PRGloader
Загрузка...

Вопросы совершенствования института научной правовой экспертизы в Казахстане

 

Сведения об авторе. Казбаева Асель Габиденовна, заместитель директора РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан, к.ю.н.

 

Аннотация. В статье автором рассматриваются пути повышения эффективности законодательства, путем привлечения ученого сообщества в нормотворческий процесс, рассмотрены дальнейшие перспективы развития института научной правовой экспертизы в Республике Казахстан.

Ключевые слова: вопросы нормотворчества, нормотворческий процесс, научная правовая экспертиза.

 

Вот уже на протяжении 30-ли лет Министерство юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство) успешно осуществляет правовое обеспечение деятельности государства, поддерживает режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Был пройден тернистый путь, преодолено множество барьеров и трудностей во благо укрепления нашей государственности и улучшения жизни наших соотечественников. Все эти годы в Министерстве поддерживается очень высокий ритм работы, развиваются новые направления, устремленные в будущее.

Весьма отрадно и то, что, не смотря на широкий круг функций и задач, стоящий перед Министерством, Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан (далее – Институт) также оказывает всестороннюю и полную поддержку во всех инициативах. Одним из последних таких проявлений Института было участие в разработке Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» от 12 марта 2021 года.

Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года в очередной раз указал на необходимость пересмотра законодательства о нормотворчестве. При этом, еще в 2018 году эти вопросы поднимались в стенах Сената Парламента Республики Казахстан на Парламентских слушаниях и Правительственном часе, где вполне обоснованно была озвучена критика в отношении низкого уровня планирования законопроектных работ, отсутствие системности, «кампанейщина» в законодательном процессе, запоздалые решения давно назревших проблем, внесение частых поправок в кодифицированные акты.

Для реализации поставленных вопросов Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с государственными органами и Институтом прорабатывались вопросы в сфере нормотворчества, в том числе реформирования порядка проведения научной правовой экспертизы.

Так, проблемы вовлечения и участия ученого сообщества в законотворческом процессе не раз являлись предметом обсуждения на международных площадках, организованных Институтом, научных изысканий наших сотрудников. Справедливо отмечу, что одной из форм участия ученых в сфере права является - проведение научной правовой экспертизы.

Зарекомендовав себя в качестве ведущей научной организации в стране, за Институтом было закреплено обеспечение проведения новой модели научной правовой экспертизы.

На сегодняшний день задачами по обеспечению проведения научной правовой экспертизы, являются: обеспечение проведения научной правовой экспертизы, содействие государственным органам в получении качественного, научно-обоснованного экспертного исследования, путем создания максимально благоприятных условий для экспертов, входящих в Реестр научных правовых экспертов. Между тем, само проведение такой экспертизы переданы в аутсорсинг, сохранив конкурентные функции между экспертами, входящих в Реестр. Подобный подход позволяет привлекать к проведению экспертизы не только ученых-юристов, но узко-профильных специалистов, тем самым меры направлены на усиление качества проектов законов, а также обеспечение стабильности законодательства страны.

Правовым основания регулирования данного вида экспертизы являются Закон «О правовых актах» от 06 апреля 2016 года и постановление Правительства «Некоторые вопросы организации и проведения научной экспертизы» от 8 июня 2021 года № 386, а также приказ Министра юстиции «О некоторых вопросах обеспечения проведения научной правовой экспертизы проектов законов, международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров, подлежащих ратификации» от 24 июня 2021 года № 532.

Вопросы обеспечения проведения научной правовой экспертизы, в абсолютно ранее неизвестной для Казахстана модели, не имеющая аналогов, были весьма ответственными. Все процессы объявления о начале введения нового порядка проведения научной правовой экспертизы и приема экспертов в Реестр сопровождались объявлениями во все научные и учебные организации, государственные органы; были созданы Комиссия по приему экспертов и Претензионная комиссия, утвердили форму заключения, критерии оценки заключений и многое другое.

Соблюдение открытости на всех этапах стало основным принципом к руководству для введения новой модели, стараясь максимально обеспечить прозрачность отборочного процесса и порядка распределения проектов на экспертизу.

Мы, как никто другой понимаем, что проведение экспертизы – весьма сложная, ответственная и трудоемкая деятельность, предполагающая соблюдение определенных правил, процедур и условий. Качественный уровень проведения зависит от нескольких ключевых факторов, в том числе: квалификационный уровень состава экспертов, степень принципиальности позиций экспертов при принятии решений, научная обоснованность позиции по конкретным вопросам, глубина проводимого исследования, доступ и возможность изучения международного опыта и сравнительного анализа и так далее.

На наш взгляд, привлечение в Реестр как национальных, так и зарубежных экспертов позволяет полноценно использовать возможности научной правовой экспертизы в законотворческом процессе и повысить качество разрабатываемых законопроектов.

Экспертиза способствует выявлению и устранению коллизий, возникающих между принимаемыми нормами и действующим законодательством, недопущению двусмысленного толкования прописанных норм, а также избеганию конфликта интересов.

Разумеется, как любое новое начинание, мы сталкивались с рядом проблем и сложностей, к примеру: необходимость проведения экспертизы в экстремально сжатые сроки; несовершенство критериев оценки заключений; непонимание со стороны государственных органов касательно отказа в предоставлении сведений об экспертах, проводящих экспертизу (в целях обеспечения независимости эксперта, данные об экспертах не разглашаются до момента ее завершения и направления орган-разработчику); достаточно продолжительный порядок оплаты по сравнению с субъектами частного предпринимательства и другие.

Отдельно, хотели бы выделить вопросы, связанные с предупреждением конфликта интересов. К примеру, эксперт не может проводить экспертизу, если ранее участвовал в разработке проекта, направленного ему на экспертизу. В таких случаях, он обязан заявить самоотвод. Однако на опыте имеются подобные случаи, которые своевременно были пресечены. Кроме того, ответственные лица, отвечающие за координацию, оценку заключений, не могут быть включены в Реестр, а, следовательно, проводить научную экспертизу.

Главная цель научной правовой экспертизы – это разработка и принятие новых, качественных нормативных правовых актов, соответствующих принципам права и законодательства, международным обязательствам, исключающих образование коллизий, противоречий, иного толкования в действующем законодательстве.

На наш взгляд, новая модель положительно влияет на получение орган-разработчиком качественного и всестороннего заключения, которое предполагает максимальное использование научного потенциала - ведущих ученых, специалистов в соответствующих областях знаний. Такая практика дает возможность более полно учесть новые тенденции в развитии законодательства, обеспечить его системность, сбалансированность и гармоничность.

В этой связи научная правовая экспертиза как инструмент оценки качества законодательства должна соответствовать международным стандартам и реалиям современного правотворческого процесса.

В целом процесс подготовки заключений включает в себя следующие этапы.

Получение от орган-разработчика проекта со всем пакетом документов, установленных действующим законодательством. Выборкой экспертов и передачи документов для проведения экспертизы.

По завершению экспертизы, эксперт направляет заключение координатору, который проверяет его на предмет полноты и соответствия форме, аутентичность текстов на двух языках. Далее заключение направляется органу-разработчику со всеми сопроводительными документами.

Результат научной правовой экспертизы — заключение эксперта, которое представляет собой как глубокое исследование предмета правового регулирования в целом, так и каждой отдельно взятой нормы проекта нормативного правового акта.

Каждый эксперт несет персональную ответственность за данное им заключение и получает соответственную оплату на основании заключенного договора оказания услуг с Институтом.

В процессе деятельности, при возникновении вопросов в части координационной деятельности, они обсуждаются совместно с Министерством юстиции и по ним в оперативном порядке принимаются соответствующие решения.

Также на постоянной основе рассматриваются вопросы по дальнейшему совершенствованию новой модели, в том числе:

1) возможность публикации научных статей по итогам проведения научного исследования в рамках предложений, отраженных в заключении научной правовой экспертизы;

2) улучшение механизмов учета предложений, данных экспертами в рамках заключений;

3) организация работы по автоматизации процесса проведения научной правовой экспертизы в рамках «Е-законодательство» и другое.

Для соблюдения требований начинающими экспертами, разработаны методические рекомендации, которые сосредоточил в себе условия для эксперта исключительно на качество заключения, независимую и объективную оценку законопроекта.

В заключение необходимо отметить, что, дальнейший процесс научной правовой экспертизы видится в позитивном ключе, который необходимо совершенствовать и укреплять. Надеемся, наш опыт позволит внести свой скромный вклад в развитие института экспертизы в Казахстане.