|
|
|
Некоторые вопросы о практике модернизации
Судебная система Казахстана как наиболее чувствительная к социально-правовому аспекту общества сфера правовых отношений регулируется Конституцией Казахстана и должна постоянно модернизироваться. Судебная система образуется и действует в неразрывной связи с двумя правовыми категориями: 1) судоустройством как совокупности правовых институтов, устанавливающих судебные инстанции, основания и порядок формирования кадрового состава судов, рассматривающих и разрешающих материально-правовые отношения в приказном производстве, производстве в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях, в заочном производстве, в производстве по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, а также в производстве по исполнению вступивших в законную силу судебных актов; 2) судопроизводством как совокупности правовых институтов, устанавливающих правила и порядок рассмотрения и разрешения материально-правовых отношений во внесудебном и судебном порядке, совокупность процессуальных прав и обязанностей участников материально-правовых отношений и участников процесса. Принципы судоустройства и судопроизводства относятся к важнейшим общественным отношениям и регулируются Конституцией Казахстана и конституционным законом, принимаемым Парламентом Казахстана[1]. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Казахстана[2]. Статус Конституции как основного закона высшей юридической силы означает, что иные законы, в том числе и конституционные, консолидированные или «обычные», должны соответствовать нормам Конституции, особенно в вопросах соблюдения конституционных прав и свобод физических лиц. При наличии противоречий в нормах закона и нормативных правовых актов разного уровня юридической силы действуют нормы Конституции и актов более высокого уровня[3]. Конституцией Казахстана в императивной форме установлено, что судами Казахстана являются Верховный Суд, а также местные (районные, городские) и специализированные суды, учреждаемые законом[4]. Под термином «учредить» понимается такое правовое действие, решение как основать, завести, создать[5]. Под «законом» же понимается нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Казахстана.[6] Конституцией установлено, что законодательным органом, законодательной властью является только Парламент Казахстана, который принимает конституционные законы и законы[7]. Конституцией Казахстана определены статус и полномочия Президента и Парламента Казахстана, судов судебной системы Казахстана. Президент Казахстана не наделен полномочиями по принятию, изменению или отмене законов; Парламент Казахстана не наделен полномочиями решать вопросы, отнесенные к компетенции Президента; местные и другие суды, Верховный Суд Казахстана не наделены полномочиями принимать нормативные правовые акты в форме закона, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности физических или юридических лиц, но могут признавать правовые акты органов исполнительной власти противоречащими нормам Конституции Казахстана. Суды не вправе отменять или изменять законы, но могут вносить в Конституционный Суд Казахстана (ранее – Конституционный Совет) представления о проверке конституционности конкретных законов и содержащихся в них норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина, подлежащих применению судами при рассмотрении и разрешении материально-правовых отношений. Если Конституция Казахстана устанавливает общие принципы формирования судебной системы, то Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» конкретизирует вопросы судоустройства судебной системы Казахстана[8]. В частности, Конституционным законом установлено, что а) районные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных, специализированных судов; б) областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Но Конституционным законом предусмотрен иной порядок образования местных и специализированных судов, который явно противоречит Конституции Казахстана. Судебная система Казахстана – местные и специализированные суды - может формироваться только законом, издание которого отнесено к компетенции законодательной ветви власти. В соответствии с Конституцией у Президента Казахстана отсутствуют конституционные полномочия по изданию любого закона, в том числе с которым могут образовываться, реорганизоваться, переименовываться и упраздняться местные и специализированные суды. Возникшие противоречия между Конституционным законом и Конституцией Казахстана в вопросе формирования и модернизации местных и специализированных судов подлежат устранению путем приведения Конституционного закона в соответствие с Конституцией. И устранение правовой коллизии является задачей принципиальной важности в концепции построения нового Казахстана – нельзя строить новое здание на «старом потресковавшемся фундаменте». Живучесть допускаемых правовых коллизии может объясняться тем, что некоторые консультанты, помощники Президента при подготовке Указов о модернизации местных и специализированных судов недостаточно усвоили императивные нормы Конституции о их юридической силе и недопустимости противоречия этим нормам иных законов меньшей юридической силы. При этом конституционные положения основаны на конституционном законе, положения которого противоречат Конституции Казахстана. Например, Указом Президента от 9 августа 2022 года образованы суды Абайской, Жетысуйской и Улытауской областей, специализированные межрайонные экономические суды этих областей, другие суды, а также переименованы некоторые суды[9]. Указом Президента Казахстана «Об упразднении некоторых районных и приравненных к ним судов Республики Казахстан и кадровых вопросах судов Республики Казахстан» упразднены конкретные районные и специализированные суды в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Востояно-Казахстанской, Мангистауской областях[10]. Издание подзаконных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции, порождает массу правовых, организационных и финансовых проблем. В правовом государстве Конституция должна являться основным законом, устраняющим все правовые коллизии, прожектерство в управленческом и законотворческом процессе, демонстрацию непрофессионализма в решении каждой проблемы.
Мамонтов Н.И. судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
16 августа 2022 года
[1] п\п 6) п. 3 ст. 61 Конституции Казахстана, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями, внесенными на республиканском референдуме 8 июня 2022 года [2] п. 2 ст. 4 Конституции Казахстана [3] п\п.п\п 12), 18), 28), 29) ст. 1 Закона Казахстана «О правовых актах» от 6 преля 2016 года, в редакции от 12 января 2022 года [4] п. 3 ст. 75 Конституции [5] Словарь русского языка /С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24 изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»; Издательство «Мир и Образование», 2005. С.828 [6] п\п 4 ст. 1 Закона Казахстана «О правовых актах» от 6 преля 2016 года, в редакции от 12 января 2022 года [7] п. 1 ст.49, п. 1 ст. 54 Конституции Казахстана [8] п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 10 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года, в редакции по состоянию на 1 июля 2022 года [9] п.п. 1, 2 Указа Президента Казахстана «Об образовании и переимеовании некоторых судов Республики Казахстан и кадровых вопросах судов Республики Казахстан» от 9 августа 2022 года № 973; [10] п. 1 Указа Президента Казахстана «Об упразднении некоторых районных и приравненных к ним судов Республики Казахстан и кадровых вопросах судов Республики Казахстан» от 2 июня 2022 года № 906
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |