|
|
|
Как правильно осуществить выезд из Казахстана на постоянное место жительство в Россию или другую страну,
Смурыгина И., начальник отдела налогового консалтинга ТОО «Казахстанаудит»
1. Процедура и Перечень документов, необходимые для оформления выезда из Казахстана на постоянное место жительство в другую страну
Согласно пункту 3 статьи 10 Конституции и статьи 3 Закона «О гражданстве Республики Казахстан» за гражданами Республики Казахстан не признается гражданство другого государства. В соответствии с подпунктом 4) статьи 21 Закона о гражданстве гражданство Республики Казахстан утрачивается, если лицо приобрело гражданство другого государства. На основании этого, так как процесс получения иностранного гражданства, в частности Российской Федерации, может занять определенный период (от трёх месяцев до года и более лет), то до получения гражданства, внутреннего паспорта другой страны, физическое лицо будет являться гражданином Республики Казахстан. Следует отметить, что статьей 54 Закона «О миграции населения» предусмотрено, что граждане Республики Казахстан, выезжающие за пределы страны, делятся на две категории: 1) граждане Республики Казахстан, выезжающие в другое государство для постоянного проживания, в том числе с последующим получением иностранного гражданства; 2) граждане Республики Казахстан, выезжающие в другое государство для временного проживания. К гражданам Республики Казахстан, выезжающим в другое государство для временного проживания, относятся персонал загранучреждений Республики Казахстан, граждане Республики Казахстан, осуществляющие в зарубежных странах временную трудовую деятельность, военнослужащие, выполняющие миротворческий долг, назначенные в соответствии с закрепленными за Республикой Казахстан квотами на должности при международных организациях, а также лица, находящиеся на учебе, лечении, в туристической и частной поездке, по приглашению организаций и частных лиц, в служебной командировке в зарубежных странах. Таким образом, в остальных случаях, граждане, выезжающие в другое государство, оформляют свой переезд на постоянное место жительства (далее по тексту - ПМЖ). На основании статьи 55 Закона РК «О миграции населения» выезд на постоянное место жительства из Республики Казахстан осуществляется после оформления документов на выезд органами внутренних дел через миграционную службу. Заявления о выезде за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства подаются в органы внутренних дел (через городской, районные, или областные органы миграционной полиции): 1) дееспособными гражданами - лично; 2) от имени детей и граждан, признанных судом недееспособными, - их законными представителями. Органами внутренних дел производится проверка отсутствия у граждан, обратившихся с заявлениями о выезде за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, оснований для отказа в выезде за пределы Республики Казахстан, включая задолженность по налогам и другим обязательным платежам, судебным решениям, в т.ч. по алиментам и т.д. Запросы органов внутренних дел в отношении граждан, обратившихся с заявлениями о выезде за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, рассматриваются заинтересованными государственными органами в десятидневный срок. Согласно Правилам оформления документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, утверждённым постановлением Правительства РК от 28 марта 2012 года № 361, с изменениями и дополнениями, внесёнными ПП РК № 610 от 29.09.2017г. введёнными в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (далее - Правила) «Решение об оформлении документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства принимается не позднее месячного срока со дня представления заявителем всех документов». При этом одним из документов, который обязан представить заявитель, собирающийся выехать на ПМЖ за пределы Казахстана, является справка из налоговых органов об отсутствии (наличии) задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, которая предоставляется лично заявителем и (или) его законным представителем по доверенности в срок не позднее двух дней до окончания тридцатидневного срока, по истечении которого, органы миграционной полиции выдадут решение о разрешении (отказе) выезда на ПМЖ за пределы РК. Порядок предоставления сведений (Справки) об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в налоговом органе, регламентирован статьёй 100 Налогового кодекса. Налоговый орган на основании запроса о предоставлении сведений об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в налоговом органе, предоставляет такие сведения: «…2) другим государственным органам (включая органы внутренних дел и миграционной полиции) и (или) лицам, предоставление которым предусмотрено законодательством Республики Казахстан, налогоплательщику - не позднее одного рабочего дня со дня поступления запроса». Следует иметь в виду, что запрос и предоставление сведений (Справки) об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в налоговом органе, осуществляется в электронной форме. Таким образом, для того, чтобы подать заявление в электронном виде на получение справки об отсутствии (наличии) задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, заявитель сначала должен получить электронный ключ (если нет) и самостоятельно или с помощью специалиста налогового органа заполнить и отправить заявление в электронном виде. При выезде из Республики Казахстан на ПМЖ физического лица, состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в налоговом органе, у таких лиц предоставляются при условии снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой. Для того, чтобы успеть получить Справку об отсутствии (наличии) задолженности, лучше это сделать за два-три дня до дня, в котором будет выдано решение на выезд на ПМЖ за пределы РК, так как в случае, если у заявителя обнаружится хоть минимальная задолженность по налогам, ОПВ и другим социальным платежам или пени, то налоговый орган откажет в выдаче такой справки и нужно будет время для оплаты всей задолженности, чтобы все сведения об уплате отразились в системе (базе), а затем повторно подавать заявление на получение справки об отсутствии задолженности. Финансирование затрат, связанных с выездом из Республики Казахстан граждан Республики Казахстан на постоянное место жительства в другие государства, осуществляется за счет собственных средств выезжающих, а также может осуществляться из других источников, если это не противоречит законодательству Республики Казахстан. Граждане Республики Казахстан, выезжающие из Республики Казахстан на постоянное место жительства в другие государства, вправе вывозить за свой счет принадлежащее им и членам их семей на праве собственности имущество в соответствии с законодательством Республики Казахстан (см. Кодекс РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»). Вывоз гражданами предметов, представляющих культурную, историческую или иную ценность для государства, за пределы Республики Казахстан регулируется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Права лиц, выехавших из Республики Казахстан на постоянное место жительства в другие государства, на имущество, находящееся на территории Республики Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан. Ещё раз напоминаю, что выезд на постоянное место жительства из Республики Казахстан следует осуществлять только после оформления документов на выезд через органы внутренних дел (миграционную службу) и получения Разрешения на выезд. С заявлениями о выезде за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства могут обращаться лица, достигшие восемнадцати лет, а состоящие в браке - шестнадцати лет. Документы за детей и граждан, признанных судом недееспособными, подаются их законными представителями (родителями, опекунами, попечителями). В соответствии с пунктом 7 вышеупомянутых Правил и Стандартом государственной услуги «Оформление документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства», утвержденным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 254, срок оказания государственной услуги, с момента сдачи пакета документов услугодателю (в орган миграционной службы (районный, городской или областной (необходимо уточнять) либо в ЦОН - 30 календарных дней. Для выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в органы внутренних дел (в районную или городскую миграционную службу) по месту постоянного жительства гражданами Республики Казахстан лично или их законными представителями представляются следующие документы: 1) Заявление-анкета (выдаётся в органах миграционной службы или ЦОНе); 2) Удостоверение личности и паспорт гражданина Республики Казахстан; Свидетельства о рождении детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста; 3) Соглашение об уплате алиментов, заключенное в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее - Кодекс о браке и семье), если на территории Республики Казахстан постоянно проживают члены семьи выезжающего, которым он по закону обязан предоставлять содержание. При не достижении соглашения выезжающим представляется решение суда об определении размера алиментов в твердой денежной сумме или единовременной выплате алиментов либо предоставлении определенного имущества в счет алиментов, или уплате алиментов иным способом, либо установлении факта отсутствия у выезжающего предусмотренных законом препятствий для выезда. В соответствии с главой 22 Кодекса о браке и семье, Соглашение об уплате алиментов (размер, условия и порядок выплаты алиментов) заключается только в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. При этом к членам семьи - получателям алиментов Кодексом о браке и семье отнесены: несовершеннолетние дети; родители; нетрудоспособный нуждающийся супруг (супруга); супруга, в том числе бывшая, в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг (супруга), в том числе бывший, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им возраста восемнадцати лет, а также в случае определения общему ребенку-инвалиду по достижении восемнадцати лет І - II группы инвалидности; нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг (супруга), ставший нетрудоспособным до расторжения брака (супружества); несовершеннолетние братья и сестры, нуждающиеся в помощи; несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки; нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка; нетрудоспособные нуждающиеся лица, фактически воспитавшие и содержавшие несовершеннолетних детей; нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц; Примечание. Ранее, до вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в Правила от 29.09.2017г., вместо Соглашения об уплате алиментов требовалось нотариально удостоверенное заявление (Согласие) от проживающих в Республике Казахстан лиц, имеющих по закону право на получение от выезжающих алиментов (родители и бывшие супруги (даже если на момент оформления выезда на ПМЖ за пределы РК браки были расторгнуты 20,30,40 лет назад), если имеются несовершеннолетние дети от совместного брака и др.), об отсутствии у них возражений на выезд. В тех случаях, когда заявитель по каким-либо причинам не мог получить такое заявление, вопрос решался в судебном порядке. 4) Заключение органов опеки и попечительства об учете мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, при принятии решения о его выезде с родителями либо иными законными представителями; 5) Нотариально заверенное согласие другого родителя, проживающего на территории Республики Казахстан (в случае выезда на постоянное место жительства граждан Республики Казахстан, не достигших восемнадцати лет, совместно с одним из родителей (опекуном, попечителем)). При отсутствии согласия выезд несовершеннолетнего может быть разрешен в судебном порядке; 6) Копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. В случае отсутствия сведений о регистрации на территории Республики Казахстан лиц, указанных в подпунктах 3) и 5) пункта 7 Правил, гражданин, ходатайствующий о выезде, обращается с заявлением в органы внутренних дел для установления факта их регистрации на территории страны. Истребование от граждан других документов, не перечисленных выше не допускается. За оказание государственной услуги взимается государственная пошлина, которая в соответствии с подпунктом 2) статьи 613 Налогового кодекса РК и Стандартом государственной услуги, составляет 100 % от размера месячного расчетного показателя, установленного на день уплаты государственной пошлины или 1 МРП. Следует отметить, что наряду с Разрешением на выезд на ПМЖ за пределы РК, выдается листок убытия, датированный той же датой, что и Разрешение, что будет являться датой снятия с регистрации в РК. После получения Разрешения на выезд на ПМЖ за пределы РК и листка убытия, гражданин РК обязан сдать в Органы внутренних дел либо в ЦОН (в отдел миграционной полиции) на уничтожение своё Удостоверение личности, которое осуществляется визуально при нём (перечеркивается либо разрезается пополам) сотрудниками Миграционной полиции при ЦОНе. Гражданам Республики Казахстан с момента снятия с регистрации по месту жительства выезд необходимо осуществить в течение 1 месяца. Срок в один месяц - это максимально допустимый срок, в течение которого гражданин РК должен выехать за пределы РК после оформления всех необходимых документов и получения разрешения на выезд. Примечание. Но, исходя из практики, в некоторых случаях, например, в Решении Департамента полиции по городу Алматы (Управление миграционной службы) может быть указан срок выезда за пределы РК в течение 10, 15, 20 календарных дней. В случае невозможности выезда в указанные сроки по каким-либо причинам (семейным, по болезни и т.п.) необходимо восстановить регистрацию по месту жительства. В противном случае (при не выезде из Казахстана в указанные в Решении ОВД (Миграционной службы) сроки, у гражданина РК наступает ответственность за проживание без регистрации в соответствии со статьей 492 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП). Согласно статье 492 КоАП: 1. Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком от десяти календарных дней до одного месяца - влечет предупреждение. 2. Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком свыше одного месяца - влечет штраф в размере семи месячных расчетных показателей. 3. Деяние, предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф в размере тринадцати месячных расчетных показателей.
Вместе с тем, следует отметить, что получение разрешения на выезд на постоянное место жительства в другую страну, в том числе для получения иностранного гражданства, и сдача удостоверения личности, не означает автоматической утраты гражданства Республики Казахстан. Гражданин РК может передумать получать гражданство другой страны или вернется опять жить в Казахстан и, следовательно, до момента получения гражданства другой страны, физическое лицо остаётся гражданином РК. Если после оформления всех необходимых документов и получения разрешения на выезд на ПМЖ за пределы РК, по каким-либо причинам (семейным, деловым, например, для продажи своей недвижимости), трудовым и т.д.), гражданину РК необходимо будет вернуться в Казахстан, то на него также возлагается обязанность по временной регистрации в РК, так как будучи гражданином РК, у него уже отсутствует Удостоверение личности, без которого на территории РК запрещено жить без регистрации. Для этого, гражданин РК обязан произвести временную регистрацию в ЦОНе по какому-либо адресу (по адресу своей недвижимости (если еще не продана), либо по адресу родственников, друзей, знакомых и т.п.). Временная регистрация даётся на три месяца, потом ее можно продлевать еще на три месяца и так далее. Если гражданин РК будет регистрироваться по адресу родственников, друзей, знакомых и т.п., то необходимо личное присутствие указанных лиц и их согласие на временную регистрацию.
2. Процедура и Перечень документов, необходимых для оформления выезда на ПМЖ в другую страну за пределами РК (через Посольство или Консульские учреждения РК за рубежом)
Если гражданин РК, временно выехавший за пределы РК, например, в Россию, изъявил желание остаться там на ПМЖ, то требования к документам, необходимым для представления на оформление ПМЖ, размещены на официальном сайте Посольства РК в Москве, в разделе «Выезд на ПМЖ» или «Консульский отдел». Если гражданин РК отдаленно находится от Москвы, то документы по оформлению на выезд на ПМЖ возможно представить в Консульские учреждения РК в РФ, имеющиеся и расположенные в других крупных городах России (об этом необходимо заранее уточнить в Посольстве РК в Москве, посредством обращения через сайт либо позвонив). Перечень необходимых к представлению документов через Посольство либо Консульские учреждения РК в РФ в Москве: 1. Заявление-анкета - 2 экз. (скачивается с сайта); 2. Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, оригинал и копия - 2 экз. (оригинал изымается). 1. Паспорт гражданина Республики Казахстан, оригинал (для сравнения) и копия - 2 экз.; В случае отсутствия, утери или истечения срока действия удостоверения личности или паспорта гражданина РК, представляется письменное объяснение - 2 экз. (скачивается с сайта). 4. Свидетельство о рождении, оригинал и копия - 2 экз.; 5. Соглашение об уплате алиментов, заключенное в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье», при наличии обязательств перед членами семьи - получателями алиментов - если на территории Республики Казахстан постоянно проживают члены семьи выезжающего, которым он по закону обязан предоставлять содержание. При не достижении соглашения, выезжающим представляется решение суда об определении размера алиментов в твердой денежной сумме или единовременной выплате алиментов либо предоставлении определенного имущества в счет алиментов, или уплате алиментов иным способом, либо установлении факта отсутствия у выезжающего предусмотренных законом препятствий для; 6. Справка о снятии с воинского учета, оригинал и копия - 2 экз. При отсутствии справки о снятии с воинского учета предоставляется оригинал и копия военного билета/удостоверение о приписке к призывному участку и заявление - 2 экз.; 7. Заключение органов опеки и попечительства Республики Казахстан об учете мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, при принятии решения о его выезде с родителями либо иными законными представителями, оригинал и копия - 1 экз.; 8. Нотариально заверенное согласие другого родителя, проживающего на территории Республики Казахстан, при выезде на постоянное жительство граждан РК, не достигших 18 лет, совместно с одним из родителей (опекуном, попечителем). При отсутствии согласия, выезд несовершеннолетнего может быть разрешен в судебном порядке; 9. Документ об уплате консульского сбора - 8000 российских рублей. (данная сумма в рублях может меняться в ту или иную сторону на дату подачи документов и уплаты сбора); 10. Свидетельство о заключении (расторжении) брака, оригинал и копия - 2 экз.; 11. Копии паспортов родителей, супруга (-и), детей - 2 экз.; 12. Документ, подтверждающий регистрацию в России (временная регистрация, РВП (Разрешение на временное проживание) или ВНЖ (Вид на жительство), оригинал и копия - 2 экз. Срок рассмотрения документов составляет от 3 до 6 месяцев. На каждого члена семьи заявителя предоставляется отдельный перечень документов. В ходе рассмотрения ходатайства органами внутренних дел при необходимости могут быть затребованы на месте последнего проживания гражданина (в РК) дополнительные документы (справка о несудимости, об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и т.п.). Для подачи пакета документов, в Посольстве РК в Москве возможно онлайн-бронирование очереди. В случае отсутствия, утери или истечения срока действия удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, заявителем представляется объяснение. Примечание. Исходя из практики, на момент подачи документов на получение разрешения на выезд на ПМЖ, срок окончания действия удостоверения личности должен составлять не менее года. Загранучреждением Республики Казахстан заявление с приложением документов, копий паспорта и свидетельств о рождении детей направляется в орган внутренних дел по последнему месту регистрации заявителя в Республике Казахстан для оформления документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства. Орган внутренних дел рассматривает поступившие документы и принимает решение об оформлении разрешения на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства независимо от наличия у заявителя постоянной регистрации на территории Республики Казахстан на момент подачи заявления. Заявитель имеет возможность получения информации о порядке оказания государственной услуги посредством единого контакт центра по вопросам оказания государственных услуг. Контактные телефоны справочных служб по вопросам оказания государственной услуги указаны на интернет ресурсе www.mfa.gov.kz. раздел «Государственные услуги», единого контакт - центра по вопросам оказания государственных услуг: 1414, 8 800 080 7777 (за пределами РК эта услуга платная). После получения и обработки всех необходимых документов, Посольством РК в Москве либо Консульскими учреждениями РК в России, на которых возложены такие функции, при положительном решении гражданину РК выдается Справка о выполненной процедуре официального оформления выезда на ПМЖ за пределы РК. Обращаю ещё раз внимание, что если гражданином РК сначала оформляется гражданство другой страны, а затем сдаётся паспорт и удостоверение личности гражданина Республики Казахстан в Посольствах РК или в Консульских учреждениях РК за рубежом, то в Государственной базе данных «Физические лица» будет проставлена отметка «утрата гражданства». Однако с такой отметкой ЕНПФ не может осуществить выплату пенсионных накоплений.
3. Процедура и Перечень документов для выплаты пенсионных накоплений из ЕНПФ в связи с получением иностранного гражданства:
Момент приобретения права на получение пенсионных накоплений из ЕНПФ наступает на дату получения документа (Разрешение), подтверждающего факт выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, оформленного в Казахстане или за его пределами. Следует иметь в виду, что выплата пенсионных накоплений из ЕНПФ осуществляется только по загранпаспорту. После получения иностранного гражданства, внутреннего паспорта и заграничного паспорта, бывший гражданин РК вправе забрать свои пенсионные накопления из ЕНПФ (при их наличии). Выплата ОПВ из ЕНПФ возможна тремя способами: - При личном обращении; - Через третье лицо (доверенного/законного представителя (опекуна/попечителя по доверенности); - Посредством почтовой связи. До начала процедуры по выплате пенсионных накоплений из ЕНПФ и, в последующем, инфляционных сумм (индексации), начисленных по пенсионным накоплениям в ЕНПФ, иностранному гражданину (бывшему гражданину РК) на себя или через поверенного по доверенности, следует получить ИИН нерезидента в налоговом органе по месту последнего проживания в РК, и удостовериться, что в базе ЕНПФ проставлен статус - выезд на ПМЖ, так как в некоторых ситуациях, осуществив официальный выезд на ПМЖ из РК, в базе ЕНПФ могут отсутствовать сведения, что лицо оформил выезд. Если оформление и получение пенсионных накоплений из ЕНПФ будет осуществляться через поверенного (законного представителя) по доверенности, то в тексте доверенности должны быть указаны полномочия поверенного, включающие в себя: право подачи заявления в ЕНПФ на получение пенсионных накоплений; получение ИИН; открытие банковских счетов в РК, и т.п.
3.1. Перечень документов для получения пенсионных накоплений из ЕНПФ при личном обращении иностранного гражданина:
1) Заявление о назначении пенсионных выплат (Оригинал) (Заявление заполняется специалистом ЕНПФ; 2) Свидетельство о регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика (ИИН) (Копия) 3) Заграничный паспорт иностранного гражданина (Оригинал + копия); 4) Реквизиты банковского счета получателя (Уведомление из банка).
До начала оформления процедуры по выплате пенсионных накоплений из ЕНПФ, иностранный гражданин должен открыть банковский счет в банке РК второго уровня либо в иностранном банке (в стране гражданства), куда будут перечисляться пенсионные накопления в рублях, долларах или евро по курсу НБ РК на дату перечисления). Для этого предоставляется выписка (оригинал) из зарубежного банка с реквизитами счета. В РК имеются банки, где не применяется комиссия при зачислении ОПВ на расчетный счет. Пенсионные накопления из ЕНПФ перечисляются на банковский расчетный счет получателя в течение 10 дней. После их выплаты, лицевой пенсионный счет получателя обнуляется.
3.2. Перечень документов для получения пенсионных накоплений из ЕНПФ иностранным гражданином через поверенного (законного представителя) по доверенности:
1) Заявление поверенного о назначении пенсионных выплат (Оригинал) Бланк заявления заполняется специалистом ЕНПФ; 2) Доверенность (Нотариально засвидетельствованная копия) Доверенность от иностранного гражданина на имя поверенного с указанием в ней права подачи документов в ЕНПФ и подписанием заявления, оформляется в стране гражданства иностранного гражданина-доверителя. Предоставляется оригинал нотариально засвидетельствованной доверенности (шаблон доверенности размещён на web-сайте ЕНПФ в разделе «Услуги»-«Получателям» - «Образцы бланков»), при необходимости легализованной или её нотариально засвидетельствованная копия (если доверенность содержит полномочия по представлению интересов доверителя одновременно в нескольких организациях), также при необходимости легализованная, за исключением случаев, когда иное установлено международными, ратифицированными РК договорами; 3) Заграничный паспорт иностранного гражданина (Нотариально засвидетельствованная копия) (при необходимости легализованная, за исключением случаев, когда иное установлено международными, ратифицированными РК договорами); 4) Документ, удостоверяющий личность поверенного (Копия) Если поверенным является иностранный гражданин, представляется копия его заграничного паспорта; 5) Сведения о банковском счете получателя (оригинал) 6) Предоставляется уведомление из банка. 7) Ответ из ГБД ФЛ (Электронный (1С) Запрашивается специалистом ЕНПФ. После проведения необходимой процедуры, пенсионные накопления перечисляются на банковский расчетный счет получателя в течение 10 дней, лицевой пенсионный счет получателя обнуляется.
3.3. Перечень документов для получения иностранным гражданином пенсионных накоплений из ЕНПФ посредством почтовой связи:
1) Заявление о назначении пенсионных выплат (Оригинал) (Формы заявления приложение № 1 -за счет ОПВ, ОППВ либо № 9 - за счет ДПВ размещены на сайте ЕНПФ) Подпись получателя в заявлении нотариально свидетельствуется, при необходимости легализуется. Образцы заполнения бланков заявлений в зависимости от вида валюты платежа размещены на web-сайте ЕНПФ в разделе «Услуги»-«Получателям» - «Образцы бланков»; 2) Заграничный паспорт (Копия, нотариально засвидетельствованная в государстве проживания иностранного гражданина;) При необходимости копия загранпаспорта легализуется, за исключением случаев, когда иное установлено международными, ратифицированными РК договорами); 3) Реквизиты банковского счета получателя (Уведомление из банка страны гражданства иностранца).
Примечание. В случае передачи документов через средства почтовой связи необходимый пакет документов можно направить на почтовый адрес одного из областных (региональных) филиалов ЕНПФ. Во всех случаях, когда к заявлению о выплате пенсионных накоплений требуется нотариально засвидетельствованная копия заграничного паспорта, допускается представление нотариально засвидетельствованной копии заграничного паспорта, содержащей лишь страницы с отметками, при условии, если в удостоверительной надписи нотариуса присутствуют слова: «свидетельствую верность копии с подлинником/оригиналом документа». Нотариально засвидетельствованная выписка из заграничного паспорта к рассмотрению не подлежит! Предоставляемые документы, составленные на иностранном языке, необходимо перевести на государственный либо русский язык, в том числе все удостоверительные надписи иностранного нотариуса и переводчика при необходимости легализовать. Получатель пенсионных накоплений из ЕНПФ (или поверенный) может предварительно проверить направляемые документы на выплату, воспользовавшись электронной услугой ЕНПФ «Предварительная проверка документов на выплату».
4. Процедура и Перечень документов для получения иностранным гражданином инфляционных сумм (индексации), начисленных по пенсионным накоплениям в ЕНПФ:
В соответствии со статьей 5 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан - иностранцам и лицам без гражданства, представившим документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие факт выезда за пределы РК. В соответствии с «Правилами выполнения гарантий государства получателям пенсионных выплат по сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции», утверждёнными постановлением Правительства РК от 10 апреля 2014 года № 341 (далее - Правила), на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты, выплата разницы (инфляционные выплаты)- это единовременная выплата за счет средств государственного бюджета, определенная как разница между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов (ОПВ) с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений в едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты. Инфляционные выплаты (если будут начислены) выплачиваются только на расчетные счета, открытые в Казахстане в банках второго уровня и только после получения пенсионных накоплений из ЕНПФ и обнуления счета. Если оформление и получение пенсионных накоплений из ЕНПФ и инфляционных выплат будет осуществляться через поверенного (законного представителя) по доверенности, то в тексте доверенности помимо всего прочего, должны быть указаны от имени доверителя (иностранного гражданина) полномочия поверенного, включающие в себя право: - получения в НАО Государственная Корпорация «Правительство для граждан» ГЦВП начисленной разницы по гарантии Государства - Республики Казахстан с учетом уровня инфляции и сумм пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете; открытия счета, в том числе банковской пластиковой карты в любом банке второго уровня РК и др.
Документы, необходимые для оформления получения инфляционных выплат (индексации):
4.1. При подаче заявления иностранцем при личном обращении в отделение РГКП «Государственный Центр по выплате пенсий» (далее - Центр/ЦОН) на получение инфляционных выплат:
1. Заявление по установленной форме (выдается инспектором ЦОНа); 2. Заграничный паспорт иностранного гражданина (оригинал) Инспектором Центра делается его копия; 3. Сведения о номере банковского счета, открытого в банках второго уровня или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций на территории Республики Казахстан; 4. ИИН (оригинал (Инспектором делается его копия)
4.2. При подаче заявления иностранцем через поверенного в отделение РГКП «Государственный Центр по выплате пенсий» (далее- Центр/ЦОН) на получение инфляционных выплат:
1. Доверенность (Оригинал доверенности или ее нотариально засвидетельствованную Копию Если доверенность содержит полномочия по представлению интересов доверителя одновременно в нескольких организациях). 2. Заявление (выдается Инспектором Центра (ЦОНа) Подача заявления поверенным о назначении выплаты разницы получателю осуществляется при личном обращении поверенного; 3. Документ, удостоверяющий личность поверенного лица Паспорт гражданина Республики Казахстан, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан или заграничный паспорт иностранца; 4. Сведения о номере банковского счета получателя, открытого в банке второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций на территории РК.
Примечание. Нотариально засвидетельствование копий документов производится в государстве проживания иностранного гражданина или на территории Республики Казахстан. Согласно пункту 12 Правил после получения всех необходимых документов Центром (ЦОНом) производится сверка сведений о суммах пенсионных накоплений, полученных из ЕНПФ, с суммой фактически внесенных ОПВ с учетом уровня инфляции. Если на момент приобретения права на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет ОПВ и (ОППВ) сумма пенсионных накоплений в ЕНПФ будет меньше суммы фактически внесенных ОПВ с учетом уровня инфляции, то Центр производит расчет суммы выплаты разницы. Если сумма пенсионных накоплений в ЕНПФ будет больше или равна сумме фактически внесенных ОПВ с учетом уровня инфляции, то выплата разницы не производится.
Исходя из практики, инфляционные суммы (индексации) выплачиваются не ранее двух, трёх месяцев. Данные выплаты иностранный гражданин (бывший гражданин РК) лично или через поверенного, получит в выбранном им казахстанском банке через кассу либо перечислением на банковскую карточку (при ее оформлении).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |