52; № 14, ст.71; № 15, ст.78; № 16, ст.79; № 19-І, ст.101; № 19-II, ст.102, 103, 105; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.115; № 21-І, ст.124, 125; № 21-II, ст.130; № 21-III, ст.137; № 22-І, ст.140, 141, 143; № 22-II, ст.144, 145, 148; № 22-III, ст.149; № 22-V, ст.152, 156, 158; № 22-VI, ст.159; № 22-VII, ст.161; № 23-І, ст.166, 169; № 23-II, ст.172; 2016 г., № 1, ст.4; № 2, ст.9; № 6, ст.45; № 7-І, ст.49, 50; № 7-II, ст.53, 57; № 8-І, ст.62, 65; № 8-II, ст.66, 67, 68, 70, 72; № 12, ст.87; № 22, cт.116; № 23, cт.118; № 24, cт.124, 126, 131; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 9, ст.17, 18, 21, 22; № 12, ст.34; № 14, ст.49, 50, 54; № 15, ст.55; № 16, ст.56; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.114, 115; 2018 г., № 1, ст.4; № 7-8, ст.22; № 9, ст.27; № 10, ст.32; № 11, ст.36, 37; № 12, ст.39; № 13, ст.41; № 14, ст.44; № 15, ст.46, 49, 50; № 16, ст.53; № 19, ст.62; № 22, ст.82; № 23, ст.91; № 24, ст.93, 94; 2019 г., № 1, ст.2, 4; № 2, ст.6; № 5-6, ст.27; № 7, ст.36, 37; № 8, ст.45; № 15-16, ст.67; № 19-20, ст.86; Закон Республики Казахстан от 25 ноября 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 27 ноября 2019 г.; Закон Республики Казахстан от 26 ноября 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 29 ноября 2019 г.; Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 19 декабря 2019 г.): 1) оглавление дополнить заголовком статьи 73-3 следующего содержания: «Статья 73-3. Клевета»; 2) часть первую статьи 64 после цифр «73-2,» дополнить цифрами «73-3,»; 3) дополнить статьей 73-3 следующего содержания: «Статья 73-3. Клевета 1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - влечет штраф на физическое лицо в размере ста шестидесяти месячных расчетных показателей или арест на срок пятнадцать суток, на должностное лицо штраф в размере пятисот пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок двадцать суток. 2. То же деяние, совершенное публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, - влечет штраф на физическое лицо в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей или арест на срок двадцать суток, на должностное лицо штраф в размере шестисот пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок двадцать пять суток. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно повлекшие тяжкие последствия, - влечет штраф на физическое лицо в размере двухсот месячных расчетных показателей или арест на срок двадцать пять суток, на должностное лицо штраф в размере семьсот пятьдесят месячных расчетных показателей либо арест на срок тридцать суток.»; 4) часть первую статьи 684 после цифр «73,» дополнить цифрами «73-3,»; 5) подпункт 1) части первой статьи 804 после цифр «73-2,» дополнить цифрами «73-3,»; Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Мажилис Парламента Республики Казахстан
Пояснительная записка
Проект Закона «О внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан по вопросам ответственности за клевету» разработан во исполнение пункта 20 Плана мероприятий по реализации поручений Президента, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия (далее - План). Пунктом 20 Плана предусмотрено декриминализация статьи 130 (Клевета) Уголовного кодекса (далее - УК). По статье 130 УК Декриминализация статьи 130 УК соответствует рекомендации № 13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету. Анализ норм показал, что административное законодательство позволяет в полной мере пресекать правонарушения, связанные с клеветой, собирать доказательства путем опроса свидетелей, потерпевших, выемки документов, досмотра, назначения экспертиз и т.д. Предлагается правом составления протоколов наделить должностных лиц органов внутренних дел, а полномочием по рассмотрению дел - судей специализированных районных и приравненных к ним административных судов. Сейчас уголовные дела о клевете отнесены к делам частного обвинения. Производство по этим делам начинается по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению в случае примирения. Прокурор может начать производство по этим делам и при отсутствии жалобы, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этой связи, предлагается целесообразным и в рамках законодательства об административных правонарушениях возбуждать дела о клевете по жалобе потерпевшего и прекращать их в случае примирения (статья 64 КоАП «Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон»). При этом, статья 805 КоАП позволяет прокурору возбуждать дела по любому административному правонарушению. Законопроектом предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан вышеназванный законопроект.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА к законопроекту «О внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан по вопросам ответственности за клевету» (февраль 2020 года)
Концепция
1. Название законопроекта. Проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан по вопросам ответственности за клевету» (далее - законопроект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта. Проект Закона «О внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан по вопросам ответственности за клевету» разработан во исполнение пункта 20 Плана мероприятий по реализации поручений Президента, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия (далее - План). Пунктом 20 Плана предусмотрена декриминализация статьи 130 (Клевета) Уголовного кодекса (далее - УК). Декриминализация статьи 130 УК соответствует рекомендации № 13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету. Анализ норм показал, что административное законодательство позволяет в полной мере пресекать правонарушения, связанные с клеветой, собирать доказательства путем опроса свидетелей, потерпевших, выемки документов, досмотра, назначения экспертиз и т.д. Предлагается правом составления протоколов наделить должностных лиц органов внутренних дел, а полномочием по рассмотрению дел - судей специализированных районных и приравненных к ним административных судов. Сейчас уголовные дела о клевете отнесены к делам частного обвинения. Производство по этим делам начинается по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению в случае примирения. Прокурор может начать производство по этим делам и при отсутствии жалобы, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этой связи, предлагается целесообразным и в рамках законодательства об административных правонарушениях возбуждать дела о клевете по жалобе потерпевшего и прекращать их в случае примирения (статья 64 КоАП «Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон»). При этом, статья 805 КоАП позволяет прокурору возбуждать дела по любому административному правонарушению. Законопроектом предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
3. Цели принятия законопроекта. Целью законопроекта является дальнейшее совершенствование административно-правовой политики, повышение уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, законных интересов граждан и организаций, общественного порядка и безопасности, охраняемых законом интересов общества и государства от административных правонарушений.
4. Предмет регулирования законопроекта. Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, которые регулируются административным законодательством.
5. Структура законопроекта. Законопроект состоит из двух статей. Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года. Статья 2 определяет порядок введения Закона в действие.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере Проведенный мониторинг законодательных актов показал о необходимости внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты не имеется.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта. Социальная обусловленность совершенствования административного законодательства продиктована значительным продвижением Казахстана к стандартам современного правового государства, развитием институтов гражданского общества, изменением политических и экономических условий, в том числе в глобальном масштабе. Принятие закона обеспечит эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства от административных правонарушений, усилит профилактику правонарушений, упростит и повысит эффективность уголовного процесса.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом отсутствует.
9. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами. В настоящее время действует Кодекс об административных правонарушениях с внесенными в них соответствующими изменениями и дополнениями.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта. Совершенствование административного законодательства является непрерывным и обязательным процессом, который переживают все государства без исключения. В ходе модернизации законодательство дополняется как отдельными нормами, так и целыми правовыми институтами, что обусловлено и собственным опытом и опытом других государств. В настоящее время клевета декриминализована в Грузии, Украине, Эстонии, России, Великобритании и США, это мера направлена на дальнейшую декриминализацию законодательства Казахстана и налаживания диалога между государством и обществом в позитивном ключе. В ряде стран эта мера реализована с 2009 года, в частности в России и Великобритании. Перевод клеветы в категорию административных правонарушений должен повлечь за собой адекватные меры юридической ответственности и наказания.
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта Принятие законопроекта не повлечет затрат из государственного бюджета.
____________________________________________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|