|
|
|
О КАЗАХСТАНСКОЙ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
А.Диденко
К ЧИТАТЕЛЮ
Предлагаемый текст представляет собой устное выступление со всеми его лексическими особенностями. В нем отсутствуют ссылки на научные работы, не даются инициалы используемых авторов, допускаются шутки, не свойственные научной статье. Моя задача рассказать читателю о неизвестных или малознакомых фактах из истории казахстанской цивилистики, напомнить имена ученых, которые недостаточно известны младшему поколению юристов.
Мой жизненный статус обязывает рассказать о творческом пути Майдана Кунтуаровича. Многие десятилетия мы идем рядом. КазГУ, учреждение высшей школы права Адилет, теперь Каспийский университет. Общие учителя. Было немало радостей и горьких потерь. У нас даже день рождения один. Есть и некоторая национальная общность, у меня украинская фамилия, у него - украинское имя. И докторские диссертации защищали в Украине, в Харькове. Но наибольшее единство в том, что наши силы и способности на долгой жизненной дороге отданы Казахстану и его правовой науке и педагогике. Я не наделен даром красноречия, но все же, если дело дойдет до застольных речей, смогу подобрать искренние и теплые слова в адрес юбиляра. Я начну с песни, мелодию которой многие знают. Тем более летом из Университета был отправлен целые десант в Одессу, им тем более песня знакома. «Это школа Сулейменова Майдана, школа цивилистов вам говорят…». Я буду говорить о научной школе Сулейменова. Начать надо с предистории. С 60-х и конца 80-х годов. У цивилистов того времени было несколько явно выраженных научных направлений: капстроительство, жилищное право, ответственность. По этим направлениям шли публикации, множество защит. Мощная кооперация и связи по этим вопросам с Киевом, Москвой, Ленинградом, Свердловском, Томском. Это была несомненная школа, занимающая достойное место. С начала 90-х годов появляются новые имена, безмерно расширяется научная тематика, но школа сохраняется. В Екатеринбурге вышел учебник с главой о науке гр. права. Там раздел о правовых школах, в том числе казахстанской с упоминанием представителей этой школы. Сулейменов мог давно усесться на троне и, ничего не делая, принимать преклонение учеников. Но он трудится. И результаты впечатляющи. Таких людей в правовой науке и в СНГ и в Казахстане единицы, чтобы при таком юбилее находились в рабочей форме. Мы как- то с Иоффе подсчитывали не просто доживших до подобного юбилея, а работающих в области права. Единицы за всю юридическую советскую и постсоветскую историю. У нас на этом рубеже выходили на трибуну Басин, Базарбаев, Ваксберг, Дюков, Зиманов, Черняков. И вот теперь Сулейменов.. Теперь нужно повторить результат Ваксберга и Дюкова и в 90 лет порадовать научными итогами коллег, учеников. Итак, что такое научная школа? Это коллективные работы: учебники, монографии, комментарии, конференции. И все это должно существовать достаточно длительное время. И все это, все эти признаки присутствуют. В раздаточном материале перечислены огромное количество публикаций. Но это еще не школа. Школа это коллектив единомышленников. При обязательном наличии лидера. Привлечено к исследованиям множество ученых. Чем привлекательна эта площадка, что сюда десятилетия приезжают серьезные ученые из разных стран. Ведь участвовать в конференциях и публиковаться в тех же России, Украине возможностей больше. Чем привлекательна эта площадка, что сюда десятилетия приезжают ученые из разных стран? Ответ простой. Ученые стремятся на ежегодную авторитетную Алматинскую ярмарку научных идей, где будут представлены новые концепции, где тебя поймут, где твои мысли попадут на благодатную почву. И сегодня представлены выступления о смартконтрактах, блокчейнах и других чудесах современных технологий, иещё особая дружеская атмосфера, которая здесь присутствует. Важно ещё то, что здесь говорят на одном профессиональном языке. Кто-то остановится у полотна Малевича «чёрный квадрат» и изумленно воскликнет: что это такое. Но есть и другие, знающие историю искусства, и могущие оценить революционный подход. Школа это ещё и разговор на одном языке. Нужно знать язык произведения. Очень тонко заметил Иеринг. Он говорил, настоящие юристы всех стран и всех времен юрист и профан, даже если они говорят о своем отечественном праве подчас с трудом могут понять друг друга. Пропасть, отделяющая образованнейшего неюриста, несравненно больше, чем та, которая бы обнаружилась между юристом Древнего Рима и юристом английским. Юридическое мышление как таковое всегда останется для неюриста чем-то чуждым, непонятным. Мышление юридическое и мышление неюристов находятся между собою в крайнем противоречии. Вспомним, Как обрушилась Вавилонская башня.Бог смешал языки строителей, чтобы они не понимали друг друга. Простой смертный не поймёт, о чем в своих выступлениях говорили профессора Книппер и Шрамм, кроме последних слов «Спасибо за внимание», но для юристов их речи звучат как музыка. Мы не должны допустить разрушения единого цивилистического языка. Задача эта не из простых. За много лет накопились успехи, были и неизбежные неудачи. Любая неудача в творчестве может быть случайной, не бывают случайными успехи. К ним прокладывается длинный и сложный путь, наполненный ежедневными поисками и трудом. Нужна личная притягательность руководителя, к сожалению, многие достаточно толковые ребята не обладают этим качеством. Это как в спорте,- далеко не каждый выдающийся игрок может стать тренером Важно умение сплотить возле себя группу. Должен быть Лидер. В Ленинграде таким был Иоффе, в Москве Грибанов, Суханов, в Свердловске Красавчиков, Гонгало, у нас Басин и М.К. Под непосредственным началом Сулейменова действует институт частного права. Достаточно автономно работала кафедра гражданского права, а теперь частно-правовых дисциплин. Работы ее сотрудников не выпадали из общей обоймы цивилистической школы, они представляли концептуальное единство. Более сотни крупных практиков и ученых из США, Англии, Японии, Израиля и стран СНГ. И только мы организовали и свели воедино биографии более двух десятков крупнейших цивилистов СССР и СНГ. Этим можно гордиться. Все это входит в общую копилку единой цивилистической школы Казахстана. Научную школу можно сравнить с оркестром. В оркестре есть не только первая скрипка. Кто-то стоит и иногда дзинькает по треугольничку, и без него обойтись нельзя. Но что все-таки объединяет разноплановые и разнокалиберные работы в одну школу? Есть мэтры и есть пока ещё сантимэтры. Для научной школы важен вопрос, есть ли оркестр. Думаю, что цивилистический оркестр под руководством отмечающего свой юбилей дирижера один из немногих, а может быть и единственный в Казахстане, сохранился. И будущее у него есть.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |