Письмо Премьер-Министра Республики Казахстан от 4 декабря 2018 года № 17-13-1/2659 дз
Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
(по списку)
На № ДЗ-182
от 8 ноября 2018 года
Уважаемые депутаты!
Рассмотрев Ваш запрос относительно проблемных вопросов в сфере строительства и проектирования, а также внедрения договоров Международной федерации инженеров-консультантов (далее - ФИДИК) при реализации объектов строительства, сообщаем следующее.
Касательно расширения применения договоров ФИДИК в строительной отрасли.
На сегодняшний день договора по условиям ФИДИК применяются при строительстве автомобильных дорог.
Так за 2015-2017 годы с применением договоров ФИДИК построено и реконструировано порядка 3 тыс. км автодорог, в текущем году с применением ФИДИК реализуется около 1 тыс. км автодорог. При этом использование ФИДИК обусловлено тем, что одним из условий реализации проектов в автодорожной отрасли за счет средств международных финансовых институтов является обязательное применение ФИДИК.
В свою очередь, при применении договоров ФИДИК имеется недостаточная адаптированность к казахстанской правовой системе, сложность в использовании и работе, также предполагаются дополнительные затраты для заказчика, в виде привлечения инженеров-консультантов.
Кроме этого, метод ФИДИК значительно отличается от действующего процесса реализации бюджетных инвестиционных проектов и применяется по усмотрению администраторов бюджетных программ.
Вместе с этим, в данное время в пилотном режиме реализуются несколько объектов, по которым заказчиками проектов привлекаются инжиниринговые организации по управлению проектом.
То есть, заказчиком на весь период, включая предпроектную стадию и стадии проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта привлекается аккредитованная организация, которая осуществляет функции заказчика и несет ответственность в соответствии с законодательством.
Вопрос об обязательном привлечении подобных инжиниринговых компаний при реализации всех бюджетных инвестиционных проектов будет рассмотрен после завершении пилотных проектов.
Касательно мер, принимаемых для закрепления материальной ответственности проектировщиков в случаях ошибок в проектировании.