PRGloader
Загрузка...

Подсудность суда присяжных заседателей

 

Аширбеков А.И.

председатель Специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Алматы

 

С 2007 по 2009 годы суд с участием присяжных заседателей рассматривал дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрена смертная казнь и дела рассматривались областными и приравненными к нему судами.

С января 2010 года образован специализированный суд по рассмотрению дела об особо тяжких преступлениях и передано к рассмотрению данного суда все дела об особо тяжких преступлениях, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседатели.

Рассмотрение Специализированным межрайонным судом по уголовным делам г.Алматы (далее –СМУС г.Алматы) уголовных дел с участием присяжных заседателей с 2010 года и по настоящее время выглядит следующим образом (таблица 1).

 

Таблица №1 –Количество дел рассмотренных СМУС г.Алматы с участием присяжных заседателей в период с 2010 года по 8 месяцев 2022 года

 

годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

8 мес.

2022

количество дел

11

11

7

3

4

2

3

6

1

5

2

4

0

 

В 2010 году с участием присяжных заседателей рассматривалось 11 уголовных дел. В 2011 году этот показатель сохраняется. В 2012 году наблюдается снижение количества дел рассмотренных с участием присяжных заседателей до 7 случаев, что на 4 дела меньше по сравнению с прошлыми годами. В 2013 году наблюдается резкий спад количества рассмотренных дел с участием присяжных заседателей до 3 дел, что на 4 дела меньше по сравнению с 2012 годом. В 2014 году наблюдается незначительное увеличение до 4 дел и в 2015 году снижение до 2 дел, а в 2016 году незначительно увеличение до 3 дел. В 2017 году наблюдается резкое увеличение до 6 дел, что на 3 уголовных дела больше по сравнению с 2016 годом. В 2018 году вновь наблюдается резкий спад до 1 дела, что на 5 дел меньше по сравнению с 2017 годом. В 2019 году рассмотрение дел с участием присяжных заседателей резко возросло до 5 дел, что на 4 дела больше в сравнении с 2018 годом. В 2020 году наблюдается спад до 2 дел, а в 2021 году незначительное увеличение до 4 дел. За 8 месяцев 2022 года рассмотрение данной категории дел не имело места.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в период с 2010 по 2012 г.г. институт суда присяжных заседателей занимал немаловажное место в осуществлении правосудия.

Начиная с 2013 года и по 2021 год количество рассмотренных уголовных дел с участием присяжных заседателей значительно сократилось.

Причиной этому послужило принятие Закона от 3 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан и некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права, различных законодательных актов и норм способствующих совершению коррупционных правонарушений. Указанным законом внесены изменения в подсудность суда присяжных заседателей.

В старой редакции процессуального закона, присяжные заседатели рассматривали дела об особо тяжких преступлениях, то есть по принципу отнесения их к категории особой тяжести, но затем к их подсудности отнесли преступления, за совершение которых предусмотрено смертная казнь или пожизненное лишение свободы, из них по 12 составам внесены ограничения.

Указанными изменениями значительно сужен круг дел подсудных суду присяжных заседателей - до 10 составов преступлений, санкциями которых предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года предусматривалось расширение категорий дел, рассматриваемых судом присяжных заседателей, что и предопределило 21-й шаг Плана Нации о расширении области применения суда присяжных.

С учетом этого, Законом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года за № 378-V подсудность суда присяжных законодательно расширена, к их подсудности отнесено дополнительно еще 4 состава особо тяжких преступлений, санкции которых не предусматривают смертную казнь или пожизненное лишение свободы.

Новая редакция ст. 631 ч. 1 Уголовно-процесуального кодекса Республики Казахстан (далее-УПК) законодательно закрепила составы следующих особо тяжких преступлений подсудных суду присяжных заседателей:

1) похищение человека, если оно совершено преступной группой, с целью эксплуатации похищенного человека, повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия-ст.125 ч.3 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее -УК);

2) купля-продажа или совершение иных сделок в отношении лица, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации, если эти деяния совершены преступной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия – ст.128 ч.4 УК;

3) купля-продажа или совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации, если эти деяния совершены преступной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия - ст.132 ч.5 УК;

4) вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность преступной группы -135 ч.4 УК.

Из этого следует, что в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года подсудность суда присяжных заседателей расширена на четыре состава особо тяжких преступлений.

Тем не менее, время показало, что количество дел с участием присяжных заседателей не увеличилось, поскольку их подсудность определена на незначительное количество дел поступающих в суд.

Из этого следует, что на 2022 год к подсудности суда присяжных заседателей отнесено всего 14 составов особо тяжких преступлений: ст.ст.99 ч.2; 99 ч.3; 125 ч.3; 128 ч.4; 132 ч.5; 135 ч.4; 160 ч.2; 163 ч.2; 164 ч.2; 168 ч.1; 168 ч.2; 380-1 ч.2; 408; 429 ч.4 УК.

В последующем Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 292-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» в УПК от 4 июля 2014 года внесены изменения, согласно которым в соответствии со ст.ст.52 ч.1, 631 ч.ч.1, 2 УПК с 1 января 2023 года уголовные дела об особо тяжких преступлениях могут рассматриваться по ходатайству обвиняемого судом с участием присяжных заседателей в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей, за исключением дел:

1) об убийствах, совершенных в условиях чрезвычайной ситуации и в ходе массовых беспорядков;

2) о преступлениях против мира и безопасности человечества, против основ конституционного строя и безопасности государства;

3) террористических и экстремистских преступлениях;

4) воинских преступлениях, совершенных в военное время или боевой обстановке;

5) преступлениях, совершенных в составе преступной группы;

6) особо тяжких преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст.125 ч.3 п.1, 128 ч.4 п.1, 132 ч.5, 135 ч.4 п.1, 160, 163, 164 ч.2, 168, 380-1 ч.2 п.6 УК могут также по ходатайству обвиняемого рассматриваться судом с участием присяжных заседателей.

В соответствии с Законом от 27 декабря 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом» в указанный выше Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года внесены изменения, согласно которым уже в настоящее время суду присяжных не подсудны дела об особо тяжких преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Таким образом, с 1 января 2023 года подсудность суда с участием присяжных заседателей существенно увеличивается на 18 составов следующих особо тяжких преступлений: ст.ст.99 ч.1; 160 ч.1; 163 ч.1; 192 ч.4 п.2; 194 ч.4 п.2; 253 ч.6; 271 ч.3; 286 ч.4; 291 ч.4 п.2; 297 ч.3; 297 ч.4; 298 ч.3 п.п.2,3; 298 ч.4; 299 ч.4; 312 ч.3 п.п.1,4; 366 ч.4; 367 ч.4; 380-1 ч.1 УК.

Из этого следует, что с 1 января 2023 года подсудность суда с участием присяжных заседателей существенно увеличивается с 14 до 32 составов особо тяжких преступлений.

Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года не подлежат рассмотрению судом присяжных заседателей дела о преступлениях совершенных в составе преступной группы, против мира и безопасности человечества.

Между тем, законодатель не ограничивает суд присяжных заседателей рассматривать ряд составов совершенных в составе преступной группы - ст.ст.125 ч.3 п.1, 128 ч.4 п.1, 132 ч.5, 135 ч.4 п.1, 380-1 ч.2 п.6 УК, против мира и безопасности человечества – ст.ст.160, 163, 164 ч.2, 168 УК.

Кроме того, Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», озвучил поручение о расширении категории дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных.

Во исполнение поручения Главы государства разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по расширению категории дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей».

Вышеуказанным законопроектом предлагается с 1 января 2024 года рассматривать с участием присяжных заседателей следующие виды тяжких преступлений: ст.116 ч.ч.2,3 УК (принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека); ст.146 ч.ч.2,3 УК (пытки); ст.249 ч.2 УК (рейдерство); ст.317 ч.4 УК (ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником); ст.335 ч.4 УК (незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных и растений); ст.337 ч.ч.4,6 УК (незаконная охота); ст.345 ч.4 УК (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами); ст.345-1 ч.4 УК (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения); ст.346 ч.ч.5,6 УК (управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством такому лицу).

Из этого следует, что в случае положительного принятия законопроекта, суду присяжных заседателей с 1 января 2024 года будут подсудны 45 составов преступлений, из которых 32 особо тяжких и 13 тяжких.

Следует отметить, что вышеуказанные тяжкие преступления, которые предлагают отнести к подсудности суда присяжных заседателей, предусматривают в качестве основного наказания только лишение свободы, за исключением состава преступления - ст.337 ч.4 УК, где санкцией предусмотрены более мягкие виды наказаний и лишение свободы.

Кроме того, вынесение приговоров по данной категории тяжких преступлений затрагивает интересы большого числа граждан или вызывают резонанс в обществе.

Таким образом, подсудность суда присяжных заседателей на 2022 год, 1 января 2023 года и 1 января 2024 года будет выглядеть примерно следующим образом (таблица 2).

 

Таблица 2 – Примерная подсудность дел суда присяжных заседателей на 2022 год, 1 января 2023 года и 1 января 2024 года

 

действующая подсудность на 2022 год – 14 составов особо тяжких преступлений.

ст.ст.99 ч.2; 99 ч.3; 125 ч.3; 128 ч.4; 132 ч.5; 135 ч.4; 160 ч.2; 163 ч.2; 164 ч.2; 168 ч.1; 168 ч.2; 380-1 ч.2; 408; 429 ч.4 УК.

 

предстоящая подсудность с 1 января 2023 года – 32 состава особо тяжких преступлений.

ст.ст.99 ч.1; 99 ч.2; 99 ч.3; 125 ч.3; 128 ч.4; 132 ч.5; 135 ч.4; 160 ч.1; 160 ч.2; 163 ч.1; 163 ч.2; 164 ч.2; 168 ч.1; 168 ч.2; 192 ч.4 п.2; 194 ч.4 п.2, 253 ч.6; 271 ч.3; 286 ч.4; 291 ч.4 п.2, 297 ч.3; 297 ч.4; 298 ч.3 п.п.2,3; 298 ч.4; 299 ч.4; 312 ч.3 п.п.1,4; 366 ч.4, 367 ч.4; 380-1 ч.1; 380-1 ч.2; 408; 429 ч.4 УК.

предлагаемая подсудность с 1 января 2024 года - 45 составов преступлений, из них 32 особо тяжких и 13 тяжких (выделено жирным шрифтом).

ст.ст.99 ч.1; 99 ч.2; 99 ч.3; 116 ч.2; 116 ч.3; 125 ч.3; 128 ч.4; 132 ч.5; 135 ч.4; 146 ч.2; 146 ч.3; 160 ч.1; 160 ч.2; 163 ч.1; 163 ч.2; 164 ч.2; 168 ч.1; 168 ч.2; 192 ч.4 п.2; 194 ч.4 п.2, 249 ч.2; 253 ч.6; 271 ч.3; 286 ч.4; 291 ч.4 п.2, 297 ч.3; 297 ч.4; 298 ч.3 п.п.2,3; 298 ч.4; 299 ч.4; 312 ч.3 п.п.1,4; 317 ч.4, 335 ч.4; 337 ч.4; 337 ч.6; 345 ч.4; 345-1 ч.4; 346 ч.5; 346 ч.6; 366 ч.4, 367 ч.4; 380-1 ч.1; 380-1 ч.2; 408; 429 ч.4 УК.

 

Институт суда присяжных заседателей в Республике Казахстан, несмотря на многочисленные изменения, показал свою жизнеспособность и стал еще одним прогрессивным этапом в развитии реформ судебной системы. Расширение подсудности суда присяжных заседателей позволит в большей степени реализовать главные принципы уголовного судопроизводства, заключающиеся в равенстве сторон и состязательности процесса.

Кроме того, расширение подсудности суда присяжных заседателей повысит доверие граждан к правосудию, укрепит независимость судебной ветви власти, поднимет на качественно новый уровень социальную активность населения и их ответственность за судьбу человека и общества в целом.

Реальное отправление правосудия судом присяжных заседателей, будет занимать немаловажное значение при реализации не только реформы по обеспечению верховенства закона, но и на укрепление казахстанской идентичности о формирование целостной гражданской общности и на формирование подотчетного государства в части отправления правосудия перед народом.

Полагаем, что первая фаза по расширению суда присяжных заседателей примет активный характер с 1 января 2023 года, а вторая с 1 января 2024 года, что кардинально расширит данный институт.

Итоги 2024 года покажут целесообразность передачи в подсудность присяжных заседателей иных составов тяжких преступлений, санкциями которых предусмотрено только лишение свободы.

Это связано с тем, что идея суда присяжных заседателей заключается во избежание роковых ошибок правосудия - назначении длительных сроков лишения свободы невиновным лицам и свести к нулю вероятность судебной ошибки.

Представляется нецелесообразным развивать подсудность по иным категориям преступлений, где предусматриваются другие более мягкие виды наказаний, поскольку это не оправдывает материальных затрат и процессуального времени на данную категории дел, ведь законодатель держит курс на упрощение и экономию судопроизводства.