|
|
|
Досье на проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (октябрь 2022 года)
Концепция проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (октябрь 2022 года)
1. Название проекта закона Проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения».
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона В Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Главой государства «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» отмечено хроническое недофинансирование отрасли здравоохранения, приведшее к тому, что застрахованные граждане недополучают положенный им объем медицинских услуг. Законопроектом в рамках пересмотра подходов по финансированию отрасли разработаны поправки в Бюджетный кодекс и Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», в части расширения медицинской помощи в рамках ГОБМП, а также в части объединения финансовых потоков пакетов ГОБМП и ОСМС. Для полноценного запуска добровольного медицинского страхования в условиях внедрения ОСМС будут определены направления медицинской помощи и перечни услуг для покрытия добровольным медицинским страхованием. Также разработка законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования законодательства Республики Казахстан с целью реализации поручения Главы государства Республики Казахстан, данного на третьем заседании Национального совета общественного доверия Республики Казахстан 27 мая 2020 года, в части разработки и внедрения системы юридической защиты медицинских работников, а также в целях реализации мероприятий, закрепленных в Национальном проекте «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 октября 2021 года № 670 и направлена на повышение качества медицинских услуг, оказываемых населению. Медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами. Практика показывает, что не только пациенты обращаются с исками на врачей по причине допущения последними медицинских ошибок, но и сами медики время от времени отстаивают собственные честь и достоинство, а потому правовая защита врачей в нашей стране работает полноценно. За период ЧП, произошедших январских событиях были нападения на 20 объектов здравоохранения. Из них - пять стационаров, один объект ПМСП, 14 аптек, которые находились в Алматы. Пострадали за этот период семь медработников, из них пять - в Алматы, по одному - в Шымкенте и Алматинской области. Наряду с этим имеются факты нападения на медицинских работников службы скорой медицинской помощи при осуществлении должностных полномочий. (В 2018 году в Атырауской области зарегистрировано 3 случая нападения пациентов и его родственников на фельдшера и диспечера, в Павлодарской области с 2018 по 2019 годы - 3 факта нападения и избиения сотрудников скорой помощи, в Северо-Казахстанской области с 2018 по 2019 годы зарегистрировано 5 случаев нападения, в Туркестанской области зафиксировано 2 случая избиения фельдшеров и в 1случае оскоробление и другие). Проблемы нападения на медицинских работников, иная защита прав медицинских работников, которая имеет место быть, необходим механизм правовой защиты именно медицинских работников. Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделением) МО может отказаться от наблюдения за пациентом, и его лечения при единомоментном соблюдении 3 условий: 1) отказ от ведения пациента не угрожает его жизни; 2) отказ от ведения не угрожает здоровью окружающих 3) отказ от ведения согласован с должностным лицом МО. На основании вышеизложенного, необходима разработка механизма нормативного правового регулирования правоотношений врача и пациента (юридическая защита медицинских работников) к примеру, отказ врача от ведения пациента в связи с возникновением опасности угрожающей жизни и (или) здоровью медицинского работника, конфликтом интересов. Необходимо принятие мер по дестигматизации, пациентов с психическими и поведенческими расстройствами. В основном пациенты психиатрического (наркологического) профиля не представляют социальную опасность, 98-99%. Вместе с тем обществом все пациенты психиатрического профиля воспринимаются социально опасными, в связи с чем возникает необходимость четкого определения лица, представляющего социальную опасность, в целях предотвращения нарушения прав других психических больных. В этой связи предлагается внесение нового понятия как социальная опасность лица с психическим поведенческим расстройством (заболеванием), в том числе связанным с употреблением психоактивных веществ. Законопроектом предусматривается совершенствование и развитие органного донорства, то есть прижизненного волеизъявление самого гражданина (потенциального донора) на посмертное донорство. Так, на 10 сентября 2022 года в листе ожидания находится 3 562 пациента, нуждающихся в трансплантации органов, в том числе 77 детей (3 208 пациентов нуждаются в пересадке почки, 179 - печени, 153 - сердца, 16 - легких и 6 - легочно-сердечного комплекса). В здравоохранения развиты современные медицинские инновационные технологии в области трансплантации, имеются подготовленные специалисты. Однако из-за дефицита донорских органов пациенты годами ожидают очереди на трансплантацию или умирают не дождавшись ее. Предлагаемая поправка будет способствовать увеличению донорского пула и получения доступа граждан РК к трансплантации органов и (или) тканей, сведет к минимуму риск купли-продажи органов. В мировой практике, для увеличения пула донорских органов, в качестве прижизненного донора могут выступить супруги, при наличии тканевой совместимости с реципиентом. Доступность получения трансплантологической помощи населению страны позволит обеспечить качество и продолжительность жизни пациента. В настоящее время в Казахстане применяются эффективные антиретровирусные препараты применяемые людьми живущими с ВИЧ в течение всей жизни на постоянной основе. Это позволяет снизить вирусную нагрузку до неопределяемого уровня и тем самым снизить риск передачи ВИЧ инфекции в обществе В целях удержания ситуации распространение ВИЧ инфекции на концентрированной стадии (по РК -0,38) и недопущения роста заболеваемости ВИЧ-инфекции предлагается норма об обеспечении иностранцев и членов их семей, временно проживающих на территории РК, зараженных ВИЧ-инфекцией, оплачивающие взносы в обязательное социальное медицинское страхование (далее ОСМС), добровольное медицинское страхование динамическим наблюдением, лекарственными средствами по перечню и объему, определяемым уполномоченным органом в области здравоохранения. Для восстановления организма после болезни, особенно актуальным и востребованным стало в результате пандемии коронавирусной инфекции. Для развития санаторно-курортной отрасли как профилактики болезней и медицинской реабилитации необходимо развитие санаторно-курортных организаций с использованием природных лечебных физических факторов в сочетании с искусственными факторами, лечебной физической культурой, лечебным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима. Предлагается внесение нового понятия как санаторно-курортное лечение - вид профилактического, восстановительного лечения, и (или) медицинской реабилитации, проводимых в условиях временного пребывания лиц в санаторно-курортной организации. Распространение и потребление электронных систем потребления (далее - ЭСП (вейпов)) в Казахстане имеют высокие темпы роста ввиду бесконтрольной продажи вейпов, которая осуществляется повсеместно по доступной цене, в особенности подросткам и молодежи. Отмечается территориальная доступность ЭСП (вейпов), которые продаются в каждом розничном продуктовом магазине, финансовая доступность детям и подросткам, где цена не превышает 2000 тенге за вейп. Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусмотрена норма по запрету выкладки и открытой демонстрации ЭСП (вейпов), продаже ее лицам моложе 21 года. Действующая норма Кодекса, в части запрета выкладки табачной продукции и открытой демонстрации табачных изделий не исполняется и повсеместно игнорируется самими предпринимателями, а рынок ЭСП непрозрачен. По данным исследования ВОЗ в Казахстане (HBSC 2018), среди подростков от 11 до 15 лет потребление электронных сигарет увеличилось за 4 года в 3 раза, 15% мальчиков и 6% девочек признались, что уже пробовали их. Потребление табачных изделий являются одним из факторов риска развития неинфекционных заболеваний (болезней системы кровообращения, органов дыхания и онкологических заболеваний). Предлагается ведение нормы по запрету оборота электронных систем потребления (вейпов) и ароматизаторов ввиду высокого потребления вейпов среди подростков и детей, а также бесконтрольной повсеместной продажи, повлекшей вейповую эпидемию в стране. Внесение изменений в действующее законодательство по включению профилактики, выявления туберкулеза, а также медицинской помощи лицам, больным туберкулезом в первичную медико-санитарную помощь (далее- ПМСП) позволит обеспечить нормативное регулирование и устойчивое финансирование на уровне ПМСП всех услуг, которые проводятся лицам с подозрением на туберкулез, а также пациентам с наличием туберкулезом. Проектом закона предлагается внести изменения и дополнения в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», Бюджетный кодекс, Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании», Закон «О разрешениях и уведомлениях» и иные законодательные акты Республики Казахстан. Принятие проекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
3. Цели принятия проекта закона Проект закона разрабатывается в целях реализации Послания Главы государства от 1 сентября 2022 года в части пересмотра подходов по финансированию отрасли здравоохранения по расширению медицинской помощи в рамках ГОБМП, а также в части объединения финансовых потоков пакетов ГОБМП и ОСМС, а также: - создания правового механизма по юридической защите врачей; -изменение порядка трансплантации органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) от прижизненного донора; - определение порядка поставки, хранения и освежения лекарственных средств и медицинских изделий мобилизационного резерва и другие.
4. Предмет регулирования проекта закона Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием медицинской услуги медицинским работником гражданину.
5. Структура и содержание проекта закона Законопроект состоит из двух статей: Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты: - Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; - Бюджетный Кодекс Республики Казахстан; - Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании»; - Закон «О разрешениях и уведомлениях». Статья 2 регламентирует порядок введения в действие Закона.
6. Результаты проведенного правового мониторинга в соответствующей сфере По результатам проведенного правового мониторинга в законодательстве выявлена необходимость актуализации отдельных действующих норм ввиду отсутствия детализации и неурегулированности.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона Принятие данного законопроекта приведет к созданию благоприятных условий для обеспечения конституционных прав граждан на полноценное медицинское обслуживание, в том числе защиту имущественных прав пациентов и правовых оснований для формирования инструментов и механизмов, обеспечивающих реализацию института юридической (правовой защиты) медицинских работников. Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проекта закона Принятие Законопроекта не потребует последующего внесения изменений в действующие законодательные акты Республики Казахстан.
9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами В настоящее время предмет проекта Закона регулируется Кодексом Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законом Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности», Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта При разработке законопроекта был изучен и принят во внимание опыт зарубежных стран. Трансплантология. Канада. Канадская служба крови имеет программу под названием «парное донорство почек», в рамках которой кандидаты на трансплантацию подбираются совместимыми живыми донорами со всей Канады. Это также дает людям возможность стать живым донором для анонимного пациента, ожидающего трансплантации. В каждой провинции существуют разные методы и реестры для намерения пожертвовать органы или ткани в качестве умершего донора. В некоторых провинциях, таких как Ньюфаундленд и Лабрадор, а также Нью-Брансуик, регистрация донорства органов завершается заполнением раздела «Намерение пожертвовать» при подаче заявления или возобновлении провинциального медицинского обслуживания. Индии. Большинство трансплантаций, проводимых в Индии, являются живыми родственниками или неродственными трансплантатами. Чтобы обуздать торговлю органами и поощрять донорство после смерти мозга, правительство в 1994 году приняли Закон «О трансплантации человеческих органов», который привел к значительным изменениям в сфере донорства и трансплантации органов в Индии. В 2000 году усилиями неправительственной организации MOHAN Foundation штат Тамилнад создал сеть обмена органами между несколькими больницами. Эта неправительственная организация также создала аналогичную сеть обмена информацией. Россия. При пересадке органа от живого донора требуется, согласно Закону РФ от 22 декабря 1992 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее - Закон о трансплантации), соблюдение трех условий: врачи должны установить на консилиуме отсутствие значительного вреда для здоровья донора, сам донор должен дать письменное информированное добровольное согласие на операцию, орган должен быть передан безвозмездно. В Российской Федерации установлены возрастные ограничения для донора, и обязательно наличие родства с реципиентом - последнее в значительной мере ограничивает возможность купли-продажи органов. Дополнение государственного контроля в области здравоохранения расследованием. Россия. Согласно статьи 2 Федерального Закона № 294, под проверкой следует понимать ряд мероприятий, которые проверяющие органы проводят по отношению к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Эти мероприятия проводятся с целью контроля и оценивания действий руководителей медицинских учреждений в соответствии с требованиями, прописанных государством, и установленных в муниципальных правовых актах. Выездная проверка, проведение расследования и реализация плана корректирующих мероприятий в области здравоохранения закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Касательно запрета вейпов. В 2021 году эксперты республиканского общественного совета «Здоровье нации» при партии NurOtan рассматривали текущую статистику, общественный резонанс и многочисленные жалобы родителей, а 4 марта 2022 года группа мажилисменов и представители государственных органов одобрили введение запрета оборота вейпов (импорта, производства, продажи и распространение) по аналогии запрета снюсов могут поставить заслон нарастающим темпам эпидемии. К сведению 25 стран уже внедрили полный запрет оборота вейпов, среди которых Сингапур, Тайланд, Мексика, Индия, Уругвай, Иран. Совершенствование медицинской помощи по туберкулезу. Глобальные задачи по борьбе с туберкулезом установлены в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР), Стратегии ВОЗ по ликвидации туберкулеза и политической декларации совещания высокого уровня ООН по туберкулезу, состоявшегося в 2018 году. Для достижения глобальных целей, с учетом местных особенностей эпидемии ТБ, организации здравоохранения и моделей оказания помощи, подхода к финансированию противотуберкулезной службы был подготовлен и рекомендован странам региона Восточной и Центральной Азии инвестиционный пакет, охватывающий экономически эффективные вмешательства. Пакет включает вмешательства/стратегии, направленные на расширение противотуберкулезных услуг на уровне ПМСП, переход на модели, ориентированные на пациента, модернизацию противотуберкулезных стационаров, пересмотр стратегий, направленных на повышение приверженности лечению, воздействие на социальные детерминанты посредством комплексных программ общественного здравоохранения. Однако, мир отклонился от намеченных целей, которые должны были быть достигнуты к 2022 году, что также было вызвано пандемией коронавируса: связанные с COVID-19 перебои в доступе к противотуберкулезным услугам и лечению повернули вспять глобальный и национальный прогресс в борьбе с ТБ, достигнутый за последние несколько лет. Тем не менее, пандемия также создала возможности, в том числе понимание того, чего можно достичь за счет мобилизации политической воли и ресурсов для неотложных приоритетных потребностей в области здравоохранения; трансформация моделей оказания медицинской помощи, использование цифровых технологий и распространение инноваций в сфере взаимодействия с населением, эффективная и предсказуемая нормативно-правовая и политическая среда, что было принято во внимание Партнерством «Остановить ТБ» при подготовке нового Глобального плана на 2023-2030 гг. по достижению цели ликвидации ТБ к 2030г. Предлагаемый комплексный пакет мероприятий включает мероприятия направленные на расширение противотуберкулезных услуг на уровне ПМСП. В дополнение, в 2018г. представители государств-членов ВОЗ подписали обязательство по укреплению систем здравоохранения путем инвестирования в ПМСП, приняв Астанинскую декларацию которая переопределяет функции первичной медико-санитарной помощи. В стратегических документах и резолюциях всех регионов и региональных комитетов ВОЗ содержится призыв к более комплексному, ориентированному на нужды людей подходу оказания медицинских услуг на основе ПМСП и усилению мед. помощи по месту жительства. Система здравоохранения Казахстана проходит через реформирование с усилением роли ПМСП, интеграции услуг или функций и перевод дополнительного объема помощи из стационара в первичную медико-санитарную помощь в качестве важнейшего шага на пути к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения и повышению устойчивости системы здравоохранения к пандемиям или новым угрозам. Несмотря на значительные достижения Казахстана по снижению заболеваемости и количества зарегистрированных случаев ТБ, туберкулез за последнее десятилетие, является страной с высоким уровнем регистрации ТБ в Европейском регионе и одной из стран с высоким бременем МЛУ-ТБ в мире. В рамках Комплексного Плана по борьбе с туберкулезом (План) на 2014-2020гг., с учетом международных рекомендаций, в стране реализуется модель интегрированного контроля туберкулезом ориентированная на пациента, согласно которому, больные не выделяющие микобактерии туберкулеза и не представляющие опасности для окружающих, получают лечение в организациях ПМСП по месту жительства. В соответствии с поручениями местных исполнительных органов, в штаты организаций ПМСП включены должности врачей фтизиатров /фтизиопедиатров, за исключением медицинских организаций Карагандинской области, в которой врачи фтизиатры, оказывающие ПМСП по контролю и профилактике ТБ, содержатся за счет Областного Центра фтизиопульмонологии. Складывающаяся ситуация делает неизбежным внесение изменений в законодательство и систему финансирования для создания условий способствующих интеграции ТБ услуг в ПМСП, финансовых стимулов для расширения функций участковых врачей и мед. сестёр, фтизиатров ПМСП, и в, целом, формированию рациональной системы борьбы с ТБ путем привлечения ПМСП в контроль с ТБ и снижением уровня дорогостоящих госпитализаций.
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона Реализация законопроекта на начальном этапе предполагает финансово-экономические затраты из средств республиканского бюджета в размере …. тенге в год (по рекомендациям Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (письмо от……….) финансово-экономическое обоснование расходов согласовано с ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана»). Вместе с тем Министерством сформирована бюджетная заявка, предусматривающая вышеуказанные расходы и направлена на согласование в Министерство финансов Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |