Письмо Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 26 октября 2023 года № 12-13/4455 дз
Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан - членам фракции Демократической партии Казахстана «Ак жол»
На № ДЗ-364 от 29 сентября 2023 года
Уважаемые депутаты!
Рассмотрев ваш депутатский запрос, сообщаю следующее. Важной задачей органов государственных доходов (далее - ОГД) является обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан (согласно Закону «О национальной безопасности в Республике Казахстан» одним из видов угроз национальной безопасности является нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая рост теневой экономики). В 2017 году по предложению бизнес-сообщества декриминализована статья 215 «Лжепредпринимательство» Уголовного кодекса. Основным мотивом исключения данной статьи являлось минимизация вовлечения бизнеса в орбиту уголовного преследования и перенос акцента к мерам налогового администрирования. Однако это не привело к существенному снижению теневых оборотов, а наоборот увеличило размеры незаконного обналичивания денежных средств и создание «фирм-однодневок». Так, объемы обналичивания средств с 2016 года выросли более 2 раза, что является следствием ослабления профилактики нарушений, выявляемых ранее в рамках статьи 215 Уголовного кодекса. Справочно: по итогам 2019 года (2,8 трлн тенге) по сравнению с 2016 годом (1,2 трлн тенге) обналичивание юр. лицами увеличилось в 2,3 раза. Выдача банками наличности увеличилась в 1,4 раза (с 22,7 трлн тенге до 31,9 трлн тенге). Меры по противодействию фиктивным компаниям перешли из плоскости уголовного в плоскость гражданского судопроизводства. С введением электронных счетов-фактур (далее - ЭСФ) увеличилась интенсивность мониторинга всех сделок, проводится детальный анализ происхождения товаров, работ, услуг и система управления рисками (далее - СУР) определяет высокорисковые сделки. СУР функционировал в пилотном режиме с 2019 по 2022 гг., акцент был сделан на оперативное выявление высокорисковых поставщиков на ранней стадии. Справочно: в результате, с 2019 года ограничена выписка ЭСФ более 9,5 тыс. рисковых поставщиков с оборотом 7,1 трлн тенге. Учитывая эффективность пилотного проекта, данный механизм контроля законодательно закреплен в Налоговом кодексе с 1 января 2023 года. На основе ЭСФ проводится изучение сведений по сомнительным финансово-хозяйственным операциям по поставщикам для определения происхождения товаров (импорт, производство, приобретение от 3-х лиц) и оценивается возможность выполнения работ, оказания услуг (наличие производственных мощностей и оборудования, работников, налоговая нагрузка и т.д.). По результатам анализа ОГД принимают меры, в том числе подают в суд иски о признании фиктивности сделок. До подачи иска в суд, налогоплательщики приглашаются в ОГД, где в присутствии представителей НПП «Атамекен» рассматриваются все обстоятельства по сделкам, по итогам принимается решение об обращении в суд. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|