|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2018 года № 746 (с изменениями от 31.05.2019 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 июля 2019 года
В соответствии с подпунктом 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» (далее - Программа). 2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы. 3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, организациям (по согласованию) представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан». 4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. 6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Государственная программа изложена в редакции постановления Правительства РК от 31.05.19 г. № 359 (см. стар. ред.) Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2018 года № 746
Государственная программа Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Еңбек»
4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы 5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры
За время независимости Казахстан добился значительного прогресса в социально-экономическом развитии и перешел в группу стран с уровнем дохода выше среднего. Такой устойчивый рост позволил значительно снизить уровень бедности, обеспечить значительную часть населения более продуктивными рабочими местами, улучшить благосостояние людей, повысить производительность труда и снизить количество безработных и лиц, занятых непродуктивным трудом, особенно в сельской местности. Для решения этих проблем с 2011 года в рамках Программы «Дорожная карта занятости 2020» (далее - Программа ДКЗ 2020) активно реализовывались меры по вовлечению безработного, самостоятельно занятого и малообеспеченного населения в активные меры содействия занятости. Программа ДКЗ 2020 являлась логическим продолжением Плана действий Правительства по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года (Стратегия занятости и переподготовки кадров «дорожных карт 2009 и 2010 годов») и включала в себя механизмы антикризисного реагирования. С целью развития рынка труда и принятия дополнительных мер по повышению уровня жизни населения Главой государства 9 сентября 2016 года перед Правительством была поставлена задача по стимулированию массового предпринимательства и обеспечению занятости. Модернизация политики обеспечения занятости и оплаты труда, повышение качества человеческого капитала, всесторонняя поддержка предпринимательства, обеспечение адресности социальной поддержки определены в качестве приоритетов развития в соответствии со Стратегией «Казахстан - 2050» и Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира. В Послании Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» отмечается, что комплексная поддержка молодежи и института семьи должна стать приоритетом государственной политики. В Послании поручено создать широкую платформу социальных лифтов, которая будет включать полный комплекс мер поддержки всех категорий молодежи. Воздействие технологической модернизации, появление новых, ранее не существовавших профессий требует от государства подготовки к новому облику рынка труда, что особенно важно для казахстанской молодежи. В быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут иметь те страны, которые смогут продуктивно использовать человеческий и инновационный капитал. Особое место в развитии этого капитала занимают образование, то есть уже сейчас молодому поколению надо вооружиться принципом обучения в течение всей жизни, а системы образования должны предоставлять навыки, востребованные на рынке труда. В то же время, недостаточное участие молодежи в сфере предпринимательства, туризма, досуга, отсутствие информационного сопровождения молодежной политики сегодня как никогда требуют принятия дополнительных мер по совершенствованию занятости молодежи. В этой связи, стратегические решения в области занятости молодежи должны носить комплексный характер и быть направлены на обеспечение роста производства и создание новых рабочих мест с применением программ переобучения и повышения квалификации. При этом, особое внимание при содействии в трудоустройстве молодежи необходимо тем, кто в силу определенных обстоятельств социального и экономического характера не учится, не работает и не повышает квалификацию. Реализация комплексных мер государственной поддержки молодежи должна обеспечить доступность и качество образовательных программ путем создания рабочих мест, развития предпринимательских инициатив, противодействия асоциальным проявлениям в молодежной среде. Кроме того, одним из важных вопросов, требующих внимания со стороны государства, является повышение доходов и улучшение качества жизни молодых семей через меры государственной поддержки в сфере занятости населения. В этой связи, Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Еңбек» (далее - Программа) ориентирована на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения, а также реализацию комплексных мероприятий национального проекта «Жастар - ел тірегі». 2.1. В настоящей Программе используются следующие основные термины и определения: 1) региональная палата предпринимателей «Атамекен» (далее - РПП) - оператор нефинансовой поддержки на местном уровне; 2) районная (городская) комиссия - межведомственная комиссия при местном исполнительном органе района (города) по вопросам реализации программ занятости; 3) АО «ФФПСХ» - акционерное общество «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»; 4) единая информационная система социально-трудовой сферы (далее - АИС «Рынок труда») - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности уполномоченного органа по вопросам занятости населения, местных органов занятости населения, центров занятости населения, центра развития трудовых ресурсов и межведомственного взаимодействия в целях предоставления государственных услуг населению в социально-трудовой сфере; 5) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с центром занятости населения, для трудоустройства безработных с субсидированием их заработной платы; 6) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между участником Программы и центром занятости населения, а также физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, которое содержит права и обязанности сторон, условия труда, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования; 7) социальная профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание практической помощи в выборе профессий, смене рода занятий, а также повышение квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда; 8) социальный студенческий кредит - унифицированная единица измерения объема социально направленной, общественно полезной деятельности, осуществляемой студентом в интересах физических и (или) юридических лиц, и материально поощряемой за счет средств республиканского бюджета; 9) операторы Программы - Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан; 10) стартовый бизнес (стартап проект) - бизнес-проекты участников Программы, срок государственной регистрации которых в качестве юридического лица/оформления статуса индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения к кредитору за кредитом/микрокредитом менее одного года; 11) организация образования - учебное заведение и/ или учебный центр; 12) дуальное обучение - форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося; 13) государственный интернет-ресурс «Биржа труда» - электронный информационный ресурс, содержащий единую информационную базу рынка труда, функционирующий в сети Интернет, который сопровождается центром развития трудовых ресурсов в целях оказания государственных мер содействия занятости населения; 14) трудоспособное лицо (трудоспособный член семьи) - лицо или член семьи в возрасте с шестнадцати лет до возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», за исключением лиц с инвалидностью первой или второй группы и (или) лиц, имеющих заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев; 15) субсидирование заработной платы - компенсация части затрат работодателя на оплату труда работников, трудоустроенных на социальные рабочие места по направлениям центра занятости населения; 16) национальный проект «Жастар - ел тірегі» - проект, включающий меры государственной поддержки по содействию занятости молодежи посредством развития молодежного предпринимательства «Жас Кәсіпкер» и подготовки квалифицированных кадров по востребованным специальностям на рынке труда «Жас маман» по принципу 100/200; 17) молодая семья - семья, в которой оба супруга не достигли возраста двадцати девяти лет, либо неполная семья, в которой ребенка (детей) воспитывает один из родителей, не достигший возраста двадцати девяти лет; 18) молодежная практика - вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности); 19) безработное лицо - физическое лицо, осуществляющее поиск работы и готовое приступить к работе; 20) частное агентство занятости - физическое или юридическое лицо, оказывающее трудовое посредничество, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 21) частная онлайн площадка по трудоустройству - частный сервис для поиска работы и подбора персонала; 22) действующий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ/АО «ФФПСХ»/МФО/КТ за кредитом/микрокредитом более трех лет; 23) якорная кооперация - партнерство на основании заключенного гражданско-правового договора независимо от срока его действия крестьянских (фермерских) хозяйств и/или сельскохозяйственных кооперативов и других претендентов, имеющих земли сельскохозяйственного назначения, со средними и крупными субъектами агропромышленного комплекса в целях наращивания производства сельскохозяйственной продукции и ее гарантированного сбыта; 24) многодетная семья - семья, имеющая в своем составе четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста); 25) профессиональное информирование - представление информации о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустройства по имеющейся специальности, переобучения, повышения квалификации; 26) гарант - дочерняя организация акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» (ДО АО «НУХ «КазАгро» по гарантированию), уполномоченная на предоставление гарантий, акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»; 27) гарантия - документ, подтверждающий субсидиарную ответственность гаранта перед кредитором по обязательствам заемщика; 28) договор гарантии - трехстороннее письменное соглашение, заключенное между гарантом, кредитором и заемщиком о предоставлении гарантии по формам, утверждаемым уполномоченными органами по вопросам предпринимательства и в области развития агропромышленного комплекса; 29) кредитор - микрофинансовая организация/банки второго уровня/кредитные товарищества /АО «ФФПСХ»; 30) кредит/микрокредит - заемные средства, предоставляемые микрофинансовыми организациями (МФО)/банками второго уровня (БВУ)/ кредитными товариществами (КТ)/АО «ФФПСХ» участнику Программы по договору о предоставлении кредита/микрокредита/не возобновляемой кредитной линии в национальной валюте Республики Казахстан на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и целевого назначения; 31) оператор нефинансовой поддержки - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (НПП «Атамекен»); 32) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые центрами занятости населения, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально полезную направленность для обеспечения их временной занятостью; 33) переселенец - внутренний мигрант, переселяющийся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан; 34) краткосрочное профессиональное обучение - часть системы технического и профессионального образования, предусматривающая реализацию образовательных программ с сокращенным сроком обучения по профессиональной подготовке и переподготовке рабочих кадров; 35) проект «Мәңгілік ел жастары - индустрияға!» («Серпін») - проект, направленный на предоставление высшего, технического и профессионального образования молодежи из трудоизбыточных регионов и их трудоустройство в трудодефицитных регионах; 36) организация микрокредитования - дочерняя организация акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» (ДО АО «НУХ «КазАгро» по кредитованию), уполномоченная на кредитование, акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»; 37) микрофинансовая организация - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, официальный статус которой определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов, а также дополнительные виды деятельности, разрешенные Законом Республики Казахстан «О микрофинансовых организациях»; 38) мобильный учебный центр - передвижной учебный центр, реализующий образовательные программы дополнительного образования с обеспечением практики и возможностью транспортировки конструктивных элементов и оборудования к месту обучения; 39) непродуктивно занятые - занятые с доходом ниже величины прожиточного минимума и/или не имеющие высшего, технического и профессионального образования и/или занятые на низкоквалифицированных рабочих местах; 40) учебное заведение - организация образования, реализующая образовательные программы высшего, технического и профессионального, послесреднего образования; 41) учебный центр - организация, реализующая образовательные программы дополнительного образования с обязательной организацией производственной практики; 42) региональная комиссия - межведомственная комиссия при местном исполнительном органе области (города республиканского значения, столицы) по вопросам реализации программ занятости с участием местных представительных органов, представителей работодателей, профессиональных союзов и палаты предпринимателей областей, городов республиканского значения и столицы; 43) скрининг - маркетинговое исследование на районном уровне по выявлению потенциальных ниш и перспективных направлений для развития бизнеса, проводимое оператором нефинансовой поддержки НПП «Атамекен»; 44) оператор по субсидированию - местный исполнительный орган по вопросам сельского хозяйства; 45) малообеспеченные лица (семьи) - лица (семьи), имеющие среднедушевые доходы в месяц ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице; 46) подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием - часть системы технического и профессионального образования, предусматривающая подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена; 47) претендент - безработное лицо, лицо из числа отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, молодежь категории NEET, член малообеспеченной многодетной семьи, малообеспеченный трудоспособный инвалид, начинающий/начинающий молодой и действующий предприниматель, сельскохозяйственные кооперативы и их члены, крестьянские и фермерские хозяйства, участники якорной кооперации независимо от срока их деятельности; 48) центр занятости населения - юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» (далее - Закон); 49) начинающий молодой предприниматель - индивидуальный предприниматель в возрасте до двадцати девяти лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения к кредитору за получением кредита/микрокредита/гарантии в сельских населенных пунктах, малых городах, городах и моногородах менее трех лет; 50) начинающий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ/АО «ФФПСХ»/МФО/КТ за кредитом/микрокредитом менее трех лет; 51) молодежь категории NEET - молодежь, которая в силу определенных обстоятельств социального и экономического характера не учится, не работает и не повышает квалификацию.
На рынке труда Казахстана за последние 10 лет наблюдается положительная динамика. По сравнению с 2007 годом вместе с ростом численности рабочей силы на 9,7% увеличилось число наемных работников на 1,7 млн. человек, снизилась численность безработных на 155 тыс. человек и самозанятых на 558 тыс. человек. Наблюдается уменьшение численности молодой рабочей силы на 9,0% это порядка 209,6 тысяч человек. За период с 2010 по 2017 годы экономическая активность молодежи находится на достаточно высоком уровне (44%), но немного уступает среднему для стран ОЭСР значению в 47%. В стране по итогам 2018 года экономически активной частью (рабочая сила) молодежи в возрасте от 15 до 28 лет является 2 087,6 тыс. человек, из них занято 2 007,9 тыс. чел. (96%), из которых 1 536,6 тыс. человек или 76,5% − наемные работники, 471,3 тыс. человек (23,5%) − самостоятельно занятые. При общем уровне безработицы по республике 4,9% молодежная безработица составила 3,8% или 79,7 тыс. человек. За время действия Программы ДКЗ 2020 меры государственной поддержки получили 770 тыс. граждан, в результате трудоустроено 580 тыс. человек на постоянные рабочие места. За последние годы уровень безработицы снизился с 5,1% в 2015 году до 5,0 в 2016 году и до 4,9% в 2017 году. Уровень безработицы среди молодежи снизился с 4,2% в 2015 году, до 3,8% в 2016, 2017 годах. Вместе с тем, сохраняются следующие системные проблемы, влияющие как на рынок труда, так и дальнейший экономический рост: 1) Несоответствие качества трудовых ресурсов потребностям рынка труда. Если в 2015-2017 годах доля рабочей силы с высшим и незаконченным высшим образованием составляла 38%, то доля рабочей силы с техническим и профессиональным образованием выросла с 38% в 2015 до 41% в 2016 году, до 42% в 2017 году. При этом, сохраняется высокая доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием, несмотря на снижение с 24% в 2015 году до 22,6% в 2016 году. В настоящее время система образования не обеспечивает достаточный уровень подготовки молодежи для рынка труда. Так, в 2017 году 11 классов школы окончило 127 тыс. человек, из которых 22 тыс. человек (18%) поступили в колледжи, 77 тыс. (60%) поступили в ВУЗы, 4 тыс. человек (3%) уехали за границу. Среди выпускников 11-х классов 24 тыс. человек (19%) не продолжили обучение и остались без квалификации В 2017 году ТиПО окончило 147 тыс. человек; из них 14 тыс. человек (10%) продолжили обучение в ВУЗах, 90 тыс. (61%) были трудоустроены в год выпуска, а 43 тыс. человек (29%) не продолжили обучение и не были трудоустроены. Еще 16 тыс. изначально поступивших не закончили образование и выбыли, то есть остались без квалификаций. В 2017 году количество выпускников ВУЗов по программе бакалавриата составило 127 тыс. человек; из них 16 тыс. человек (12%) продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре, 88 тыс. (69%) были трудоустроены в год выпуска, а 23 тыс. человек (18%) не продолжили обучение и не были трудоустроены. Еще 12 тыс. изначально поступивших не закончили образование и выбыли, то есть остались без квалификации. На начало 2017-2018 учебного года среди выбывших студентов 20% не заканчивают образование из-за финансовых затруднений, а 19% - по причине неуспеваемости или за нарушение учебной дисциплины (7%), правил внутреннего распорядка и устава учебного заведения (12%). 39% студентов выбыли по неизвестным причинам (по собственному желанию или другие причины). Таким образом, только по итогам 2017 года в целом 52 тыс. молодых людей остались без квалификаций, а 66 тыс. выпускников ТиПО и ВУЗов не смогли трудоустроиться в год выпуска. При этом, из-за проблем несоответствия квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются не заполненными. Опросы предприятий страны, проведенные национальными экспертами, показали, что порядка 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования. Согласно прогнозной оценке к 2025 году ожидается рост численности трудоспособной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет на 446 тыс. человек до 2 845 тыс. с 2 399 тыс. в 2017 году. Для успешной интеграции этой молодежи в рынок труда, им необходимо уже сейчас дать актуальное, качественное образование и обеспечить качественными рабочими местами. Численность молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, ежегодно выходящих на рынок труда из системы образования, будет расти в среднем на 3% в год вплоть до 2025 года. А в период с 2025 по 2030 год ожидается ускорение роста до 5% в год под влиянием взросления детей, появившихся на свет в период бума рождаемости конца 2000-х годов. В этой связи необходимо обеспечить доступ молодежи к получению бесплатной первой рабочей профессии, содействие в трудоустройстве в партнерстве с работодателями, особенно для молодежи категории NEET, провести карьерное консультирование и развитие на ранних этапах трудовой деятельности, а также переподготовку и повышение навыков взрослого населения по рабочим квалификациям, востребованным на рынке труда. 2) Непродуктивная занятость. Численность самостоятельно занятого населения сократилась с 2,3 млн. (27% от занятого населения) в 2015 году до 2,1 млн. человек (24,5%) в 2017 году. Численность непродуктивно самостоятельно занятого населения, осуществляющего деятельность без регистрации или имеющего доходы ниже прожиточного минимума, за последние три года также сократилась на 66% - с 330,9 тыс. человек в 2015 году до 301,2 тыс. человек в 2016 году и до 217,7 тыс. человек в 2017 году. Наибольшая доля непродуктивно самостоятельно занятого населения в 2017 году сконцентрирована в сельском хозяйстве (58%), где наблюдается один из самых низких уровней производительности труда (1 402 тыс. тенге на человека). Уровень доходов населения напрямую связан с уровнем производительности труда в отраслях экономики. Доступ к более производительным и доходным рабочим местам ограничивает недостаток образования и профессиональных навыков. 49,1% непродуктивно занятых имеют только основное, среднее, общее и начальное образование. Вовлечение непродуктивно занятого населения в производительную экономическую деятельность будет способствовать росту экономической активности и повышению их доходов. 3) Региональные диспропорции и демографический дисбаланс. В 2015 году численность населения северных регионов составляла 2 946 тыс. человек, а в 2017 году - 2 934 тыс., то есть снизилась на 12 тыс. человек. В то же время в южных регионах численность населения выросла на 186 тыс. человек с 6 564 тыс. человек в 2015 году до 6 750 тыс. в 2017 году. При этом, доля населения младше 15 лет по отношению ко всему населению в северных регионах в 2017 году составляла в среднем 19%, в то время как в южных - в среднем 34%. Согласно прогнозной оценке, проведенной национальными экспертами, численность населения страны к 2050 году составит 24,5 млн. чел. При этом ожидается, что при сохранении текущей тенденции население северных регионов сократится на 0,9 млн. человек, а население южных регионов вырастет на 5,3 млн. человек. Плотность расселения южных регионов будет в четыре раза выше, чем в северных. Поэтому целесообразно принятие мер по стимулированию территориальной мобильности трудовых ресурсов через содействие в добровольном переселении граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные регионы. 4) Недостаточная генерация производительных рабочих мест в частном секторе экономики. Доля государственного сектора (государственные учреждения и предприятия с долей государственной собственности более 50%) в обеспечении занятости составляла в среднем 25,4% занятого населения в 2015 - 2017 годах. Данный показатель является одним из самых высоких по сравнению со странами ОЭСР, где среднее значение доли госсектора в структуре занятости населения составляет 18%. В сравнении со странами ОЭСР вклад МСБ в обеспечение занятости недостаточен. Средняя доля занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет в ОЭСР 64%, что в 1,4 раза выше уровня Казахстана (45%). Таким образом, необходимо стимулировать развитие массового предпринимательства для создания рабочих мест в частном секторе. Успешный опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что развитие микрокредитования повышает эффективность и масштабы предпринимательства, способствуя решению вопросов занятости и созданию новых рабочих мест. В мировой практике для решения проблем на рынке труда используются активные меры содействия занятости, которые осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование деятельности институтов рынка труда, включая информационное сопровождение, а также развитие предпринимательства. В экономическом плане это предполагает увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном - снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала. Технологическая модернизация повлечет за собой значительные изменения на рынке труда, связанные со снижением спроса на трудовые ресурсы в ряде традиционных отраслей и растущим спросом в новых отраслях. С учетом требований цифровой экономики будут предъявляться новые требования к навыкам и компетенциям рабочей силы. Для обеспечения экономики своевременным и качественным предложением востребованных кадров и всех граждан возможностями для смены вида деятельности необходимо обеспечить доступ к программам переквалификации, повышения квалификации. Также необходимо адаптировать трудовые ресурсы к потребностям новой экономики. Обеспечение новой экономики кадрами, способными к повышению производительности, технологическому обновлению и цифровизации предприятий и отраслей, будет достигнуто как за счет притока на рынок труда новых квалифицированных работников из системы образования, так и через обучение уже действующих работников.
4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы
Содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство. Целевые индикаторы Программы, которые будут достигнуты в 2021 году: 1) уровень безработицы не будет превышать 4,8%; 2) доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием в составе рабочей силы составит не более 20%; 3) доля непродуктивно занятых не превысит 10,2%; 4) прирост активно действующих субъектов МСБ составит 10%.
Для достижения цели и целевых индикаторов Программы работа будет проводиться по следующим четырем направлениям: 1) обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением; 2) развитие массового предпринимательства; 3) развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов; 4) реализация комплексных мероприятий национального проекта «Жастар - ел тірегі». 4.3.1 Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением В рамках данного направления будут решаться следующие задачи: 1) подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда; 2) краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда квалификациям и навыкам;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|