|
|
|
Некоторые вопросы совершенствования отдельных аспектов действующего (позитивного) права Республики Казахстан
Тулеуов Азамат Сагындыкулы Руководитель экспертной группы Института Верховенства Права, кандидат юридических наук, PhD
Жанузакова Лейла Тельмановна эксперт Института Верховенства Права, доктор юридических наук, профессор
Жұмағали Алмас Қабдымәжитұлы эксперт Института Верховенства Права, кандидат юридических наук, PhD
Искалиев Нурлан Умиршиевич, эксперт Института Верховенства Права
Караев Алипаша Агаханович эксперт Института Верховенства Права, кандидат юридических наук, профессор
Касенов Ербол Кайратұлы эксперт Института Верховенства Права, магистр юридических наук
Сулейманов Акиф Фирудинович эксперт Института Верховенства Права, доктор юридических наук, профессор
Современное состояние и дальнейшее развитие действующего (позитивного) права Республики Казахстан. Правовая система Республики Казахстан прошла становление с момента обретения независимости и на данном этапе развития государства и общества может быть охарактеризована как цельное образование, характеризующееся чертами системы, находящейся в процессе своего становления и развития. Ей свойственны системные недостатки, не позволяющие в полной мере, а зачастую - и препятствующие, реализовать декларируемые Конституцией Республики Казахстан положения о демократическом, светском, правовом и социальном государстве, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В правовой действительности, в политико-правовой системе пока не подразумевается, что государство - социальный институт поддержки права, наряду с межгосударственными и надгосударственными социальными институтами. Долгое время происходило игнорирование того, что право - явление, обусловленное социальной деятельностью и явлениями человеческой жизнедеятельности, главной целью имеющее справедливость. Забыта социальная ценность права. Конституцией Республики закреплено, что действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики (п.1 ст.4). Это чисто позитивистское отношение к праву, от которого отошел развитый мир, позволяющее юридическому тексту превратиться в Закон без учета верховенства смыслов и процедур, неверным и, по сути, возведенным в закон (позитивное право) произволом, неподлинным нормативным установлением и апологетикой установившегося в стране политического режима. Об этом может свидетельствовать отсутствие в повестке дня вопроса о ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и вытекающая отсюда ограниченность прав граждан на защиту своих прав от произвола со стороны государства. Это и отражение идеологизации науки права, которое перестало быть, как и иные общественные науки, средством научного познания. Действующим правом должно быть права и свободы гражданина; верховенствует Право, а не Закон, являющийся всего лишь источником права. Сегодня при помощи Конституции происходит регулирование широкого круга общественных отношений. За прошедшие годы акты официального толкования стали затрагивать различные аспекты политической и социально - экономической жизни общества, находить отражение в нормах законов. Частично заложены правовые основы функционирования института парламентской оппозиции, снижены заградительные пороги для прохождения партий в Мажилис Парламента, количественные показатели для регистрации политических партий, а также правовые основы реализации гражданами права на мирный протест. Вместе с тем, новые вызовы цивилизационного развития и глобализационные процессы, охватившие практически все страны мира, ведут к формированию глобального правопорядка, способствуя дальнейшей интеграции национальных государств в мировую правовую систему. Данные тенденции ставят перед государством и обществом принципиально новые задачи, успешное решение которых проблематично без выработки принципиально новых векторов правового развития, направленных на защиту национальных интересов и укрепление конституционных основ казахстанской государственности. В области внешней политики и международной безопасности, учитывая геополитическое расположение нашей страны, имеет смысл постановка вопроса о выходе из экономических и военно-политических блоков со странами, которые не соблюдают международные принципы в области прав человека, в отношении которых международным сообществом приняты меры по предотвращению угрозы международному миру и безопасности. В этом плане требуется четкие положения как основы гарантии безопасности, сохранении независимости и территориальной целостности страны. Главными инструментами трансформации эволюционным путем нам видится изменение вектора правовой политики государства, ключевым из которых будет являться пересмотр Концепции правовой политики Республики Казахстан.
Концепция правовой политики Казахстана как инструмент совершенствования действующего права и институтов государства. В Казахстане традиционным стало планирование изменений и трансформации политико-правовой системы путем разработки и реализации Концепций правовой политики, отражающих видение развития правовой системы на определенные периоды. Главными итогами реализации Концепции правовой политики, на период с 2010 по 2020 годы стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства. Ныне действующая Концепция, уже третья по счету, утверждена менее года назад Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 (далее - Концепция) и рассчитана на период до 2030 года. С учётом новых реалий необходимо внести поправки в действующую Концепцию правовой политики, которая должна смоделировать на ближайшее десятилетие долгосрочные конституционные ориентиры (векторы) правового развития для органов государственной власти, гражданского общества, общественных объединений и политических партий, граждан Республики, вовлечение которых в конституционные процессы должно стать приоритетным направлением правовой политики. Формирование более эффективной модели взаимоотношений главы государства с ветвями власти, конституционное оформление ответственности государства за принимаемые решения и обеспечение разумного баланса полномочий должны стать приоритетными направлениями модернизации институтов власти. Обновлённая Концепция правовой политики должна опираться на политико-правовую формулу: «Влиятельный Президент -сильный Парламент - подотчетное Правительство - независимый Суд и эффективный конституционный контроль - свободные СМИ». Природа непорядка в действующем праве РК обусловлена неисполнением конституционного положения, указанного в ст.12 Конституции РК, о том, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. При этом необходимо признать, что сама Конституция РК уже не отражает потребности надлежащего правового регулирования. Налицо противление позитивистской природы казахстанского механизма правового регулирования требованию ст.12 Конституции, отражающей совершенно иную картину мира права. В этой связи в ближайшей перспективе целесообразно создать конституционную комиссию с участием представителей гражданского общества, научного сообщества, и разработать проект новой Конституции, поскольку действующий главный закон страны не отвечает назревшим потребностям общества и не позволяет вносить изменения в отдельные ее нормы. Ориентиром ее должно быть пересмотр сущности права: действующим правом должно быть права и свободы гражданина. Не реагирование на данные проблемы с помощью надлежащих правовых средств - основа конфликтов, показатель системного кризиса государства и общества.
Гарантии прав и свобод граждан и развитие гражданского общества. Особое внимание при совершенствовании законов необходимо уделить блоку о правах и свободах граждан. Конституция Казахстана 1995 года закрепила основные личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные прав человека и гражданина, основываясь на общепризнанных нормах и стандартах международного права. Однако при реализации своих прав граждане стакиваются с многочисленными трудностями. Особенно это касается политических прав и свобод, где наблюдается отторжение государства от интересов гражданского общества. И последние события в Казахстане - яркое тому подтверждение. Во многом это обусловлено отсутствием должного, нормативно установленного механизма их реализации и защиты, наличием пробелов и противоречий в законодательстве, нарушением принципов социальной справедливости, а также неправильной трактовкой отдельных правовых норм. На практике это приводит к произволу в их применении со стороны исполнительных и правоохранительных органов власти. Конституционное развитие должно учитывать динамику внутри процессов, происходящих в обществе, осторожно заимствуя новые институты конституционализма в области прав человека, гарантировать эффективную судебную защиту прав человека, особенно в свете появления новых прав человека в области информации, медицины, генетики и др., и на их основе закладывать в обновлённой Концепции условия для их полноценного обеспечения. Необходимо полнее использовать потенциал Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), реализуя ее рекомендации в действующем праве страны. Для защиты политических прав и свобод граждан важную роль призван сыграть Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Право на мирный протест является краеугольным камнем современного правового государства, признанного во всех странах демократического мира, в том числе и в Казахстане. Вместе с тем, несмотря на формально уведомительный порядок проведения собраний и митингов и заявительно-согласованный порядок для проведения шествий и демонстраций, действующий Закон, из-за наличия многочисленных ограничений и различного понимания его положений, не стал полноценной правовой основой реализации данного права. В этой связи необходимо исключить в Законе все противоречия, неточности и пробелы в нормах, позволяющие приблизить его положения к стандартам международного права, реализовать потенциал данного нормативного правового акта, обеспечить его единообразное применение во всех регионах, Государство через СМИ и другие средства передачи информации должно проводить разъяснительную работу, создавать условия для роста правовой и политической культуры. Более того, требует совершенствования в духе концепции верховенства права и само действующее право в отношении СМИ, которые призваны и должны быть сторожевым псом демократии. Свобода выражения мнений и информации в СМИ является жизненно важным требованием демократии. Для обеспечения участия общественности в демократическом процессе принятия решений необходимо, чтобы общественность была хорошо информирована и имела возможность для свободного обсуждения различных точек зрения. Осуществление этих свобод, налагаемые обязанности и ответственность должно быть четко определено исходя из концепции верховенства права. Государственные служащие не должны пользоваться большей степенью защиты от критики и оскорблений, чем рядовые граждане, например, в виде установления более строгой уголовной ответственности. За критические замечания журналисты не должны подвергаться тюремному заключению, а средства массовой информации - закрываться. В случае установления уголовной ответственности должны соблюдаться требования необходимости и соразмерности. Важную роль в выполнении данных задач призван сыграть новый Закон «О средствах массовой информации», о необходимости разработки которого заявил Президент. Закон должен урегулировать также вопросы, касающиеся социальных сетей. Развитию права граждан на свободу объединений, обновлению политической системы страны призван сыграть Закон «О политических партиях», положения которого нуждаются в обновлении. В президентском Послании предложено сократить пороговый минимум численности членов партий до предлагаемого уровня в 5 тыс. и численности в региональных представительствах с 600 до 200 членов, облегчить порядок проведения учредительного съезда. Это, безусловно, прогрессивные шаги. Полагаем, что важным шагом для развития политического процесса и появления новых политических партий, формирования политической конкуренции станет вопрос о пересмотре порядка их создания путем перехода от регистрационно-разрешительной системы к уведомительно-учетной системе. Роль Министерства юстиции будет заключаться лишь в проверке достоверности предоставленных документов, но никак не в дискреции на легализацию деятельности новых партий. В конце концов, успех их функционирования на политическом пространстве страны будет зависеть полностью от них самих: от выдвигаемых ими программ по переустройству общества, от эффективности их деятельности с потенциальными избирателями. В этом направлении необходим диалог государства и общества. Сегодня наблюдается слабая вовлеченность граждан, политических партий и иных институтов гражданского общества в обсуждение важнейших вопросов государственного управления. Этому будет служить законодательное закрепление института всенародного обсуждения проектов Конституции и наиболее значимых законов. Необходимо принятие самостоятельного закона «О гражданских инициативах», а также внесение дополнений в Конституционный закон «О республиканском референдуме». В частности, он содержит ряд норм, ограничивающих право граждан непосредственно участвовать в решении наиболее важных вопросов государственной жизни. Так, право Президента назначать республиканский референдум носит исключительно дискреционный характер, позволяющий ему отклонять любые инициативы, в том числе от граждан Казахстана. Препятствуют проявлению гражданской инициативы необходимость сбора двухсот тысяч подписей по всей стране, а также усложнённый порядок создания инициативной группы для выдвижения инициативы. С учетом опыта зарубежных стран полагаем необходимым упростить процедуру проявления инициативы граждан по назначению республиканского референдума, предусмотреть возможность проведения местного референдума при решении местных вопросов (например, переименовании городов, создания и размещения вредных производств, и др.), консультативного (необязательного) референдума. Представляется, что вопросы вхождения РК в межгосударственные союзы, в том числе военно-политические блоки, должны решаться на республиканском референдуме после рассмотрения на совместном заседании Парламента и Правительства. Принятие названных законов необходимо и в контексте реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года, утверждённой указом Президента Республики Казахстан. Данный документ закрепляет меры по созданию условий для развития гражданского общества и его институтов, вовлечения граждан в обсуждение ключевых задач государства и общества с целью их полноценного участия в обсуждении важнейших государственных решений. В Послании Президента немалое внимание уделено вопросам развития местного самоуправления, повышения самостоятельности институтов местной власти. В этом направлении уже делаются конкретные шаги. В 2021 г. утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 г. Идёт работа над разработкой проекта Закона «О местном самоуправлении в Республике Казахстан». Предусматривается поэтапное развитие местного самоуправление, начиная с низового уровня управления. Вместе с тем, данные процессы излишне затянулись. События последних лет показывают, что органы власти на местах во многом снимают с себя бремя ответственности и самоустранились от решения местных проблем. Действующий Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» не определяет чётко двойной статус местных органов, не разграничивает функции местного государственного управления и местного самоуправления, не устанавливает зоны и порядок ответственности местных органов перед населением. В этой связи введение должности председателя маслихата и другие меры по укреплению статуса маслихатов и акимов, разграничение полномочий местного государственного управления (с целевым финансированием из вышестоящего бюджета) и самоуправления станут реальными шагами на пути формирования системы местного самоуправления. Вместе с тем, полагаем возможным и другие конкретные меры, в том числе увеличение доходной части местных бюджетов за счет увеличение видов и ставок налога, остающихся в соответствующих административно-территориальных единицах. Для контроля со стороны Президента можно было бы ввести институт его представителей в регионах, как это предусмотрено во Франции и ряде других демократических стран. Такой представитель мог бы осуществлять контрольно-надзорные полномочия в отношении местных органов, не вмешиваясь в их деятельность. Экспертами Института Верховенства права ранее уже была озвучена идея усиления форм финансового контроля (впрочем, как и по иным актуальным вопросам совершенствования правового регулирования) как составной части становления парламентаризма в Казахстане (статья на интернет-ресурсе Zakon.kz от 14.03.2022 г.). Кроме того, с учётом Послания главы государства от 16 марта т.г. она рассматривается ниже в параграфе «Реформа Парламента - гарантия повышения качества законодательного процесса и становления парламентаризма».
Некоторые вопросы совершенствования конституционного законодательства. Стратегические цели конституционно-правового развития казахстанского общества вытекают из объективных потребностей, связанных с реализацией идей конституционализма и обеспечением верховенства Конституции. В этой связи необходимо чётко определиться с векторами конституционно-правового развития страны на ближайшую перспективу. За годы государственной независимости в Казахстане была создана самостоятельная правовая система, отвечающая по многим своим параметрам потребностям казахстанского общества. С учётом запросов времени происходит постоянное обновление отраслевого законодательства, принимаются новые правовые акты, направленные на реализацию идей и принципов Конституции. Однако современные реалии ставят перед государством и обществом принципиально новые задачи, успешное решение которых проблематично без внесения поправок в принятую Концепцию. Как известно, данный программный документ определил основные направления развития национального права на текущее десятилетие, в том числе конституционного права, как фундамента национальной правовой системы. Вместе с тем, анализ содержания новой Концепции показывает, что в части конституционного строительства многие актуальные вопросы не нашли в ней отражения. Концепция, являясь программным документом, прежде всего, должна закреплять те положения, которые позволят на ее основе формировать более эффективную модель взаимоотношений главы государства с ветвями власти, а также чётко обозначить приоритетные направления модернизации институтов власти, особенно в части обеспечения разумного баланса их полномочий. Кроме того, необходимо исходить из тех условий, в которых оказалась страна после январских событий 2022 г., и намеченных Президентом политических реформ, озвученных в Послании народу Казахстана 16 марта 2022 г. Дееспособность власти, обеспечение эффективного правового взаимодействия Президента, Парламента, Правительства и конституционного контроля, функционирование независимой судебной ветви власти, местного самоуправления являются определяющими факторами становления конституционализма и формирования демократического и правового государства на принципах верховенства Права. Реализация данной формулы требует не только совершенствования действующих законов, но и принятия ряда новых законов. Особая потребность ощущается в принятии новых законов: «О парламентском контроле и парламентском расследовании», «О гарантиях оппозиционной деятельности», «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «О конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан», «О Счетной палате Республики Казахстан» и др.
Нейтральный Президент - гарант политической стабильности. Введение ограничений на совместимость президентских полномочий с членством в политической партии, равно как и для ряда руководителей других центральных и местных государственных органов, озвученное в Послании Президента от 16 марта, действительно, становится важнейшим заслоном против сращивания партийных структур с государственным аппаратом. Однако полагаем, что этого недостаточно. В связи с этим, целесообразно подумать и о внепартийном статусе Руководителя Администрации Президента и руководителей ее структурных подразделений. При такой модели, деятельность главы государства переориентируется от поддержки одной правящей партии на поддержку всей политической системы общества, простимулирует общественно-политический процессы, будет способствовать развитию многопартийности и политической культуры граждан. Следует также поддержать предложение о введении запрета не только для родственников Президента, но и некоторых других руководителей центральных и местных органов занимать политические государственные должности, а также должности в квазигосударственном секторе. Полагаем, что данные ограничения, вполне допустимы, их реализация позволит снизить уровень коррупции, а также риски возникновения конфликта интересов при принятии важных для страны или региона социально-экономических решений. В Послании также обозначен переход от суперпрезидентской республики с чрезмерной концентрацией властных полномочий к президентской республике. В этой связи следует четко определиться, какая ее модель (французская или американская) будет целесообразней для Казахстана. Французская модель, взятая за основу в Конституции Казахстана 1995 г., в которой Президент находится над ветвями власти и выполняет функцию арбитра между ними, полностью не была реализована в казахстанских условиях, поскольку не сформировала сильную законодательную власть в лице Парламента. С учетом того, что политическое поле Казахстана, с появлением новых партий, в ближайшее время будет изменяться, предпочтительнее представляется классическая президентская республика, как в США. Президент, в этой системе, сам возглавляет исполнительную власть и несет всю полноту ответственности за ее деятельность. Правительство формируется им не по партийному, а по профессиональному принципу. Кроме того, поддерживая инициативу на сокращение полномочий Президента, полагаем возможным в этом направлении поставить вопрос об отказе от некоторых организационно-кадровых полномочий с передачей их Парламенту (например, представление в Сенат для избрания кандидатуры Уполномоченного по правам человека, единоличная дискреция при назначении республиканского референдума), Правительству (дача согласия на утверждение государственных программ и Единой системы финансирования для работников бюджетных организаций), другим органам либо гражданам (право роспуска маслихатов и др.). Здесь необходим взвешенный, многоаспектный анализ для определения целесообразности сохранения или исключения тех или иных президентских полномочий.
Реформа Парламента - гарантия повышения качества законодательного процесса и становления парламентаризма. Президент Республики Казахстан в своем Послании отметил необходимость переформатирования представительной власти. Предложено сократить президентскую квоту для назначения депутатов Сената с 15 до 10, из них 5 - по рекомендации Ассамблеи народа Казахстана, изменить полномочия верхней Палаты, Мажилис формировать по смешанной избирательной системе, преобразовать Счетный комитет по контролю за республиканским бюджетом в Высшую Аудиторскую Палату, подотчетную Мажилису. Поддерживая в целом основной тренд переустройства органа законодательной власти, считаем возможным озвучить и некоторые другие подходы, реализация которых усилит высший представительный орган и формуле «сильный Парламент» придаст реальную жизнь. В частности, в обществе ведутся активные дискуссии в этом направлении и предлагаются альтернативные варианты Первый. При сохранении двухпалатной структуры Парламента, как элемента системы сдержек и противовесов, целесообразно перейти к выборности Сената на основе прямого избирательного права, привязав их количественный состав, а также представительство от каждого региона к численности избирателей, но не менее двух сенаторов от региона. Это будет соответствовать принципу равного избирательного права. Кроме того, такой подход созвучен мнению Президента о том, что «Сенат должен стать палатой, реально представляющей интересы регионов страны». Естественно, количество сенаторов возрастет с учетом данного фактора и образования новых областей. Второй вариант реформирования законодательной власти заключается в переходе к однопалатному парламенту путём упразднения Сената и создания единого полноценного Мажилиса а, с увеличением количества депутатов за счет депутатов Сената, при котором число депутатов, избираемых по мажоритарным округам, также будет привязано к численности избирателей, но не менее двух человек. Считаем, что для современного Казахстана вариант однопалатного парламента, сформированного на основе смешанной избирательной системы, в пропорции «50 на 50» - более предпочтителен. Законодательная ветвь власти в лице Мажилиса будет сконцентрирована в одном органе и станет реальным противовесом власти исполнительной. За Президентом страны при этом сохраняется право отлагательного вето на поступивший к нему принятый Парламентом закон. Важнейшей задачей в реорганизации Парламента видится повышение его конституционного статуса за счет передачи ему ряда дополнительных полномочий от Президента, особенно в части усиления его контрольных полномочий. Придание Парламенту обновлённого статуса будет способствовать принятие Закона «О парламентском контроле и парламентском расследовании», что также заложат правовые основы становления парламентаризма в Казахстане. Составной частью становления парламентаризма в Казахстане должно стать усиление форм финансового контроля. Практика показывает, что парламент не обладает эффективными контрольными инструментами в этой области. Действовавший Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета подчинялся главе государства и с поставленными задачами не справлялся. Поэтому Институтом Верховенства права предлагалось учреждение Счетной палаты, подчиненной парламенту. Счётная палата необходима и в целях обеспечения надлежащего контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных и правоохранительных органов в Республике в пресечении и профилактике бюджетно-финансовых правонарушений. Для того, чтобы создать полноценную и эффективно работающую Счётную палату, предлагалось придать данному институту конституционный статус, разработать самостоятельный закон, в котором закрепить порядок его образования и деятельности, а также пределы компетенции, по отношению к Минфину и правительственным ведомствам, определить статус сотрудников Палаты, основные задачи и виды контроля, а также обеспечить взаимную увязку различных законов, связанных с деятельность данного института. Явно недостаточно того, чтобы ее председатель, как указывается в Послании главы государства от 16 марта т.г. два раза в год отчитывался перед Мажилисом. Необходимо, чтобы и формирование состава данного органа осуществлялось полностью самим Парламентом. Лишь в этом случае станет возможным обеспечение надлежащего парламентского контроля в этой сфере. Эти предложения экспертной группы Института перекликаются с Посланием Президента Казахстана от 16 марта 2022 г. Однако, с учетом преобразования Счетного комитета в Высшую Аудиторскую Палату возникли некоторые сложности в плане юридической техники. Понятие аудитор закреплено в действующем праве, где аудитор - физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы, получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор» (ст. 1 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности»). Кроме того, аудиторская деятельность - прежде всего предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлению услуг. Такой же позиции придерживаются в большинстве развитых стран. В этих условиях произойдет путаница, с неизбежностью затрагивающая необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство об аудите, чего можно было бы элементарно избежать путем принятия предложенной Институтом Верховенством права наименования данной Палаты. Представляется целесообразным ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения и столицы вернуть маслихатам и образовать аналогичные органы при районных, городских маслихатах. Причем состав их не обязательно должен состоять только из депутатов, а включать специалистов по профилю. Соответственно, возможно изменение названия данных органов: областная, районная, городская счетные палаты. За Счетной (Высшей Аудиторской) Палатой оставить функции координации и оказания помощи нижестоящим палатам. Такой подход будет способствовать развитию и действенности контроля маслихатов за исполнением местных бюджетов. Конституционное развитие современных государств показывает, что одним из главных составных частей конституционализма является реализация конституционной ответственности. По своему назначению данный институт является специфическим видом социальной ответственности, имеет сложную политико-правовую природу и негативные последствия для субъекта конституционного правонарушения. По своей сути, он выступает определяющим звеном конституционного государства. Действующее законодательство Республики Казахстан не выделяет его в качестве самостоятельного вида ответственности. Причём, на наш взгляд, данный вид ответственности должен касаться всех конституционных органов, осуществляющих политическую власть.
Обеспечение независимости судебной власти - ключевая задача государства и гражданского общества. Система сдержек и противовесов, заложенная в Конституции Республики, без независимой судебной власти превращается в банальную систему разделения труда. Поэтому ключевой задачей становится создание действительно независимой судебной власти, важнейшего института правового государства. Несмотря на наличие законодательной базы и гарантий независимости судей, многие учёные подчёркивают слабую эффективность судебной системы, что, впрочем, очевидно и всем субъектам права. В качестве причин низкой эффективности судебной системы можно указать на несовершенство законодательства, высокий уровень коррупции, недостаточный профессионализм судей. С учётом новых политико-правовых реалий, стратегических целей и задач государства судебная система нуждается в совершенствовании. Зачем и кому нужна независимость - вопрос не риторический. Она нужна самой власти, обществу и каждому отдельному судье для отправления Правосудия. Цели Правосудия неизменны. Но пересмотр позитивного (действующего) права в сфере институционального обеспечения Правосудия назрел. Именно судебная ветвь государственной власти может и должна выполнить функцию обеспечения справедливости, а значит - правопорядка, правовой определенности и стабильности. Пересмотр комплекса средств правовой защиты для обеспечения их эффективности (сейчас они ограничены) включает и актуальный вопрос о вступлении в Совет Европы, присоединения к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Это своеобразный внешний контроль, которого не опасаются развитые страны, в том числе и входящие в ОЭСР. Необходимо признать, что существовавшая до начала так называемой политической модернизации страны 2022 года, артикулированной в Послании Главы государства народу Казахстана, судебная система была нацелена в первую очередь на защиту политического режима. Политизация правосудия выражена в политически мотивированных судебных процессах. Более того, мы видим и такую яркую черту современного Правосудия как социальную стратификацию, когда представители политической или экономической элиты (или так называемых «элит») фактически избегают ответственности, отбывания реального наказания, несмотря даже на бесспорные доказательства их вины. Соответственно, архитектура судебной системы (структура), нацеленность и деятельность уже не отвечают потребностям нового Казахстана. И начинать здесь необходимо с отношения к людям, которым оказывается честь вершить Правосудие. Поэтому необходимо пересмотреть Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Что необходимо заложить в его основу? Судья не должен быть зависим от власти и от председателя соответствующего суда; необходимо пересмотреть роль и место председателей судов; введение реального судейского самоуправления и равенства судей в судах; его нельзя досрочно убрать с должности. Порядок назначения председателей судов, круг и сроки их полномочий подлежит пересмотру в сторону их ограничения с акцентом лишь на сугубо техническую сторону управления административным и техническим персоналом суда как учреждения для целей организации судопроизводства в суде. Позитивным представляется обратиться к возможности выборности председателей судов самими судьями и лишь на определенный срок с последующей их ротацией другими судьями из состава этих же судов. Требует глубокого переосмысления процедура отбора кандидатов в судьи. Необходимо привлекать дополнительные ресурсы в целях повышения эффективности деятельности судов, проанализировать современные методики отбора кандидатов, формы собеседования, проведения экзаменов с целью выявления достойных юристов. Одновременно с этим целесообразно также усилить ответственность судей за вынесение заведомо незаконных судебных актов, причем не только дисциплинарную и уголовную, но и материальную. Как предложение обеспечения реального обеспечения независимости от местных властей уже продолжительное время велась дискуссия о введении судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением. К этому вопросу можно вернуться. Одним из способов содействия Правосудию необходимо признать и активное вовлечение граждан в осуществлении правосудия. Именно этот механизм способен в ускоренные сроки обеспечить легитимность и доверие в обществе к судебной власти, так как участие лиц, не обладающих специальными познаниями в судебных процессах, дает возможность обществу давать независимую оценку выносимым судебным актам. Предложения по реформированию судебной системы с неизбежностью повлекут изменения и в следствии и дознании, прокуратуре и юридической помощи, поскольку авторы прекрасно понимают взаимосвязанный характер всех стадий уголовного и иных процессов.
Конституционный Суд - гарантия обеспечения верховенства Конституции и защиты прав субъектов. Среди озвученных инициатив наиболее ожидаемой стало предложение об изменении модели конституционного контроля.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |