|
|
|
Коррупционерам при отбывании наказания в виде лишения свободы не должно быть поблажек
Рахметов С.М., главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции РК, доктор юридических наук, профессор
Коррупционные преступления продолжают причинять огромный вред интересам нашего государства, общества, а также отдельных физических лиц, ежедневно нарушая их конституционные права. Имущественный вред исчисляется миллиардами тенге. Например, по находившимся в 2021 году в производстве органов досудебного расследования Республики Казахстан 2046 уголовным делам по коррупционным преступлениям установлен ущерб на сумму 9 млрд 655 млн 348 тыс тенге[1]. Значительная часть причиненного ущерба не возмещается из-за того, что коррупционеры, опасаясь своего разоблачения, заранее прячут добытое преступным путем имущество. Причиняемый моральный ущерб авторитету органов власти, государства в целом оказывается невосполнимым. Сейчас принято говорить о важности профилактических мероприятии в противодействии коррупции. Но не следует забывать о важности профилактической роли уголовного законодательства. К сожалению, эту роль уголовное законодательство выполняет недостаточно в силу разных причин. Эффективность противодействия уголовным правонарушениям, в том числе коррупционным преступлениям, прежде всего зависит от состояния законодательства и правильности правоприменительной практики. О неблагополучном состоянии законодательства указывается в Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года, где сказано: «В целях обеспечения баланса между уровнями правовой регламентации и гибкостью принятия управленческих решений необходимо провести ревизию законов на предмет выявления детализированных норм, которые необходимо пересмотреть…».[2]. Несмотря на принимаемые меры уголовное законодательство нашей страны имеет немало недостатков, пробелов, что препятствует эффективной борьбе с преступностью. Значительная часть норм Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК) отличается невысоким качеством техники построения. Например, в части 2 и части 3 ст. 10 УК перечисляются виды наказаний, которые могут применяться к лицам, совершившим уголовный проступок и преступление. Об этом повторно говорится в ст. 40 УК. Согласно п.3 ст. 24 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» норма права, изложенная в структурном элементе нормативного правового акта, не излагается повторно в других структурных элементах этого же акта[3]. Для того, чтобы устранить этот недостаток, из части 2 и части 3 ст. 10 УК необходимо исключить перечни видов наказаний, назначаемых за совершение уголовного проступка и преступления. Чрезмерная либерализация уголовного наказания, проведенная после принятия УК в 2014 году, при отсутствии мер профилактического воздействия на осужденного, увлеченность освобождением от уголовной ответственности в правоприменительной практике (прежде всего это касается освобождения от ответственности за экономические уголовные правонарушения), частое применение замены наказания более мягким приводят к нарушениям важнейших принципов уголовной политики, в особенности, принципов справедливости и неотвратимости ответственности и наказания. Например, в 2021 году в Республике Казахстан было зарегистрировано 1557 коррупционных преступлений. Досудебное расследование окончено по 1276 преступлений; направлены в суд уголовные дела по 1150 преступлениям; прекращено досудебное расследование по нереабилитирующим основаниям по 126 преступлениям, по реабилитирующим основаниям – 1096 преступлениям; прерваны сроки досудебного расследования по 34 преступлениям. Из приведенных данных видно, что количество коррупционных преступлений, по которым прекращено досудебное производство, а также прерваны сроки досудебного расследования (по 1256 коррупционным преступлениям), превышает число коррупционных преступлений, по которым уголовные дела были направлены в суд. При такой правоприменительной практике трудно обеспечить достижение цели уголовной политики: реальное сокращение количества совершаемых уголовных правонарушений. В настоящее время идет процесс искусственного сокращения числа регистрируемых уголовных правонарушений за счет использования открытых и скрытых способов декриминализации общественно опасных деяний. Судя по результатам опроса предпринимателей, населения, исследований состояния и уровня преступности, проведенных независимыми международными организациями, реального сокращения преступности в Республике Казахстан не происходит. С момента принятия действующего УК было принято 55 законов, которыми были внесены изменения и дополнения в редакции 353 статей из 376 статей УК, то есть изменениям подверглись редакции 93,9% статей УК. В отдельных случаях изменения и дополнения, вносимые в УК, оказались бесполезными или даже влекут негативные последствия. Например, ежегодный рост числа семейно-бытового насилия в Республике Казахстан имеет место после исключения Законом Республики Казахстан от 3 июля 2017 года из УК ст. 108 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и ст. 109 «Побои». Уже на следующий год после исключения указанных двух статей из УК было зарегистрировано уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере в два раза больше, чем в предыдущем году. Причем процесс декриминализации происходит без научного обоснования. Например, указанные выше два декриминализированных деяния более общественно опасны, чем оскорбление. Умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои сопровождаются причинением боли, физических страданий потерпевшему. Но эти действия не являются уголовными правонарушениями. Оскорбление-это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Это деяние по своему характеру и возможным последствиям менее опасное, чем указанные выше два деяния. Несмотря на это за оскорбление предусмотрена уголовная ответственность по ст. 131 УК. Имеются замечания по изменениям и дополнениям, внесенным в редакцию ст. 46 УК. Президент страны К.К.Токаев в своих выступлениях неоднократно говорил об опасности коррупционных преступлений и необходимости повышения эффективности борьбы с ними. Например, в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» сказал, что следует продолжать эффективную борьбу с коррупцией[4]. В то же время судебная практика идет по пути назначения большинству осужденных за коррупционные преступления самого мягкого вида наказания – штрафа. В частности, в 2021 году из 892 осужденных за коррупционные преступления наказание в виде штрафа назначено в отношении 485 человек, что составляет 54,4% от общего числа осужденных за коррупционные преступления. Наказание в виде лишения свободы назначено в отношении 289 человек, что составляет 32,45 от общего числа осужденных за коррупционные преступления [5]. Это наказание назначается в основном за совершение коррупционных преступлений, относящихся к тяжким. Кроме того, законом Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 180 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» были внесены изменения и дополнения в редакцию части 5 ст. 46 УК. Данными изменениями было необоснованно допущено смягчение условий отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления. В частности, лица, осужденные за преступления, предусмотренные главой 15 УК, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением, должны отбывать наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности, то есть в колонии-поселении, в условиях полусвободы, передвигаясь без конвоя. В главу 15 УК входят 9 из 17 статей об ответственности за коррупционные преступления, в том числе наиболее опасные из них: получение взятки (ст. 366 УК), дача взятки (ст. 367 УК) и посредничество во взяточничестве (ст. 368 УК). Известно, что при досудебном расследовании уголовных дел о взяточничестве потерпевшими никто не признается, поэтому вопрос о возмещении им ущерба не ставится. Поэтому на всех осужденных за взяточничество, в том числе за тяжкие и особо тяжкие виды коррупционных преступлений распространялась часть 5 ст. 46 УК. Не понятно, на каком основании коррупционерам была сделана такая поблажка. После критики этих изменений, прозвучавшей в научных кругах нашей страны, законом Республики Казахстан от 19 декабря 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции» часть 5 ст. 46 УК была дополнена нормой о том, что вышеприведенное положение не распространяется на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных частями 1-1, второй, третьей и четвертой статьи 366, частями второй, третьей и четвертой статьи 367, частью второй статьи 368 УК. То есть осужденные по указанным видам коррупционных преступлений, связанных с взяточничеством, в настоящее время отбывают наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности. Таким образом, ошибка, допущенная в 2018 году, была частично исправлена через 2 года. Ошибочность изменений и дополнений, внесенных в 2018 году в редакцию ст. 46 УК, заключается в необоснованном смягчении условий отбывания наказания в виде лишения свободы за наиболее опасные коррупционные преступления, чем грубо нарушен конституционный принцип равенства всех перед законом. По действующей редакции ст. 46 УК все же остается в силе возможность отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности за получение взятки по части 1 ст. 366 УК, дачу взятки по части 1 ст. 367 УК, а также посредничество во взяточничестве по части 1 ст. 368 УК. Для полного исправления этого недостатка в настоящее время следует исключить из редакции ст. 46 УК возможность отбывания осужденными за коррупционные преступления, предусмотренные главой 15 УК, наказания в виде лишения свободы в учреждении уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности. Если наказание в виде лишения свободы назначено на срок свыше двух лет, они должны отбывать это наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности, как все осужденные за умышленные преступления. Лицами, совершившими коррупционные преступления, должны отбывать наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности. Предусмотренную в части 5 ст. 46 УК возможность отбывания указанного наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности следует признать необоснованным. Полагаем, что те из немногих осужденных коррупционеров, кому назначено наказание в виде лишения свободы, должны отбывать это наказание на общих основаниях с предусмотренными для всех с осужденных условиями без всяких поблажек. Поэтому не понятно, почему осужденный по части 1 ст. 366 за получение взятки коррупционер должен отбывать это наказание в учреждении уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности. Для устранения этого недостатка следует исключить: - из абзаца первого пункта 1) части 5 ст. 46 УК слова: «лицам, осужденным за преступления, предусмотренные главой 15 настоящего Кодекса, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением»; - абзац второй пункта 1) части 5 ст. 46 УК; - из абзаца первого пункта 2) части 5 ст. 46 УК слова: «лицам, осужденным к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных частями 1-1, второй и третьей статьи 366, частями второй и третьей статьи 367, частью второй статьи 368 настоящего Кодекса;»; - из пункта 3) части 5 ст. 46 УК слова: «за исключением лиц, осужденных за преступления, не связанные с применением насилия, предусмотренные главами 7, 8, 9, 12 и 13 настоящего Кодекса, а также лиц, осужденных за преступления, предусмотренные главой 15 настоящего Кодекса, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением».
________________________________________________________________________ [1] Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма № 3-К. Отчет о коррупционных преступлениях, лицах, их совершивших, осужденных и движении уголовных дел о коррупционных преступлениях и о субъектах коррупционных правонарушении за 12 месяце 2021 года. [2] Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года. [3] Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах». [4] Послание Президента Республики Казахстан К.К.Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны». URL: https://uchet.kz/week/polnyy-tekst-poslaniya-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazakhstana-1-sentyabrya-2021/ (дата обращения: 10.11.2022 г.). [5] Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Раздел 4. Сведения об осужденных, оправданных, лицах, дела в отношении которых прекращены судом, лицах, дела о которых прекращены судом, лицах, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера и мерах наказания за коррупционных преступления за 12 месяце 2021 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |