|
|
|
Последовательность действий в вопросах налогообложения доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан в 2017 году
На практике часто возникают ситуации, когда специалисты отдела бухгалтерского учета компании сталкиваются с фактами оплаты услуг в адрес компаний - нерезидентов, тогда как в условиях договора не обозначены обязательства сторон в части исполнения налоговых обязательств. В результате у компании возникают дополнительные расходы на уплату налогов за счет собственных средств. Например, при заключении договора с нерезидентом Компания планировала воспользоваться возможностью самостоятельно применить освобождение от налогообложения на основании международного договора, но документ, подтверждающий резидентство, так и не был получен, что повлекло дополнительную уплату налогов. В связи с тем, что при работе с нерезидентами возникает много вопросов и сложных ситуаций, на стадии заключения договора необходимо проанализировать все налоговые риски и таким образом избежать дополнительной налоговой нагрузки. Только квалифицированные рекомендации специалистов могут помочь избежать данных проблем. Устранение двойного налогообложения представляет собой процедуру, когда каждое из договаривающихся государств обеспечивает налогоплательщику возможность уплатить налог только один раз - в одном из договаривающихся государств. Предлагаем ряд мероприятий, которые необходимо провести на стадии заключения контракта, для того, чтобы Компания имела возможность применить положения международных договоров в части избежания двойного налогообложения. В первую очередь необходимо определить имеет ли юридическое лицо - нерезидент, с которым компания имеет намерение заключить договор, постоянное учреждение на территории Республики Казахстан. Согласно пункту 1 статьи 191 Налогового кодекса постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается одно из следующих мест деятельности в Республике Казахстан, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан, независимо от сроков осуществления деятельности: 1) любое место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки, упаковки и (или) поставки товаров; 2) любое место управления; 3) любое место геологического изучения недр, осуществления разведки, подготовительных работ к добыче полезных ископаемых и (или) добычи полезных ископаемых и (или) выполнения работ, оказания услуг по контролю и (или) наблюдению за разведкой и (или) добычей полезных ископаемых; 4) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом; 5) исключен; 6) любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой; 7) место реализации товаров на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 191 Налогового кодекса; 8) любое место осуществления строительной деятельности и (или) строительно-монтажных работ, а также оказания услуг по наблюдению за выполнением этих работ; 9) место нахождения филиала или представительства, за исключением представительства, осуществляющего деятельность, указанную в пункте 4 статьи 191 Налогового кодекса; 10) место нахождения лица, осуществляющего посредническую деятельность в Республике Казахстан от имени нерезидента в соответствии с Законом РК «О страховой деятельности»; 11) место нахождения резидента-участника договора о совместной деятельности, заключенного с нерезидентом в соответствии с законодательством иностранного государства либо Республики Казахстан, в случае, если такая совместная деятельность осуществляется на территории Республики Казахстан. Кроме того постоянным учреждением признается место оказания услуг, выполнения работ через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов. А также нерезидент образует постоянное учреждение в Республике Казахстан при реализации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Казахстан, если такая реализация длится более десяти календарных дней.
Ситуация 1: Если нерезидент осуществил постановку на регистрационный учет в Республике Казахстан в качестве постоянного учреждения, то исполнение налоговых обязательств по всем видам доходов, полученных из источников в Республике Казахстан, он осуществляет самостоятельно, и в данном случае не возникает обязательств по удержанию налога у источника выплаты. Ситуация 2: Если у нерезидента отсутствует регистрация на территории Республики Казахстан, то налогоплательщик Республики Казахстан будет выступать в качестве налогового агента в данных отношениях. Поэтому рассмотрим далее положения Налогового Кодекса. В статье 192 Налогового кодекса определен перечень доходов нерезидента из источников в Республике Казахстан, и, если в предмете договора есть указание на один из видов доходов из статьи 192 Налогового кодекса, то необходимо перейти к другим пунктам. Не все выплаты нерезиденту являются его доходом, а только те, которые указаны в пункте 1 статьи 192 Налогового кодекса. Если дохода нерезидента из источников в РК нет, то применение норм Конвенции не требуется, форма 101.04 Расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента «не представляется». Также надо обратиться к пункту 5 статьи 193 Налогового кодекса, где указаны выплаты, не подлежащие налогообложению:
Ситуация 3. При приобретении товара от нерезидента: выплаты, связанные с поставкой товаров на территорию Республики Казахстан в рамках внешнеторговой деятельности, за исключением оказанных услуг, выполненных работ на территории Республики Казахстан, связанных с данной поставкой не подлежат налогообложению. · Когда товар приобретен у нерезидента и прошел процедуру таможенного оформления при ввозе на территорию РК, то налогообложения у источника выплаты не возникает. · Также при ввозе товара из стран-членов Евразийского Экономического Союза с представлением в налоговые органы отчетности по форме 328.00 (Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов) и 320.00 по косвенным налогам по импортированным товарам) налога у источника выплаты не возникает. Так как оказанные услуги и выполненные работы на территории Республики Казахстан выделены в исключения, то · В случае если по условиям договора (контракта) на поставку товаров в цену сделки включены расходы на оказание услуг, выполнение работ на территории Республики Казахстан, без выделения в договоре (контракте) отдельно сумм по приобретенным товарам и (или) таким расходам, то стоимость приобретенных товаров определяется на основе цены сделки, указанной в договоре (контракте), с учетом таких расходов, а сами расходы отдельно налогообложению у источника выплаты не подлежат. · В случае если по условиям договора (контракта) на поставку товаров в цену сделки включены расходы на оказание услуг, выполнение работ на территории Республики Казахстан, при этом сумма по приобретенным товарам указана отдельно от таких расходов, то стоимость по приобретенным товарам определяется без учета стоимости таких расходов, следовательно расходы на оказание услуг, выполнение работ нерезидентами на территории РК подлежат налогообложению у источника выплаты. Ситуация 4. Дивиденды, за исключением выплачиваемых лицам, зарегистрированным в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный уполномоченным органом, не подлежат налогообложению при одновременном выполнении условий, указанных в подпункте 3 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса, в том числе: · на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет; · юридическое лицо, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды; · имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов. · Если при выплате дивидендов нерезидентам выполняются положения подпункта 3 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса, то налогообложения у источника выплаты не возникает. · Если дивиденды выплачиваются в адрес лиц, зарегистрированных в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный уполномоченным органом, то необходимо удержать налог у источника выплаты. · Если при выплате дивидендов не выполняются положения подпункта 3 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса, то необходимо обратиться к статье 212-1 Налогового кодекса и рассмотреть возможность применения международного договора в отношении освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога к доходам нерезидента в виде дивидендов, если такой нерезидент является окончательным (фактическим) получателем дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода. Для применения положений международного договора (конвенций об избежании двойного налогообложения) необходим документ, подтверждающий резидентство лица, соответствующий требованиям пунктов 4 и 5 статья 219 Налогового кодекса.
Необходимо определить государство, в котором зарегистрирован контрагент - нерезидент, т. к. Республикой Казахстан заключены и действуют 51 Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, заключенная Республикой Казахстан (далее по тексту Конвенция) с иностранными государствами. При установлении факта регистрации контрагента - нерезидента в государстве, с которым Республикой Казахстан, заключена Конвенция, необходимо максимально точно определить предмет договора, т. к. в Конвенциях присутствуют: · положения о полном освобождении от налогообложения; · положения о применении сниженной ставки налога, по сравнению с Налоговым кодексом; · в Конвенциях для применения сниженных ставок налога могут присутствовать дополнительные условия, которые необходимо исполнить для дальнейшего применения Конвенции. Данная процедура имеет важное значение в части классификации доходов и возможности применения процедур Конвенций.
Работы выполнены, услуги оказаны на территории РК. Ситуация 5. Статья 212 Налогового кодекса - порядок применения международного договора в отношении полного освобождения от налогообложения доходов нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. · нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор - рассмотреть возможность применить полное освобождение, согласно конвенции. · нерезидент не является резидентом страны, с которой заключен международный договор - доходы подлежат налогообложению у источника выплаты. Ситуация 6. Пунктом 2 статьи 212 Налогового кодекса обозначено исключение в части доходов, в отношении которых порядок применения международного договора установлен статьями 212-1, 212-2, 213, 214 и 215 Налогового кодекса, а также доходов, определенных статьей 197 Налогового кодекса: · доходы нерезидента в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти, полученных из источников в Республике Казахстан - статья 212-1 Налогового кодекса; · доходы нерезидента в виде дивидендов по акциям, являющимся базовым активом депозитарных расписок - статья 212-2 Налогового кодекса; · доходы нерезидента от оказания услуг по международной перевозке через постоянное учреждение - статья 213 Налогового кодекса; · чистый доход от деятельности нерезидента в Республике Казахстан через постоянное учреждение - статья 214 Налогового кодекса; · доходы физического лица-нерезидента, полученные от лиц, не являющихся налоговыми агентами - статья 215 Налогового кодекса; · доход от прироста стоимости при реализации имущества, находящегося в Республике Казахстан, и акций, долей участия, связанных с недропользованием в Республике Казахстан - статья 197 Налогового кодекса. Ситуация 7. При условии применения положений конвенций в части освобождения от налогообложения необходимо определить срок действия договора с нерезидентом и сроки оказания услуг, работ, т. к. в Конвенциях присутствуют сроки и виды оказанных услуг, выполненных работ, при которых компания-нерезидент обязана осуществлять деятельность через постоянное учреждение. Например, Конвенция с Российской Федерацией, подпункт а) пункт 3 «Термин «постоянное учреждение» также включает строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, если только такая площадка или объект существуют в течение более 12 месяцев, или такие услуги оказываются в течение более чем 12 месяцев... Также пунктом 11 статьи 191 Налогового кодекса определена дата начала осуществления деятельности нерезидентом в Республике Казахстан. ВНИМАНИЕ! В соответствии с пунктом 4 статьи 212 Налогового кодекса при выявлении факта образования нерезидентом в Республике Казахстан постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в Республике Казахстан: Ø оказание услуг, выполнение работ осуществляется более периода, в течение которого обязанность регистрации постоянного учреждения не возникает, - налоговый агент обязан удержать налог у источника выплаты, несмотря на наличие конвенции; Ø оказание услуг, выполнение работ по срокам не приводит к образованию постоянного учреждения - налоговый агент применяет положения конвенции при условии наличия документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Документ, подтверждающий резидентство из страны, заключившей конвенцию с РК: Как правило, таким документом является сертификат резидентства, выданный государственным органом этой страны. Следует отметить, что такой документ должен быть апостилирован в порядке, предусмотренном статьей 3 Гаагской конвенции (конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов), либо легализован консульским или дипломатическим представительством. Ситуация 8. В случае, если нерезидент оказывает услуги или выполняет работы на территории Республики Казахстан в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, в целях применения положений международного договора юридическое лицо-нерезидент наряду с документом, подтверждающим резидентство, представляет налоговому агенту нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов либо выписки из торгового реестра (реестра акционеров или иного аналогичного документа, предусмотренного законодательством государства, в котором зарегистрирован нерезидент) с указанием учредителей (участников) и мажоритарных акционеров юридического лица-нерезидента, либо иные документы, указанные в пункте 4 статьи 212 Налогового кодекса. Сроки для представления документа, подтверждающего резидентство, обозначены в пункте 3 статьи 212 Налогового кодекса: 1) 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты; 3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.
Работы выполнены, услуги оказаны за пределами РК. Ситуация 9. Доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный уполномоченным органом, от выполнения работ, оказания услуг независимо от места их фактического выполнения - подлежат налогообложению у источника выплаты, за исключением доходов от оказания туристских услуг физическому лицу на территории государства с льготным налогообложением нерезидентом, зарегистрированным на территории такого государства, а также доходов от аэропортовской деятельности, определенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Ситуация 10. Доходы от оказания управленческих, финансовых, консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан: · получены нерезидентом страны, с которой Республикой Казахстан заключена конвенция - не подлежат налогообложению у источника выплаты, если предоставлен сертификат и сроки оказания услуг не приводят к образованию постоянного учреждения, согласно положениям конвенции; · получены нерезидентом страны, с которой Республикой Казахстан не заключена конвенция - подлежат налогообложению у источника выплаты. Для правильного применения положений каждой конкретной Конвенции, необходимо её внимательное изучение, а также надо рассмотреть имеющиеся протоколы по применению Конвенций (при их наличии). Ситуация 11. Доходы нерезидента, которые не указаны в Ситуациях 9, 10, не подлежат налогообложению у источника выплаты. Рекомендации: При заключении договора с нерезидентом необходимо отдельным пунктом договора закрепить обязанность контрагента - нерезидента предоставить документ, подтверждающий его резидентство в определенные сроки. Также рекомендуется обозначить ответственность нерезидента в части своевременного предоставления необходимых документов, для применения положений Конвенций, в размере предполагаемого налогового обязательства. Кроме того в договоре можно предусмотреть удержание налога у источника выплаты до момента предоставления нерезидентом необходимых документов. ВНИМАНИЕ! Если в договоре, заключенном с нерезидентом, не предусмотрено удержание налога у источника выплаты и налоговый агент осуществляет уплату налога за счет собственных средств, то нет возможности применить положения Конвенций и необходимо исчислить налог по ставкам, указанным в статье 194 Налогового кодекса. При оплате налога за счет собственных средств Компании необходимо учесть, что данные налоги не могут быть отнесены на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 192 Налогового кодекса: «Доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан не является сумма подоходного налога, исчисленная с доходов нерезидента в соответствии с положениями настоящего Кодекса и уплаченная в бюджет Республики Казахстан налоговым агентом за счет собственных средств без его удержания». Таким образом, при выплате налога за счет собственных средств, без удержания, налог начисляется путем применения ставок статьи 194 Налогового кодекса к выплаченной сумме дохода. Например: В договоре с нерезидентом на оказание консультационных услуг не отражены обязательства по налогу у источника выплаты, сумма договора составляет 5 000 долларов США, курс доллара на дату выплаты дохода 320 тенге. При начислении налога необходимо сделать следующее: 5 000 долларов США × 320 тенге × 20% = 320 000 тенге. Ставки подоходного налога у источника выплаты (статья 194 Налогового кодекса):
Сроки перечисления корпоративного подоходного налога у источника выплаты (статья 195 Налогового кодекса):
Примечание: если Компания получила работы, услуги от нерезидента, но не произвела оплату до 31 декабря текущего года, то при условии отнесения таких расходов на вычеты при составлении Декларации по корпоративному подоходному налогу, ВОЗНИКАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ по начислению и уплате налога у источника выплаты. Представление налоговой отчетности (статья 196 Налогового кодекса):
ВНИМАНИЕ! Налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров - т. е. если Компанией применены положения конвенций, то ФНО 101.04 «Расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента» ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ в налоговые органы. При этом налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента - окончательного (фактического) получателя (владельца) дохода, соответствующего требованиям пунктов 4, 5 статьи 219 Налогового кодекса. Такая копия представляется не позднее пяти календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности за четвертый квартал. Требования к документу, подтверждающему резидентство (пункты 4, 5 статьи 219 Налогового кодекса): Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, который может быть представлен в виде: · оригинала такого документа; · нотариально засвидетельствованной копии такого документа; · бумажной копии электронного документа, подтверждающего резидентство, размещенного на Интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства. Нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента. Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан (оформлен). Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, за исключением размещенного на Интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства, заверяется таким компетентным органом, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода. Дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, подлежат: 1) подпись должностного лица и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента; 2) подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего резидентство. Положения настоящего пункта не применяются в случае, если: 1) документ, подтверждающий резидентство, размещен на Интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства; 2) установлен иной порядок взаимного признания документов, подтверждающих резидентство: международным договором Республики Казахстан - Соглашение в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, совершенное в Астане 22 февраля 2016 года и в Москве 15 марта 2016 года - применяется к официальным документам, выданным уполномоченными органами государств Сторон с 1 января 2011 года; · между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства в рамках процедуры взаимного согласования, проводимой в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса; · решением органа Евразийского экономического союза. Налог на добавленную стоимость при приобретении работ, услуг от нерезидента. Положения Конвенций не распространяются на налог на добавленную стоимость. Статьей 241 Налогового кодекса обозначена обязанность налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги от нерезидента, начислять налог на добавленную стоимость, если местом реализации работ, услуг является Республика Казахстан. Необходимо помнить, что не зависит от того, какой нерезидент выполнил работы, оказал услуги - физическое или юридическое лицо, если местом реализации таких работ, услуг является Республика Казахстан, то необходимо начислить налог на добавленную стоимость при приобретении. Относительно приобретения товаров: 1) если товары приобретены из стран - членов Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика), то необходимо представить в налоговые органы по месту нахождения декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам (форма 320.00), в том числе по договорам (контрактам) лизинга, на бумажном носителе и в электронной форме либо электронной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, одновременно с заявлением (заявлениями) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме либо электронной форме. ВНИМАНИЕ! Не зависит от постановки на регистрационный учет по НДС в Республике Казахстан обязанность по представлению вышеуказанной отчетности, т. е. если Компания не состоит на регистрационном учете по НДС, но импортирует товары из стран членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС), то она обязана представить налоговую отчетность и уплатить налог на добавленную стоимость не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Налоговым периодом является месяц. 2) если товары приобретены не из стран - членов ЕАЭС, то налог на добавленную стоимость на импортируемые товары будет уплачен при таможенном оформлении. Далее при рассмотрении вопроса о начислении налога на добавленную стоимость за нерезидента при получении работ, услуг налогоплательщиком Республики Казахстан, необходимо определить является ли их местом реализации Республика Казахстан.
Определяем место реализации:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |