PRGloader
Загрузка...

Открытое обращение к Президенту Республики Казахстан о снижении уровня и качества интеллектуального потенциала страны

Салимгерей А.А.

Директор Института государства и права

НАО «Казахский национальный университет имени Аль-Фараби»

доктор Phd, доцент

 

Комментарий профессора, доктора юридических наук Шакирова К.Н

 

Статья 6 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» определяет основные угрозы национальной безопасности - это снижение уровня и качества интеллектуального потенциала страны.

При наступлении такой угрозы, снижении интеллектуального потенциала страны данный закон обязывает проведение комплекса мероприятий, среди которых:

- принятие оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз, связанных со снижением уровня и качества интеллектуального потенциала страны;

 - устранение причин и условий, порождающих эти угрозы;

 - безотлагательное принятие решений и действий по защите национальных интересов;

- осуществления иных правоограничительных мер по обеспечению сохранности интеллектуального потенциала страны.

Действительно, на протяжении более 30 лет независимого развития Казахстана, наряду с политическими и социально-экономическими успехами страны к сожалению произошло заметное снижение интеллектуального потенциала населения Казахстана, и прежде всего, подрастающего поколения, что в свою очередь отразилось на культуре, нравственности, морали и др. ценностных человеческих категориях. Особенно это стало заметно в отношении лиц, задействованных в системе науки и образования Казахстана.

Основной причиной снижения уровня и качества интеллектуального потенциала страны стала смена общественно-экономической формации государства, когда высшей ценностью уже стало не государство, а человек, его жизнь, права и свободы.

Безусловно, Казахстан, как и все страны мира, не в состоянии в полной мере решить все вопросы, связанные с обеспечением высшей ценности человека. Однако в связи с утратой единой идеологии государства и народа, ее практического отсутствия, в Казахстане появился характерный для многих стран Запада культ эгоизма, спровоцировавший потребительское отношение человека по всем направлениям человеческой деятельности, утрата и безразличие ко всему окружающему. Утрачивается такой важный компонент жизнедеятельности государства, как духовность народа Казахстана, отношения людей к друг другу.

 Особую тревогу вызывает то, что наука Казахстана не только не смогла стать интеллектуальным базисом успешного развития Республики Казахстан, напротив, она до сих пор пребывает в поиске оптимального пути своего становления. Неслучайно Президент Республики Казахстан К.К. Токаев особо подчеркнул, что наука рассматривается как важная составляющая научно-технического прогресса, без которого невозможно развитие общества, государства, движение вперед.

За 30 лет независимого развития страны - наука Казахстана не способна гордо заявить о значимых мировых открытиях, сделанных казахстанскими учеными, сопоставимых с такими мировыми открытиями, как создание искусственного интеллекта, синтетической ДНК, автопилот для автомобиля, разработка вакцин против Эболы и малярии, смартфоны Apple, Samsung, мобильные устройства и т.д.

Открытия казахстанской науки, публикуемые ежегодно в Национальном докладе о науке Казахстана, никак не могут быть заявлены, как открытия планетарного масштаба, оказавшие революционные изменения в повседневной жизни человека. Но, будет несправедливым, не назвать отдельные открытия казахстанской науки в области химии - это разработка постэлектролизного химического растворения титана в водных кислых растворах, признанное мировым научным сообществом.

Но насколько такие единичные случаи, оправдывают ожидания науки Казахстана за столь длительную 30- летнюю историю.

По проблемам казахстанской науки написано очень много и основные акценты делаются на следующие направления:

1) поиск оптимального решения в организационно - управленческой системе казахстанской науки;

2) эффективное финансирование всего процесса развития науки Казахстана;

3) коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

И главная проблема не в МОН РК, являющемся основным координатором научной деятельности страны и не в сложившемся организационном порядке в системе исполнительной власти страны по управлению наукой Казахстана.

Главная проблема - это отсутствие идейности (мотивации) за судьбу казахстанской науки вкупе с непрофессионализмом, отсутствием элементарных знаний со стороны лиц, от решения которых во многом зависит реализация основных задач по стабильному развитию Казахстана.

Если проанализировать основные причины, влияющие на развитие казахстанской науки, повлиявшие на снижение интеллектуального потенциала страны, то особое внимание следует обратить на вопросы финансирования, являющиеся определяющим базисом и основным индикатором в условиях рыночной экономики науки Казахстана.

Речь в данном случае идет о Национальных научных советах, которые согласно Закону РК «О науке» принимают решения по распределению бюджетных средств Казахстана по одобренным ими научным проектам по грантовому и программно-целевому финансированию. ННС-это временный консультативно-распорядительный орган, от решения которого во многом зависит эффективное развитие науки Казахстана, поскольку только ННС одобряет конкурсный проект и утверждает сумму финансирования проекта.

С 2017 года государственный бюджет на науку Казахстана составил:

 - 28 миллиардов на грантовое финансирование;

 - 28 миллиардов на программно-целевое финансирование;

 - 22 на административные расходы.

Закон РК «О науке» определяет науку, как сферу человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом». Однако в определениях грантового и программно-целевого финансирования усматривается определенный отход от основного предназначения науки, которая является стратегически важной сферой человеческой деятельности, основополагающим ресурсом страны, который во-многом обеспечивает ее экономический рост. В связи с этим в большинстве стран мира уделяют огромное внимание развитию научной сферы, повышению ее результативности. [1]

 Предназначение грантового финансирования по законодательству страны обосновано тем, что оно выделяется на проведение научных исследований в целях повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, ученых, коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности» будет во многом способствовать неэффективному расходованию бюджетных средств Казахстана и не выполнять свое основное предназначение. Согласно статье 104-1 Бюджетного Кодекса РК предусмотрена ответственность за неэффективное использование бюджетных средств.

 Так, в рамках грантового финансирования за 2017 год ННС одобрил конкурсные проекты по следующим направлениям:

- Энергетика и машиностроение

одобрено - 103, каждый проект примерно составляет 12 175 281 тенге (общий бюджет 1 254 054 001 тг);

- Информационные и телекоммуникационные технологии

одобрено - 79, каждый проект примерно составляет 11 627 937 тенге (общий бюджет 918 607 088 тг);

- Рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции

одобрено - 548, каждый проект составляет примерно 6 568 513 тенге (общий бюджет 3 599 545 416 тг);

- Наука о жизни и здоровье

одобрено - 321, каждый проект составляет примерно 747 295 тенге (общий бюджет 2 398 820 00 тг);

- Интеллектуальный потенциал страны

одобрено - 469, каждый проект составляет примерно 5 103 255 тенге (общий бюджет 2 393 426 803 тг

Правительство Республики Казахстан ежегодно увеличивает финансирование науки, чтобы она способствовала экономическому росту Казахстана. При таком подходе, по 6 направлениям, когда сумма финансирования проекта в среднем составляет от 5 до 12 миллионов за один конкурсный проект по грантовому финансированию (с 2020 года произошло увеличение), о каком научном открытии и других результатах может идти речь? Это практически уже государственная помощь или благотворительность всем, кто выиграл конкурсные проекты. Кроме того, значительную часть суммы выигранного проекта исполнители вынуждены перечислять в различные посреднические фонды, чтобы опубликоваться в международном научном журнале.

Анализ всех одобренных конкурсных проектов по грантовому финансированию показал, что в научно-исследовательской деятельности в Казахстане, кроме непосредственно научных институтов, принимают участие ТОО, ГКП на праве хозяйственного ведения, общественные объединения и акционерные общества, для которых наука не является основным предметом их деятельности. В этом мы видим нарушение статьи 26 Закона «О науке», которая прямо предписывает конкурентоспособность научных организаций, а практически значительную часть конкурсных проектов ННС РК одобряет не научным организациям страны.

Поэтому неудивительно, что научные результаты одобренных конкурсных проектов ННС за 10 лет его деятельности, с вливанием многих миллиардов бюджетных средств страны доказывают его неэффективную деятельность по следующим основаниям:

- отсутствие каких-либо значимых научных результатов по одобренным ННС научным проектам по грантовому финансированию и ПЦФ. И здесь не приходится отмечать о полученных мировых открытиях, когда нет научных результатов регионального значения и большинство одобренных проектов не имеют никакой связи со Стратегическим планом развития Казахстана до 2020 года (анализ проведен по проектам до 2020 года и без учета Стратегического плана до 2025 года);

- главный ожидаемый результат по грантовому финансированию - это публикации в международных научных журналах. Сегодня иностранные публикации являются основным индикатором по оценке научного результата годового и заключительного отчета. Многие задаются вопросом, для чего введена такая практика, ведь научная публикация за рубежом, пусть в самом рейтинговом издании по базе Скопус, никак не улучшит, к примеру, проблемы дорожно-транспортных отношений в Казахстане, не повлияют на уровень правовой культуры населения, никак не повысит соблюдение экологических норм промышленными предприятиями и т.д. Вероятно, так оперативно и не сложно проверять итоговые научные отчеты, сидя в одном кабинете и сверяя соответствие научных статей международным журналам агентствам или, быть может, это основная ценность сегодняшней казахстанской науки;

- чтобы получить право на участие в заявленном конкурсе по грантовому и программно-целевому финансированию главным требованием также является наличие публикаций в международных журналах. Причем стоимость публикации в таких журналах ежегодно повышается и доходит до нескольких тысяч долларов США за одну статью. Некоторые статьи публикуются бесплатно, но это очень низкий показатель, и байки о якобы премиях со стороны зарубежных изданий носят явно коммерческий характер, поскольку соотношение перечисленных средств из Казахстана в разы превышают премиальные от зарубежных журналов.

Особо отмечу, что на основе Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития, Казахстан занимает десятки миллионов тенге на научные разработки, причем некоторые проекты МОН РК не осваивает и передает в Министерство финансов страны, поскольку отчеты с публикациями Скопус не принимаются занимающей стороной - другой вопрос, когда надо отчитываться по конкретным научным результатам.

Кроме основной ценности казахстанской науки, т.е. внедренного культа зарубежных публикаций и не только в исследовательских проектах, сегодня наличие зарубежных публикаций также основной критерий в Вузах и НИИ Казахстана, чтобы получить одобрение быть научным и просто руководителем, стать членом диссертационного совета, пройти аттестацию и т.д.

Есть и другая очень серьезная проблема - это не профессиональный подход к оценке конкурсных проектов и последующему его утверждению в ННС. Многие казахстанские ученые неоднократно поднимали эту тему и приводили доказательства, свидетельствующие о низком уровне научно-познавательной деятельности ННС РК.

Аналогичным образом, обстоит ситуация с ПЦФ. Статья 27 Закона РК «О науке» определяет, что программно-целевое финансирование выделяется на проведение стратегических научных исследований в целях решения стратегически важных государственных задач, в том числе национальных научно-технических задач, и осуществляется на конкурсной основе или по решению Правительства Республики Казахстан вне конкурсных процедур.

 Если определить соответствие проведенных конкурсов по программно-целевому финансированию по научным, научно-техническим программам с 2012 года по 2018 годы основным стратегическим направлениям страны до 2020 года, то можно выявить неполное соответствие, а по некоторым направлениям - несоответствие ключевым направлениям стратегического плана (более подобно в научной статье «Противодействие неэффективным проектам одна из основных задач Стратегического плана развития РК до 2020 года в контексте Стратегического плана развития РК до 2025 года.Салимгерей А.А./ zakon. kz 12.02.18).

 Многие завершенные и одобренные ННС, проекты по программно-целевому финансированию за 2012-2014 годы и 2015-2017 годы не соответствуют по названию и содержанию основным направлениям Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года (информация по перечню одобренных и реализованных проектов по ПЦФ за период с 2012 года на сайте АО «Центр государственной научно-технической экспертизы»).

 Одной из задач ННС РК является формирование специализированных научных направлений в соответствии с приоритетами, определенными Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан, и оценка потребностей страны в новых научных направлениях.

Но, исходя из анализа завершенных и одобренных ННС РК конкурсных проектов по ПЦФ, можно заметить, что отсутствует необходимая деятельность по обеспечению формирования специализированных научных направлений со стратегическими задачами страны до 2025 года со стороны уполномоченных органов. Причем наблюдается доминирование одобренных тем по одному направлению ПЦФ. В то же время другие направления остаются абсолютно нереализованными.

Из завершенных проектов по ПЦФ за 2012-2014, 2015-2017 годы нет ни одного завершенного проекта по ключевым направлениям Стратегического плана. К данному случаю не относятся исследования, проводимые уполномоченными правоохранительными органами Республики Казахстан.

И самое главное, выделяя огромные финансы из Республиканского бюджета на ПЦФ, к примеру, по трансграничным водным ресурсам на сотни миллионов тенге - Казахстан так и не решил ключевые направления, связанные с режимом использования трансграничных водных ресурсов страны. А этот факт, в свою очередь показывает неэффективное использование бюджетных средств Казахстана.

В заключении хотелось бы отметить:

1. Сегодня в Казахстане руководство страны планирует ежегодное увеличение финансирования научных исследований, однако при сложившейся системе распределения бюджетных средств и одобрения конкурсных проектов наука никогда не получит прогресса, хоть и довести до 5 % от ВВП страны. Полагаем, что такое удручающее положение, связанное с деятельностью ННС, представляет потенциальную угрозу национальной безопасности Республики Казахстан.

2. МОН РК в лице Комитета науки, должно принять радикальные решения по устранению таких негативных явлений, поскольку они снижают авторитет уполномоченных органов страны. Можно ли доверять компетентным ученым, которых подбирают по принципу лучшие из лучших в составы ННС РК для определения победителей конкурсных проектов с бюджетом 56 млрд тенге по грантовому финансированию и ПЦФ ежегодно? Возможно следует рассмотреть вопрос о возвращении к прежней советской системе по распределению и направлению научных исследований, когда ученые советы вузов и научно-исследовательских институтов сами определяют приоритетные научные исследования. Наука Казахстана со времен единого Союзного государства частично сохранила интеллектуальные научные школы, большинство ученых страны стремятся, как и прежде, проводить научные исследования фундаментального и прикладного характера, направленные на социально-экономическое развитие страны.

3. Следует обратить внимание еще на один аспект, связанный с нарушением конституционного принципа равноправия, ГНТЭ и ННС РК по интеллектуальному потенциалу выше Ученых советов ВУЗов и НИИ, если привести другие аналогичные примеры, то встает вопрос, насколько для бюджета страны необходима такая надстройка? Ежегодно по конкурсам по грантовому и программно-целевому финансированию подаются тысячи проектов (информация на сайте АО «НЦГНТЭ»). После проведения экспертизы в АО «НЦГНТЭ» с бюджетом более 2 миллиардов тенге для проведения экспертизы - члены ННС на своих заседаниях проводят одобрение или отклонение конкурсных проектов.

4. Автор обращения прекрасно понимает, что основная причина низкого уровня науки - это отсутствие идейности, мотивации за ее судьбу вкупе с непрофессионализмом, отсутствием элементарных знаний со стороны лиц, от решения которых во многом зависит реализация основных задач по стабильному развитию Казахстана. И что решение такой задачи реально только при утверждении социалистической системы.

 Независимо от идеальной модели управления наукой Казахстана - сама идеология капитализма не способна направить на правильный путь науку Казахстана. Никакая концепция прав человека не может быть эффективно применена для человечества, поскольку те отрицательные свойства (эгоизм, безразличие, завистливость, ревность, жажда наживы и многие и многие другие), заложенные в человеке и не способны реально в этой жизни построить так называемое гражданское общество.

Слова Первого Президента Казахстана - Лидера нации Назарбаева Н.А. «Сначала экономика, потом политика!» на данном этапе развития страны должна найти трансформацию на всех стадиях развития Казахстана, в противном случае наша страна или столкнется с теми проблемами, которые имеют страны Запада, или теми, что имеют место в некоторых постсоветских государствах. Следовательно, необходимо безотлагательное осуществление правоограничительных мер по обеспечению сохранности интеллектуального потенциала страны в противном случае дальнейшая деградация казахстанского общества продолжится.



[1] Официальный сайт «Стратегия 2050», Наука Казахстана за годы Независимости, Интернет-ресурс: strategy2050.kz: https://strategy2050.kz/ru/news/nauka-kazakhstana-za-gody-nezavisimosti/

 

Поиск
Меню