|
|
|
Источник: *Парламента Республики Казахстан (www.parlam.kz)
15.05.2024 Исполнение договоров госзакупок будет подлежать общественному мониторингу
Мажилис принял во втором чтении законопроект «О государственных закупках» в новой редакции. Закон с сопутствующими ему поправками разработан во исполнение Послания Главы государства и его поручения по созданию качественно новой системы госзакупок. Новым законом вводится институт общественного мониторинга, особенно по работам, связанным со строительством. Предлагается размещать в общем доступе на веб-портале госзакупок (goszakup.gov.kz) графики выполнения работ с подтверждением отчётов по их исполнению (в т.ч. с использованием фото- и видеофиксации). Мониторинг будет проводиться в соответствии с механизмами, предусмотренными Законом «Об общественном контроле».
Сокращаются сроки государственных закупок В настоящее время закупки признаются несостоявшимися в тех случаях, если на участие в конкурсе поступила одна заявка, либо же по результатам рассмотрения нескольких заявок к конкурсу допущен один потенциальный поставщик. В этой связи заказчиком разыгрывается повторный конкурс. Согласно новой редакции закона, в случае представления одной заявки на участие в конкурсе и признания её соответствующей квалификационным требованиям - закупки будут признаваться состоявшимися. Это существенно сэкономит время, а также упростит процесс, поскольку заказчику не нужно будет проводить повторную процедуру закупа. В результате общий срок процедуры осуществления госзакупок сократится до 1 месяца.
Сельским акиматам разрешат закуп сразу из одного источника в пределах 4000 МРП Во исполнение положений Указа о либерализации экономики, депутаты также предложили исключить ряд оснований для закупа из одного источника. Под исключения попадают периодические печатные издания на бумажном и (или) электронном носителях, услуги по ремонту авиационной техники на специализированных авиаремонтных предприятиях и другие услуги. Кроме того, по предложению депутатов увеличивается лимит на закуп из одного источника для сельских акиматов до 4000 МРП.
Повышается ответственность поставщиков Потенциальный поставщик, его руководитель или учредители не смогут участвовать в госзакупках, если ранее совершили коррупционные правонарушения. Кроме того, усилены меры по ограничению для участия в закупках аффилированных компаний, а также меры ответственности поставщика за неисполнение и ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Для повышения качества исполнения обязательств законом сокращается возможный объем передаваемых на субподряд работ - с 50 до 30 процентов. Предусмотрено право заказчика требовать наличие материальных и трудовых ресурсов поставщика, зарегистрированных по месту выполнения работ (поддержка местных подрядчиков). Для участия в конкурсе потенциальный поставщик не должен иметь просроченной задолженности по выплате заработной платы перед работниками. Кроме того, в целях повышения качества закупаемых товаров и услуг предлагается внедрить рейтинг потенциальных поставщиков. Он будет формироваться веб-порталом на основе данных и сведений информационных систем.
EPC-контракты станут гарантией качества Во исполнение поручений Главы государства, депутатами совместно с иполнительным органом в законе прописаны условия для поддержки отечественных поставщиков и повышения качества оказываемых услуг. Внедряются EPC-контракты - это комплексные работы «под ключ» по строительству и введению объекта в эксплуатацию. При этом ответственность на всех этапах реализации проекта возлагается на одного поставщика. Предполагается, что сроки подготовительных процедур для заключения EPC-контрактов должны быть сжатыми, что существенно повысит оперативность реализации акиматами приоритетных и срочных проектов.
Отечественный бизнес поддержат через офтейк-контракты Офтейк-контракты с отечественными производителями предлагается определить основанием для госзакупок способом из одного источника. Таким образом будет реализовано поручение Главы государства по доведению доли таких контрактов до 10% или 2 трлн тенге ежегодно. Кроме того, в целях либерализации экономики к госзакупкам не будут допускаться юридические лица с долей госучастия 50% и более при наличии в конкурсе двух и более субъектов частного предпринимательства.
Усиливается административная ответственность заказчика и исполнителя госзакупок Поправками в Кодекс об административных правонарушениях вводится ответственность организатора закупок за необращение или несвоевременное обращение в суд с иском о признании поставщиков недобросовестными участниками госзакупок в случае предоставления недостоверной информации. Наказываться такое правонарушение будет штрафом в размере 30 МРП, в повторном случае - 60 МРП. Кроме того, дополняются основания привлечения к административной ответственности должностных лиц заказчика за непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган сведений об уклонении поставщика от заключения договора путём невнесения обеспечения исполнения договора. Наказание - штраф в размере 30 МРП, в случае повторности - 60 МРП.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |