|
|
|
Источник: *Конституционного Совета РК (ksrk.gov.kz/)
26.11.2021 Конституционным Советом рассмотрено представление суда
24 ноября 2021 года состоялось заседание Конституционного Совета по представлению Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области о признании неконституционной нормы подпункта 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности». Открывая заседание, Председатель Конституционного Совета К.Мами отметил, что представление суда затрагивает право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, которое выступает особой уголовно-процессуальной гарантией защиты его прав и законных интересов. О проведенных подготовительных мерах по представлению проинформировал член Конституционного Совета – докладчик А.Темербеков. На заседании Конституционный Совет заслушал мнения представителей Сената и Мажилиса Парламента, Правительства, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств внутренних дел и юстиции. Своими суждениями поделились субъект обращения – судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области А.Косжанов, а также эксперты - доктора юридических наук М. Когамов и А. Ахпанов. Конституционный Совет изучил заключения Комитета национальной безопасности, Агентства по противодействию коррупции, Агентства по финансовому мониторингу, Уполномоченного по правам человека, Республиканской коллегии адвокатов, Института законодательства и правовой информации, Института парламентаризма, Центра исследования правовой политики, КазНУ имени аль-Фараби, Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева, Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова, Каспийского университета и других лиц. Заслушав участников заседания, состав Конституционного Совета удалился в совещательную комнату и вынес решение.
Комментарий к решению Конституционного Совета Конституционный Совет принял решение по представлению Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области о признании неконституционной нормы подпункта 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» (далее - Закон). Законом расширена подсудность суда с участием присяжных заседателей за счет отнесения к ней всех особо тяжких преступлений, с некоторыми исключениями. Однако введение в действие новых правил отсрочено до 1 января 2023 года, что оспаривалось со стороны суда и подсудимого по уголовному делу. В целом Конституционный Совет в своем решении подчеркнул, что участие граждан в отправлении правосудия по уголовным делам в качестве присяжных заседателей имеет особую конституционно-правовую значимость. Возможность рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (пункт 2 статьи 75 Основного Закона) относится к числу закрепленных Конституцией процессуальных гарантий судебной защиты прав и свобод обвиняемого, механизм реализации которых устанавливается законом. По мнению Совета, при законодательном регулировании конкретной модели уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, в частности, определении его подсудности, усмотрение законодателя не является абсолютным и принимаемые им меры должны быть направлены на более полную реализацию норм Основного Закона (в данном случае пункта 2 статьи 75), недопущение необоснованного отказа от этой формы судопроизводства и нарушения принципа равенства всех перед законом и судом. Конституционный Совет отметил, что закон начинает регулировать правовые отношения и порождать определенные юридические последствия только после его введения в действие. В этой связи, рассмотренная норма Закона признана не противоречащей Конституции Республики. Конституционный Совет полагает, что отлагательные сроки введения в действие нормативных правовых актов должны быть разумными и направлены на создание необходимых правовых, организационных, материально-технических, кадровых и иных условий для обеспечения должного применения новых нормативных положений. Кроме того, на заседании Конституционного Совета внимание уполномоченных государственных органов было обращено на некоторые недостатки: отсутствие устоявшихся подходов при определении сроков введения в действие новых законов, недостаточное правовое регулирование применимого права и порядка в переходный период, непроработанность критериев определения подсудности суда с участием присяжных заседателей и др.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |