|
|
|
Об отдельных проблемах обеспечения тайны следствия Чулакова Динара Серкбаевна помощник Генерального Прокурора Управления анализа состояния законности на досудебной стадии уголовного процесса Службы уголовного преследования Генеральной прокуратуры РК
Данные досудебного расследования относятся к охраняемым уголовным и уголовно-процессуальным законодательством сведениям, разглашение которых создает реальную или потенциальную опасность причинения ущерба расследованию уголовного дела, нарушения прав и законных интересов, как участников уголовного судопроизводства, так и лиц, не являющихся его участниками. По общему правилу, предание гласности данных досудебного расследования уголовного дела отнесено к компетенции следователя, дознавателя, либо прокурора в тех случаях и пределах, в которых они сочтут это допустимым, при условии отсутствия угрозы причинения вреда правам, свободам и законным интересам участников процесса и интересов расследования (статья 201 УПК). При этом в качестве процессуальной меры воздействия на правосознание лица, которому стали известны данные расследования, предусмотрена подписка об их неразглашении с одновременным разъяснением юридической ответственности в случае нарушения предписания. С одной стороны, подписка выступает сдерживающим фактором в намерении лица с корыстной либо какой бы то ни было иной заинтересованностью передать ставшие ему известными сведения по уголовному делу иному лицу, с другой – процессуальной возможностью привлечения лица к уголовной ответственности за разглашение сведений по расследуемому уголовному делу (статья 423 УК). При отсутствии подписки, обязывающей участника уголовного дела сохранять в тайне ставшие ему известными данные досудебного расследования, привлечь такое лицо к уголовной ответственности за разглашение нельзя. Должностное лицо, ведущее расследование обязано разъяснить каждому участнику права, обязанности и ответственность за неисполнение. В соответствии с частью 1 статьи 47 УПК в ходе уголовного судопроизводства принимаются предусмотренные УПК и другим законодательством меры по охране получаемых сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну. Согласно части 8 указанной статьи, порядок сохранения конфиденциальности данных досудебного расследования определяется статьей 201 УПК. Частью 1 статьи 201 УПК предусмотрено, что данные досудебного расследования не подлежат разглашению. Они могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора в том объеме, в каком им будет признано это возможным, если это не противоречит интересам расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов других лиц. К ним относится любая информация и сведения, имеющие отношение к досудебному производству по делу. Анализ выступлений и публикаций представителей органов уголовного преследования в электронных и печатных средствах массовой информации (далее - СМИ), а также в социальных сетях показывает, что указанные требования закона не всегда соблюдаются. В социальных сетях нередко распространяются резонансные события, факты и сведения, в том числе из служебной переписки о начале досудебных расследований с указанием подробностей и обстоятельств произошедшего, а также персональные данные причастных лиц. В результате, складывается повсеместная практика, когда участники процесса через СМИ или третьих лиц, а также сами органы уголовного преследования, распространяя данные досудебного расследования, силой общественного мнения влияют на ход расследования уголовного дела. Таким образом, в обществе формируется недопустимое предубеждение о заведомой невиновности фигурантов либо неправильной квалификации деяний, либо невиновности отдельных лиц и т.д. Зачастую разглашение данных уголовного судопроизводства сопровождается критикой и оскорблениями, а также ложным обвинением в предвзятости и некомпетентности должностных лиц, что приводит к подрыву авторитета и дискредитации власти в глазах общества. При этом сами потерпевшие и подозреваемые за распространение данных следствия ответственности практически не несут в силу прав на защиту своих интересов (привлечение потерпевших к ответственности противоречит принципам морали). Уголовной ответственности подлежат только участники процесса, которые были предупреждены о недопустимости разглашения данных расследования, тогда как сотрудники правоохранительных органов и представители СМИ в эту категорию не входят. Вместе с тем, за 5 месяцев текущего года органами расследования в ЕРДР зарегистрировано 5 уголовных дел по фактам разглашения данных досудебного расследования (г.Нур-Султан, Акмолинской, Атырауской, Павлодарской и Туркестанской областях). Наибольший удельный вес таких фактов по преступлениям, связанным с причинением смерти - 2, сексуальным насилием, присвоением или растратой вверенного чужого имущества и с хулиганскими действиями по 1. Практически в каждом случае сведения предаются огласке посредством использования социальных сетей. Уголовные дела данной категории с 2015 года в суд не направлялись. По результатам расследования прекращены со снятием с учета – 5 дел (Туркестанской - 2, г.Алматы, Костанайской и Павлодарской областях по 1), прерваны как нераскрытые - 1 (Туркестанской обл.). Основная причина прекращения – разглашение данных лицом, не являющимся участником процесса либо отсутствие подписки. Лицо, допустившее публикацию в СМИ, не имеет никакого отношения к материалам дела, соответственно какого-либо предупреждения об ответственности не получало. К понятию «данных досудебного расследования», которые не подлежат разглашению без согласования с прокурором относятся: сведения, раскрывающие суть и содержание следственных действий по конкретному уголовному делу (сведения о проведенных допросах, обысках, выемках, судебных экспертизах, их результатах и т.д.) и персональные данные ограниченного доступа (анкетные данные - Ф.И.О., место работы, проживания, учебы, должность лица, в отношении которого начато досудебное расследование, потерпевшего и прочее). Кроме того, законы «О доступе к информации» и «О средствах массовой информации», предусматривают обязанность правоохранительных органов в рамках своей компетенции сообщать через СМИ о текущей ситуации в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом, в случаях нарушении условий жизнедеятельности населения на определенной территории не позднее трех часов с момента наступления события. Также, статьей 6 Закона «О доступе к информации» определен перечень информации, доступ к которой не подлежит ограничению. В частности, речь идет о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии преступности, о фактах совершения актов терроризма. Предоставление указанных сведений не противоречит требованиям статьи 201 УПК. Так, статьей 18-1 Закона «О средствах массовой информации» определено, что в предоставлении информации по запросу средства массовой информации отказывается, если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом. Кроме того, Законом «О персональных данных и их защите» определено понятие «персональных данных ограниченного доступа» и установлена обязанность лица, которому стали известны такие данные в связи с профессиональной, служебной необходимостью, обеспечивать их конфиденциальность. Наряду с этим, учитывая многообразие каналов информации и растущей их конкуренции, необходимо усилить работу пресс-служб правоохранительных органов с предоставлением кратких информационных сообщений об отдельных результатах деятельности правоохранительных и специальных органов, не раскрывающие суть и содержание следственных действий по конкретному досудебному производству и персональные данные ограниченного доступа. Кроме того, представляемая в СМИ информация не должна формировать общественное мнение о виновности лица еще до установления этого факта приговором суда. В 2021 году были внесены поправки в статью 201 УПК (не является разглашением передача сведений участниками процесса в ходатайствах, жалобах и иных процессуальных документах; предоставление сведений лицам, привлекаемым сторонами экспертов, специалистов при условии ознакомления их с ответственностью по ст.423 УК и дачи письменной подписки). Инициативы направлены на обеспечение полноценной реализации полномочий адвокатами, а также исключение разглашения данных при сборе доказательств защитой и представителями потерпевшей стороны. В целях усиления ответственности за разглашение сведений по уголовным делам инициированы законодательные поправки в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции» (данные поправки депутатами поддержаны), расширяющие круг субъектов по статье 423 УК. Эти дополнения предусматривают ответственность лица, которому данные досудебного расследования были доверены или стали известны по службе, работе, либо по иным основаниям. В данное время Генеральной прокуратурой совместно с заинтересованными государственными органами принимаются необходимые законодательные и организационно-практические меры по недопущению разглашения данных досудебного производства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |