|
Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (май 2023 года) 1. Проект Закона РК (май 2023 года) 2. Сравнительная таблица к проекту Закона (май 2023 года) 3. Заключение Правительства РК 22 мая 2023 года № 12-07/2140зп к проекту Закона РК 4. Представление от 23 мая 2023 года № 5-13-669 проекта Закона РК 5. Пояснительная записка к проекту Закона РК 6. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий действия принимаемого Закона 7. Заключение научной правовой экспертизы от 12 мая 2023 года № 10-1-6/559 проекта Закона 8. Заключение научной лингвистической экспертизы от 12 мая 2023 года № 11-2/555 в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта 9. Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта Закона (11 мая 2023 г.) 10. Справочный лист к проекту Закона РК 11. Постановление Мажилиса Парламента РК от 14 июня 2023 года № 107-VIII 12. Проект Закона РК (июнь 2023 года) Проект ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (май 2023 года) Статья 1. Внести изменения и дополнения Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»: 1) в статье 153: абзац второй изложить в следующей редакции: «влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы причиненного ущерба, от суммы извлеченного дохода и стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства, с конфискацией указанного имущества, а также доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения.»; примечание дополнить пунктом 4: «4. При невозможности конфискации имущества, а равно доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, по причине их использования, продажи или иной причине - подлежит конфискации денежная сумма или иное имущество, соответствующее стоимости подлежащего конфискации имущества.»; 2) абзац первый части 3-1 статьи 214 изложить в следующей редакции: «3-1. Непредоставление, несвоевременное предоставление юридическими лицами информации, сведений и документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 12-3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также предоставление недостоверных сведений о бенефициарных собственниках юридических лиц по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу –»; 3) статью 214-1 дополнить новым примечанием 3 следующего содержания: «3. При невозможности конфискации денег и (или) иного имущества, являвшегося предметом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а равно доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, по причине их использования, продажи или иной причине — подлежит конфискации денежная сумма или иное имущество, соответствующее стоимости подлежащего конфискации имущества.»; 4) часть третью статьи 244 изложить в следующей редакции: «3. Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом предусмотренного совместным нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, срока представления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств и (или) обстоятельства, которые влияют на сроки и (или) условия репатриации национальной и (или) иностранной валюты, - влечет предупреждение.»; 5) примечание статьи 251 изложить в следующей редакции: «Примечание. Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, наступает в случаях, когда после истечения срока репатриации сумма незачисленной национальной и (или) иностранной валюты превышает пороговое значение, свыше которого валютные договоры по экспорту или импорту подлежат контролю выполнения требования репатриации в соответствии с совместным нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, и если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.»; 6) абзац второй статьи 679 изложить в следующей редакции: «влечет штраф на руководителей этих организаций в размере шестисот месячных расчетных показателей, с конфискацией указанных материальных благ и преимуществ, а также доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения.»; 7) часть первую статьи 720 изложить в следующей редакции: «1. Органы государственных доходов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 91 (частями шестой, седьмой и восьмой), 92 (частями второй, третьей и четвертой), 92-1, 151 (частью первой), 153, 155, 157, 174 (частями первой, третьей и четвертой), 177, 178, 179, 180, 181, 181-1, 194, 195, 196, 203, 205, 221, 233 (частью первой), 239 (частями первой и второй), 244 (частями первой и второй (в части валютных договоров по экспорту или импорту), частями третьей и четвертой), 246-1 (когда эти нарушения допущены при проведении аудита по налогам), 266, 269, 270, 271, 272, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 280-1, 281 (частями первой, второй, 2-1, 2-2 и третьей), 282 (частями первой, второй, 2-1, 2-2, пятой, десятой и двенадцатой), 284, 285, 285-1, 286, 287, 288, 460-1, 460-2, 464, 471, 472, 473, 474, 521, 522, 523, 524, 525, 526, 527, 528 (частями первой, второй и третьей), 529, 530, 531, 532 (частью первой), 533, 534, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 542, 543 (частями первой и второй), 546, 547, 548 (частью первой), 551, 552 (частью первой), 553, 554, 555, 556, 557, 558, 571 (частями первой, второй, 2-1 и третьей), 571-1 настоящего Кодекса.»; 8) часть первую статьи 274 изложить в следующей редакции: «1. Национальный Банк Республики Казахстан рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 206, 210, 210-1, 212, 213 (частью пятой), 217, 218, 220 (частями седьмой и восьмой (в отношении платежных организаций), 227 (частями первой (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей) и третьей (в отношении операторов платежных систем, операционных центров платежных систем и поставщиков платежных услуг), 239 (частями третьей и четвертой (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой), 243, 244 (частями первой, второй (за исключением валютных договоров по экспорту или импорту), пятой, шестой, седьмой, восьмой), 252, 253, 464, 497 (в части первичных статистических данных, сбор которых входит в его компетенцию) настоящего Кодекса.»; 9) в статье 804: в пункте 31) части первой после слов «246 (части пятая и шестая),» дополнить цифрами «251,»; в части второй после слов «платежных организаций),» цифры «251,» исключить. Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Президент Республики Казахстан СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (май 2023 года) № п/п | Структурный элемент | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1. | Абзац второй статьи 153 | Статья 153. Незаконное предпринимательство Занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы причиненного ущерба, от суммы извлеченного дохода и стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства. Примечания. 1. Крупным ущербом в статьях 153 и 155 настоящего Кодекса признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, не превышающую одну тысячу месячных расчетных показателей, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, не превышающую десять тысяч месячных расчетных показателей. 2. Доходом в крупном размере в статьях 153 и 155 настоящего Кодекса признается доход, сумма которого не превышает десять тысяч месячных расчетных показателей. 3. В настоящей статье значительным размером признается такое количество товаров, стоимость которых не превышает одну тысячу месячных расчетных показателей. | Статья 153. Незаконное предпринимательство Занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы причиненного ущерба, от суммы извлеченного дохода и стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства, с конфискацией указанного имущества, а также доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Примечания. 1. Крупным ущербом в статьях 153 и 155 настоящего Кодекса признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, не превышающую одну тысячу месячных расчетных показателей, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, не превышающую десять тысяч месячных расчетных показателей. 2. Доходом в крупном размере в статьях 153 и 155 настоящего Кодекса признается доход, сумма которого не превышает десять тысяч месячных расчетных показателей. 3. В настоящей статье значительным размером признается такое количество товаров, стоимость которых не превышает одну тысячу месячных расчетных показателей. 4. При невозможности конфискации имущества, а равно доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, по причине их использования, продажи или иной причине — подлежит конфискации денежная сумма или иное имущество, соответствующее стоимости подлежащего конфискации имущества. | Рекомендация № 2.4-2.5 ОЭСР (Стамбульский план действий) предполагает установление обязательной конфискации за все составы коррупционных правонарушений и составов, смежных с ними. | 2. | Абзац первый части 3-1 статьи 214 | Статья 214. Нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма … 3-1. Непредоставление, несвоевременное предоставление юридическими лицами информации, сведений и документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 12-3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу – влекут штраф на субъектов малого предпринимательства, некоммерческие организации в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере трехсот месячных расчетных показателей. … | Статья 214. Нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма … 3-1. Непредоставление, несвоевременное предоставление юридическими лицами информации, сведений и документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 12-3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также предоставление недостоверных сведений о бенефициарных собственниках юридических лиц по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу – влекут штраф на субъектов малого предпринимательства, некоммерческие организации в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере трехсотмесячных расчетных показателей. … | В целях усиления ответственности по предоставлению недостоверных сведений о бенефициарных собственниках юридических лиц. | 3. | Статья 214-1 Примечание 3 | Статья 214-1 Примечания. … 3. Отсутствует. | Статья 214-1 Примечания. … 3. При невозможности конфискации денег и (или) иного имущества, являвшегося предметом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а равно доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, по причине их использования, продажи или иной причине — подлежит конфискации денежная сумма или иное имущество, соответствующее стоимости подлежащего конфискации имущества. | За совершение правонарушений, связанных с коррупционными действиями, необходимо установление на законодательном уровне правила о возможности конфискации не только замещающих денежных сумм, но и любого другого имущества, которое может замещать или в стоимостном выражении быть эквивалентным имуществу, подлежащему конфискации, но при этом не возможному к конфискации вследствие его использования, продажи или по иной причине. | 4. | часть третья статьи 244 | Статья 244. Нарушение порядка получения учетного номера для валютного договора или счета в иностранном банке и представления по ним информации, документов и отчетов … 3. Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом предусмотренного нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан срока представления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств и (или) обстоятельства, которые влияют на сроки и (или) условия репатриации национальной и (или) иностранной валюты, - влечет предупреждение. … | Статья 244. Нарушение порядка получения учетного номера для валютного договора или счета в иностранном банке и представления по ним информации, документов и отчетов … 3. Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом предусмотренного совместным нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, срока представления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств и (или) обстоятельства, которые влияют на сроки и (или) условия репатриации национальной и (или) иностранной валюты, - влечет предупреждение. … | В связи с передачей Комитету государственных доходов полномочий по составлению протоколов по адм. правонарушениям по ст. 251 КоАП (нарушение репатриации), полномочий по составлению и рассмотрению отдельных частей ст. 244 КоАП (в части срока обращения за присвоением валютному договору по экспорту или импорту учетного номера, а также в части срока представления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств и (или) обстоятельств, влияющих на сроки и условия репатриации), а также определения на совместное утверждение Правлением Национального Банка с Министерством Финансов Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в РК, необходимо внесение соответствующей поправки в ч.3 ст. 244 КоАП. | 5. | Примечание статьи 251 | Статья 251. Невыполнение требования репатриации национальной и (или) иностранной валют … Примечание. Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, наступает в случаях, когда после истечения срока репатриации сумма незачисленной национальной и (или) иностранной валюты превышает пороговое значение, свыше которого валютные договоры по экспорту или импорту подлежат контролю выполнения требования репатриации в соответствии с нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан, и если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. … | Статья 251. Невыполнение требования репатриации национальной и (или) иностранной валют … Примечание. Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, наступает в случаях, когда после истечения срока репатриации сумма незачисленной национальной и (или) иностранной валюты превышает пороговое значение, свыше которого валютные договоры по экспорту или импорту подлежат контролю выполнения требования репатриации в соответствии с совместным нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, и если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. … | Проектом поправок предусмотрена передача Комитету государственных доходов функций валютного контроля в части соблюдения экспортерами или импортерами требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты. Также предусмотрено, что Правление Национального Банка совместно Министерством Финансов утверждает Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в РК, в этой связи необходимо внесение редакционной поправки в примечание ст. 251 КоАП. Кроме того, определение уполномоченного органа приведено в соответствие с определением, используемым в КоАП в соответствии с п.п.8) ч.1 ст.741 КоАП «осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет» | 6. | Статья 679 | Статья 679. Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления Занятие государственными органами, органами местного самоуправления предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных благ и преимуществ, помимо установленных источников финансирования, - влечет штраф на руководителей этих организаций в размере шестисот месячных расчетных показателей. | Статья 679. Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления Занятие государственными органами, органами местного самоуправления предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных благ и преимуществ, помимо установленных источников финансирования, - влечет штраф на руководителей этих организаций в размере шестисот месячных расчетных показателей, с конфискацией указанных материальных благ и преимуществ, а также доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения. | Рекомендация № 2.4-2.5 ОЭСР (Стамбульский план действий) предполагает установление обязательной конфискации за все составы коррупционных правонарушений и составов, смежных с ними. | 7. | часть 1 статьи 720 | Статья 720. Органы государственных доходов 1. Органы государственных доходов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 91 (частями шестой, седьмой и восьмой), 92 (частями второй, третьей и четвертой), 92-1, 151 (частью первой), 153, 155, 157, 174 (частями первой, третьей и четвертой), 177, 178, 179, 180, 181, 194, 195, 196, 203, 205, 221, 233 (частью первой), 239 (частями первой и второй), 246-1 (когда эти нарушения допущены при проведении аудита по налогам), 266, 269, 270, 271, 272, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 280-1, 281 (частями первой, второй, 2-1, 2-2 и третьей), 282 (частями первой, второй, 2-1, 2-2, пятой, десятой и двенадцатой), 284, 285, 285-1, 286, 287, 288, 460-1, 460-2, 464, 471, 472, 473, 474, 521, 522, 523, 524, 525, 526, 527, 528 (частями первой, второй и третьей), 529, 530, 531, 532 (частью первой), 533, 534, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 542, 543 (частями первой и второй), 546, 547, 548 (частью первой), 551, 552 (частью первой), 553, 554, 555, 556, 557, 558, 571 (частями первой, второй, 2-1 и третьей), 571-1 настоящего Кодекса. | Статья 720. Органы государственных доходов 1. Органы государственных доходов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 91 (частями шестой, седьмой и восьмой), 92 (частями второй, третьей и четвертой), 92-1, 151 (частью первой), 153, 155, 157, 174 (частями первой, третьей и четвертой), 177, 178, 179, 180, 181, 181-1, 194, 195, 196, 203, 205, 221, 233 (частью первой), 239 (частями первой и второй), 244 (частями первой и второй (в части валютных договоров по экспорту или импорту), частями третьей и четвертой), 246-1 (когда эти нарушения допущены при проведении аудита по налогам), 266, 269, 270, 271, 272, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 280-1, 281 (частями первой, второй, 2-1, 2-2 и третьей), 282 (частями первой, второй, 2-1, 2-2, пятой, десятой и двенадцатой), 284, 285, 285-1, 286, 287, 288, 460-1, 460-2, 464, 471, 472, 473, 474, 521, 522, 523, 524, 525, 526, 527, 528 (частями первой, второй и третьей), 529, 530, 531, 532 (частью первой), 533, 534, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 542, 543 (частями первой и второй), 546, 547, 548 (частью первой), 551, 552 (частью первой), 553, 554, 555, 556, 557, 558, 571 (частями первой, второй, 2-1 и третьей), 571-1 настоящего Кодекса. | В связи с передачей Комитету государственных доходов полномочий по составлению протоколов об административном правонарушении по ст. 251 КоАП, целесообразна передача данному органу полномочий по составлению и рассмотрению взаимосвязанных с репатриацией нарушений в части срока обращения за присвоением валютному договору по экспорту или импорту учетного номера, а также в части срока представления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств и (или) обстоятельств, влияющих на сроки и условия репатриации. | 8. | часть 1 статьи 724 | Статья 724. Национальный Банк Республики Казахстан 1. Национальный Банк Республики Казахстан рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 206, 210, 210-1, 212, 213 (частью пятой), 217, 218, 220 (частями седьмой и восьмой (в отношении платежных организаций), 227 (частями первой (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей) и третьей (в отношении операторов платежных систем, операционных центров платежных систем и поставщиков платежных услуг), 239 (частями третьей и четвертой (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой), 243, 244, 252, 253, 464, 497 (в части первичных статистических данных, сбор которых входит в его компетенцию) настоящего Кодекса. | Статья 724. Национальный Банк Республики Казахстан 1. Национальный Банк Республики Казахстан рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 206, 210, 210-1, 212, 213 (частью пятой), 217, 218, 220 (частями седьмой и восьмой (в отношении платежных организаций), 227 (частями первой (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей) и третьей (в отношении операторов платежных систем, операционных центров платежных систем и поставщиков платежных услуг), 239 (частями третьей и четвертой (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой), 243, 244 (частями первой, второй (за исключением валютных договоров по экспорту или импорту), пятой, шестой, седьмой, восьмой), 252, 253, 464, 497 (в части первичных статистических данных, сбор которых входит в его компетенцию) настоящего Кодекса. | Исключение полномочий Национального Банка на рассмотрение дел по частям 3 и 4 ст.244 КоАП (касательно нарушений срока представления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств и (или) обстоятельств, влияющих на сроки и условия репатриации), а также исключение из частей 1 и 2 ст.244 КоАП полномочий на рассмотрение дел по нарушениям в части срока обращения за присвоением учетного номера валютному договору по экспорту или импорту. | 9. | подпункт 31) части 1 статьи 804 | Статья 804. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях 1. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: … 31) органов государственных доходов (статьи 150, 151 (часть вторая), 154, 158, 174 (часть вторая), 176, 182, 246 (части пятая и шестая), 281 (части четвертая, пятая и шестая), 282 (части третья, четвертая, шестая, седьмая, одиннадцатая и тринадцатая), 283, 283-1, 357, 398, 462, 463, 489 (части пятая, шестая, седьмая и восьмая), 528 (часть 1-1), 532 (часть вторая), 543 (части 1-1, третья и четвертая), 544, 545, 548 (часть вторая), 549, 550, 552 (часть вторая), 590 (часть четвертая), 654, 679, а также по административным правонарушениям, совершенным в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, предусмотренным статьей 425 (часть вторая); ... | Статья 804. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях 1. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: … 31) органов государственных доходов (статьи 150, 151 (часть вторая), 154, 158, 174 (часть вторая), 176, 176-1, 182, 246 (части пятая и шестая), 251, 281 (части четвертая, пятая и шестая), 282 (части третья, четвертая, шестая, седьмая, одиннадцатая и тринадцатая), 283, 283-1, 357, 398, 462, 463, 489 (части пятая, шестая, седьмая и восьмая), 528 (часть 1-1), 532 (часть вторая), 543 (части 1-1, третья и четвертая), 544, 545, 548 (часть вторая), 549, 550, 552 (часть вторая), 590 (часть четвертая), 654, 679, а также по административным правонарушениям, совершенным в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, предусмотренным статьей 425 (часть вторая); ... | Исключение компетенции Национального Банка по составлению протокола об административном правонарушении по ст. 251 КоАП. 1) Национальный Банк в настоящее время осуществляет административное производство как основной орган валютного контроля, уполномоченный на осуществление контроля за репатриацией национальной и (или) иностранной валюты по экспортно-импортным договорам. 2) После принятия поправок: Комитет государственных доходов наряду с Национальным Банком будет осуществлять контроль, составлять протоколы по адм. правонарушениям по вопросам репатриации. При этом за Национальным Банком как за центральным банком страны, останется контроль за уполномоченными банками как агентами валютного контроля. | 10. | часть 2 статья 804 | Статья 804. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях ... 2. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют также право составлять уполномоченные работники Национального Банка Республики Казахстан (статьи 214 (части первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая и двенадцатая (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей, платежных организаций), 251, 462, 463). ... | Статья 804. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях ... 2. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют также право составлять уполномоченные работники Национального Банка Республики Казахстан (статьи 214 (части первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая и двенадцатая (в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей, платежных организаций), 462, 463). ... | Исключение компетенции Национального Банка по составлению протокола об административном правонарушении по ст.251 КоАП, ввиду передачи по компетенции Комитету государственных доходов | 11. | | | Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2024 года. | |
Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан А. Аймагамбетов М. Башимов Е. Бейсенбаев Д. Еспаева А. Құспан Е. Саиров А. Сарым Н. Сарсенгалиев М. Такиев
Заключение Правительства Республики Казахстан 22 мая 2023 года № 12-07/2140зп к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», инициированному депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мажилис Парламент Республики Казахстан На № 5-11-449 от 11 мая 2023 года Правительство Республики Казахстан, рассмотрев проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», инициированный депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее - законопроект), сообщает следующее. Законопроект не противоречит Конституции Республики Казахстан, международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и решениям международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан. Протоколом Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности от 20 мая 2023 года № 623 проект заключения Правительства одобрен. Правительством поддерживаются поправки, предусмотренные в позициях 2, 4, 5, 7 сравнительной таблицы. Правительством не поддерживаются поправки по следующим позициям сравнительной таблицы: По позиции 1 сравнительной таблицы Статью 153 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП) в части конфискации имущества, а также доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения дополнить санкцией в виде конфискации имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения. В обосновании к предлагаемой поправке указано, что международные рекомендации (Стамбульский план действий) предполагают установление обязательной конфискации за все составы коррупционных правонарушений. Вместе с тем, следует отметить, что статья 153 КоАП устанавливает административную ответственность за занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах. Поэтому данная статья не является смежной к коррупционным административным правонарушениям. Учитывая изложенное, предлагаемая поправка не поддерживается. По позиции 3 сравнительной таблицы Предлагается примечание к статье 214-1 КоАП дополнить пунктом 3, разъясняющим, что «при невозможности конфискации денег и (или) иного имущества, являвшегося предметом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а равно доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, по причине их использования, продажи или иной причине - подлежит конфискации денежная сумма или иное имущество, соответствующее стоимости подлежащего конфискации имущества». Вместе с тем, санкция действующей редакции статьи 214-1 КоАП не предусматривает санкцию в виде конфискации имущества. В этой связи предлагаемая поправка не поддерживается. По позиции 6 сравнительной таблицы Поправка в части включения дополнительного административного взыскания в виде конфискации за административные коррупционные правонарушения, предусмотренная статьей 679 КоАП, не поддерживается. Так, предметом рассматриваемого правонарушения, в части принятия материальных благ и преимуществ, могут являться любые материальные блага и преимущества, в том числе - деньги, ценные бумаги (облигации, векселя, чеки и т.п.), материальные ценности, право на имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера, а также частичное или полное освобождение от имущественных обязательств, предоставление льгот (уменьшение арендных платежей, внеочередное получение жилья, получение льготного кредита), предоставление безвозмездно услуг, подлежащих оплате (ремонтные работы, предоставление туристических путёвок, путёвок в оздоровительные санатории и т.п.). Указанная статья предусматривает специальный субъект - руководителей государственных органов и органов местного самоуправления. Однако следует учесть, что диспозиция статьи указывает на коллективный характер - осуществление предпринимательской деятельности государственными органами или органами местного самоуправления, а не отдельными государственными служащими.
Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов
|
|