|
|
|
Источник: Делового портала «Капитал» (www.kapital.kz)
19.05.2022 На программу импортозамещения планируют направить 4,3 трлн тенге
Министерство индустрии и инфраструктурного развития вынесло на обсуждение проект постановления «Об утверждении Программы развития внутристрановой ценности и экспортно ориентированных производств» (программа импортозамещения - Ред.) на 2022-2025 годы. Документ будет находиться в публичном обсуждении до 1 июня 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Финансировать государственную программу будут «за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством». На реализацию программы из республиканского бюджета планируют выделить в 2022 году 691 290 млн тенге, в 2023 году - 1 200 190 млн тенге; в 2024 году - 1 261 210 млн тенге; в 2025 году - 1 207 270 млн тенге. Предполагается, что к 2025 году в Казахстане будут введены в эксплуатацию порядка 700 проектов с созданием не менее 100 тыс. рабочих мест. А прирост инвестиций в обрабатывающую промышленность составит свыше 20,0 трлн тенге. Поясняется, что с 2010 по 2021 год предприятия обрабатывающей промышленности увеличили производство в 3,4 раза - с 3,8 трлн тенге в 2010 году до 13,2 трлн тенге в 2020 году, валовый объем за данный промежуток составил около 84,7 трлн тенге. «Несмотря на положительные итоги промышленной политики, инновационное и технологическое развитие обрабатывающей промышленности характеризуется: изношенностью основных фондов на многих предприятиях отрасли в 2020 году - 39,2%; низкой долей экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта обрабатывающей промышленности в 2021 году - 15,5%; низкой инновационной активностью предприятий в обрабатывающей промышленности в 2020 году - 15,4% и долей инновационной продукции в ВВП - 2,1%», - указывается в документе. На сегодня обрабатывающая промышленность характеризуется зависимостью от импортного сырья и комплектующих, которые не производятся на территории Казахстана и не имеют дальнейших перспектив к локализации. Доля импорта таких промежуточных товаров в перерабатывающих производствах может занимать до 50% и более. Так, общий объем импорта продукции обрабатывающей промышленности в 2021 году составил 38,3 млрд долларов. Цель программы - преодолеть зависимости отечественной экономики от импорта сырья и комплектующих через обеспечение доступным сырьем и насыщение внутреннего рынка продуктами отечественного производства с последующим выходом на экспорт. В документе представлены три основных механизма финансирования предприятий: - финансирование совместно с банками второго уровня под 8% для конечного получателя; - кредитование МСБ через Фонд развития промышленности и МИО под 3%; - кредитование проектов от 3% до 7% через Фонд развития промышленности. Для стимулирования БВУ предусмотрены следующие инструменты: субсидирование ставки вознаграждения через институт развития; государственное гарантирование долгосрочных кредитов БВУ; долевое финансирование МСБ совместно с институтом развития по схеме 15-25-60%. Проекты будут сегментированы по целям: развитие (модернизация или расширение действующего предприятия); новое производство с опытом; новое производство без опыта. Для проектов развития планируется предоставлять субсидирование с возможностью гарантирования при условии, если проекты являются ключевыми для экономики страны. Для нового производства с опытом в качестве мер государственной поддержки предусмотрены субсидирование и гарантирование, при условии отсутствия опыта будет оказываться мера поддержки по предоставлению капитала по схеме 15-25-60% (15% - собственные средства заемщика, 25% - средства института развития, 60% - БВУ). «Основным условием, при котором БВУ будут финансировать проект, является субсидирование ставки кредитования на срок от 3 до 5 лет в зависимости от года ввода в эксплуатацию проекта. Субсидирование ставки кредитования БВУ будет осуществляться только по индустриальным проектам по развитию действующего производства без долевого участия и государственного гарантирования», - указывается в документе. Для новых производств с опытом будет оказана поддержка по субсидированию ставки кредитования БВУ с государственным гарантированием займов для покрытия потерь банков в случае наступления гарантийного случая. В долевом участии государства по схеме 15-25-60% основными условиями будут субсидирование ставки кредитования БВУ, обязательное наличие залогового имущества и прохождение банковской экспертизы. Для координации и мониторинга выделяемых государственных средств планируется создать единое окно на базе холдинга «Байтерек». В документе уточняется, что для предприятий, требующих кастомизированный подход к реализации новых проектов, будут привлекать местные исполнительные органы и СПК для выделение земли, аренды зданий, передачи долговых проектов. Кредитование проектов без микширования (100% за счет средств государственного бюджета) под 3% через Фонд развития промышленности предусмотрено для крупных предприятий сроком до 20 лет со 100% бюджетным кредитованием. Кредитование под 7% за счет микширования (70% средства госбюджета и 30% средства, привлекаемые с рынка) будет предоставляться для предприятий, направленных на импортозамещение и/или экспорт сроком до 20 лет. Предполагается, что кредитовать МСБ через Фонд развития промышленности и МИО будут под 3% на сумму не более 2 млрд тенге и сроком до 7 лет. Выделение финансирования предусматривается на паритетной основе, 50% из республиканского бюджета и 50% из местного бюджета. Для стимулирования увеличения сумм частных инвестиций при реализации политики развития внутристрановой ценности планируется внедрить механизм ускоренной двойной амортизации инвестиций. «Применяемый в настоящее время порядок вычетов по фиксированным активам используется только для расчета остаточной стоимости основного капитала. При использовании принципа остаточной стоимости фактические нормы амортизации даже при установленных в Налоговом кодексе годовых нормах 20-25%, с учетом средней инфляции в Казахстане (7-9%) не превышают уже во второй год 12-15% и через 2-3 года приближаются к нулевым, что соответственно не мотивирует прямые инвестиции в реальный сектор. В этой связи будут внесены изменения в Налоговый кодекс по применению двойного коэффициента для основных средств», - указывается в документе. Также предполагается предоставлять фискальные преференции при запуске нового предприятия за счет налоговых каникул до 3 лет на налог на прибыль и имущество. Поясняется, что это позволит избежать возникновения риска убыточности в первые годы и дополнительно увеличить объем реинвестиций. Для стимулирования внутристрановой ценности установят и обязательства в контрактах на недропользование по созданию пояса МСБ вокруг собственных производств. Определять направления работы спутниковых предприятий будут инициаторы крупных проектов, а курировать - МИО. «Схожий механизм создания отдельных малых и средних предприятий планируется использовать и для крупных недропользователей с учетом потребности предприятия и перечнем импортируемых товарных номенклатур. Помимо этого, будут созданы собственные программы развития внутристрановой ценности у недропользователей и крупных предприятий на срок не менее 5 лет с обязательным условием заключения долгосрочных договоров и оффтейк-контрактов с отечественными компаниями», - указывается в программе. Дополнительно будут проведены «точечные» мероприятия: поиск инвесторов, пересмотр условий международных обязательств и контрактных соглашений Казахстана. С подробным планом «Программы развития внутристрановой ценности и экспортно ориентированных производств» можно ознакомиться по ссылке. Документ разработан в соответствии с пунктом 33 плана по реализации поручений президента, данных на заседании мажилиса 11 января 2022 года. Программу будут реализовывать по четырем направлениям: расширение производства конкурентоспособной несырьевой промышленной продукции (проекты); снятие барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок продукции; развитие компетенций кадров и НИОКР; развитие инфраструктуры для проектов. Напомним, министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев на заседании правительства 26 апреля сообщал, что работа по подготовке проекта программы импортозамещения ведется по четкому графику. «В марте проанализировали мировой опыт и провели комплексный анализ всей обрабатывающей промышленности, в апреле сформировали пул проектов и выработали алгоритм действий, в мае планируем завершить процедуру согласования документа с заинтересованными госорганами и организациями, в июне проект будет утвержден. До сентября местными исполнительными органами будут приняты региональные программы», - сообщал он. Перечень включает порядка 700 проектов, из которых 286 — ключевые импортозамещающие. В разрезе отраслей на обрабатывающую промышленность приходится 633 проекта с объемом инвестиций в 20,5 трлн тенге и созданием 108 тыс. рабочих мест. В этом году будет введено 165 проектов, остальные 498 — будут реализованы с 2023 по 2026 год. Ключевые проекты этого года: строительство завода по производству пропилена в Атырауской области, завод по производству автомобильных шин в Карагандинской области, золотоизвлекательная фабрика в Акмолинской области и нефтеперерабатывающий завод в Туркестанской области. Всего по итогам реализации проектов будет замещено продукции на 9,1 млрд долларов, рост несырьевого экспорта составит 17,2 млрд долларов. Ожидается выход на 2-е место в мировом экспорте ферросплавов, сокращение импорта стали на 75%, повышение переработки хлопка до 100%, а также импортозамещение напольных покрытий и геосинтетики на 25%.
Евгения Богатова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |