ПРОЕКТ

 

Проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года)»
(по состоянию на 28 июня 2022 года)

 

В соответствии с пунктом 26 Положения об Ассамблее народа Казахстана, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 7 сентября 2011 года № 149 «О Положении об Ассамблее народа Казахстана», в целях обеспечения развития Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочную перспективу ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года).

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 148 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)».

3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

 

Президент

Республики Казахстан К.Токаев

 

Нур-Султан, Акорда, 2022 года

 №

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 2022 года

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года)

 

г. Нур-Султан,

2022 год

 

Содержание

 

Раздел 1.

Паспорт Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года)

 

стр.3

Раздел 2.

 

Анализ текущей ситуации

стр.3-8

Раздел 3.

Обзор международного опыта

 

стр.8-11

Раздел 4.

Видение развития Ассамблеи народа Казахстана в системе государственной политики в сфере межэтнических отношений

 

стр.11-13

Раздел 5.

Основные принципы и подходы развития Ассамблеи народа Казахстана

 

стр.13-16

Раздел 6.

Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года)

 

стр.16-17

 

План действий по реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года)

стр.17-28


 

Раздел 1. Паспорт Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года)

 

Наименование Концепции

Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана

(до 2026 года) (далее – Концепция)

Основание для разработки

пункт 3 протокольного поручения Президента Республики Казахстан, данного на ХХVI сессии Ассамблеи народа Казахстана 24 мая 2018 года, № 18-35-3.1

Государственный орган, ответственный за разработку Концепции

Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции

Секретариат Ассамблеи народа Казахстана Администрации Президента Республики Казахстан;

Министерство образования и науки Республики Казахстан;

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан;

Министерство иностранных дел Республики Казахстан;

Министерство национальной экономики Республики Казахстан;

акиматы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей

Сроки реализации

2022-2026 годы

 

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

 

Целью Концепции является обеспечение участия Ассамблеи народа Казахстана (далее – Ассамблея) в разработке государственной политики по укреплению общественного согласия и общенационального единства на основе принципов казахстанского патриотизма, гражданского равноправия, объединяющей роли государственного языка, идеи «единство в многообразии», постоянной модернизации нации, а также политики интеркультурализма.

В настоящее время казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства признана одной из успешных в мире.

Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года Ассамблея была создана как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. На Ассамблею возложена межведомственная координация деятельности по развитию и укреплению межэтнических отношений в стране.

Конституционная реформа 2007 года определила Ассамблею в качестве учреждения, имеющего конституционный статус, и обеспечила ей гарантированное представительство в Парламенте.

В 2007 году в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан Ассамблея народов Казахстана переименована в Ассамблею народа Казахстана.

В 2008 году принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», который определил нормативные правовые основы ее деятельности в сфере межэтнических отношений.

Реализованы Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006–2008 годы, Стратегия Ассамблеи на среднесрочный период (до 2011 года) и Концепция развития Ассамблеи (до 2020 года).

Организовано взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества в сфере укрепления межэтнического согласия.

Интегрированы усилия этнокультурных объединений в достижении целей и задач Ассамблеи.

Эффективно функционирует система мониторинга межэтнической ситуации и активно используются превентивные механизмы в данной сфере.

В 2011 году Указом Президента Республики Казахстан утверждено Положение об Ассамблее, в котором закреплены статус и полномочия Ассамблеи и ее общественных структур.

В 2018 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», направленный на дальнейшее совершенствование ее деятельности.

Укреплена инфраструктура Ассамблеи, обеспечена ее интеграция в систему институтов гражданского общества и органов государственной власти.

При Ассамблее функционируют общественные фонды, развивается многофункциональный веб-портал, в Национальной академической библиотеке Республики Казахстан создан депозитарий Ассамблеи.

По поручению Главы государства в 2009 году создан Научно-экспертный совет Ассамблеи. Во всех регионах страны на базе высших учебных заведений действуют научно-экспертные группы Ассамблеи.

Создан республиканский клуб журналистов Ассамблеи и на региональном уровне образованы аналогичные структуры.

Во всех регионах страны сформированы соответствующие советы Ассамблеи: общественного согласия, матерей, медиации.

Указом Президента Республики Казахстан в 2014 году создано республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан (далее – РГУ «Коғамдық келісім») как исполнительный орган Ассамблеи. На региональном уровне созданы коммунальные государственные учреждения «Қоғамдық келісім» при аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы (далее – КГУ «Қоғамдық келісім»).

В 2020 году РГУ «Қоғамдық келісім» передано в ведение Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, на региональном уровне КГУ «Қоғамдық келісім» – в ведение управлений внутренней политики и общественного развития местных исполнительных органов.

Также в 2020 году созданы Комитет по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития, который является ведомством данного Министерства, осуществляющим руководство государственной политикой в сфере межэтнических отношений, и ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований», которое проводит исследования в сфере межэтнических отношений, обеспечивает научный подход и применение новых методов совершенствования государственной политики.

Сформированы уникальные элементы казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства.

Во-первых, благодаря целенаправленной государственной политике созданы и совершенствуются механизмы реализации гражданского равноправия независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Во-вторых, представительство и реализация интересов казахстанских этносов осуществляются на высшем государственном уровне, так как Председателем Ассамблеи является Президент страны – гарант Конституции Республики Казахстан.

Решения сессии Ассамблеи – ее высшего органа подлежат обязательному рассмотрению всеми государственными органами и должностными лицами.

В-третьих, гарантированное представительство интересов этносов в Парламенте страны обеспечивается депутатами Парламента Республики Казахстан от Ассамблеи народа Казахстана.

Депутаты от Ассамблеи в Парламенте страны принимают активное участие в рассмотрении законопроектов на предмет соответствия национального законодательства стандартам в области соблюдения прав граждан вне зависимости от их этнической принадлежности, недопущения дискриминации по этническому признаку.

Депутаты от Ассамблеи готовят и направляют в Правительство Республики Казахстан и государственные органы запросы касательно прав этносов, взаимодействуют с государственными органами и неправительственным сектором по совершенствованию сферы межэтнических отношений, принимают участие в мероприятиях Ассамблеи, участвуют в работе сессии и Совета Ассамблеи, ведут информационно-разъяснительную работу среди населения.

В-четвертых, в Республике Казахстан сформирована основа, базирующаяся на общегражданских принципах, общих духовно-культурных ценностях и общенациональном историческом сознании.

В-пятых, государством созданы условия и оказывается поддержка в работе по развитию традиций, языков и культуры этносов Казахстана.

Законодательство Республики Казахстан в сфере языковой политики предусматривает право граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Ассамблея способствует развитию и популяризации государственного языка среди всех этносов страны. В домах дружбы функционируют

174 воскресные школы при этнокультурных объединениях, в которых действуют 124 группы по обучению этносов Казахстана на государственном языке.

В-шестых, казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства развивается на основе гражданской инициативы и конструктивного диалога институтов гражданского общества и органов государственной власти.

В-седьмых, принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что манипуляция межэтническими вопросами в политических целях недопустима.

В Казахстане внедрены общепризнанные нормы в сфере межэтнических отношений.

Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства презентована на 56 языках стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – ОБСЕ) и применяется на практике в посольствах Республики Казахстан за рубежом.

Республикой Казахстан подписаны меморандумы о сотрудничестве с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Центром глобального диалога и сотрудничества, государственными и негосударственными структурами ряда стран, о взаимопонимании между Ассамблеей и Секретариатом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

В целом в стране функционирует эффективная политико-правовая и институционально-управленческая система обеспечения и укрепления общественного согласия и общенационального единства.

По данным социологического мониторинга общественного мнения, проведенного Институтом прикладных этнополитических исследований в

2020-2021 годы, в Республике Казахстан сохраняется «базовое ядро» стабильности в межэтнических отношениях на уровне 94%. Идею полиэтничности разделяют 88,3 % наших граждан. 93,7 % населения республики положительно относится к представителям других этносов. Граждане в целом поддерживают государственную политику по сохранению межэтнического согласия, и уровень такой поддержки составляет 85,9 %.

Эти показатели свидетельствуют об общей эффективности функционирования казахстанской модели мира и согласия.

Вместе с тем следует выделить внешние и внутренние факторы, которые оказывают влияние на развитие межэтнических отношений в стране.

Среди внешних факторов важно отметить новые вызовы XXI века – турбулентность мировой экономики, нарастание геополитического противостояния, рост влияния этнорелигиозного фактора на возникновение современных международных конфликтов, усиление миграционных потоков и рост числа беженцев.

Геополитическая ситуация в мире остается сложной и имеет тенденцию к обострению. В частности, санкционные противостояния между крупнейшими государствами мира, обострение ситуации в странах региона и рост числа беженцев из Афганистана негативно влияют на формирование международной обстановки в центрально-азиатском регионе.

Отдельные конфликтные ситуации в странах исторического происхождения этносов, проживающих в Казахстане, в том числе связанные с событиями на азербайджано-армянской и киргизско-таджикской границах, а также фактор ухудшения российско-украинских отношений, провокационные заявления отдельных зарубежных политиков могут оказать негативное влияние на межэтнические отношения в Казахстане.

Вышеуказанные обстоятельства могут быть использованы некоторыми внешними силами для обострения межэтнических отношений в Казахстане.

Все это требует дальнейшего укрепления единства, сплоченности и патриотизма народа Казахстана, совершенствования государственной политики в межэтнической сфере, активизации деятельности Ассамблеи.

Среди внутренних факторов можно выделить следующие:

Изменение этнодемографического положения страны

На 1 января 2022 года население Казахстана насчитывало 19 млн 122 тыс. человек, из которых наибольший процент составляли казахи (69,03 %), затем русские (18,47 %), далее узбеки (3,29 %), уйгуры (1,5 %), украинцы (1,3 %), татары (1,06 %), немцы (0,92 %), турки (0,61 %), корейцы (0,57 %), азербайджанцы (0,61 %), дунгане (0,40 %), белорусы (0,26 %), таджики (0,27 %), курды (0,25 %), чеченцы (0,18 %), поляки (0,15 %), башкиры (0,09 %), представители других этносов 1,04 %.

В целом данные статистики по народонаселению на 2018-2020 годы отмечают устойчивую тенденцию увеличения населения страны. Так, за последние три года численность населения страны увеличилась на 2,6 %.

При этом намечается усложнение динамики этносоциальных процессов, связанных с миграцией, изменением половозрастного состава населения, размещением этносов внутри страны и усилением этнодемографической специфики различных регионов.

 

Информационное поле

В информационном поле наблюдается определенное распространение негативных мировоззренческих установок о состоянии межэтнической ситуации в стране, которые могут негативно влиять на межэтнические отношения среди казахстанских граждан.

Наряду с широким освещением межэтнического мира и единства в стране отмечается существование «языка вражды», недобросовестных интерпретаций межэтнической ситуации в стране.

На этом фоне проведенный контент-анализ социальных сетей показывает увеличение межэтнического дискурса в них.

Ключевыми проблемами сферы можно считать:

во-первых, периодически возникающие риски политизации межэтнических отношений, а также внешнего деструктивного влияния на межэтническую ситуацию в стране;

во-вторых, недостаточный уровень социально-культурной интеграции этносов казахстанского общества, особенно в местах их компактного проживания;

в-третьих, распространение в информационном поле, особенно в социальных сетях, негативных мировоззренческих установок в отношении отдельных этносов, что способствует поляризации общественного мнения и формированию новых барьеров и дистанций между этносами;

в-четвертых, возникновение социально-политического запроса на переформатирование и актуализацию работы Ассамблеи и всех общественных структур как ключевого института укрепления межэтнического взаимодействия, а также организация ее полноценной информационной работы по вопросам политики единства и согласия в Республике Казахстан.

В целом на фоне происходящих сложных процессов и изменений в социально-экономическом, этнодемографическом развитии при имеющихся культурно-языковых различиях в обществе востребовано дальнейшее обновление концептуальных подходов к проведению государственной политики в сфере межэтнических отношений и интеграции, укреплению гражданской идентичности населения, а также совершенствованию деятельности Ассамблеи.

 

Раздел 3. Обзор международного опыта

 

Межэтнические отношения остаются одним из сложнейших видов социальных и международных отношений. На протяжении веков усилия государств и международных организаций были направлены на поиск путей и средств предотвращения межэтнических конфликтов, создание условий для мирного сотрудничества этнонациональных групп. Международные нормы и мировой опыт представляют в целом большую ценность для всех стран и предлагают решения, предостерегая от ошибок в реализации государственной политики в сфере межэтнического согласия.

Абсолютное большинство современных государств имеет и будет иметь сложный в этническом отношении состав населения, который порой порождает межэтнические противоречия и провоцирует конфликты.

В Республике Казахстан проживает более 100 этносов, и в этой связи государство изучает и применяет международный опыт, международно-правовые нормы по вопросам обеспечения общественного согласия и единства в стране.

В настоящий момент наряду с моделями «плавильного котла» и мультикультурализма в мире формируется концепция интеркультурализма.

Интеркультурализм выводит на первый план поиск объединяющих различные культуры интересов и налаживание позитивного взаимодействия между представителями различных этносов. Признавая культурные различия, интеркультурализм выступает против создания замкнутых культурных сообществ. В европейских государствах представители этнических меньшинств становятся ответственными за свое интегрирование в гражданское общество определенного государства, в том числе и посредством овладения государственным языком. Непременным условием интеркультурализма является равенство всех граждан перед законом.

На основе позитивного международного опыта действующая в Казахстане идея «единство в многообразии» на сегодня объективно дополняется принципом интеркультурализма.

На практике большинство стран стремится поддерживать условия для участия этнических групп в политической жизни путем их вовлечения в процессы принятия политических решений. Значимым инструментом является обеспечение представительства этнических меньшинств в национальных парламентах через специально установленные процедуры. Наиболее распространенной практикой является выделение специального количества мест в парламентах. Такой подход применяется в Дании, Новой Зеландии, Сингапуре, Словении, Черногории и других странах.

Республикой Казахстан данная мера реализуется через Ассамблею, которая является конституционным органом, обеспечивающим представительство интересов этнических групп в Парламенте страны, активное участие депутатов в законотворческой деятельности и решении вопросов по соблюдению прав казахстанских граждан вне зависимости от этнической принадлежности, недопущению их дискриминации по этническому принципу.

Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уделяют большое внимание созданию условий для расширения участия представителей этнических меньшинств в работе местных представительных органов, особенно в случаях компактного проживания этнических групп в определенных регионах.

В рамках осуществления функций исполнительной власти во многих странах в структуре правительств принято создавать специальные подразделения, курирующие вопросы развития этносов и межэтнического взаимодействия.

Эффективным механизмом формирования гражданского единства и этносоциального взаимодействия признано вовлечение людей в решение широкого круга вопросов развития местного сообщества и совершенствования социальной сферы. Приоритетными направлениями формирования гражданского единства являются усиление социальной поддержки, дальнейшее развитие сфер образования и здравоохранения.

Одним из инструментов укрепления гражданского единства является волонтерская работа. Высокий уровень вовлеченности граждан в волонтерское движение характерен для Великобритании, Германии, Нидерландов, Ирландии, США. Волонтерское движение получило свое развитие и в Казахстане, особенно в период пандемии COVID-19.

Многие страны ратифицировали Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 года (далее – Конвенция), которая обязывает страны представлять сводные периодические доклады о выполнении норм Конвенции в Комитет по ликвидации расовой дискриминации Организации Объединенных Наций (далее–Комитет ООН). Эта обязанность стран является одним из действенных инструментов обеспечения международного признания национальной политики отдельных государств, нейтрализации попыток политизации данного вопроса и внешнего давления.

Республика Казахстан ратифицировала данную Конвенцию 29 июня 1998 года и в установленном порядке представляет соответствующие сводные периодические доклады о выполнении норм Конвенции в Комитет ООН.

Анализ международной практики показывает, что опыт Ассамблеи успешно применяется на постсоветском пространстве и демонстрирует значительную роль межэтнического согласия и стабильности в укреплении единства народа, формировании культуры конструктивного диалога.

Так, в 1992 году состоялся первый Съезд народов Татарстана, который принял резолюцию о создании ассоциации национально-культурных обществ (АНКО). В настоящее время Ассамблея народов Татарстана объединяет

37 национально-культурных обществ, молодежное крыло «Молодежная ассамблея народов Татарстана», дома и центры дружбы народов, создаваемые в этой республике.

В 1998 году создана Ассамблея народов России, которая является добровольной, самоуправляемой общероссийской общественной организацией и объединяет представителей более 160 народов Российской Федерации. Ее деятельность направлена на налаживание диалога между органами государственной власти и национальными общностями, обеспечение участия таких объединений в законотворческом процессе и миротворческой деятельности.

Общественный и социально-политический запрос на реформирование специальных и общественных структур в сфере межэтнических отношений можно отметить в ряде зарубежных стран.

Ассамблея народов России, существовавшая долгие годы как общественная организация, в 2020 году Указом Президента Российской Федерации преобразована в общероссийскую общественно-государственную организацию «Ассамблея народов России». Ее целями стали совершенствование государственной национальной политики, содействие укреплению общероссийской гражданской идентичности и межнационального согласия.

Ярким примером реформирования в сфере межнациональных отношений является Европейский Союз (далее – ЕС), объединяющий 27 стран мира. На его базе создан и функционирует ряд совместных органов, выражающих интересы народов ЕС. Разработано единое европейское право, выстроившее межнациональные отношения между странами, входящими в ЕС, на основе соблюдения законодательства. При этом процесс сближения и взаимовлияния народов стран ЕС постоянно углубляется и является непрерывным.

Эффективность управления полиэтническим государством в настоящее время во многом зависит от того, насколько полноценно регулируется государственная информационная политика с учетом приоритетов обеспечения межэтнической коммуникации и единства общества.

Для решения данного вопроса ряд стран постсоветского пространства (Грузия, Украина, Беларусь, Туркменистан, страны Прибалтики) в той или иной мере применяет статьи законов о СМИ, предусматривающие ограничения общего характера, в числе которых не допускается использование СМИ для разжигания национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни.

Международный опыт по проблеме внешнего деструктивного влияния на межэтническую ситуацию решается на основе таких международных документов, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсинкские договоренности (1975), Парижская хартия (1990) и др. В данных документах провозглашены принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами наций и государства.

Осуществление контроля за соблюдением данных норм осуществляют авторитетные и известные международные организации (комиссии ООН по правам человека, защите национальных меньшинств, Совет ООН по ликвидации расовой дискриминации, Гаагский Международный суд и пр.).

В Российской Федерации вопрос внешнего деструктивного влияния на межэтническую ситуацию включает в себя несколько аспектов: миротворческая деятельность, осуществляемая в политико-дипломатических рамках, посредничество, элементы взаимодействия с другими странами, внесение изменений в нормативную правовую базу, а также военно-силовые методы.

Страны Европы помимо применяемых Россией аспектов используют объединяющее начало на базе ЕС, выражающееся в их тесной кооперации, интеграции, экономическом и межкультурном взаимодействии, а также в общем противодействии угрозам.

Таким образом, краткий анализ мирового опыта показывает, что регулирование межэтнических отношений является важнейшим фактором государственной политики и мирного сосуществования многонациональных обществ и государств.

В Казахстане при реализации государственной политики на практике применяются вышеуказанные меры и инструменты обеспечения межэтнического взаимодействия с учетом интересов всех проживающих в стране этносов. Одним из центральных звеньев реализации политики государства в сфере межэтнических отношений выступает Ассамблея народа Казахстана.

 

Раздел 4. Видение развития Ассамблеи народа Казахстана

в системе государственной политики в сфере межэтнических отношений

 

Ассамблея будет содействовать дальнейшему укреплению в Казахстане интегрированной гражданской общности с признанием многообразия культур, языков, традиций народа, способствовать консолидации и единению общества вокруг приоритетов развития страны.

Ассамблея и далее будет выступать ключевым механизмом формирования гражданской идентичности и реализации конституционного принципа общественного согласия, диалоговой площадкой государства и гражданского общества.

В первую очередь Концепция призвана обеспечить функционирование Ассамблеи как одного из ключевых идеологических механизмов обеспечения политики мира и согласия в казахстанском обществе.

Концепция будет способствовать развитию Ассамблеи как социальной и информационной площадки для обеспечения широкого взаимодействия институтов гражданского общества, государственных органов, научной и творческой интеллигенции, молодежи по вопросам интеграции общества, укрепления общественного согласия и единства народа Казахстана.

Концепция нацелена на организацию системной работы по разъяснению и реализации в обществе принципов государственной политики в сферах интеграции этносов, развития казахстанской идентичности и общенационального единства, обеспечения мира и согласия в обществе.

Дальнейшее развитие сферы межэтнических отношений будет осуществляться с позиции усиления роли Ассамблеи в укреплении общественного согласия и общенационального единства на принципах гражданства, нацеленности на решение задач Стратегии «Казахстан – 2050» через всестороннюю модернизацию всех институтов Ассамблеи, а также их активное участие в духовном обновлении казахстанского общества.

В связи с этим будет продолжено институциональное и инфраструктурное укрепление Ассамблеи, ее институтов в системе государственной политики в межэтнической сфере по ключевым направлениям:

1)       организация взаимодействия с зарубежными партнерами Ассамблеи по обеспечению системного противодействия попыткам переноса любого внешнего конфликтного потенциала на территорию Республики Казахстан и ее граждан;

2)       активизация и актуализация совместной работы с правоохранительными органами по оперативному реагированию на обострение межэтнической ситуации, конфликты, способные перерасти в этническую плоскость, а также выстраивание системы превентивных мер по их профилактике и предотвращению;

3)        усиление многоплановой работы по интеграции всех этносоциальных групп в единую гражданскую нацию через активизацию деятельности Ассамблеи как важного инструмента укрепления межэтнического взаимодействия и согласия, а также просветительской и информационно-разъяснительной работы всех ее институтов в обществе по вопросам политики единства и согласия, интеграции этносов, развития государственного языка в обществе как языка межэтнического общения;

4)       реализация широкой информационно-разъяснительной работы институтов Ассамблеи, домов дружбы, государственных органов и учреждений среди населения с целью нейтрализации негативных мировоззренческих установок в сфере межэтнических отношений, распространяемых в информационном поле;

5)       выработка предложений по внедрению новых механизмов взаимодействия институтов Ассамблеи с государственными органами и иными общественными объединениями в целях укрепления общественного согласия и общенационального единства;

6)       систематизация работы и усиление роли Ассамблеи в укреплении межэтнических отношений, содействии в развитии благотворительности, медиации, волонтерства в социальной сфере как механизма укрепления общественного согласия и единства;

7)       совершенствование деятельности Ассамблеи по реализации приоритетов модернизации общественного сознания, формированию прогрессивных нравственных ценностей в обществе.

 

Раздел 5. Основные принципы и подходы развития Ассамблеи народа Казахстана

 

Основными принципами Ассамблеи являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) приоритет интересов народа и государства;

3) недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Эти принципы Ассамблеи соответствуют общим принципам государственной политики в межэтнической сфере и дополняются основными положениями, озвученными на XXIX сессии Ассамблеи 28 апреля 2021 года:

казахстанский патриотизм, основанный на доверии и взаимодействии гражданского общества и государства;

объединяющая роль государственного языка;

постоянная модернизация нации, развитие идеи «единство в многообразии» и внедрение новых форм политического мышления;

интеркультурализм, основанный на общих ценностях и интересах всех этнических групп.

Акцент в деятельности Ассамблеи будет сделан на:

поиске объединяющих интересов и налаживании позитивного взаимодействия между представителями различных этносов;

поиске общих ценностей и интересов всех групп населения;

преодолении культурных и этнических границ в процессе укрепления гражданской идентичности и совместной деятельности;

интеграции представителей этносов в единое общество, в том числе путем овладения государственным языком.

Признание культурных различий не должно способствовать созданию замкнутых этнокультурных сообществ. Этнокультурные объединения Ассамблеи ответственны за социально-культурную интеграцию этносов в единое казахстанское общество.

Деятельность Ассамблеи осуществляется по следующим ключевым направлениям:

1) широкое привлечение структур Ассамблеи к проектам по интеграции общества, модернизации общественного сознания на основе проведения политики интеркультурализма;

2) развитие деятельности Ассамблеи в области медиации, волонтерства, благотворительности и общественного контроля как интегрирующих механизмов;

3) продвижение государственного языка как языка межэтнического общения и консолидирующей основы, содействие развитию языков казахстанских этносов;

4) поддержка, сохранение и популяризация общего историко-культурного наследия народа Казахстана;

5) распространение знаний об истории формирования полиэтничного народа Казахстана и роли этносов в укреплении независимости страны;

6) развитие гражданского общества и молодежных организаций;

7) содействие развитию этнических средств массовой информации.

 

Подходы к развитию Ассамблеи:

1)       международное сотрудничество:

развитие механизмов сотрудничества с зарубежными партнерами Ассамблеи;

развитие инструментов народной дипломатии, в том числе института послов дружбы Ассамблеи, взаимодействие с ним в рамках международных мероприятий Ассамблеи;

организация работы институтов Ассамблеи по нивелированию внешних потенциальных угроз в целях недопущения обострения межэтнической ситуации среди этносов Казахстана;

2)       интеграция этносоциальных групп страны в единую гражданскую нацию:

обеспечение эффективного взаимодействия институтов Ассамблеи с государственными органами и организациями по продвижению политики интеркультурализма;

создание условий для этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений в работе по интеграции общества, а также сохранению и развитию традиций, языков, культуры всех этносов Казахстана;

привлечение советов матерей, этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений к популяризации и укреплению института семьи, традиционных семейных ценностей, дружбы и единства в казахстанском обществе;

выработка предложений для центральных государственных и местных исполнительных органов в сфере укрепления общественного согласия и общенационального единства;

внедрение в практику механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственного управления и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением прав и интересов этносов Казахстана и расширением процессов интеграции общества;

3) информационно-разъяснительная работа в сфере межэтнических отношений:

усиление информационно-разъяснительной работы среди населения в сфере укрепления общественного согласия и общенационального единства, особенно через социальные сети, СМИ и использование интернет-пространства;

обеспечение системного мониторинга сферы межэтнических отношений и анализа межэтнической ситуации в стране, в том числе в информационном поле;

оказание содействия в расширении и активизации работы советов общественного согласия Ассамблеи с использованием возможностей медиапространства страны в целях профилактики возникновения межэтнической напряженности, усиления роли медиации и общественного контроля;

создание диалоговых площадок на базе общественных структур Ассамблеи в целях обеспечения взаимодействия государственных органов и населения страны;

разработка единых стандартов и социолингвистических понятий в сфере межэтнических отношений, обеспечение их единообразного использования;

4) укрепление и развитие института Ассамблеи через совершенствование деятельности ее общественных структур:

проведение анализа эффективности нормативной правовой базы по вопросам Ассамблеи и ее деятельности;

внедрение современных методов менеджмента в деятельность региональных ассамблей, КГУ «Қоғамдық келісім», общественных структур Ассамблеи;

развитие на региональном уровне постоянно действующих механизмов сотрудничества в виде консультативно-совещательных органов, комиссий, рабочих групп;

внедрение единой системы работы общественных структур Ассамблеи посредством разработки в качестве образца планов их работы на среднесрочный период;

совершенствование системы повышения квалификации государственных служащих, а также руководителей и представителей этнокультурных объединений по вопросам межэтнических отношений;

обеспечение обмена опытом между ассамблеями регионов по вопросам медиации, волонтерства, благотворительности и общественного контроля;

развитие механизмов сотрудничества с Парламентом Республики Казахстан и взаимодействия с депутатской группой Ассамблеи в Парламенте Республики Казахстан.

 

Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2026 года)

PRGloader Загрузка страницы 1