|
|
|
О новеллах в гражданском процессе
Судья Павлодарского областного суда П.Афанасиади
Законом Республики Казахстан от 20 декабря 2021 года № 84-VII в законодательные акты внесены изменения и дополнения, направленные на совершенствование гражданского процесса, развитие институтов внесудебного и досудебного урегулирования спора. В данной статье разберем некоторые из этих новелл, и, в первую очередь – в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан (ГПК) Так, ранее обращения истца в суд с требованиями к определенному ответчику именовались по разному: «иск», «исковое заявление», «заявление». Теперь все эти понятия объединены одним – «иск». Дела, по которым необходимо обеспечить тайну усыновления, будут в обязательном порядке рассматриваться в закрытом судебном заседании. Наличие для этого как прежде ходатайства участников процесса не потребуется (статья 19 ГПК). Новые нормы появились в регулировании вопросов подсудности гражданских дел (статьи 27-1, 28-1 ГПК). При наличии согласия сторон, областной и приравненный к нему суд может истребовать, принять в свое производство, рассмотреть и разрешить по правилам суда первой инстанции одно из однородных дел, находящихся в производстве районных (городских) и приравненных к нему судов этой области. Аналогичным полномочием наделяется и Верховный Суд Республики Казахстан, но уже применительно к делам, находящимся в производстве любых местных судов. При этом такие дела рассматриваются судьей единолично. А пересмотр вынесенных решений в апелляционном и кассационном порядках будет осуществляться коллегиальным составом суда. Данное изменение должно иметь важное практическое значение для формирования единообразной судебной практики. При принятии своих решений местные суды смогут ссылаться на правовые позиции суда вышестоящей инстанции, изложенные в вынесенных в указанном особом порядке судебных актах (часть 5-1 статьи 226 ГПК). Новая редакция части первой статьи 73 ГПК предусматривает составление сторонами при принятии иска отдельного процессуального документа – досудебного протокола, с отражением в нем действий сторон и других лиц, участвующих в деле, по раскрытию, представлению и обмену доказательствами, на которые они намерены ссылаться как на основание своих требований и возражений и которыми они намерены воспользоваться при рассмотрении дела в суде. В случае составления такого протокола принятие иска судом осуществляется в течение пятнадцати, а не пяти, как определено общим правилом, рабочих дней после поступления иска. Закон допускает возможность подготовки проектов процессуальных документов суда с использованием автоматизированной информационной системы. Это позволит экономить рабочее время судьи, затрачиваемое на выполнение технических функций (часть 1-1 статьи 133-2 ГПК). С 01 августа 2022 года требование о перечислении обязательных пенсионных отчислений в Единый накопительный пенсионный фонд будет разрешаться не вынесением судебного приказа, а путем совершения исполнительной надписи нотариуса. В части первой статьи 174 ГПК детализирован порядок принятие судом мер, направленных на примирение сторон. В частности, предусмотрено направление сторонам приглашения для участия в примирительной процедуре. Соответствующее извещение должно содержать разъяснение права разрешить спор (конфликт) в рамках примирительной процедуры (мировое соглашение, медиация, партисипативная процедура), преимущества примирения, а также о праве взаимно раскрыть и представить доказательства. При принятии обеспечительных мер приглашение направляется после вынесения определения. Из ГПК полностью исключаются нормы о заочном производстве (глава 21). То есть, теперь судами не будут выноситься заочные решения, целесообразность и необходимость которых многими юристами ставились под сомнение. Суды будут вправе приостановить производство по делу в случае действия непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по делу (введение чрезвычайного положения, угроза или возникновение чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера) (подпункт 1-1 статьи 273 ГПК). Реализация территориальным подразделением государственного органа права апелляционного обжалования и права на подачу ходатайства об оспаривании судебных актов в кассационном порядке обусловлена обязательным согласованием вышестоящего органа (часть вторая статьи 401, часть 1-1 статьи 435 ГПК). Такое согласование должно быть выражено в письменной форме, а его отсутствие повлечет возвращение поданной жалобы, ходатайства. В случае, если решение суда первой инстанции по одному и тому же делу будет отменено повторно, суд апелляционной инстанции не вправе направить дело на новое рассмотрение. Такое дело должно быть принято судом апелляционной инстанции в свое производство для рассмотрения по правилам суда первой инстанции в пределах заявленных истцом требований (часть 5-1 статьи 427 ГПК). Наряду с ГПК, ряд изменений и дополнений внесен и в другие законодательные акты. Так, в новой редакции изложены подпункты 1) и 9) пункта 2 статьи 92-1 Закона Республики Казахстан «О нотариате» В прежней редакции подпункта 1) пункта 2 этой статьи было предусмотрено, что на основании исполнительной надписи производится взыскание задолженности по требованиям об исполнении обязательства, основанного на нотариально удостоверенной сделке. Теперь же законодателем уточнено, что в число таких сделок входят соглашения об урегулировании спора, удостоверенные нотариусом в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных Законом о нотариате или предусмотренных договором. Прежняя редакция подпункта 9) пункта 2 этой же статьи буквально позволяла на основании исполнительной надписи нотариуса взыскать начисленную, но не выплаченную работнику заработную плату и иные платежи. И здесь норма дополнена - указанием на то, что таким способом в том числе могут быть взысканы и обязательные пенсионные отчисления в Единый накопительный пенсионный фонд (эта поправка вводится в действие с 1 августа 2022 года). Кроме того, в той же статье 92-1 прежний перечень из девяти видов требований, вопрос о взыскании по которым может быть решен нотариусом, дополнен еще одним, десятым - об исполнении соглашений об урегулировании споров, заключенных в порядке партисипативной процедуры. С обновлением Закона Республики Казахстан «О медиации соответствующие изменения и дополнения, в большей степени терминологического характера, внесены в Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»: Связано это с тем, что если ранее медиаторы делились на профессиональных и непрофессиональных, то теперь - на профессиональных и общественных. Так, прежней редакцией подпункта 6-1) пункта 1 статьи 33 данного Закона к компетенции акима района (города республиканского значения) относилось определение исполнительного органа уполномоченного на ведение реестра непрофессиональных медиаторов, теперь в том же контексте указано на реестр общественных медиаторов. Аналогично - и в подпункте 22) пункта 1 статьи 35 Закона, регулирующей компетенцию акимов района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа Прежняя редакция включала в компетенцию этих должностных лиц ведение реестра непрофессиональных медиаторов, новая редакция – ведение реестра общественных медиаторов. И еще об одном изменении - в Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», а именно в статью 44, определяющую сроки приостановления исполнительного производства. Прежняя формулировка подпункта 8) этой статьи предусматривала, что по письменному обращению взыскателя исполнительное производство приостанавливается на срок не более десяти календарных дней. Исходя же из новой, расширенной, редакции в случае, если такое обращение взыскателя связано с заключением сторонами договора о медиации, то возможно более длительное приостановление исполнительного производства – до тридцати календарных дней.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |