В частности, в постановления внесены следующие изменения: Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования»: в механизме кредитования и финансового лизинга приоритетных проектов: часть первая пункта 4 изложена в следующей редакции: «4. Условия предоставления средств БВУ и АКК: Национальным Банком Республики Казахстан за счет собственных средств и средств, находящихся в его управлении, будет осуществлено приобретение облигаций БВУ и АКК на сумму до 1 трлн тенге со сроком погашения до 10 лет по итоговой ставке доходности, привязанной к размеру базовой ставки, установленной Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенной не более чем на 1,5 процентных пункта.»; в пункте 7: абзац четвертый части первой изложен в следующей редакции: «номинальная ставка вознаграждения для СЧП не более базовой ставки, установленной Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенной на 4,5 (четыре с половиной) процентных пункта. При расчете предельной ставки вознаграждения учитывается базовая ставка, установленная Национальным Банком Республики Казахстан и действующая на момент принятия решения БВУ/ЛК по проекту предпринимателя;»; абзац шестой части первой изложен в следующей редакции: «срок субсидирования – до 5 лет включительно, при этом БВУ, ЛК и АКК могут предоставить льготный период/отсрочку по выплате несубсидируемой части ставки вознаграждения и/или погашению основного долга по кредиту/финансовому лизингу на срок не более одной трети продолжительности срока кредита/финансового лизинга.»; часть третью изложен в следующей редакции: «При этом не подлежат финансированию проекты СЧП: 1) имеющие просроченную ссудную задолженность свыше 90 календарных дней на момент кредитования или подачи кредитной заявки согласно данным кредитного бюро; 2) являющиеся лицами, связанными с БВУ, ЛК и АКК, осуществляющими финансирование или финансовый лизинг, особыми отношениями; 3) которые зарегистрированы в офшорных зонах, указанных в постановлении правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24 февраля 2020 года № 8 «Об установлении Перечня офшорных зон для целей банковской и страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности акционерных инвестиционных фондов и деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20095), а также участники и (или) акционеры которых зарегистрированы в офшорных зонах; 4) предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации, а также СЧП, учрежденные в рамках договора о государственно-частном партнерстве), а также СЧП, форма собственности которых оформлена как частное учреждение.»; подпункт 1) части четвертая изложена в следующей редакции: «1) отсутствие просроченной налоговой задолженности на момент подачи заявки;»; абзацы пятый и шестой пункта 9 изложены в следующей редакции: «Субсидирование проектов по переработке в агропромышленном комплексе, обрабатывающей промышленности и услугах осуществляется по кредитам/лизинговым сделкам с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 4,5 (четыре с половиной) процентных пункта, из которых 7 % будет оплачиваться СЧП, а разница субсидироваться государством. Субсидирование проектов в обрабатывающей промышленности по ОКЭД 1101 (дистилляция, ректификация и смешивание спиртных напитков) осуществляется по кредитам/лизинговым сделкам с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 4,5 (четыре с половиной) процентных пункта, из которых 7,5 % будет оплачиваться СЧП, а разница субсидироваться государством.»; часть первая пункта 10 изложена в следующей редакции: «10. Условия гарантирования проектов СЧП: Гарантированию подлежат кредиты БВУ/финансовый лизинг ЛК с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 4,5 (четыре с половиной) процентных пункта, на дату принятия решения БВУ/ЛК. Размер гарантии в рамках одного проекта заемщика не может превышать 50 % от суммы кредита, до 1 млрд тенге включительно. По финансовому лизингу максимальный размер гарантии не может превышать 70 % от стоимости предмета лизинга, сумма которого не превышает 1 млрд тенге включительно. Допускается принятие в качестве дополнительного обеспечения недвижимого и/или движимого имущества, а также гарантий учредителей/участников/акционеров и/или третьих лиц.»; часть первая и вторая пункта 12 изложены в следующей редакции: «12. Финансовое агентство будет осуществлять: 1) мониторинг целевого использования нового кредита и финансового лизинга СЧП, с которым заключен договор субсидирования; 2) сбор и анализ информации по целевому и своевременному финансированию предоставленных средств БВУ, акционерного общества «Фонд развития промышленности» (далее – ФРП) и АКК. Сбор и анализ информации по целевому и своевременному финансированию предоставленных средств БВУ, ФРП и АКК осуществляются финансовым агентством на основании отчета БВУ, ФРП и АКК согласно Правилам проведения анализа целевого использования средств банками второго уровня, предоставленных в рамках механизма кредитования приоритетных проектов, утверждаемым уполномоченным органом по предпринимательству.»; Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060 «О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства»: 1) пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Утвердить прилагаемые: 1) Правила предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 2) Правила субсидирования части ставки вознаграждения в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 3) Правила субсидирования части наценки на товар и части арендного платежа, составляющего доход исламских банков, при финансировании исламскими банками субъектов предпринимательства в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 4) Правила субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 5) Правила гарантирования по кредитам/финансовому лизингу в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 6) Правила предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 7) Правила подведения производственной (индустриальной) инфраструктуры в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 8) Правила предоставления нефинансовых мер поддержки предпринимательства в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 9) Правила гарантирования по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы; 10) Правила предоставления инвестиционных грантов «Бәсекеге қабілеттілік», направленных на повышение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса, в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы.»; Правилах предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы, утвержденных указанным постановлением: в пункте 2: дополнены подпунктом 1-1) следующего содержания: «1-1) субъект социального предпринимательства – индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов крупного предпринимательства), включенные в реестр субъектов социального предпринимательства;»; подпункт 6) изложен в следующей редакции: «6) предприниматель – субъект малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, а также субъект социального предпринимательства, определяемый в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;»; подпункт 8) изложен в следующей редакции: «8) целевое использование кредита/микрокредита – использование предпринимателем кредита/микрокредита, полученного по договору займа на цели, соответствующие условиям настоящих Правил (целевое использование подтверждается соответствующими документами, которые в совокупности подтверждают оплату и получение предпринимателем в полном объеме актива/работ/услуг и (или) достижение других целей, в соответствии с условиями настоящих Правил);»; дополнены пунктом 6-1 следующего содержания: «6-1. Субсидированию и гарантированию в рамках направления «Поддержка микро- и малого предпринимательства» не подлежат: 1) проекты предпринимателей, реализуемые по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан; 2) кредиты/микрокредиты, в которых кредитором являются национальные институты развития; 3) кредиты/микрокредиты, ставка вознаграждения по которым была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов/микрокредитов/ финансирования БВУ/МФО, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках реализации настоящих Правил; 4) кредиты/микрокредиты, направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса; 5) кредиты в виде овердрафта.»; пункт 7 изложен в следующей редакции: «7. Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка, и частичное гарантирование осуществляются по кредитам/микрокредитам/финансированию, направленным на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств без отраслевых ограничений, за исключением деятельности ломбардов, микрофинансовых, факторинговых организаций и лизинговых компаний, а также в сфере торговли (допускается торговля продуктами питания). Для субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, реализующих проекты в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка, и частичное гарантирование осуществляются без отраслевых ограничений, за исключением деятельности ломбардов, микрофинансовых, факторинговых организаций и лизинговых компаний. Для субъектов социального предпринимательства субсидирование и гарантирование осуществляются без отраслевых ограничений. Максимальная сумма кредита/микрокредита/финансирования на инвестиционные цели, по которому осуществляются портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка, и частичное гарантирование, составляет не более 20 (двадцать) млн тенге и на пополнение оборотных средств – не более 5 (пять) млн тенге. Кредиты/микрокредиты/финансирование на пополнение оборотных средств допускаются в виде кредитной линии на возобновляемой и/или невозобновляемой основе. Лимит на одного заемщика составляет 20 (двадцать) млн тенге. Допускается повторное получение кредита/микрокредита/финансирования в пределах установленного Правилами лимита при его погашении.»; в пункте 9: абзац первый изложен в следующей редакции: «9. Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка, и частичное гарантирование осуществляются только по кредитам/микрокредитам/финансированию с номинальной ставкой вознаграждения/наценкой на товар, составляющего доход исламского банка, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов, из которых 6 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством. Для субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, реализующих проекты в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, а также субъектов социального предпринимательства, субсидирование осуществляется по кредитам/микрокредитам/финансированию с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов, из которых 5 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством.»; абзац пятый изложить в следующей редакции: «При этом размер портфельной частичной гарантии для субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, а также субъектов социального предпринимательства составляет до 85 % включительно от суммы кредита/микрокредита/финансирования, оставшаяся сумма кредита/микрокредита/финансирования покрывается предпринимателем на усмотрение БВУ/МФО.»; Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением: 1) абзацев двести тридцатого, двести тридцать первого, двести тридцать второго, двести тридцать третьего, двести тридцать четвертого, двести тридцать седьмого, двести тридцать восьмого, двести тридцать девятого, двести сорокового, двести сорок первого, двести пятьдесят второго, двести пятьдесят третьего, двести пятьдесят четвертого подпункта 2) пункта 1, которые вводятся в действие с 1 января 2024 года; 2) абзацев двести тридцать пятого, двести тридцать шестого, двести сорок четвертого, двести сорок пятого, двести сорок шестого, двести сорок седьмого, двести сорок восьмого, двести сорок девятого, двести пятидесятого, двести пятьдесят первого подпункта 2) пункта 1, которые вводятся в действие с 1 января 2026 года. |