|
|
|
Проект Конституционного закона Республики Казахстан
Статья 1. Содержание судебной власти 1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит: Конституционному Суду – в сфере соответствия нормам Конституции принятых законов или проектов принимаемых законов и законов о конституционных правах и обязанностях граждан, международных договоров; Верховному Суду, местным и специализированным судам - в сфере обеспечения законности прав и свобод физических и юридических лиц в юридических правоотношениях публичного и частного порядка. Судебная власть реализуется только судьями, назначенными (избранными) на соответствующую государственную должность, а также присяжными заседателями в период осуществления правосудия по предусмотренным законом категориям уголовных правонарушений. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительной компетенции суда и судей другим органам, в том числе общественным организациям и гражданам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке конституционного либо общего судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими государственными органами и общественными организациями, должностными или иными лицами. 2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, международных договоров Республики. Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы, предусмотренные Конституцией и законами Республики. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом в соответствии с принципом реального обеспечения права на судебную защиту и получения квалифицированной юридической помощи. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. 3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов, умаляющих статус и независимость судей, конституционного права на судебную защиту. Какое-либо вмешательство в деятельность судьи (судей коллегиального состава суда) при отправлении правосудия недопустимо и влечет установленную законом ответственность. По каждому находящееся в производстве судьи материально-правовому отношению должен быть вынесен основанный на фактических и допустимых доказательствах сдебный акт в соответствии с подлежащим применению материальным и процессуальным законом. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному законом порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются для рассмотрения в соответствующие органы. 4. Проявление неуважения к суду или судье в установленных законом формах влечет предусмотренную законом ответственность. Вступившие в законную силу судебные акты и законные требования судей при осуществлении ими процессуальных полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение таких судебных актов или требований судьи влечет ответственность, предусмотренную законом.
Статья 2. Символы судебной власти 1. На здании каждого суда и в залах судебных заседаний размещается Государственный Герб и Государственный Флаг Республики Казахстан. 2. Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых, а также срок использования регулируется нормативным правовым актом Президента Казахстана.
Статья 3. Реализация судебной власти 1. Судебная власть реализуется только судьями судов судебной системы Казахстана в установленных законом порядке и видах судопроизводства с соблюдением подведомственности и подсудности материально-правовых отношений. 2. При осуществлении судьями правосудия действует конституционный принцип независимости судьи и равенства каждого перед законом и судом. Судьи не могут отдавать предпочтения участвующим в процессе лицам по признаку их гражданства, социальной, половой, расовой, национальной, языковой либо политической принадлежности, происхождения, имущественного или должностного положения, места рождения и жительства, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям и партиям, а равно по любым другим основаниям. 3. Судьи реализуют судебную власть независимо от законодательной власти и центральных либо местных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, руководствуясь подлежащими применению нормами Конституции и закона. 4. Если судья суда общей юрисдикции усмотрит, что подлежащий применению закон умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, то обязан в установленном законом порядке обратиться в Конституционный Суд Казахстана с представлением о проверке соответствия этого закона нормам Конституции. 5. В Казахстане не могут законами отменяться или умаляться предусмотренные Конституцией гарантии независимости и неприкосновенности судей, принципы правосудия. Любые подзаконные нормативные правовые акты, умаляющие статус судей, недействительны с момента принятия, применению не подлежат. 6. Разбирательство судьями материально-правовых отношений происходит в открытых судебных заседаниях, за исключением тех, которые в соответствии с законом подлежат рассмотрению полностью или частично в закрытых судебных заседаниях. 7. Судебное заседание проводится на государственном, русском или ином установленном судом языке судопроизводства с очным участием сторон рассматриваемого материально-правового отношения. По одновременному заявлению обеих сторон судебное заседание может проводиться при помощи электронных сервисов и соответствующих мобильных приложений в системе онлайн или офлайн.
Раздел 2. Судебная система Казахстана
Статья 4. Единство судебной системы Казахстана 1. Единство судебной системы Республики Казахстан образуется: Конституционным Судом, статус которого основан на Конституции Казахстана и конституционном законе «О Конституционном Суде Республики Казахстан», который рассматривает и разрешает отнесенные к его компетенции публичные и частные материально-правовые отношения на основании Конститции; Верховным Судом Казахстана, местными и специализированными судами, статус которых основан на Конституции Казахстана, конституционном законе «О судебной системе и статусе судов Республики Казахстан» и процессуальных законах. Верховный Суд Казахстана является высшим судебным органом в системе общих судов, рассматривающих и разрешающих публичные и частные материально-правовые отношения на основании Конституции и подлежащих применению материальных и процессуальных законов. Верховный Суд возглавляет судебную систему общей юрисдикции, не подлежит ликвидации, но может быть реорганизован. 2. Единство судебной системы обеспечивается: 1) общими и едиными для всех судов и судей принципами рассмотрения и разрешения отнесенных к компетенции суда материально-правовых отношений; 2) осуществлением судебной власти в формах судопроизводства, установленных Конституцией и процессуальными законами; 3) применением судом действующего материального закона Республики Казахстан; 4) недопустимостью применения закона, которым нарушаются или умаляются конституционные права и свободы человека и гражданина; 5) недопустимостью установления субъективных прав и обязанностей физических лиц на основании подзаконных нормативных правовых актов; 6) законодательным закреплением единого статуса судей, единого порядка отбора кандидатов на должность судьи; 7) единым порядком и основаниями прекращения процессуальных полномочий судьи; 8) обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов; 9) финансированием всех судов только из республиканского бюджета. 3. На иные органы и организации, к компетенции которых отнесено рассмотрение во внесудебном порядке некоторых материально-правовых отношений, принципы судопроизводства не распространяются.
Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан Судоустройство и судопроизводство, а равно статус судей в Казахстане устанавливается Конституцией, соответствующими Конституционными и процессуальными законами Республики Казахстан.
Раздел 3. Судебная система
Статья 6. Статус районных и специализированных судов 1. Районные и специализированные суды являются судами первой инстанции, в них рассматриваются и разрешаются материально-правовые отношения, отнесенные процессуальным законом к подведомственности и подсудности этих судов. По предусмотренным процессуальным законом основаниям суд апелляционной и суд кассационной инстанций может рассматривать материально-правовые отношения по правилам, действующим в судебном заседании суда первой инстанции. 2. Местные и специализированные суды образуются, реорганизуются (переименовываются) и упраздняются законом, принимаемым Парламентом Казахстана по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. Местный и специализированный суд не может быть ликвидирован, если отнесенные к его подведомственности и подсудности материально-правовые отношения не будут одновременно отнесены к юрисдикции другого суда. 3. Законом в нескольких административно-территориальных единицах может быть образован один местный суд или в одной административно-территориальной единице может быть образовано несколько специализированных судов. 4. Общее число судей местных и специализированных судов утверждает Президент Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстан. 5. Количество судей для каждого местного и специализированного суда (штатное расписание суда) утверждается постановлением Президента Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана на основании данных о статистической численности населения в соответствующей административно-территориальной единице и категории рассматриваемых материально-правовых отношений. Количество судей для каждого местного и специализированного суда может изменяться по основаниям и в порядке, предусмотренном Законом Казахстана «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан». 6. Судьи районных (городских) судов, пребывающие в почетной отставке и не достигшие возраста шестидесяти пяти лет, с их согласия по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана могут назначаться указом Президента Казахстана временно на срок не более одного года на должность судьи районного суда в соответствующей административно-территориальной единицы с выплатой назначенного пожизненного содержания и должностного оклада судьи районного (городского) суда. 7. Создание специальных или чрезвычайных судов с исключительной компетенцией под каким-либо названием в судебной системе Казахстана не допускается. 8. Суд судебной системы Казахстана имеет печать с изображением Государственного Герба Казахстана и своим наименованием на государственном и русском языках.
Статья 7. Состав местного и специализированного суда 1. Каждый районный (городской) и специализированный суд образуют не менее двух судей согласно штатному расписанию, которые на постоянной основе назначаются на должность Указом Президента Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. 2. Старший судья местного и специализированного суда назначается на должность Указом Президента Казахстана на срок не свыше четырех лет по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. 3. Судья местного и специализированного суда впервые назначается Указом Президента Казахстана на должность судьи на срок два года по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана в целях проверки профессиональной пригодности для отправления правосудия на постоянной основе. 4. В местном и специализированном суде создается Аппарат (канцелярия) суда, типовое положение о котором и штатное расписание утверждает Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. В штатном расписании местного и специализированного суда предусматривается для каждого судьи консультант (технический помощник) и секретарь судебного заседания, полномочия которых предусматриваются процессуальным законом и должностными инструкциями по делопроизводству. Штатные единицы сотрудников канцелярии (аппарата) не подлежат сокращению и должны обеспечивать организационную деятельность суда.
Статья 8. Компетенция местного и специализированного суда 1. Местный и специализированный суд является судом первой инстанции. 2. Суд первой инстанции рассматривает отнесенные к его подсудности процессуальным законом судебные дела и материалы, а также совершает иные подготовительные действия, предусмотренные процессуальным законом.
Статья 9. Старший судья суда первой инстанции 1. Старший судья суда первой инстанции является судьей такого суда и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) решает вопросы организации судопроизводства и делопроизводство в суде; 2) осуществляет общее руководство канцелярией суда; 3) ведет личный прием граждан по вопросам организации делопроизводства в суде; 4) утверждает план работы суда; 5) организует стажировки кандидатов, допущенных к сдаче экзаменов впервые на должность судьи суда первой инстанции; 6) обеспечивает изучение судьями суда правовых позиций Конституционного Суда и Верховного Суда Казахстана: 7) обеспечивает исполнение мероприятий по противодействию коррупции, соблюдению закона судьями и сотрудниками суда; 8) издает распоряжения по вопросам делопроизводства и личным заявлениям сотрудников канцелярии; 9) представляет суд во взаимоотношениях с другими органами и организациями. 2. В случае временного отсутствия старшего судьи суда по его распоряжению обязанности старшего судьи исполняет судья, обладающий безупречной репутацией и организаторскими способностями. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий старшего судьи по результатам проведенного конкурса в порядке карьерного роста по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана победитель конкурса назначается Указом Президента Казахстана на должность старшего судьи суда на срок не свыше четырех лет. В одном и том же суде на должность старшего судьи суда назначение одного и того же судьи производится не более одного раза.
Глава 2. Суды апелляционной инстанции
Статья 10. Виды судов апелляционной инстанции 1. В судебной системе Казахстана судами апелляционной инстанции являются: а) суд соответствующей области: б) суд столицы Казахстана; в) Военный суд Казахстана; г) суд города республиканского значения. 2. Суды апелляционной инстанции учреждаются, реорганизуются и ликвидируются принимаемыми Парламентом Казахстана законами по представлению Президента Казахстана на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. Суд апелляционной инстанции не может быть ликвидирован, пока находящиеся в его производстве судебные дела не будут отнесены к компетенции другого суда в соответствии с установленной законом подсудностью. 3. Общее число всех судей судов апелляционной инстанции по представлению Президента Казахстана, основанного на рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, устанавливается принятым Парламентом Казахстана законом, которое не подлежит уменьшению. 4. Количество судей каждого суда апелляционной инстанции устанавливается указом Президента Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. В пределах общего лимита численности судей судов апелляционной инстанции количество судей в конкретном суде апелляционной инстанции может быть увеличено или уменьшено по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана указом Президента Казахстана.
Статья 11. Структура и состав суда апелляционной инстанции 1. Суд апелляционной инстанции состоит из: - старшего судьи суда; - старших судей соответствующих судебных коллегий; - судей суда апелляционной инстанции; - сотрудников Аппарата (канцелярии) суда. 2. Старшие судьи и судьи суда апелляционной инстанции по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначаются Указом Президента Казахстана на должность на срок не более четырех лет, а судьи суда апелляционной инстанции назначаются на должность на постоянной основе. 3. В суде апелляционной инстанции образуются: 1) пленарное заседание судей суда; 2) судебная коллегия по гражданским правоотношениям; 3) судебная коллегия по уголовным правонарушениям; 4) судебная коллегия по административным правонарушениям; б) судебная коллегия административной юстиции. 4. Персональный состав каждой судебной коллегии утверждает пленарное заседание по предложению старшего судьи суда апелляционной инстанции. В судебных коллегиях могут образовываться специализированные составы судей по рассмотрению конкретных категорий материально-правовых отношений. По мере необходимости пленарным заседанием персональный состав судей судебной коллегии и специализированного состава судей может пересматриваться. 5. Типовое Положение об Аппарате (канцелярии) суда апелляционной инстанции утверждается руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. В штатном расписании Аппарата (канцелярии) суда апелляционной инстанции предусматривается для каждого судьи консультант и секретарь судебного заседания, полномочия которых устанавливаются процессуальным законом и должностными инструкциями. В структуре Аппарата (канцелярии) суда образуются соответствующие отделы, обеспечивающие делопроизводство в суде с личным участием сторон, адвокатов, законных представителей либо с согласия сторон в системе онлайн или офлан. Аппарат (канцелярию) суда апелляционной инстанции возглавляет и руководит деятельностью администратор соответственно суда области, столицы, города республиканского значения, докладывающий результаты деятельности канцелярии на пленарном заседании судей суда апелляционной инстанции. Администратор суда назначается на должность и освобождается от должности квалифицированным большинством судей пленарного заседания. 6. При судах апелляционной инстанции образуется консультативно-совещательный орган - Совет по взаимодействию с судом апелляционной инстанции, который дает заключения по уровню профессиональной подготовки и морально-нравственным качествам кандидатов, участвующих в конкурсе на занятие впервые вакантной должности судьи суда первой инстанции и должности судьи в порядке карьерного роста. Заключения Совета носят рекомендательный характер и даются по месту жительства или работы конкурсанта. 7. Типовое Положение о Совете по взаимодействию с судами, а также персональный состав членов каждого Совета утверждаются постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана.
Статья 12. Компетенция суда апелляционной инстанции Судьи суда апелляционной инстанции: 1) по основаниям и в порядке, установленных процессуальными законами, рассматривают и разрешают материально-правовые отношения, по которым на вынесенные судебные акты поданы апелляционные жалобы сторонами или их процессуальными представителями, процессуальные ходатайства процессуальными прокурорами; 2) в соответствии с планом работы анализируют практику применения судами норм Конституции и законов по конкретным категориям материально-правовых отношений; 3) изучают судебные акты и правовые позиции Конституционного Суда Казахстана, а также правовые позиции Верховного Суда Казахстана, которыми конкретные судебные акты судей соответствующего суда первой инстанции или судебной коллегии суда апелляционной инстанции были отменены или изменены; 4) вырабатывают рекомендации по применению законов применительно к фактическим обстоятельствам правоотношения; 5) заслушивают информацию Администратора суда по материально-техническому, кадровому и организационному обеспечению деятельности канцелярии судов первой инстанции и соответствующего суда апелляционной инстанции,
Статья 13. Старший судья суда апелляционной инстанции 1. Суд апелляционной инстанции возглавляет старший судья, который по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначается на должность Указом Президента Казахстана сроком на четыре года Пребывание в должности старшего судьи одного и того же суда не может превышать одного срока. 2. Старший судья суда апелляционной инстанции: 1) вправе председательствовать в судебных заседаниях соответствующей судебной коллегии при рассмотрении конкретного материально-правового отношения; 2) созывает пленарные заседания судей суда апелляционной инстанции и председательствует на них; 3) организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики судьями суда апелляционной инстанции; 4) утверждает ежеквартальный и годовой план работы суда с обязательным рассмотрением вопросов о практике применении в апелляционном производстве Конституции и законов; 5) организует изучение содержания правовых позиций и толкования норм материального или процессуального закона, содержащихся в судебных актах Верховного Суда и Конституционного Суда Казахстана; 6) во взаимодействии с руководителем Аппарата суда создает условия для качественного исполнения сотрудниками Аппарата суда отнесенных к их компетенции вопросов; 7) ведет прием участников процесса по вопросам несоблюдения судьями процессуальных сроков: а) рассмотрения судебных дел судьями суда апелляционной инстанции; б) выдачи копий судебных документов сотрудниками Аппарата суда. Жалобы на несоблюдение судьями норм судебной этики подлежат направлению в Комиссию по судебной этике. 8) ведет прием судей и сотрудников аппарата суда по личным вопросам; 9) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о неконституционности подлежащих применению при рассмотрении конкретных судебных дел законов нормам Конституции Казахстана. 2. В случае временного отсутствия старшего судьи суда (отпуск, командировка, болезнь, временного отстранения от должности) исполнение обязанностей старшего судьи возлагается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана на одного из старших судей судебной коллегии суда апелляционной инстанции, обладающего безупречной репутацией и организаторскими способностями. В случае освобождения по предусмотренным законом основаниям старшего судьи суда или судебной коллегии от занимаемой должности Высший Судебный Совет Казахстана по результатам проведенного конкурса в порядке карьерного роста рекомендует Президенту Казахстана назначить на вакантную должность старшего судьи победителя конкурса, обладающего безупречной репутацией и организаторскими способностями. Освобождение от должности старшего судьи суда апелляционной инстанции не влечет прекращение полномочий в качестве судьи этого суда. Однако прекращение полномочий судьи суда апелляционной инстанции по предусмотренным законом отрицательным основаниям автоматически влечет его освобождение от должности старшего судьи суда или судебной коллегии.
Статья 14. Старший судья судебной коллегии суда кассационной инстанции 1. Старший судья судебной коллегии суда кассационной инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии; 2) председательствует на заседаниях судебной коллегии; 3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики судов первой инстанции и судебной коллегии суда апелляционной инстанции; 4) организует изучение судьями коллегии правовых позиций Верховного Суда и Конституционного Суда Казахстана; 5) направляет в Конституционный Суд Казахстана представление о проверке соответствия нормам Конституции законов, умаляющих конституционные права и свободы человека и гражданина; 6) предоставляет информацию пленарному заседание Верховного Суда Казахстана о судебной практике судебной коллегии и специализированных составах судебной коллегии. 2. Старший судья судебной коллегии вносит предложения старшему судье суда апелляционной инстанции по формированию специализированных составов в судебной коллегии и изменению их составов. 3. В случае временного отсутствия старшего судьи суда апелляционной инстанции исполнение его обязанностей возлагается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана на одного из старших судей судебной коллегии, обладающего безупречной репутацией. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий старшего судьи судебной коллегии по результатам проведенного конкурса в порядке карьерного роста Высший Судебный Совет Казахстана направляет Президенту Казахстана рекомендацию о назначении на должность старшего судьи судебной коллегии суда победителя конкурса, обладающего организаторскими способностями и безупречной репутацией. При этом утративший полномочия старшего судьи суда сохраняет статус судьи суда апелляционной инстанции, если имеется вакансия по должности судьи. При отсутствии вакансии экс-старший судья суда апелляционной инстанции вправе вне конкурса претендовать на занятие должности старшего судьи районного суда либо судьи суда апелляционной инстанции в другом суде апелляционной инстанции. В случае досрочного прекращения полномочий старшего судьи суда апелляционной инстанции по предусмотренным законом основаниям он утрачивает статус судьи.
Статья 15. Пленарное заседание суда апелляционной инстанции 1. Судьи суда апелляционной инстанции по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводят пленарные заседания, на которых: 1) устанавливают численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии; 2) заслушивают информацию старшего судьи суда и старших судей судебных коллегий о практике применения закона и законности судебных актов, выносимых судьями местных и специализированных судов, судьями судебных коллегий суда апелляционной инстанции; 3) дают согласие уполномоченному органу на назначение лица на должность руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городе республиканского значения и столице; 4) заслушивает информацию о деятельности руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городе республиканского значения и столице по вопросам материально-технического обеспечения деятельности судов; 5) вносит уполномоченному органу представление об освобождении руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городе республиканского значения и столице; 2. Пленарное заседание судей суда апелляционной инстанции правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа действующих судей суда апелляционной инстанции, за исключением судей, пребывающих в отпуске, находящихся на стационарном лечении, в командировке. 3. Порядок работы пленарного заседания судей суда апелляционной инстанции определяется утвержденным им Регламентом.
Глава 3. Конституционный Суд и
Статья 16. Статус высших судов судебной системы 1. Статус Конституционного Суда Казахстана установлен Конституционным законом «О Конституционном Суде Республики Казахстан». 2. Верховный Суд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и специализированным судам, осуществляет функции суда кассационной инстанции в отношении вступивших в законную силу судебных актов, дает этим судам разъяснения по вопросам единообразного толкования и применения норм материального и процессуального закона в форме постановлений, носящих рекомендательный характер. 2. Верховный Суд Казахстана: 1) по установленным процессуальным законом основаниям и в порядке рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности; 2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики; 3) дает разъяснения по возникающим в судебной практике вопросам, обеспечивая единообразное толкование и применение норм материального и процессуального закона. 4) дает заключение по вопросам своей компетенции по проектам международных договоров Казахстана 5) дает судам судебной системы официальные разъяснения по вопросам правовой определенности применяемых норм Конституции и законов на основании выработанных правовых позиций; 6) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 47 Конституции, дает заключение об обоснованности выдвинутого депутатами Мажилиса Парламента импичмента Президенту Казахстана; 7) публикует в «Бюллетене Верховного Суда Республики Казахстан» официальные разъяснения по вопросам применения судами норм Конституции, материального и процессуального закона, а также судебные акты судебных коллегий Верховного Суда Казахстана, судов апелляционной инстанции и судов первой инстанции, обобщения, анализы. 8) оказывает необходимую методическую и практическую помощь в послевузовском повышении юридических знаний магистрантам и судьям судов первой и апелляционной инстанций, проходящим переподготовку в Академии правосудия при Верховном Суде Казахстана.
Статья 17. Структура и состав Верховного Суда 1. Верховный Суд Казахстана состоит из старшего судьи, старших судей судебных коллегий и судей, а также Канцелярии, обеспечивающей ведение делопроизводства. 2. Общее число судей Верховного Суда Казахстана устанавливается законом по представлению Президента Казахстана, основанного на рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. Общее число судей может быть увеличено или уменьшено, но Верховный Суд Казахстана не подлежит ликвидации ни по каким основаниях. 3. В Верховном Суде Казахстана пленарным заседанием судей создаются судебные коллегии и специализированные составы судей в судебных коллегиях. 4. Органами Верховного Суда Казахстана являются: 1) пленарное заседание судей Верховного Суда; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) судебная коллегия по уголовным делам; 4) судебная коллегия по административным правонарушениям; 5) судебная коллегия по административным правоотношениям. 5. Численный и персональный состав судебной коллегии и специализированных составов устанавливается пленарным заседанием Верховного Суда Казахстана по представлению старшего судьи Верховного Суда Казахстана. 6. Пленарным заседанием Верховного Суда образуется из числа ученых Научно-консультативный Совет, а также Положение о Совете. Верховным Судом Казахстана ежемесячно издается «Бюллетень Верховного Суда Казахстана», в котором печатаются судебные акты, научные статьи с разъяснеиями законов и судебной практики, Указы Президента Казахстана о назначении старших судей судов и судей. 7. При Верховном Суде функционирует Академия правосудия, обеспечивающей научные исследования судебной практики, подготовку судей и повышение их квалификации, а также освещающей международное сотрудничество Верховного Суда Казахстана в вопросах судопроизводства. 8. Материально-техническую и финансовую деятельность судов общей юрисдикции судебной системы Казахстана осуществляет Департамент при Верховном Суде Казахстана через систему Администраторов судов.
Статья 18. Старший судья Верховного Суда Казахстана 1. Старший судья Верховного Суда Казахстана является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) возглавляет Верховный Суд Казахстана как высший судебный орган; 2) вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий; 3) созывает пленарные пленарные заседания Верховного Суда и председательствует на них; 4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия разъяснений и толкований применяемых судами норм материального и процессуального закона; 5) вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного Суда, членов научно-консультативного совета; 6) по предусмотренным процессуальным законом основаниям привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения материально-правовых отношений в расширенном составе другой судебной коллегии; 7) организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики; 8) утверждает план работы Верховного Суда; 9) вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан Положение об уполномоченном органе; 10) по рекомендации пленарного заседания назначает на должности и освобождает от должности руководителя уполномоченного органа и его заместителей; 11) ведет личный прием граждан по вопросам, не сопряженным с осуществлением правосудия по конкретным материально-правовым отношениям; 12) издает распоряжения и приказы; 13) организует изучение судьями правовых позиций Конституционного Суда Казахстана в целях единообразного понимания и применения норм Конституции в вопросах конституционных прав и свобод человека и гражданина. 2. Старший судья Верховного Суда представляет интересы судебной системы Республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти Республики и международными организациями, а также: 4) вносит в Высший Судебный Совет Казахстана предложения по совершенствованию судоустройства и судопроизводства; 6) вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей и работников уполномоченного органа государственными наградами и присвоении им ведомственных почетных званий; 7) награждает судей республики ведомственными наградами, присваивает звание «Почетный судья» и утверждает Положение о порядке присвоения этого звания. 3. При временном отсутствии старшего судьи Верховного Суда его обязанности распоряжением Высшего Судебного Совета Казахстана возлагаются на одного из старших судей судебной коллегии, обладающего безупречной репутацией. 4. В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий старшего судьи Верховного Суда исполнение его обязанностей по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из судей Верховного Суда Казахстана, обладающего безупречной репутацией и организаторскими способностями. 5. Назначение на должность старшего судьи Верховного Суда Казахстана производится на срок не свыше четырех лет и единожды. 6. Старший судья Верховного Суда Казахстана обеспечивает безусловное исполнение закона о противодействии коррупции в рядах судей Верховного Суда Казахстана.
Статья 19. Старший судья судебной коллегии Верховного Суда Казахстана 1. Старший судья судебной коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) председательствует на заседаниях судебной коллегии; 2) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии; 3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, правовых позиций Конституционного Суда и Верховного Суда Казахстана; 4) обеспечивает подготовку судьями проектов соответствующих разъяснений судебной практики для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда; 5) предоставляет информацию пленарному заседанию Верховного Суда о деятельности судебной коллегии и специализированных составов судебной коллегии; 6) ведет личный прием граждан по вопросам нарушения сроков рассмотрения судебных дел судьями коллегии или сроков выдачи копий судебных актов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |