|
|
|
Курс Президента и логика политической модернизации
Максим Cпоткай, заместитель руководителя Аппарата Сената Парламента РК,
Жанар Тулиндинова, советник председателя Сената Парламента РК
12 июня исполняется 2 года с момента вступления Касым-Жомарта Кемелевича Токаева в должность Президента Казахстана. Прошедшие 2 года были непростыми, насыщенными неоднозначными событиями. Испытанием и беспрецедентным вызовом не только для Казахстана, но и для всего мира стала пандемия COVID-19. Однако, несмотря на необходимость действовать в условиях абсолютной неопределенности и оперативно реагировать на возникающие кризисы, в стране последовательно и поступательно воплощалась модернизационная повестка Президента Касым-Жомарта Токаева, включающая, помимо экономических реформ, курс на либерализацию общественно-политической сферы, реализацию концепции «слышащего государства», трансформацию системы государственного управления и совершенствование правозащитной сферы.
Преемственность модернизационной повестки В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости нашей страны. Гравитационное поле этой даты заставляет нас переосмысливать все текущие события в широком историческом контексте. Сопоставлять происходящее сегодня с масштабными преобразованиями, инициированными Первым Президентом Казахстана - Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в предыдущие годы и сформировавшими политический, экономический и социальный ландшафт нашей страны. За три десятилетия - незначительный с точки зрения истории срок - решительные и последовательные реформы Елбасы превратили Казахстан из периферийной союзной республики с неэффективной плановой экономикой, командно-административной политической системой, тоталитарной идеологией и несформированными органами власти в состоявшееся государство со стабильно функционирующими государственными институтами, уважаемого и полноправного участника международных процессов с признанными мировым сообществом государственными границами, рыночной экономикой, современной политической системой. Инициированные за последние 2 года Касым-Жомартом Кемелевичем политические и социальные реформы соответствуют логике поступательной модернизации, заложенной в основание конструкции нашего государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. При этом неукоснительно соблюдаются принципы политики Елбасы - «без забегания вперед», следование эволюционному, а не революционному пути развития. Важным остается и приоритет социально-экономических целей. Вместе с тем закономерности развития казахстанского государства и общества приводят к трансформации приоритетов госполитики. Движению от постулата «сначала - экономика, потом - политика» к модели, в которой общественно-политическая модернизация является ключевым условием эффективного реформирования экономики и системы госуправления. Эти подходы лежат в основе политики Президента страны. Однако не следует путать политические свободы и демократию с демагогией и популизмом («хайпом», как сегодня принято говорить), способными нанести ущерб устойчивости государственных институтов и социально-экономическому благополучию граждан. «Следует помнить, что главные враги демократии - это невежество и популизм. Надеюсь, что наши граждане поддержат реформы и, получив новые политические возможности, не допустят скатывания общества в «хайпократию», - подчеркнул Президент страны в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года. Символично, что незадолго до второй годовщины своей инаугурации, 24 мая 2021 года, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подписал поправки в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», которые впервые в истории независимого Казахстана вводят прямую выборность акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел. Эта норма меняет саму парадигму местного государственного управления. С одной стороны, повышается участие местных сообществ в управлении населенным пунктом, с другой - ответственность акимов перед населением, его избирающим. Уже во второй половине 2021 года состоятся выборы свыше 800 сельских акимов, оставшиеся полторы тысячи будут избраны в течение 2022-2025 гг. Если этот эксперимент будет успешен, как подчеркивает Президент страны, в Казахстане будет поэтапно расширяться выборность акимов. Кроме того, в законе с 7 до 5% снижен порог для прохождения партий на выборах в Мажилис и маслихаты - эта норма направлена на повышение политической конкуренции. Благодаря ей в Парламенте и местных представительных органах будет более широко представлен спектр политических сил. В бюллетени также будет внесена графа «против всех», что позволит гражданам выражать альтернативную позицию. Также знаково, что 9 июня, в день годовщины президентских выборов, Президент подписал крайне важный документ в правозащитной сфере - Указ «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека». В рамках исполнения этого указа будет утвержден План первоочередных мер в области прав человека, предусматривающий совершенствование взаимодействия с органами ООН в области прав человека, обеспечение прав жертв торговли людьми, граждан с инвалидностью, ликвидацию дискриминации в отношении женщин. Документ также направлен на гарантирование прав на свободу объединения, выражения мнения, на жизнь и общественный порядок, на защиту прав человека в области уголовного правосудия и предупреждение пыток и жестокого обращения. Этим решением, устанавливающим правозащитную тематику в качестве приоритета государственной политики, Глава государства еще раз подтвердил последовательный и решительный курс на политическую модернизацию и построение справедливого правового государства. Следует подчеркнуть, что инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым политические реформы - это не просто ситуативные косметические поправки. Это парадигмальные изменения политической системы и социальной структуры, направленные на более широкое и активное вовлечение граждан в управление государством, на высвобождение потенциала гражданского общества, на создание условий для политической конкуренции и формирование более гибкого, устойчивого, прозрачного, «слышащего» запросы общества государственного аппарата. Речь не идет «о демократизации ради демократизации». Если наше государство и общество ставят целью построение единой нации сильных, ответственных людей - а это единственная возможность вписаться в новую мировую реальность, формируемую под интегральным воздействием пандемии COVID-19 и технологической революции, - то это невозможно без осознания гражданами сопричастности к происходящему в стране, их способности влиять на формирование и реализацию государственной политики. Только в этом случае граждане и общество готовы принять на себя часть ответственности за состояние государства, социума, окружающей среды. Как не раз подчеркивал К. Токаев, эта вовлеченность реализуется через политическое участие граждан. Поэтому поэтапная демократизация - совершенствование выборного законодательства, введение прямых выборов акимов городов районного значения, сел и поселков, развитие местного самоуправления и повышение самостоятельности местных сообществ в принятии решений - это не дань политической моде, а путь преобразований, альтернативы которому практически нет.
Три пакета политических реформ Президента Токаева Трансформация политической системы и повышение эффективности государственного управления являются ядром модернизационной повестки Касым-Жомарта Кемелевича. Запрос на реформы в этих сферах со стороны общества в последние годы был высок - об этом сигнализировали и градус обсуждения резонансных тем в социальных сетях, и возросшая активность гражданского сектора. За 2 года президентства Касым-Жомарта Токаева были предприняты важные и выверенные шаги, направленные на поэтапную демократизацию государства и общества. Был создан Национальный совет общественного доверия, ставший генератором и проводником социально-экономических и общественно-политических преобразований. На его площадке были артикулированы ожидания общества, выявлены болевые точки во взаимодействии между государством и гражданами. Исходя из этого, были сформулированы три пакета политических реформ, большая часть которых уже реализована.
Первый пакет был озвучен на втором заседании НСОД в декабре 2019 года. Он включал меры по активизации партийной и политической конкуренции. Вдвое - с 40 тыс. до 20 тыс. членов - предлагалось снизить регистрационный порог для партий. Предложение о введении 30-процентной квоты для женщин и молодежи в партийных списках было направлено на создание более инклюзивных политических институтов, более активную реализацию потенциала женщин и молодежи. Все необходимые поправки в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и Закон «О политических партиях» были своевременно и качественно подготовлены и оперативно рассмотрены и приняты депутатами - это позволило провести выборы в Мажилис Парламента и маслихаты страны в январе 2021 года на новом качественном уровне. Прошедшие выборы запомнились массовым вовлечением в политические процессы молодежи, женщин, широкого спектра гражданских активистов. Президент страны также поручил законодательно закрепить институт парламентской оппозиции. После внесения поправок в Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» системная оппозиция получила гарантии реализации своих политических прав в Парламенте, что, безусловно, способствует политической конкуренции и плюрализму мнений в законодательном органе страны. Кроме того, в рамках первого пакета политических реформ Касым-Жомарта Токаева была декриминализирована статья 130 о клевете и гуманизирована 174-я статья Уголовного кодекса. Был принят абсолютно новый закон, регулирующий проведение митингов и мирных собраний, установивший уведомительный порядок их организации. «Пришло время для того, чтобы прививать общественному сознанию культуру митингов. И обществу, и государству пора адекватно относиться к публичному выражению позиции. Это неизбежность, и лучше к ней прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно», - подчеркнул Глава государства, выступая на втором заседании НСОД. Отметим, что Сенат внес в Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» поправки, согласно которым количество мест, отведенных для митингов и массовых акций, должно составлять не менее трех в каждом районе города. Причем располагаться они должны в центральной части городов. Наконец, Казахстан присоединился ко Второму Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах, в результате этого в стране была отменена смертная казнь.
Второй пакет политических реформ был озвучен в Послании Президента народу Казахстана 1 сентября 2020 года. В его рамках был инициирован переход к прямым выборам сельских акимов. Как уже упоминалось выше, 24 мая нынешнего года соответствующий Конституционный закон был подписан Президентом страны. Глава государства также поручил разработать Концепцию развития местного самоуправления и Закон «Об общественном контроле», а также легитимизировать институт онлайн-петиций и создать единую платформу для гражданских инициатив. Особое внимание во втором пакете реформ Касым-Жомарт Кемелевич отвел правам человека. Глава государства указал на необходимость совершенствования законодательства по борьбе с пытками, торговле людьми, защите граждан, в первую очередь детей, от кибербуллинга. «Как и весь мир, Казахстан тоже столкнулся с незащищенностью граждан от травли в Интернете. В первую очередь от этого страдают дети. Они особенно остро воспринимают интернет-травлю, которая, к сожалению, приводит к печальным последствиям. Пришло время принять законодательные меры по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга», - подчеркнул Президент в своем Послании. Отметим, что в ходе текущей сессии депутатами Парламента были инициированы поправки в законодательство по вопросам защиты прав детей, в котором такое негативное явление, как кибербуллинг, получит законодательное определение и будет введена ответственность за травлю в Интернете. Кроме того, в Послании Глава государства поставил задачу присоединиться к Факультативному протоколу Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений.
Третий пакет реформ, озвученный Касым-Жомартом Токаевым на открытии первой сессии Парламента VII созыва, включал принципиальные изменения выборного законодательства, а также новые шаги по совершенствованию правозащитной системы. Президент страны указал на необходимость принятия отдельного закона об омбудсмене и поручил укрепить аппарат Уполномоченного по правам человека вплоть до создания его региональных представительств. Следует подчеркнуть, что в течение нынешней парламентской сессии депутаты Сената инициировали законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в РК». Также в настоящий момент в законодательном органе ведется концептуальная проработка сопутствующих этому документу законопроектов - это поправки в Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс и другие законодательные акты. Таким образом, поручение Президента находится на стадии исполнения.
Актуальные задачи постпандемийного развития Пандемия COVID-19 оказала двоякое влияние на динамику общественно-политической модернизации. С одной стороны, силы госаппарата были отвлечены на борьбу с пандемией и социально-экономическими последствиями карантинных ограничений. С другой - пандемия подчеркнула значимость качественных общественно-политических преобразований. Некоторые проблемы в управлении и социальной инфраструктуре, проявившиеся в разгар пандемии, продемонстрировали насущную необходимость усиления контроля гражданского общества над всеми сферами жизни. Подчеркнули, насколько важно участие граждан в управлении государством. В то же время пандемия раскрыла мобилизационный потенциал нашего общества, выявила лучшие качества наших сограждан. Волонтерское движение в период карантина продемонстрировало способность казахстанцев самоорганизовываться для поддержки пожилых людей и других групп населения, оказавшихся в наиболее уязвимом положении в это непростое время. Можно говорить о том, что казахстанское общество прошло проверку на зрелость. Пандемия поставила в центр всего человека. Стало очевидно, что сферы, отвечающие за качество человеческого капитала, - здравоохранение, образование - это не социальный «довесок» к экономике, а ее база, ключевое условие конкурентоспособности нашего государства и экономики. Несколько направлений представляются особенно актуальными в свете реализации модернизационной повестки Главы государства в общественно-политической сфере в постпандемийный период.
Первое. Совершенствование выборной системы и развитие электоральной культуры казахстанцев. Со стартом выборов сельских акимов наша страна вступает в электоральный марафон, результатом которого должно стать формирование принципиально новой парадигмы местного государственного управления. Как подчеркнул Президент страны в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, «к этому важному шагу следует подойти взвешенно и последовательно. Нужно четко представлять, как эта система будет работать на деле». Институт выборности акимов, безусловно, способствует развитию партийной системы и усилению межпартийной конкуренции. Партии, которые получат возможность выдвигать своих представителей на выборах глав городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, смогут укрепить свои организационные структуры в регионах, активизировать работу с избирателями. Важно провести массовую информационную кампанию, чтобы донести до казахстанцев, что выборность акимов предоставляет им новые возможности для выражения гражданской позиции и участия в управлении своим населенным пунктом. Также необходимо прививать нашим согражданам электоральную культуру, подразумевающую решение любых острых социальных и политических вопросов путем диалога и на основе законов страны.
Второе. Развитие институтов гражданского общества и вовлечение граждан в управление государством. Поставленные Президентом страны задачи в сфере развития гражданского сектора еще более актуализировались в постпандемийный период. По сути, пандемия коронавируса ускорила эти процессы. «Если мы реально хотим улучшить жизнь наших граждан, то следует вовлекать их самих в процесс реформ. Наши последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной», - подчеркнул Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года. Дальнейшим изменениям в этой сфере должны способствовать инициированный Главой государства Закон «Об общественном контроле», создание единой платформы онлайн-петиций и другие шаги по развитию и углублению концепции «слышащего государства». Развитие местного самоуправления является еще одним важным условием реализации права граждан на участие в управлении государством. В Послании 2020 года Президент страны поручил разработать новую Концепцию развития местного самоуправления. Принципиальным новшеством этого документа является разграничение полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления, а также совершенствование органов местного самоуправления. Согласно обсуждаемому сегодня проекту концепции, основным органом местного самоуправления станет сход местного сообщества, который будет решать наиболее важные вопросы местного значения и определять приоритеты развития села. Обсуждается также целесообразность создания выборного органа с функциями представительного органа - Кенеса, которому будет предоставлено право утверждения бюджетов, контроля над его исполнением. Безусловно, развитие местного самоуправления должно быть обеспечено финансовыми возможностями. Для этого на четвертый уровень бюджета передается ряд дополнительных налогов и платежей. На базе Концепции развития местного самоуправления Парламенту предстоит принять пакет всех необходимых законов.
Третье. Реформа системы государственного управления. Реформа госуправления - важный элемент модернизационной повестки Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Ведь эффективный и профессиональный госаппарат является ключевым фактором успешности социально-экономических реформ. Перед нашей страной стоит задача перехода на новую модель государственного управления путем оптимизации госаппарата и повышения качества кадрового состава госслужбы, перехода к сервисной модели оказания государственных услуг и повышения эффективности государственного планирования. К настоящему моменту принята новая Концепция государственного управления, в которой заложен принцип сервисной, «человекоцентричной» модели госуправления. Этот принцип укладывается в формулу «люди прежде всего» и предполагает человекоориентированность госаппарата, проактивное оказание услуг на основе запросов и ожиданий граждан. Важным условием укрепления конкурентоспособности и престижа государственной службы является повышение заработных плат наиболее инициативным и талантливым госслужащим, а также создание условий для привлечения на работу в госаппарат профессионалов и специалистов с уникальными компетенциями. Как отмечает в связи с этим Президент страны, «низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого». Устранить существующие диспропорции в оплате труда между центром и регионами и между иерархией в системе государственного управления призвано внедрение факторно-балльной шкалы. Пилотный проект по переходу на ФБШ уже реализовывается и дает первые плоды в виде повышения привлекательности госслужбы и стабильности кадрового состава. Еще одно новшество - институт контрактных госслужащих - позволит привлекать профессионалов со специальными знаниями для реализации конкретных государственных инициатив и отраслевых проектов. Как известно, в целях обновления государственного аппарата Касым-Жомарт Кемелевич инициировал масштабный призыв на госслужбу талантливой, мыслящей по-новому, креативной молодежи. В Президентский молодежный кадровый резерв вошли активные, патриотично настроенные молодые профессионалы из разных сфер. Многие резервисты уже назначены на ответственные позиции в государственных органах и хорошо показали себя в работе. В текущем году состоится второй отбор в Президентский кадровый резерв. Планируется принять принципиально новую Систему государственного планирования, в рамках которой будет выстроена более гибкая архитектура программных документов, повышена взаимосвязанность стратегического и бюджетного планирования, четко закреплена прямая ответственность руководителей госорганов и организаций за выполнение поставленных задач. Наконец, Правительству предстоит обеспечить трансформацию госпрограмм в национальные проекты. Все эти поручения были даны Президентом Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года. Выступая на открытии первой сессии Парламента VII созыва, Глава государства подчеркнул, что с учетом масштабности и важности принимаемых документов потребуется разработка обширной законодательной базы для их реализации.
Четвертое. Верховенство закона и защита интересов граждан как основа доверия между государством и населением. Возможность реализации гражданином своих прав и свобод, верховенство закона во всех сферах жизни, взаимная ответственность личности и государства являются ключевым условием для построения эффективной экономики и благополучного общества. Ведь функционирование государства и социума на принципах права, законности, справедливости снижает риски для ведения бизнеса, улучшает качество жизни людей. Перед нашим государством и обществом стоят задачи по повышению доверия к судебной системе и качеству правосудия, переходу к сервисной модели работы правоохранительных органов, защите интересов граждан и бизнеса, совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Это направление является одним из ключевых для законодательного органа страны. В ходе текущей сессии депутаты Парламента подготовили изменения и дополнения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Кодекс об административных правонарушениях и иные законодательные акты по вопросам модернизации судебной системы. Соответствующие законы уже приняты Парламентом и подписаны Главой государства. Инициированные поправки позволят гарантировать права граждан в судопроизводстве с участием государственных органов и обеспечить полноценное функционирование системы административной юстиции. До конца текущей сессии будет принят еще ряд законопроектов. В частности, инициированные депутатами и направленные на защиту прав граждан и бизнеса поправки по вопросам защиты бизнеса, которые предусматривают усиление гарантии предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность (рейдерство), пересмотр порогов привлечения предпринимателей к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Соответствующее поручение было также дано Главой государства. На совершенствование правовой системы направлены также инициированные депутатами поправки в законодательство по вопросам развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров и другие проекты законов, которые находятся на рассмотрении Парламента.
Пятое. Комплексный подход к правам человека. Следует отметить, что в модернизационной повестке Главы государства политические, гражданские и социальные права рассматриваются комплексно. Их ключевыми элементами являются обеспечение безопасности и качества жизни граждан страны, удовлетворение их социальных потребностей. Право на качественное здравоохранение и образование, на безопасную экологическую среду, на труд, на доступ к цифровой инфраструктуре - это неотъемлемая часть прав и свобод человека. И пандемия коронавируса очень четко это проявила. В то же время в период пандемии наблюдались проблемы в ряде жизненно важных социальных систем - здравоохранении, образовании, цифровой инфраструктуре. На новом этапе нам предстоит переосмыслить эффективность политики по этим направлениям с целью полного и качественного обеспечения прав наших граждан. Формирование доступной и эффективной системы здравоохранения является приоритетным направлением государственной политики. Для повышения доступности и качества медицинских услуг предстоит увеличить объем финансирования системы здравоохранения из всех источников до 5% от ВВП. Это будет достигаться за счет диверсификации источников, совершенствования тарифной политики, а также путем стимулирования привлечения частных инвестиций и государственно-частного партнерства. Система образования и развитие человеческого капитала в постпандемический период должны стать ключевыми элементами реализации нового курса развития страны. Поскольку именно образовательная сфера обеспечивает госуправление, бизнес и производственный сектор квалифицированными кадрами. В этой сфере необходимо реализовать меры по преодолению разрыва в качестве образования между городом и селом, обеспечить 100-процентный охват детей дошкольным обучением и воспитанием, решить проблемы аварийных и трехсменных школ, построив до 2025 года 800 новых школ, обновить программы вузов и колледжей с учетом профессиональных стандартов, предпринять ряд других важных шагов. Широкое использование цифровых решений стало ведущим трендом в период пандемии. Цифровизация является базовым элементом всех проводимых реформ. В современных условиях цифровые платформы являются ключевым элементом инфраструктуры здравоохранения, образования, правоохранительной и судебной системы, госуправления. Цифровизация базовых отраслей экономики необходима для достижения национальной конкурентоспособности. Безусловно, масштабное преобразование социальной сферы, обновление ее инфраструктуры потребуют качественного и оперативного законодательного обеспечения, а также контроля со стороны Парламента за эффективностью проводимых реформ. Кроме того, бережное отношение к ресурсам и рациональное потребление будут одними из ключевых трендов постпандемийного развития в мире и в Казахстане. Важно формировать у казахстанцев культуру потребления, экологическое мышление и бережное отношение к окружающей среде. Предстоит создать условия для «зеленого» роста экономики и глубокой декарбонизации. Экологическая повестка является приоритетной для Президента страны. По поручению Касым-Жомарта Токаева был разработан и принят Экологический кодекс, устанавливающий новые правила игры в сфере охраны окружающей среды. Прежде всего в кодексе был реализован принцип «загрязнитель платит и исправляет». Важно отметить, что масштабные инициативы Главы государства в сфере экологии, такие, например, как посадка свыше 2 млрд деревьев в лесном фонде и населенных пунктах, можно реализовать только при активном вовлечении гражданского общества, неравнодушных граждан и волонтеров. *** Пандемия коронавируса, ставшая испытанием для всего мира, выступила катализатором политических, экономических и социальных процессов, ускорив трансформацию мировых систем. В нашей стране она пришлась на новый этап политической и социальной модернизации, что только подчеркнуло своевременность реформ. Беспрецедентные вызовы, с которыми в период пандемии столкнулась наша страна, указали на необходимость более широкого и активного вовлечения общества в обеспечение контроля над всеми сферами жизни. Инициированные Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым реформы, направленные на совершенствование партийного и избирательного законодательства, создание условий для политической конкуренции, высвобождение потенциала гражданского общества, установление верховенства права и защиты интересов граждан, формирование гибкого, профессионального, «слышащего» потребности людей госаппарата, не следует рассматривать изолированно. Они являются неотъемлемой частью широких модернизационных процессов в экономике и социальной сфере, конечная цель которых - построение справедливого общества ответственных граждан во имя прогресса страны и благополучия каждого казахстанца. Нашей стране и ранее удавалось извлечь из кризисов позитивную энергию для выхода на новый виток развития. Одним из ключевых условий для этого является консолидация казахстанского общества вокруг программных целей и задач, сформулированных Главой государства. Нет сомнений, что казахстанцы всецело поддерживают модернизационную повестку Президента Касым-Жомарта Токаева, так как она полностью соответствует интересам граждан и работает на благополучие и процветание нашей страны и всего общества.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |