|
|
|
29.09.2022 Новшества в Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»
Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» принят более 12 лет назад. С учетом экономических и правовых изменений в жизни страны, в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Помимо профильного закона, изменения затрагивали кодексы: «Об административных правонарушениях», «О браке (супружестве) и семье», Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Трудовой, а также множество законов: «Об оперативно-розыскной деятельности, «О банках и банковской деятельности в РК», «О судебных приставах», «О платежах и переводах денег», «О нотариате», «О связи», «О прокуратуре» и т.д. В настоящее время Министерство юстиции разработало проект Закона «О принудительном исполнении». В новом законе планируют структурировать нормы, регулирующие одинаковые понятия в разных частях закона и разных нормативных актах, что позволит лучше понимать и применять их гражданам и судебным исполнителям. При внедрении новых норм разработчики проекта и депутаты Парламента руководствовались статьей 76 Конституции Казахстана, которая гласит, что «решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории республики». Таким образом процесс принудительного исполнения, как завершающий этап отправления правосудия, должен быть эффективным, скорым и справедливым. Законодателем делается все для защиты имущественных и неимущественных прав граждан и чтобы вводимые новшества, улучшающие процесс исполнения, не создавали перекосов в правах сторон исполнительного производства, т.е. права должника не должны превалировать над правами взыскателя и наоборот Перечислю наиболее важные изменения и дополнения в Закон. Установлена обязанность судебных исполнителей отменять все постановления о принудительных мерах, вынесенные предыдущими судебными исполнителями, при завершении исполнительных действий. Это должно снизить поток обращений по поводу снятия наложенных обременений. В соответствии с Законом стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против доводов и ходатайств других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) или решения судебного исполнителя по вопросам исполнительного производства, обращаться в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения. Для оптимизации доступа граждан к материалам исполнительных производств Министерством юстиции Республики Казахстан и Республиканской палатой частных судебных исполнителей разработан и внедрен в эксплуатацию кабинет сторон исполнительного производства (должник, взыскатель) в Автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства (АИС ОИП). В данном кабинете стороны исполнительного производства могут ознакомиться с ходом исполнения исполнительного производства, а также просматривать все процессуальные материалы исполнительного производства. Кроме того в случае возникновения вопросов исполнения решения суда, должник либо взыскатель исполнительного производства может в онлайн режиме задать вопрос судебному исполнителю и при необходимости вложить необходимый документ. Тем самым повышается информированность граждан о ходе исполнения и обеспечивается дополнительный контроль работы судебных исполнителей со стороны самих участников исполнительного производства. Это является в некотором роде еще более действенной мерой, нежели ведомственный контроль или прокурорский надзор. Судебных исполнителей обязали своевременно вкладывать в систему АИС ОИП все вынесенные процессуальные документы. На портале Министерства юстиции функционирует Реестр должников, который пользуется большой популярностью. Через него граждане и юрлица могут получить информацию о наличии задолженности и имеющихся арестах. Оплатить долг и отменить меры обеспечения в автоматическом режиме сегодня можно посредством платежного шлюза «электронного правительства», мобильные приложения и терминалы АО «Kaspi Bank» и АО «Казпочта». А оперативно узнать о наличии возбужденных исполнительных производств можно благодаря СМС-рассылке. Помимо направления по почте в письменной форме, извещение или повестка могут быть направлены должникам посредством текстовых сообщений по абонентскому номеру сотовой связи или электронной почты, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова. Все вышеуказанные способы извещения и вызова должников по Закону считаются надлежащими. Короткое СМС-сообщение планируется направлять каждому должнику, в отношении которого возбуждено исполнительное производство. Эффект от такого подхода очевиден. Во многих случаях после направления СМС долги погашаются сразу и ситуацию не доводят до применения мер принудительного характера. Эффективность деятельности ЧСИ будет обеспечиваться за счет повышения квалификационных требований, предъявляемых как к действующим судебным исполнителям, так и при входе в профессию. Сокращен перечень лиц, которые без прохождения стажировки и аттестации получают лицензию на право занятия деятельностью ЧСИ. В частности, предлагается исключить прокуроров и следователей из категории таких лиц. На постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации ЧСИ, разрабатываются учебно-методические пособия. Периодичность профессионального обучения сокращена с трех до двух лет. Для обеспечения соблюдения этических норм принят новый Кодекс профессиональной чести ЧСИ. По опыту зарубежных стран при республиканской палате образован новый орган – Комиссия по этике, с уполномоченными представителями во всех регионах. Основная задача комиссии – профилактика и предупреждение нарушений в этой сфере. Законопроект включает в себя также нормы по досудебному регулированию обжалования действий (бездействия) ЧСИ, укрепления позиции палат частных судебных исполнителей, повышения их профессионального уровня и имиджа, будет предусмотрена ответственность помощников ЧСИ и т.д. В конечном итоге, все запланированные новшества нацелены на повышение статуса частных исполнителей, улучшение эффективности их деятельности. Надо помнить, что каждое исполнительное производство появляется на основании вступившего в законную силу судебного акта или другого исполнительного документа. И лицо, в отношении которого выдан исполнительный документ (т.е. должник) обязан в указанные законом сроки его исполнить. Таким образом, институт частных судебных исполнителей продолжит оставаться важным элементом государственной функции по охране прав и свобод граждан.
Частный судебный исполнитель исполнительного округа Карагандинской области Мерей ШУДАНБЕКОВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |