|
|
|
Этнические казахи, как специальные субъекты миграционных правоотношений в Республике Казахстан Алимбетов Нурлан Орынбасарович Управляющий партнёр ТОО «Юридическая компания Legal QZ» Председатель правления Палаты профессиональных юридических консультантов
Положением пункта 7 статьи 1 Закона РК «О миграции населения» законодатель установил круг субъектов миграционных правоотношений - иностранцев и лиц без гражданства. Положениями пунктов 13 и 28 вышеприведенной статьи Закона РК «О миграции населения» законодателем определены специальные субъекты, имеющие помимо общих признаков и дополнительные, в виде принадлежности к казахской национальности, кандас и этнический казах соответственно. Этнический казах - иностранец или лицо без гражданства казахской национальности. Кандас - этнические казахи (или) члены его семьи казахской национальности, ранее не состоявшие в гражданстве Республики Казахстан, получившие соответствующий статус в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам миграции населения. Этнические казахи имеют ряд преимуществ, по сравнению с другими субъектами, иностранцами и лицами без гражданства, установленных законодательством Республики Казахстан. Этнические казахи - граждане других стран освобождаются от уплаты таможенных платежей на ввозимое имущество для личного пользования, включая транспортные средства, а также от консульских сборов за прием и рассмотрение заявления о выдаче национальной визы категории С-1 Для этнических казахов, приехавших в республику для проживания, в ускоренном порядке в течение 35 рабочих дней после обращения устанавливается статус кандаса, который дает им социальные права наравне с гражданами РК (обеспечиваются местами в школах и дошкольных организациях, медицинской помощью, социальной защитой, содействием в занятости) При получении разрешения на постоянное проживание освобождаются от подтверждения своей платежеспособности. Если другим иностранным гражданам на получение вида на жительства требуется иметь на счету не менее 1 320 МРП, то этнические казахи освобождены от этого пункта Этнические казахи после получения статуса кандаса могут получить гражданство РК в упрощенном порядке, в течение 3 месяцев, тогда как другие иностранные граждане должны постоянно прожить на территории РК не менее 5 лет Кандасы входят в 13 категорий социально уязвимых слоев населения, имеющих льготы и преференции в общественно-социальной сфере (жилищные, земельные, налоговые, медицинские, образовательные и другие) Кандасы (наряду с ветеранами ВОВ и другими социально уязвимыми слоями населения) освобождены от уплаты сбора за государственную (учетную) регистрацию юридических лиц, их филиалов и представительств Кандасы имеют право на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства на праве временного безвозмездного землепользования Для лиц казахской национальности, не являющихся гражданами РК, установлена 4-процентная квота приема (ежегодно в порядке 1000 абитуриентов) при поступлении на учебу в организации образования. Отметим, что кандасы, участвующие в добровольном переселении в северные регионы, наряду с внутренними мигрантами получают государственную поддержку в виде предоставления материальной помощи: • на переезд - единовременная выплата каждому члену семьи по 70 МРП • для покрытия расходов по аренде жилья и оплате коммунальных услуг выплачивается ежемесячно в течение 12 месяцев от 15 до 30 МРП на семью 13 мая 2020 года была введена в действие часть четвертая в статье 49 Закона РК «О миграции населения» которой установлено, что в случае нарушения сроков пребывания за пределами Казахстана, ранее выданный вид на жительство этническим казахам не аннулируется. Лица, получившие статус кандаса, обладают достаточно широким спектром льгот в Казахстане. К основным из них относятся: • оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии • создание условий для изучения государственного и русского языков • освобождение от службы в рядах Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательством РК • выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования • предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты • выплату пенсий и пособий • реализацию прав восстановленных в гражданстве на компенсации для жертв массовых политических репрессий • освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в РК • получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с законодательством • предоставление государственной адресной помощи, предусмотренной для граждан РК • перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов • бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества • выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий Основной проблемой в правоприменительной практике является определение принадлежности к казахской национальности. Положением статьи 65 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» установлено в пункте первом, что национальность ребенка определяется национальностью его родителей. Положением пункта два этой же статьи установлено, если национальность родителей различна, она определяется по желанию ребенка в соответствии с национальной принадлежностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности или паспорта. Вышеприведенная норма Кодекса успешно регулирует вопросы определение национальности для граждан Казахстана, в удостоверениях личности и паспортах которых указывается национальность. Но, в отношение этнических казахов или лиц, претендующих на принадлежность к казахской национальности, являющихся иностранцами или лицами без гражданства данная норма не доработана. Дефиниция национальность во многих странах имеет различное определение, где-то это принадлежность к гражданству страны проживания, где-то принадлежность к определенной этнической группе, как например в Казахстане. В многих странах в документах удостоверяющих личность, не прописывается национальность. Например, в Российской Федерации, в паспортах их владельцев не указывается национальность, несмотря на то, что в свидетельстве о рождении указывается национальность его родителей, также, как и свидетельстве о браке родителей. В Канаде, в свидетельство о рождение детей не указывается национальность родителей, и даже их пол. В паспорте гражданина Канады нет указание национальности, там все канадцы. Иностранцы и лица без гражданства, имеющие в своих родственных корнях предков казахской национальности, сталкиваются в Казахстане с проблемой определения принадлежности к казахской национальности. Это проблема возникает даже у тех, у кого в свидетельствах о рождение прямо указано, что один из родителей является казахом (казашкой). Например, от граждан России рожденных в межэтническом браке при наличии свидетельства о рождении, миграционная полиция Казахстана требует, не установленные законом документы, что при рождении его национальность была определена родителями как казах (казашка). Российским законодательством это не предусмотрено, не говоря уже о законодательстве других стран. Недавно, приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2024 года № 282 были введены в действие «Правила определения принадлежности к казахской национальности лиц, претендующих на получение статуса кандаса и гражданства Республики Казахстан в упрощенном (регистрационном) порядке, в случае отсутствия соответствующей записи в документах, удостоверяющих личность, а также в других документах, подтверждающих национальность претендентов». По данным Правилам для определения принадлежности к казахской национальности лиц, претендующих на получение статуса кандаса и гражданства Республики Казахстан, местным исполнительным органом создается Комиссия. В состав Комиссии входят представители местных исполнительных органов, курирующих сферу миграции населения, образования, культуры, внутренней политики, органов национальной безопасности и внутренних дел, неправительственных организаций и/или общественных объединений, занимающихся вопросами этнических казахов, а также эксперты, специалисты в сфере казахского языка и истории Казахстана. Правилами установлен алгоритм определения принадлежности заявителей к лицам казахской национальности, заключающий в следующем: 1)рассмотрение дополнительно представленных, кроме удостоверяющего личность, документов, подтверждающих принадлежность претендента к казахской национальности; 2)проведение собеседования в очном либо онлайн формате, ориентированного на знание казахского языка, традиций, обычаев, культуры, родства и других факторов, позволяющих лицу идентифицировать себя как этнического казаха; 3)анализ и оценка полученной информации; 4)рекомендация об определении либо об отказе в определении принадлежности к казахской национальности. Право каждого определять и указывать или не указывать свою национальную принадлежность гарантировано Конституцией Республики Казахстан в пункте 1 статьи 19. Данная Конституционная норма гарантирует лицам, родившимся в межэтническом браке определять свою национальность по национальности своих родителей, отца или матери, также как и право сменить свою национальность, ранее указанную по национальности одного родителя на национальность другого родителя. Правоприменительной и судебной практикой, на основе конкретного казуса, миграционной полиции и судов РК право на определение национальности, гарантированной Конституцией Казахстана нарушаются. Казахстан многонациональная страна, в которой много межэтнических браков. В силу многих причин люди вынуждены иногда скрывать свою национальность, так как могут быть подвергнуты преследованиям по этническому признаку (например - Холокост, пятая графа СССР) или не знать свою национальную принадлежность (например - детдом, усыновление), но эти факты ни в коем случае, не должны лишать их права определения к национальной принадлежности, в том числе казахской. Нельзя отметить и те факты, что дети рожденные в Казахстане и других странах в межэтнических браках, где один из родителей казах(казашка) и имеющие право определять свою казахскую национальность по одному из родителей, сталкиваются с фактическим отторжением мононациональным обществом Казахстана в обычной жизни, так и вопросах защиты своих прав в государственных органах. Например, был случай, когда сотрудник полиции отказывал заявителю к принадлежности к казахской национальности аргументом, что он не похож на казаха. Согласно данным НАО «Фонд соотечественников» информации, число казахов, живущих за пределами Казахстана, может достигать 5 миллионов. По официальным данным, их численность превышает 3 миллиона и все они живут в более чем 40 странах. По итогам переписи 2021 года численность казахов [В Казахстане - прим.] составила 13,4 млн человек, прирост с 2009 года составил 33,7% (10 млн - в 2009 г.) В общей численности доля казахов увеличилась с 63,1% до 70,4%. Улучшение правоприменительной и судебной практики по защите интересов лиц, имеющих право принадлежности к казахской национальности защитить и укрепит суверенитет Республики Казахстан. Бюрократизм и волокита в этих вопросах недопустимы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |