|
|
|
Меры процессуального принуждения, его виды, основания и порядок применения
Судья суда района Аққулы Б.Сабитденова
Вступившие в законную силу судебные акты, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и другие обращения судов и судей при отправлении правосудия обязательны для всех физических, юридических, государственных органов и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан. Неисполнение настоящих требований влечет применение судом мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения направлены на обеспечение порядка, своевременности и полноты рассмотрения административных дел. Что же такое «меры процессуального принуждения»? Это комплекс мероприятий, проводимых властными органами на предупреждение, пресечение правонарушений и привлечение виновного к ответственности. Введенный в Республике Казахстан в действие с 1 июля 2021 года Административный процедурно-процессуальный кодекс возложил такие полномочия на суд и судью в частности. Настоящий кодекс предусматривает три вида процессуального принуждения: -замечание; -удаление из зала судебного заседания; -денежное взыскание. Если разбирать их более подробно, то можно констатировать следующее. Нормами статьи 185 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан предусмотрены принятие председательствующим судьей по делу необходимых мер к обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Эти требования в судебном заседании обязательны для всех лиц, участвующих в деле, а также для граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Эти правила применимы и в административном процессе. К примеру, если в ходе судебного заседания кто-то из участников процесса (истец, ответчик, заинтересованное лицо, прокурор) мешает вести процесс: разговаривает, перебивает других участников процесса, высказывает с места свое мнение и т.д., судья делает ему замечание. Одновременно судья разъясняет лицу, нарушающему порядок в зале судебного заседания о возможности применения в отношении него более строгой меры принуждения в случае повторности. Если же факт нарушения этим же участником административного процесса после объявления ему устного замечания повторяется, то судья вправе удалить его из зала судебного заседания на время или на весь период рассмотрения административного дела. Открытость судебных заседаний не запрещает присутствие на слушании дела и иных лиц (свидетель, эксперт, специалист, переводчик), которые также могут нарушать порядок в зале судебного заседания. В связи с этим, законодатель предусмотрел, что и иные лица, нарушающие порядок распоряжением председательствующего судьи могут удаляться из зала. При этом, в отношении иных лиц, удаление допускается в любом случае, даже без предварительного объявления им устного замечания. В случае отсутствия результатов избранной меры процессуального принуждения, судом допускается применение иной меры принуждения. Наиболее существенной и действенной мерой в данном случае является наложение денежного взыскания. Она налагается судом на физическое, должностное лицо, юридическое лицо либо его представителя в размере от десяти до ста месячных расчетных показателей. Что же служит основанием для наложения судом денежного взыскания на участника административного процесса? Начнем с того, что административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда и включает в себя сбор дополнительных материалов и доказательств по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса. Так вот, в случаях злоупотребления процессуальными правами или не выполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных нормами Административного процедурно-процессуального кодекса, в том числе в случаях представления доказательств, исполнения поручений с нарушением установленного судом срока без уважительных причин, если это привело к затягиванию рассмотрения административного дела судом налагается денежное взыскание. И оно налагается отдельно за каждое действие (бездействие) в размере десяти месячных расчетных показателей. За невыполнение требования, запроса суда, неявку в суд лица, участвующего в административном деле, участие которого признано судом обязательным, несвоевременное извещение суда участниками процесса о неявке, несвоевременное представление ответчиком отзыва, неподчинение участников процесса распоряжениям председательствующего в судебном заседании, нарушение установленных в суде правил, а также иные действия (бездействия), явно свидетельствующие о неуважении к суду и (или судье), также дают право суду налагать денежное взыскание, но уже в размере до двадцати месячных расчетных показателей. Следует отметить, что при неисполнении настоящих требований суда, суд вправе наложить на лицо повторное денежное взыскание в размере, увеличенном на десять месячных расчетных показателей и оно может применяться неоднократно до тех пор, пока требование суда не будет выполнено. Кроме того, денежное взыскание в размере пятидесяти месячных расчетных показателей предусмотрено законодателем за неисполнение решения, определения суда об утверждении соглашения сторон о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. При этом, оно должно быть исполнено в срок, не превышающий одного месяца. Если решение суда так и не будет исполнено денежное взыскание может налагаться до ста месячных расчетных показателей, а далее последует уголовная ответственность. Эти меры принуждения непосредственно налагаются и контролируются судом и гарантируют обеспечение строгого выполнения требований закона со стороны административных органов. Применение мер процессуального принуждения в виде наложения денежного взыскания своего рода дисциплинирует участников административного судопроизводства, способствует формированию уважительного отношения к судье и суду в целом, являясь механизмом обеспечивающим порядок в судебном разбирательстве.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |