|
|
|
УТВЕРЖДЕНА решением Научно-консультативного совета Республиканской коллегии адвокатов 16 февраля 2024 года
Позиция Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия пункта 17) части 9 статьи 64 и пункта 5) части 2 статьи 70 УПК пунктам 1, 3 статьи 13, пункту 1 статьи 17, пункту 3 статьи 18, пункту 1 статьи 34, пункту 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан
Гражданином Республики Казахстан М. в Конституционный суд Республики Казахстан подано обращение «о признании не соответствующими Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция) положений пункта 17) части 9 статьи 64 и пункта 5) части 2 статьи 70 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК) в части, не позволяющей подозреваемому и его защитнику ознакомиться с протоколом допроса подозреваемого, а равно с другими протоколами следственных действий с участием подозреваемого, путем самостоятельного снятия с них копий или получения их от лица, осуществляющего досудебное расследование» (далее - Обращение).
2. Суть предполагаемого нарушения прав заявителя Согласно доводам Обращения, СОГ прокуратуры города Алматы ведет уголовное дело в отношении подозреваемого М. по части 3 статьи 245 УК РК. По делу с участием подозреваемого были проведены 5 допросов, в выдаче копий протоколов которых следственным органом отказано. Указанные действия обжалованы в Специализированный межрайонный следственный суд города Алматы, который Постановлениями от 17 ноября 2022 года, от 23 декабря 2022 года, от 04 января 2023 года, 06 января 2023 года и 02 мая 2023 года жалобы адвоката оставил без удовлетворения. Вышестоящей инстанцией судебные акты оставлены также без изменения. Автор обращения считает, что нормы пункта 17) части 9 статьи 64 и пункта 5) части 2 статьи 70 УПК РК, не дающие право подозреваемому и его защитнику получить копии протоколов допроса подозреваемого, нарушают конституционное право гражданина на судебную защиту, получение квалицированной юридической помощи, неприкосновенность достоинства человека, возможность гражданина ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, а также ограничивают права и свободы граждан, то есть не соответствуют пунктам 1, 3 статьи 13, пункту 1 статьи 17, пункту 3 статьи 18, пункту 1 статьи 34, пункту 3 статьи 39 Конституции.
3. Позиция адвокатуры и ее обоснование Пунктом 17) части 9 статьи 64 УПК установлено, что подозреваемый вправе знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать замечания на протоколы. Пунктом 5) части 2 статьи 70 УПК установлено, что с момента вступления в дело защитник вправе знакомиться со следующими материалами дела в отношении его подзащитного, за исключением материалов дела, содержащих данные об оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятиях, негласных следственных действиях: заявлением, сообщением лица о совершенном уголовном правонарушении, за исключением содержащихся в них персональных данных; рапортом о регистрации такого заявления, сообщения в едином реестре досудебного расследования, за исключением содержащихся в них персональных данных; протоколами следственных и процессуальных действий, произведенных с участием подзащитного; постановлением о применении меры пресечения и ходатайством перед судом о даче санкции на применение меры пресечения. Таким образом, указанные нормы предоставляют право подозреваемому и защитнику право знакомиться с соответствующими документами, но не снимать с них копии и не получать такие копии от лица, осуществляющего досудебное расследование. При этом согласно сложившейся практике в указанных ситуациях разрешается переписывать от руки содержание указанных документов. В отличие от указанных норм в УПК имеются нормы, предусматривающие возможность для подозреваемого и его защитника снимать копии. Так согласно пункту 21) части 9 статьи 64 УПК подозреваемый вправе в порядке, установленном УПК, знакомиться по окончании расследования с материалами дела и выписывать из него любые сведения, а также снимать копии с использованием научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну. Пункт 5) части 2 статьи 70 УПК помимо вышеуказанных содержит перечень случаев, когда защитник с помощью научно-технических средств вправе снимать либо получать от лица, осуществляющего досудебное расследование, копии постановлений органа досудебного расследования в отношении его подзащитного и ряда других документов. Этим же пунктом предусмотрено, что по окончании досудебного расследования защитник вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с помощью научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и списка свидетелей обвинения. Согласно позиции Конституционного суда Республики Казахстан, отраженной в Нормативном постановлении от 17 августа 2023 года №25-НПВ «В уголовно-процессуальном праве Республики Казахстан конституционное право на судебную защиту, а также международные обязательства, являющиеся в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конституции составной частью действующего права, законодателем реализованы путем включения в УПК механизма защиты прав и свобод человека в ходе досудебного расследования». Судебная практика, в том числе приведенная в самом обращении, исходит из того, что отказ следственных судов в жалобах на неознакомление с протоколами допросов путем получения их копий обоснован отсутствием в действующих нормах УПК таких прав у стороны защиты. Разрешая вопрос о соответствии обжалуемых норм УПК требованиям Конституции следует учитывать, что изучение адвокатом материалов досудебного расследования, сопоставление и анализ документов в целях обнаружения сведений, имеющих значение для дела — это один из инструментов механизма защиты им своего клиента. Часто, помимо общего содержания самих показаний подзащитного, адвокату важны также и детали, в том числе наличие подписей участников следственного действия, время начала и окончания, личность лица, проводившего допрос, скрытые подробности, направляющие компоненты и тому подобное. Переписывание всей этой информации накладывает дополнительное ничем неоправданное бремя на защитника и не исключает возможность ошибки либо неправильного восприятия информации. Отсутствие у подозреваемого и его защитника права снимать копии протоколов следственных действий отражается также на качестве оказываемой адвокатом юридической помощи, возможности гражданина полноценно защищать свои права и интересы. Подобное положение дел приводит к неразумному расходованию бюджетных денежных средств, так как назначенный по делу адвокат в рамках гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП) получает оплату пропорционально времени, затраченному на ведение уголовного дела за счет средств государственной казны. Следователь, в свою очередь, просто находясь рядом с адвокатом, переписывающим материалы уголовного дела, также получает заработную плату за счет государства. В рамках уголовного дела сам допрос подозреваемого об обстоятельствах дела может занимать длительное время, соответственно, протокол следственного действия в таком случае является объемным и переписывание содержащихся в нем сведений создает определенные трудности и отнимает немало времени как у адвоката, так и у следственного органа. Таким образом, отсутствие у подозреваемого и его защитника правовых полномочий для снятия копий протоколов следственных действий порождает необоснованное расходование не только времени, но и средств государственного бюджета. Согласно подпункту b) пункта 13 Основных принципов, касающихся роли адвокатов адвокаты выполняют оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов. Позиция Республиканской коллегии адвокатов (закрепленная в утвержденной ею Концепции развития адвокатуры) исходит из того, что с учетом принятого адвокатом обязательства по неразглашению данных досудебного расследования необходимо расширить действующий перечень процессуальных документов и иных материалов уголовного дела, предоставляемых адвокату до окончания досудебного расследования, с включением в него всех постановлений, протоколов оперативно-следственных мероприятий и иных материалов, затрагивающих права и интересы подзащитного (в том числе результатов негласных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме незамедлительно после их легализации). При этом необходимо исключить имеющееся разделение на документы (подлежащие только ознакомлению; с получением либо самостоятельным снятием копий; только со снятием копий), предоставив адвокату возможность получать копии всех предъявляемых для ознакомления документов. Также необходимо установить конкретные предельные сроки уведомления адвоката о принятых процессуальных решениях и проводимых процессуальных действиях с одновременным введением запрета на использование в суде любых доказательств, не предоставленных защите в установленном порядке. В связи с регламентированным правом адвоката участвовать только в тех следственных и процессуальных действиях, которые производятся с участием его подзащитного либо по ходатайству защиты, адвокат может быть не допущен к иным мероприятиям и не уведомляется об их производстве, даже если они напрямую затрагивают права и законные интересы подзащитного. В этой связи Республиканская коллегия адвокатов обращает внимание на необходимость регламентировать право свободного доступа адвоката к своему подзащитному в любое время и закрепить обязанность органа (а не только право адвоката) по обеспечению участия адвоката во всех следственных и иных мероприятиях, затрагивающих права и законные интересы подзащитного, а также заблаговременному уведомлению об их производстве (независимо от участия в них подзащитного и заявленных ходатайств). Одним из мотивов для сохранения в законе рассматриваемых ограничений указывается необходимость предупредить разглашений материалов досудебного расследования. Республиканская коллегия адвокатов предложила внесение поправок, предполагающих расширить перечень процессуальных действий с участием адвоката и его подзащитного, затрагивающих их права и законные интересы, и их заблаговременное уведомление о них, что не влечет нарушение норм статей 47 и 201 УПК, регулирующих правоотношения, связанные охраной сведений, составляющих госсекреты и иную охраняемую законом тайну, а также неразглашением данных досудебного расследования, определяющих порядок получения и использования таких сведений. Все действия (бездействие) и решения в рамках уголовного дела так или иначе затрагивают интересы подозреваемого, поэтому подозреваемый вправе обжаловать в порядке статей 105-106 УПК любые действия и решения органов, однако соответствующей практики не имеется, так как судом таковыми признаются не все действия или решения. Поэтому необходимым является расширение полномочий защитника с предоставлением ему права знакомиться со всеми материалами дела, а не только в отношении его подзащитного. В связи с этим оспариваемая уголовно-процессуальная норма противоречит части норм Конституции РК, указанных автором обращения, а именно: · противоречит пункту 1 статьи 13 Конституции, так как невыдача копий протоколов допроса нарушает право гражданина защищать свои права способами, не противоречащими закону, в том числе путем обжалования действий следователя вышестоящему должностному лицу, прокурору либо в суд; · противоречит пункту 3 статьи 13 Конституции, так как невозможность для защитника снимать копии с протоколов или требовать предоставления копий протоколов от лица, осуществляющего досудебное расследование, существенно ограничивает право подозреваемого на получение квалифицированной юридической помощи, препятствует тому, чтобы эта помощь была своевременной, адекватной и эффективной; · противоречит пункту 3 статьи 18 Конституции, согласно которому государственным органам вменено в обязанность обеспечить гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права документами, поскольку данная норма не ограничивает формат ознакомления только непосредственным прочтением и переписыванием от руки, но не запрещает ознакомление в формате снятия или предоставления копий; · противоречит пункту 3 статьи 39 Конституции, так как она предусматривает, что ни в каких случаях не могут быть ограничены права, предусмотренные статьей 13, указанной выше. В этой связи Республиканская коллегия адвокатов считает, что необходимо расширить права всех участников процесса (не только подозреваемого и его защитника), что будет способствовать укреплению прав адвокатов как лиц, представляющих стороны.
4. Выводы и предложения Республиканской коллегии адвокатов 1. Положения пункта 17) части 9 статьи 64 и пункта 5) части 2 статьи 70 УПК в части, не позволяющей подозреваемому и его защитнику ознакомиться с протоколом допроса подозреваемого, а равно с другими протоколами следственных действий с участием подозреваемого, путем самостоятельного снятия с них копий или получения их копий от лица, осуществляющего досудебное расследование противоречат пунктам 1, 3 статьи 13, пункту 3 статьи 18, пункту 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан. 2. Республиканская коллегия адвокатов считает необходимым в соответствии с пунктом 4 статьи 64 Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан» после принятия решения по указанному обращению, направить в Мажилис Парламента РК, Верховный суд РК и другие государственные органы рекомендацию о необходимости принятия следующих законодательных мер по расширению прав участников уголовного процесса в части права снимать и получать копии протоколов следственных и других процессуальных действий с их участием: а) пункт 7) части 9 статьи 64 УПК, которую изложить в следующей редакции: «9. Подозреваемый вправе: ... 7) получить копии постановлений о признании подозреваемым, гражданским ответчиком, квалификации деяния, протокола задержания, ходатайства и постановления об избрании и продлении срока меры пресечения, постановления о прекращении уголовного дела, протоколов всех процессуальных действий с его участием». б) пункт 5) части 2 статьи 70 УПК изложить в следующей редакции: «5) с момента вступления в дело знакомиться со следующими материалами дела в отношении его подзащитного, а также с помощью научно-технических средств снимать либо получать от лица, осуществляющего досудебное расследование, их копии: заявлением, сообщением лица о совершенном уголовном правонарушении, за исключением содержащихся в них персональных данных; рапортом о регистрации такого заявления, сообщения в едином реестре досудебного расследования, за исключением содержащихся в них персональных данных; протоколами следственных и процессуальных действий, произведенных с участием подзащитного; постановлениями о (об): применении меры пресечения и ходатайством перед судом о даче санкции на применение меры пресечения. принятии материалов досудебного расследования в производство; создании следственной, следственно-оперативной группы; установлении языка судопроизводства по уголовному делу; признании потерпевшим, за исключением содержащихся в них персональных данных; признании гражданским истцом; признании подозреваемым; квалификации деяния подозреваемого; возбуждении ходатайства о санкционировании меры пресечения; привлечении специалиста для дачи заключения; назначении судебной экспертизы; наложении ареста на имущество; прерывании сроков досудебного расследования; прекращении досудебного расследования; возобновлении прекращенного досудебного расследования; результатах рассмотрения жалоб, ходатайств стороны защиты; производстве обыска, выемки (после их завершения); производстве следственного эксперимента; получении образцов для экспертного исследования. заключением специалиста, эксперта, сообщения о невозможности дачи заключения в отношении его подзащитного; с материалами оперативно-розыскных, негласных следственных действий и контрразведывательных мероприятий после их легализации; уведомлением об окончании производства следственных действий и разъяснении права на ознакомление с материалами уголовного дела. По окончании досудебного расследования вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с помощью научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и списка свидетелей обвинения;»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |