Что важнее Казахстану: реформы государства или решение общественных проблем?

 

Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич

Президент Общественного объединения

«Центр устойчивого развития Ochaq»,

доктор юридических наук, профессор

 

С обретения независимости, Казахстан проводил реформы во всех сферах и ставил во главу угла создание имиджа стабильного государства, игнорируя растущие общественные проблемы. В итоге все представления о «стабильности» были подорваны январскими событиями, когда самые массовые протесты в стране обернулись кровопролитием.

После протестов, произошедших в январе, Президент Казахстана Токаев К-Ж.К., объявил, что будем строить «новый Казахстан» и заявил, что страну ждут масштабные реформы. Конечно, многие реформы – нужные начинания. Однако опыт Казахстана показывает, что постоянные реформы без разрешения общественных проблем, приводит к печальным последствиям. И попробуйте ответить себе, от реформ Казахстану больше пользы или вреда?

Тем не менее, сегодня слово «реформа» у всех на устах. Власть в Казахстане пытается преобразовать различные стороны общественного бытия – экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. Реформа толкуется как процесс безотлагательный и позитивный. Сегодня никто уже не представляет жизни без очередных реформ. Нет ни одной политической партии в стране, которая не предлагала бы целый арсенал различных новаций.

Мы более 30 лет находимся в режиме постоянных реформ, не считая периода перестройки. Все время что-то улучшаем, совершенствуем, модернизируем. Но в итоге после каждой реформы – нужна новая реформа, чтобы привести предыдущую в порядок. И за годы реформ наша страна накопила множество общественных проблем, требующих незамедлительного решения, но, а мы опять за очередные реформы. Однако, как показывает отечественная практика, реформы не решают общественные проблемы, а наоборот ещё больше их порождают.

Согласно результатам нашего научно-прикладного исследования и опыта деятельности Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq» в Алматинской области, не разрешив общественные проблемы, мы не сможем поддержать реформы. Разрешая общественные проблемы, можно проводить реформы, но ни в коем случае наоборот, ибо реформы сами по себе не эффективны без поддержки населения, с решением конкретных общественных проблем. Эту простую истину, пора понять и руководствоваться тем, что объявив о реформе, надо обозначить общественные проблемы, которые будут решаться. Разрешая общественные проблемы, мы поэтапно проводим реформы, просто реформировать не получится, об этом свидетельствуют последний 30-летний опыт Казахстана.

Таким образом, ни одна реформа страны не может иметь успеха, если население страны не активно и мало принимает участие в принятии решений. Активность населения только там, где есть созданные государством условия и основы (правовая, социальная, экономическая) для самоуправления. Отсутствие активности со стороны народа, приводит к определённым последствиям и негативно сказывается, на результаты реформ.

При этом следует отметить, что двигателем реформирования системы самоуправления не может служить исполнительная власть, которая будет заинтересована в делегировании наиболее трудоёмких и затратных компетенций на нижние уровни, максимально удерживая при себе властные рычаги, полномочия и ресурсы.

Результаты нашего исследования на местах по проблемам местного самоуправления также показывают, что в нынешних условиях развитию местного самоуправления в Казахстане в первую очередь препятствуют акимы и акиматы на местах, не желающих перемен. Где до сих пор отражаются структуры и процессы советской системы и самое главное, в нём, по-прежнему преобладают бюрократические институты, с высокой степенью формализма. Развитию местного самоуправления препятствуют также гражданская и правовая незрелость населения, а также низкий уровень доверия к местным властям.

Опыт зарубежных стран демонстрирует, что государство не может самостоятельно строить структуру самоуправления. Эта структура должна быть построена снизу и по инициативе местных сообществ и самих жителей. Именно поэтому, нами в качестве пилотного проекта было создано Общественное объединение «Центр устойчивого развития Ochaq». Под указанное объединение специально было построено здание в ауле Муканшы, Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Жетысуской области.

По результатам формирования и деятельности Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq» в Жарлыозекском сельском округе Коксуского района Алматинской области, мы пришли к выводу, что акимы и акиматы, без указания сверху, никогда не будут содействовать формированию самоуправления среди населения, и под разными предлогами к сожалению больше всего препятствуют к организации самоуправления населения.

В этой связи, мы полагаем, что основной задачей по проблемам самоуправления у государства является создание правовой базы и организационных условий, благоприятной социально-политической атмосферы, установление в обществе первой ступени самоуправления, для развития широкого и повседневного местного самоуправления.

Долго не пришлось ждать, от 18 августа 2021 года Президент Республики Казахстан Токаев К-Ж.К издал Указ за № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года» (далее – Концепция).

Вместе с тем, вся Концепция ориентирована на западные страны, но где западные страны, а где Казахстан. Ведь в вопросах местного самоуправления, все зависит от менталитета народа и здесь по сравнению с западными странами у Казахстана совершенно другая культура, быт, обычаи, традиции и т.д. Ни в одном из них мы не схожи, наша разница, как небо и земля. Тогда как самоуправление населения, любого государства, полностью зависит и основывается от её национальной культуры, быта, обычаев и традиций.

Но, несмотря на это, в Концепции широко представлен опыт только западных стран: Польши, Франции, Германии, Финляндии, Канады и Австралий и исходя из этого, предлагается применить ряд инструментов западных стран для развития местного самоуправления Казахстана. Но, насколько они приемлемы в нашей стране, такие заимствования, как правило, являются имитацией, в мире она давно известна и называют её «культ карго».

Политолог Екатерина Шульман вводит понятие «обратный карго-культ» оно употребляется в отношении общественных институтов, структура которых скопирована у других стран, но которые устроены как поверхностная имитация и работают значительно хуже оригинала. При этом ответственными за их работу чиновниками часто совершается логическая подмена понятий принципы работы передовых общественных институтов объявляются ложными, потому что плохо работает их имитация[1]..

Действительно, Казахстан все эти постсоветские годы догоняя Запад, тем и занимается, что копирует какие-то структуры общественных институтов зарубежных стран, а на этот раз пытается внедрить формирование и деятельность местного самоуправления Запада. Хотя модель «догоняющей» модернизации уже давно обнаружила свою ограниченность. И сегодня попытка имитировать, тем более имитировать предшествующие фазы развития Запада, не способна вывести страну на путь адекватного развития.

Кроме того, крайне непродуктивно и опасно проводить реформу местного самоуправления путём простой пересадки чужих нововведений в свою культуру. От этого мы потеряем свою традиционную культуру без обретения новой, а потерять свою историю местного самоуправления, которой насчитывается много столетий, мы никак не можем.

Как до колонизации Россией, так и после, казахские органы местного самоуправления были настолько влиятельными, что с их руководителями – аға-султанами – были вынуждены считаться даже царские чиновники. Выборы в самоуправление были чрезвычайно важными, победа в них считалась настолько принципиальным делом, что предвыборные баталии переходили порой в конфликты и порождали нездоровые страсти, столь красочно описанные, к примеру, в романе М. Ауэзова «Путь Абая».

Однако, несмотря на вполне понятный недостаток цивилизованных методов политической борьбы среди кочевников-скотоводов, степное самоуправление сформировало именно демократический тип политической культуры, нашедший позднее своё яркое отражение в программных документах «Алаш-Орды»[2].

Его основы зародились в эпоху возникновения родовых и племенных общин, когда складывался кочевой уклад жизни. Родовые старшины и племенные вожди выбирались на курултаях и сходах кочевников. Они наделялись полномочиями разбирать споры, формировать и командовать подразделениями воинов. При этом родовые общины обладали широкой автономией и значительным весом[3]. Поэтому нельзя говорить, что казахский менталитет исторически не готов к местному самоуправлению исторические предпосылки к нему как раз есть.

У других народов Средней Азий, исторически сложились совсем иные общины, основанные по религиозному, ремесленному и территориальному принципу, но все они имеют одно название и называется Махалля. История формирования махалли как уникального социального организма, и как части городского конгломерата уходит в древность и глубину веков.

Ещё Аль Фараби (870-950 гг.) в своём произведении «Раздумья о населении идеального города»[4], писал: «...каждый человек от природы устроен так, что на пути к стремлению жить и совершенствоваться он нуждается во многих вещах, однако он один не в силах ими овладеть, чтобы этого достичь появляется потребность в людской общине <...> Единая совместная деятельность членов данной общины предоставляет им возможность достижения и овладения теми вещами, которые им необходимы для их жизни и совершенства».

«В связи с этим человек прежде всего сближается с соседом. А ещё, он с этим же соседом живёт на одной улице, в одной махалле, в одном городе и, наконец в одной стране, которая создала этот город»[5].

Махаллями в период СССР было принято называть части города, застроенные частными или так называемыми плановыми домами, множество многоэтажек, появившихся в период индустриализации, в махалли не входили. Махаллинские комитеты стояли на страже советского строя.

Новая история махалли и возрождение махалли началось после обретения Независимости Республикой Узбекистан. Возрождение национальных традиций и обычаев, истории, рост национального самосознания затронул и процесс возрождения махалли. Махалля получила официальный юридический статус, закреплённый в Конституции, махалля стала органом местного самоуправления граждан и была наделена властными полномочиями, получила возможность решать социальные проблемы на местах. Был принят «Закон о местном самоуправлении» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 3 февраля 2017 года ознаменовал начало нового этапа в развитии деятельности данной системы, институт махалли успешно совершенствуется в соответствии с требованиями времени.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что опыт махалли в качестве уникального института для построения демократического государства и формирования сильного гражданского общества намного ближе нам и может быть эффективно использован Казахстаном, чем опыт самоуправления западных стран. Поскольку историко-культурное взаимодействие казахского и узбекского народов уходит своими корнями вглубь веков, и оно подкреплено общим прошлым и богатым духовным наследием. Нас объединяет общность языков, религии, культуры и традиций. Это живая нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее, залог вечной дружбы.

Подводя итог, следует сказать, что, как и вся политическая система Казахстана, институт местного самоуправления на протяжении всего времени существования вбирает положительный опыт функционирования самостоятельного института публичной политики, и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.

В этой связи, нами предлагается во исполнение Указа от 18 августа 2021 года № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года», (далее - Концепция) запустить пилотный проект «Ошак», как органа местного самоуправления.

Данный пилотный проект, разработан ОО «Центр устойчивого развития Ochaq» (далее Ошак) совместно с ОО «Международная академия информатизации» (далее МАИН), а также неоднократно был обсуждён (совещания, конференции и круглые столы) на площадке Ошак, о внедрение пилотного проекта в отдельно взятой территории Казахстана.

В мае 2021 года, на территории Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Алматинской области запустили пилотный проект «Ошак». За год своей деятельности «Ошак» провёл различные мероприятия: консультации, обучение, встречи с населением сельского округа и совместные мероприятия (субботник, празднование «Наурыза», «День учителя» и т.д.). И на сегодня, жизнеспособность и перспективность данного проекта, подтверждены результатами наших исследований (анкетирование, опросы и интервьюирование).

Основная задача реализации Концепции – это прежде всего объединение сельских жителей и для этого необходимо запустить пилотный проект «Ошақ» и в других регионах страны, как будущего органа местного самоуправления Казахстана. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов внедрение пилотного проекта, окажет совокупный мультипликативный эффект не только на развитие государственных органов, но и местного самоуправления Казахстана.

Вся предыдущая история местного самоуправления, ранее строилась по модели развития этих отношений сверху. Сейчас наступил период, когда нужно развивать новое качество отношений – это отношения снизу, как инициативы населения, так и поддержка неправительственных организации Казахстана.

 


[2] Жизнь и смерть лидера Алаш Орды / [Электронный ресурс]: http://www.elimai.kz/zhizn-і-smert-lidera-alash-ordy.html

[3] Жумадилова А. «Сущность и природа местного самоуправления в Республике Казахстан» // Правовая реформа в Казахстане. № 3, 2003.

[4] Маънавият юлдузлари (Звёзды духовности). Тошкент, 1999. Б. 67-68.

[5] Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шахри (Раздумья о населении идеального города). Тошкент: Узбекистон миллий энциклопедия-си, 2004. Б. 56.