| ||||||||||||||||||||
|
|
|
28.04.2015 Обзор нововведений в законодательство Абылхаир Накипов Партнёр, Александр Алексеев Юрист SIGNUM Law Firm
В рамках настоящей статьи авторами проведен общий анализ действующего законодательства в сфере гражданской защиты. Так, авторами кратко изложены законодательные требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты[1] в сфере гражданской защиты, рассмотрены проблемные вопросы и др. Наличие законодательства, эффективно обеспечивающего промышленную безопасность, устанавливающего требования в отношении организаций, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов, предусматривающего меры реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуацией, является одной из важнейших целей государственного регулирования в Республике Казахстан. Обновление законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности В настоящее время в Республике Казахстан идет процесс обновления законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности и реагирования в кризисных ситуациях. Так, 11 апреля 2014 года был принят новый Закон «О гражданской защите» (далее - «Закон»). Авторами нового Закона была проделана большая законотворческая работа, включающая в себя устранение дублирующих положений, содержащихся в различных нормативных правовых актах, систематизацию норм в сфере гражданской защите и др. В частности, Закон заменил собой целый ряд нормативных правовых актов, регулировавших отношения в сфере чрезвычайных ситуаций ранее, а именно: Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; Закон Республики Казахстан от 22 ноября 1996 года «О пожарной безопасности»; Закон Республики Казахстан от 27 марта 1997 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года «О Гражданской обороне»; Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «О государственном материальном резерве»; Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах». И в настоящее время Закон является основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере гражданской защиты. В связи с его принятием хотелось бы отметить в первую очередь, что теперь объектом правового регулирования является гражданская защита, а не гражданская оборона как ранее.
Термин «гражданская защита»
Амманская декларация по гражданской защите, принятая X Всемирной конференцией Международной организации гражданской обороны в 1994 году, призвала правительства всех государств понимать концепцию Гражданской обороны, изложенную в Дополнительном Протоколе I от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, более широко и не ограничиваться только периодами военных конфликтов. Данной декларацией был установлен термин «гражданская защита» в качестве понятия, объединяющего все гуманитарные мероприятия, направленные на спасение населения и окружающей среды от бедствий и аварий любого типа. Таким образом, понятие «гражданская защита» шире понятия «гражданская оборона», которое, по сути, подчеркивает оборонительную функцию защиты и в принципе не применимо в мирное время. В настоящее время термин «гражданская защита» находит всё большее применение при рассмотрении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, что обусловлено следующими факторами: 1) Данный термин аналогичен терминологии, используемой во многих других государствах в схожих областях применения, что упрощает международное сотрудничество в этой области; 2) Данный термин соответствует международным правовым актам, регулирующим гражданскую оборону, поскольку на него распространено действие Дополнительного Протокола I к Женевским конвенциям 1949 года; 3) Данный термин в отличие от термина «гражданская оборона» точнее отражает область регулирования, поскольку фактическим объектом регулирования в рассматриваемой области является защита, а не оборона. Под гражданской защитой понимается общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, организацию и ведение гражданской обороны, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, включающий в себя мероприятия по обеспечению пожарной и промышленной безопасности, формированию, хранению и использованию государственного материального резерва.
Анализ закона о гражданской защите
Закон состоит из следующих основных блоков регулируемых отношений: Обеспечение противопожарной безопасности Закон требует от организаций создания противопожарной службы и профессиональной аварийно-спасательной службы или заключения договоров на обслуживание с действующими профессиональными аварийно-спасательными службами и противопожарными службами. Требования к обучению/квалификации работников Законом устанавливаются требования в отношении работников опасных производственных объектов, подготовке, переподготовке специалистов, работников опасных производственных объектов и иных организаций по вопросам промышленной безопасности, которые должны осуществляться путем проведения обучения и последующей проверки знаний (экзаменов). Обучение и проверка знаний специалистов, работников опасных производственных объектов должны производиться в учебном центре опасного производственного объекта или учебной организации при наличии у них соответствующей разрешительной документации. Лица, не прошедшие обучение, к работе не допускаются. Также согласно положениям Закона организации обязаны обучать работников действиям в случае аварии, инцидента на опасных производственных объектах путем проведения учебных тревог и противоаварийных тренировок по утвержденным планам Требования к наличию плана ликвидации по сравнению с действовавшим ранее законодательством остались прежними. В плане ликвидации аварий на опасном производственном объекте, должны быть предусмотрены мероприятия по спасению людей, действия руководителей и работников, аварийных спасательных служб и формирований. Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов Большая часть норм Закона направлена на регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности. Как и ранее, эксплуатация опасного производственного объекта без декларации промышленной безопасности запрещается. В целом требования в сфере декларирования промышленной безопасности остались прежними. Так, обязательное декларирование промышленной безопасности опасного производственного объекта осуществляется в целях оценки достаточности и эффективности мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и защите населения от вредных производственных факторов. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта должна характеризовать опасность промышленного производства на этапах их ввода в эксплуатацию, функционирования и вывода из эксплуатации. Разработка декларации осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект самостоятельно при наличии аттестата, предоставляющего право на разработку декларации, либо сторонней организацией, аттестованной на право разработки декларации, и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и подлежит экспертизе. Вместе с тем, можно выделить следующие изменения. Отныне перечень зарегистрированных деклараций размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в области промышленной безопасности. Кроме того, опасные производственные объекты, подлежащие обязательному декларированию промышленной безопасности, теперь определяются на основании Критериев отнесения опасных производственных объектов к декларируемым Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 июля 2014 года № 864. Данные критерии были разработаны на основании положений Закона[2]. Постановка на учет и снятие с учета опасных технических устройств Производственные здания и технологические сооружения, согласно нормам закона, должны быть обследованы и диагностированы, а опасные технические устройства обязательно поставлены на учет. Экспертиза промышленной безопасности Также Закон содержит перечень объектов, подлежащих экспертизе промышленной безопасности. Экспертизу промышленной безопасности проводят аттестованные организации, независимые от организации - заявителя, за счет средств организации - заявителя. Законом особо оговаривается, что на опасных производственных объектах должны применяться только допущенные (прошедшие техническое освидетельствование) к применению на территории Республики Казахстан технологии, технические устройства и материалы. Иные обязательства организаций в сфере гражданской защиты Следует отметить, что законом предусмотрены другие обязательства организаций в сфере гражданской защиты, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной и промышленной безопасности, которые носят общий характер и пока не детализированы в законодательстве Республики Казахстан: − проведение противопожарной пропаганды и обучение работников мерам пожарной безопасности; − проведение мероприятий по защите работников и объектов производственного назначения от чрезвычайных ситуаций; − своевременное обновление технических устройств, отработавших свой нормативный срок службы; − наличие резервов материальных и финансовых ресурсов на проведение работ в соответствии с планом ликвидации аварий; − создание систем мониторинга, связи и поддержки действий в случае возникновения аварии, инцидента на опасных производственных объектах и обеспечение их устойчивого функционирования.
Вопросы реализации Закона о гражданской защите
В июне 2014 г. Правительством Республики Казахстан был утвержден пакет из 103 документов, разработка и принятие которых необходимо для реализации Закона о гражданской защите[3]. При этом ожидалось, что процесс принятия этих документов будет завершен в конце июня 2014 г. Однако в декабре 2014 г. Премьер-министром было подписано распоряжение[4], согласно которому законодательная работа по реализации Закона «О гражданской защите» была перенесена на декабрь 2014 г. - январь 2015 г. Мы полагаем, что причиной такой задержки была реорганизация Правительства, прошедшая в августе 2014 года, в рамках которой Министерство по чрезвычайным ситуациям было реорганизовано в Комитет по чрезвычайным ситуациям в структуре Министерства внутренних дел.
Проблемные вопросы
Законом регламентируется порядок действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций только природного и техногенного характеров. Однако новый закон не содержит положений, устанавливающих требования в отношении организаций в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. Последняя группа чрезвычайных ситуаций особенно актуальна в настоящее время. В условиях локальных военных конфликтов, угрозы актов терроризма, а также несанкционированных социальных протестов организации нуждаются в четком плане действий по защите персонала, своего имущества и близлежащего гражданского населения от возможных негативных последствий, связанных с актами незаконного вмешательства в процесс эксплуатации опасных производственных объектов. К сожалению, данные аспекты не нашли своего отражения в новом законе о гражданской защите. Также хотелось бы отметить декларативный характер части норм, предписывающих действия организаций в случае чрезвычайных ситуаций. Подводя итого вышесказанному, хотелось бы отметить, что новый закон о гражданской защите в целом соответствует общепризнанным стандартам в области обеспечения промышленной безопасности и реагированию в случае чрезвычайных ситуаций, и его принятие является существенным шагом вперед в области обеспечения промышленной безопасности.
[1] К опасным производственным объектам относятся предприятия, производственные подразделения и другие объекты данных предприятий, обладающие признаками, установленными статьей 70 Закона, и идентифицируемые как таковые в соответствии с правилами идентификации опасных производственных объектов, утвержденными Правительством Республики Казахстан. [2] пп. 18) ст. 11 и п. 1 ст. 76 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» [3] Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 11 июня 2014 года № 83-р О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской защиты». [4] Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 12 декабря 2014 года № 143-р О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |