|
|
|
Определенные налоговые и таможенные аспекты
Галымбек Керейбаев, Советник, Диас Туркенов, Помощник юриста, Юридическая фирма INTEGRITES Kazakhstan
Практика показывает, что в развитии каждого отдельного государства, экспорт имеет особый экономический приоритет. Общеизвестно, что в зависимости от объема экспортируемых за границу товаров и услуг, выстраивается не только положительный политический и торговый баланс, но и вместе с тем, стабильно растет показатель номинального валового внутреннего продукта экспортирующего государства, на международных торгах укрепляется курс национальной валюты, и как следствие, развивается экономика и повышается непосредственно сам уровень жизни населения. Для субъектов предпринимательства всех категорий, выход на международный уровень не только способствует наращиванию спроса, но и существенно влияет на стимулирование разнообразия ключевых покупателей. Важно отметить, что в период разгара всемирной пандемии COVID-19 и внезапных мутаций ее штаммов, помимо экономического составляющего, экспорт также приобрел и общественно значимую роль в урегулировании всемирного «корона-кризиса». Согласно отчетам Всемирной организации здравоохранения (далее по тексту - «ВОЗ»), по состоянию на 18 февраля 2021 г. в мире применяется по меньшей мере семь различных вакцин коронавируса, разработанных на трех технологических платформах. Одновременно на этапе разработки находится еще более 200 вакцин-кандидатов, из которых как минимум 60 достигли этапа клинических исследований. Глобальный доступ к вакцинам против COVID-19 (COVID-19 Vaccines Global Access), является одним из компонентов Инициативы по ускорению доступа к средствам для борьбы с COVID-19 (далее по тексту - «Инициативы ACT»), которая была начата ВОЗ совместно с партнерами в 2020 г. Данный компонент Инициативы ACT по вакцинам, сформированный Коалицией за эпидемические готовности к инновациям (Coalition for Epidemic Preparedness Innovations), Альянсом GAVI и ВОЗ, призван положить конец острой фазе пандемии COVID-19 путем: ускорения разработки безопасных и эффективных вакцин против COVID-19; содействия наращиванию производственных мощностей; и взаимодействия с правительствами и производителями для обеспечения справедливого и равноправного распределения вакцин между всеми странами - данную цель не преследует ни одна другая глобальная инициатива. Вакцины являются важнейшим новым средством борьбы против COVID-19, и появление столь большого числа успешных вакцин-кандидатов, достигающих этапа разработки, крайне обнадеживает. Ученые всего мира в максимально оперативном режиме взаимодействуют между собой для разработки инновационных тест-систем, лекарственных препаратов и вакцин, которые в совокупности должны спасти жизни людей и положить конец нынешней пандемии. Так, для изучения зарубежных вакцин, тестирования препаратов и в целом достижения биоэквивалентности в составе отечественных медикаментов, местные фармацевтические компании зачастую в научных целях экспортируют ввезенные лекарственные средства в соседние государства. Однако, на практике имеются случаи, когда налоговое и таможенное законодательство Республики Казахстан не позволяют вывозить освобожденные от НДС импортированное медицинское оборудование и лекарственные средства. Рассмотрим это на примере одной реальной ситуации: Компания А импортирует из третьих стран (Норвегия) на территорию Республики Казахстан лекарственные средства, освобожденные от НДС и реализует его на территории Республики Казахстан компании В без НДС. Далее Компания В планирует отгрузить данный товар компании С в страну, являющуюся членом ЕАЭС (Армения). При заполнении Компанией В сопроводительной накладной на товары (далее по тексту - «СНТ») в Информационной системе электронных счетов-фактур Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее по тексту - «КГД МФ РК»), в Разделе G «Данные по товарам», отображается замечание «Товар запрещен для экспорта в страны ЕАЭС», что блокирует дальнейшее заполнение СНТ и сам экспорт в целом. Согласно разъяснениям сотрудников КГД МФ РК (Управление администрирования таможенных процедур и очистки) товар, ввезенный в Казахстан под ограничительными условиями с применением освобождения от НДС экспорту не подлежит. Ввиду этого в СНТ было отображено данное замечание «Товар запрещен для экспорта в страны ЕАЭС». Все компании имеют лицензии на оптово-розничную торговлю лекарственными средствами и являются плательщиками НДС. В соответствии с подпунктом 11) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РК освобождается от налога на добавленную стоимость импорт лекарственных средств любых форм, медицинских изделий: зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств и медицинских изделий; не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств и медицинских изделий, на основании заключения (разрешительного документа), выданного уполномоченным органом в области здравоохранения. Перечень вышеуказанных товаров утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом. Согласно Приложению 2 к Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 июня 2019 года № ҚР ДСМ-92 «Об утверждении Перечня лекарственных средств любых форм, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций), медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия и сурдотифлотехнику, а также материалов и комплектующих для их производства, материалов, оборудования и комплектующих для их производства лекарственных средств любых форм, медицинских изделий, включая протезно- ортопедические изделия, сурдотифлотехнику, специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам, обороты по реализации которых и импорт освобождаются от налога на добавленную стоимость» фармацевтическая продукция включена в указанный Перечень и соответственно, НДС на импорт при ввозе на территорию Республики Казахстан из третьих стран (не входящих в ЕАЭС) не облагается. В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 202 Таможенного кодекса РК, условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами. На основании ответа Председателя КГД МФ РК от 1 марта 2019 года на вопрос от 21 февраля 2019 года № 536666 (dialog.egov.kz), в соответствии с пунктом 4 статьи 216 Таможенного кодекса РК, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, прекращается у декларанта при наступлении исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с подпунктом 2) пункта 14 статьи 216 Таможенного кодекса РК при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 11 статьи 216 Таможенного кодекса РК. При этом, согласно пункту 17 Приказа министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 267 «Об утверждении Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров» (далее по тексту - «Приказ № 267»), в случае использования импортером указанных товаров (за исключением средств передвижения, предоставляемых инвалидам) в целях, не соответствующих медицинской, фармацевтической или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, а также дальнейшего вывоза товаров с территории Республики Казахстан (за исключением вывоза в таможенной процедуре реэкспорта), НДС, не уплаченный при таможенной очистке таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством или таможенным законодательством Евразийского экономического союза или Республики Казахстан. На основании вышеизложенного, в случае дальнейшего вывоза товаров с территории Республики Казахстан, у плательщика НДС возникает обязанность по уплате НДС, не уплаченный при таможенной очистке таких товаров. В данной связи, принимая во внимание что все компании, указанные в описанной ситуации являются плательщиками НДС, заключительная формулировка ответа КГД МФ РК не дает четкого ответа на то, который из плательщиков НДС (импортер или экспортер) обязан уплатить НДС для беспрепятственного вывоза товаров в рамках ЕАЭС. В соответствии с пунктом 4 статьи 216 Таможенного кодекса РК, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, прекращается у декларанта при истечение пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный пунктом 11 данной статьи. На основании пункта 10 статьи 216 Таможенного кодекса РК, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящей статьи. Так, согласно подпункту 2) пункта 11 статьи 216 Таможенного кодекса РК, в случае совершения действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением таких льгот, в том числе если совершение таких действий привело к утрате таких товаров, - сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, - день помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Если распространить формулировку Приказа № 267 «а также дальнейшего вывоза товаров с территории Республики Казахстан» на Компанию В, т.е. доначислять НДС на стороне Компании В, то это будет прямым противоречием статье 446 Налогового кодекса РК, согласно которой при экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Таким образом, формулировка «а также дальнейшего вывоза товаров с территории Республики Казахстан» относится только к импортеру, а не Компании В - экспортеру, который, должен применять нулевую ставку НДС. Тем не менее, в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - «Договор о ЕАЭС») взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению № 18 к Договору о ЕАЭС. Так, в соответствии с пунктом 13.4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС), если налогоплательщик одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом (в случае если товары будут реализованы налогоплательщиком другого государства-члена через комиссионера, поверенного или агента). Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 202 Таможенного кодекса, условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Евразийского экономического союза или международными договорами о вступлении в Евразийский экономический союз (международными договорами о присоединении государства к договору о Евразийском экономическом союзе) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации (далее - «ВТО»), применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин (с учетом изменений, внесенных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 октября 2020 года № 95 «О внесении изменений в перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к ВТО, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин») некоторые коды ТН ВЭД ЕАЭС отнесены к товарам, по которым ставки ввозных таможенных пошлин равны 0%. Таким образом, ранее ввезенный Товар должен рассматриваться в качестве условно выпущенного товара согласно статье 202 Таможенного кодекса РК. В соответствии с пунктом 6 статьи 202 Таможенного кодекса РК, условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в пределах территории государства - члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого произведен их выпуск, если иное не установлено международными договорами в рамках Евразийского экономического союза или международными договорами о вступлении в Евразийский экономический союз. Учитывая изложенное, Товар, как условно выпущенный, не может быть вывезен за пределы Республики Казахстан и должен использоваться только на ее территории. Во избежание неоднозначного толкования и потенциальных споров с КГД МФ РК, считаем крайне необходимым, конкретизировать Приказ № 267 с учетом всего вышеизложенного и выработать однозначную позицию по данному вопросу, соответствующую целям и задачам ВТО. Юристы INTEGRITES KAZAKHSTAN всегда готовы предоставить необходимые консультации по вопросам, связанным с национальным и международным налогообложением, помочь найти и принять компаниям правильные и грамотные решения с учетом индивидуальных особенностей компании и ее деятельности, текущего положения, налоговых споров, анализа рисков, их степени и иных аспектов в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |