|
|
|
Коррупция – унижение чести и достоинства человека
Биржанова К.С., доцент Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева
С момента обретения независимости вопрос эффективного противодействия коррупции является одним из важнейших в казахстанском обществе и государстве. Особую значимость проблемы борьбы с коррупцией приобретают сейчас, в период кардинального преобразования общественно - политической, правовой, экономической и социально – культурной жизни в Казахстане, в котором «человек, его жизнь, права и свободы» [1] провозглашены основными ценностями, где в законодательном порядке признаётся приоритет естественных прав над позитивным правом. Но эти ценности ещё не стали реальными явлениями и потому коррупция продолжает «свое шествие» по стране. Хотя, на самом деле, разработка и внедрение мероприятий по противодействию коррупции проводятся на протяжении последних десятилетий весьма активно, но степень коррупционности не снижается. Её многогранная опасность таится не только в подрыве имиджа государства, авторитета государственной власти на всех его уровнях. Коррупционные отношения затронули практически все слои современного общества, достаточно глубоко проникли в воспитание и психологию людей. Это показывает, что коррупция стала обыденным явлением, с устоявшейся системой навязанных отношений. Особое беспокойство вызывает разрушительное воздействие коррупции на морально - нравственные устои общества, поскольку искажается природа исторически выработанных человечеством ценностей, выхолащивается их содержание. Коррупция в переводе от латинского «corrumpere» определяется страшным словом – «растлевать», под которым следует понимать моральный и правовой упадок в обществе и государстве. В сознании граждан происходит разочарование, недоверие правительству и другим органам государства, физическим воплощением которых являются государственные служащие. Объективно моральный вред проявляется в надломленном психологическом состоянии людей в форме унижения, беспомощности, страха, невозможности продолжать активную, творческую, инициативную жизнь. В общественном сознании возникает равнодушие к общественным интересам, смирение с коррупцией, с неправомерными, оскорбительными действиями представителей государства. Расма Карклинс в своей книге «Система в ответе за это: коррупция в посткоммунистических странах» определила высокий уровень опасного воздействия коррупции на общество, который приводит к разочарованию в существующем строе и становится одним из пусковых механизмов революции. [2]. Одним из примеров проявления такой коррупционности стала наша страна, где прошли, пусть не революционные, но достаточно выразительные протестные выступления граждан и, особенно, кровавые события января 2022 года. В наших условиях устойчивого правового нигилизма ценность человека низведена до такой степени его незначительности, что позволяется бесцеремонно отмахиваться от него, в бюрократическом порыве кормить тысячными обещаниями, лишая тем самым законной поддержки и защиты со стороны государства. Жизнь такого человека наполняется горькими ощущениями отчаяния от бессилия и самоуничижения. Поэтому сейчас в нашей стране должно прийти понимание того, что прежние методы борьбы с коррупцией не эффективны, не дадут ожидаемых результатов. Настоятельная потребность решительного реформирования всей системы государственной службы состоит в необходимости изменения сознания людей, как членов общества, так и государственных служащих. Процесс формирования у граждан определенного уровня правовых знаний и на их основе стандартов поведения в повседневной жизни не быстрый, но который одновременно следует начинать с первого класса школы. Ребенок с раннего возраста реально становится активным участником общественных отношений, урегулированных нормами права: учится в школе, взаимодействует с учителями, берет книги в библиотеке, делает покупки в магазинах, пользуется общественным транспортом, переходит улицу и т.д. В действительности же он не понимает, что встроен в систему правовых отношений как носитель субъективных юридических прав, которому корреспондирует неограниченное число юридически обязанных лиц соблюдать его права. Как не знают или не догадываются об этом, в большинстве, ни сами учителя, ни родители. Именно с этого возраста должно закладываться представление о праве как о благе, понимание ценностной значимости права на образование, здравоохранение, защиту их достоинства, гарантированных государственной властью. На данном уровне должен формироваться фундамент правового сознания с последующим развитием личности на основе осознания жизненных ценностей человека и гражданина. Однако, в нашей стране, как ни странно, должного понимания в вопросах правового образования школьников не находим. Хотя попытки внедрения такого подхода предпринимались. Общественная организация «Street law Kazahstan», созданная в КазГЮА и плодотворно работавшая с середины 90 –х прошлого века до 2008 года, проделала огромную работу по написанию учебников по основам права, начиная с 1 класса по 10 класс. Эти учебники в корне отличались от официальных учебников по красочному оформлению, неформальному изложению жизненно важных, практически необходимых для каждого возраста прав, обязанностей, запретов, пределов свободы. К сожалению, министерство образования не пожелала запустить их в учебный процесс, тысячи учебников были просто розданы в библиотеки школ. И это притом, что они получили хорошие отзывы и рекомендации по их внедрению от ведущих ученых юристов, практиков, учителей. За время своего существования организация провела множество обучающих и развивающих занятий в школах, мастер - классов, семинаров и конференций с преподавателями основ права, закладывая, таким образом, модели современного правового воспитания детей и правового образования педагогов. У значительной части нынешних выпускников школ, как бы удручающе не звучало, нет ясных представлений о государстве и праве, о главных ценностях человека, в том числе, как честь и достоинство. Данная реальность не коррелируется с определением основного направления борьбы с коррупцией, которой является её предупреждение, т. е. воздействие на её причины и условия. [3]. В нашей стране преобразование системы государственных органов должно осуществляться с изменением морально – нравственного, правового сознания его служащих. В демократических государствах основными критериями допустимости к государственной службе являются профессиональные качества и высокий авторитет личности. Само понятие « государственный служащий» указывает на то, что он должен служить во благо народу, соответственно его потребностям и оправдывать его ожидания. Неотъемлемыми свойствами их деятельности должно быть полное осознание ими основных ценностей государства, смысл которых заключается в понимании, признании и гарантии их всей системой государственных органов. На становление профессиональной, политически нейтральной и авторитетной государственной службы неоднократно указывалось в выступлениях Президента Казахстана К-Ж.К. Токаева. В своей предвыборной программе «Справедливый Казахстан — для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» он заявил, что «мы будем твердо следовать формуле «не человек для государства, а государство для человека», что «Люди устали от пустых деклараций и бесконечных презентаций светлого будущего. Граждане ждут от госорганов фактического, а не формального исполнения своих обещаний». Определение народа как источника власти и как носителя естественных прав, должно быть не просто формальным, а осознанным лейтмотивом в достижении государством общественного согласия через признание и защиту интересов членов общества, установления справедливых условий совместной жизни людей на основе понимания значимости правовых законов (законы могут быть и неправовыми). Поэтому главными критериями определения уровня социального развития государства являются права человека, под которыми мы понимаем конкретные естественные условия его существования, качество жизни и достоинство каждого гражданина. Несмотря на определенную работу по правам человека, на настоящий момент, в нашей стране среди широких масс населения отсутствует понимание смысла и назначения института прав человека. Простой человек до сих пор остается в неведении о механизме реализации своих прав, а кто более или менее разбирается в них, могут находиться в зависимости от государственных служащих, которые в силу недостаточных правовых знаний, непрофессионализма, злоупотребления служебными правами или обязанностями нарушают права человека и гражданина. Государственные служащие, особенно нижнего звена, непосредственно связанные с народом, не только плохо осведомлены о правах человека, как признаваемых и охраняемых обществом, государством, мировым сообществом, но, даже зная, напрямую их игнорируют, нагло нарушают. Об этом говорится практически во всех СМИ республики, к примеру, в еженедельном обзоре газеты «Время» каждый номер наполнен коррупционными историями. Пока конституционное положение о ценности человека не станет доминирующим в деятельности государственных органов и должностных лиц, мы не можем говорить о стабильности и успешном развитии общества и государства, так как права человека являются его достоянием, мерилом его чести и достоинства. Именно эти ценностные представления определяют нравственное и правовое сознание членов общества, государственных служащих и соответственно проявляются в их поступках. Поэтому наиболее актуальной проблемой в преодолении правового нигилизма, понимания ценности права, с которым связаны блага человека, является потребность в возрождении понятия достоинства человека, являющегося в действительности основой человеческих взаимоотношений. Увлекаясь проблемами личности, правами человека в общетеоретическом плане, идеи достоинства человека и её реализации уделяется по существу недостаточно внимания, если не сказать, совсем мало. Достоинство является исходным положением человека в системе общественных связей. От признания и возможностей осуществления права на жизнь, здоровье, свободу, благополучие, справедливость, удовлетворение материальных и духовных потребностей зависит вопрос о человеческом достоинстве, понимания человека высшей ценностью. Понятие достоинства человека самым тесным образом связано с содержанием субъективных прав, правового статуса личности. Поэтому тема достоинства человека в процессе формирования гражданского общества должна стать центральной, так как, именно, в этом понятии проявляется социальная сущность человека. Только через призму такого подхода можно понять подлинное состояние его прав, и соответственно насколько справедливо выстроена система общественных отношений. Для каждого из нас наиболее предпочтительной является система стабильных, предсказуемых и гарантированных общественных отношений, строящихся на основе понимания того, что все люди должны уважать права и свободы друг друга, независимо от текущих обстоятельств. Конституционные права человека и гражданина, обеспеченные юридической защитой, должны восприниматься человеком как свое достояние, принадлежащие ему от рождения и признаваемые абсолютными и неотчуждаемыми. Но в повседневной жизни эти права часто нарушаются, а граждане, в большинстве, не прибегают к использованию законных форм защиты, поскольку морально - нравственная атмосфера в государственных органах, как и в обществе в целом, пока еще не способствует тому, чтобы не столкнуться с коррумпированной личностью. Отрицательные качества чиновников являются проявлением деформированного правового сознания, связанных с переоценкой своего достоинства и пренебрежительным отношением к другим людям. Отвратительные формы надменности и цинизма вызывают у членов общества чувства оскорбления и унижения человеческого достоинства. Понятия чести и достоинства человека, возникли далеко до появления государства, одновременно с такими исторически выработанными представлениями о добре и зле, равенстве и справедливости, долге. Они, все вместе, составляют духовно-нравственный стержень каждого отдельно взятого человека, наделяют его чувством собственного достоинства. Достоинство - это внутренняя самооценка человека на основе совестливости, сострадания к людям, в недопустимости достижения жизненных благ любой ценой. В этом выражается его уважение к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы в любой жизненной ситуации оставаться человеком. В отношении данного понятия хочется привести наиболее полное и понятное представление, данное Л.К. Фортовой: «Достоинство - это нравственно-психологическое состояние, чувства, переживание, эмоционально-окрашенное осознание индивидом своей духовно-нравственной ценности, автономности, внутренней свободы, суверенности. Духовный человек больше всего ценит и оберегает свою внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу и духовную независимость. Он осознает свое достоинство как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу, устраивать свои дела, нести ответственность за свои поступки». [4] Человек, обладая таким достоинством, никогда не допустит посягательства на его честь. Честь человека определяется общественной оценкой личности с нравственных позиций, доминирующих в обществе. Другими словами, является проявлением достоинства вовне и зависит от отношения человека к обществу, государству, окружающим, социальным и духовным ценностям, принятым в обществе. Человек чести, прежде всего, честный (производным от этого слова является понятие чести), а затем как высоконравственный, надежный человек, вызывающий уважение к себе со стороны других. Люди, которым присуще эти качества, уважительно относятся к другим, как признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслуживает доброго отношения. Благодаря этому чувству отношения между людьми складываются доверительными, рассчитанными на взаимопонимание, поддержку, внимание. Выстраиваются соответствующие общественные отношения, которые приобретают большое значение для всех и каждого и при определенных обстоятельствах подлежат защите с помощью законов. В нашем законодательстве честь и достоинство охраняются конституционными нормами и отраслевым законодательством. Статья 17 Конституции РК признает: «1. Достоинство человека неприкосновенно. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Статья 34 Конституции РК предписывает каждому в обязанность «соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». Статья 143 Гражданского кодекса РК предусматривает защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан в случаях нарушения их, как личных неимущественных прав, повлекших нравственные и физические страдания.[5]. Кодекс РК об административных правонарушениях в ст.73-3 также определяет ответственность за нарушение чести и достоинства человека.[6]. Меры уголовной ответственности по ст. 131 УК РК установлены за оскорбление чести и достоинства. [7]. Честь и достоинство, как высшие нравственные ценности, признаваемые государством, законодательно подкрепленные, призваны придавать человеку чувство уверенности в своих силах, способствовать развитию его потенциальных возможностей. Из-за недостаточного уровня правового сознания, особенно в части понятий чести и достоинства, в сфере государственной службы и у значительной части членов общества, применяемые антикоррупционные способы воздействия из запретов, ограничений, наказаний не способны обеспечить противодействие коррупции. Пока не произойдет кардинального изменения в сознании людей о ценностной значимости свойств человека в его чести и достоинстве, направления борьбы с коррупцией не будут эффективными. Преодоление коррупционности возможно только в устоявшейся системе морально-нравственных и правовых принципов. В реформировании системы государственной службы, безусловным, является усиление влияния гражданского общества на принятие управленческих решений антикоррупционной направленности. Люди, исполненные достоинства, соотносят свои действия с внутренними нравственными принципами и, соответственно, проявляют готовность противостоять произволу, от кого бы это не исходило. Знание своих прав придает им силу воли, способность их отстаивать, опираясь на законы. Поэтому за пониманием, признанием и соблюдением чести и достоинства человека мы будем иметь не только стабильность в системе общественных отношений, но и эффективный способ борьбы с коррупционностью. В этой связи возрастает ответственность вузов за подготовку будущих юристов, призванных способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан во всех сферах общественной жизни, выступать защитником законных интересов человека, его объединений, общества и государства. Однако, ситуация с преподаванием в юридических вузах и юридических факультетах нашей страны сложилась не совсем благополучной. В первую очередь, это связано с вмешательством в систему юридического образования палаты предпринимателей «Атамекен», с ее установками на сокращение часов по теоретическим предметам или вовсе их убрать, как не имеющих практической значимости. На самом же деле все юридические дисциплины имеют прикладной характер. К примеру, теорию государства и права мы преподносим не как «теорию чистой воды», а отражение реальной жизни, протекающей за окнами наших аудиторий, не говоря об отраслевых дисциплинах. Особенностью данного предмета является то, что она стоит у истоков формирования профессионального правового сознания, наполняет объективными, научно обоснованными знаниями об окружающем мире, с проявлениями которого человек каждодневно сталкивается, но имеет о них весьма смутные или обыденные представления. Теория государства и права, состоящая из обобщенных и достоверных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает целую систему способов и методов использования этих знаний в общественной практике. Способствует формированию профессионального мышления, адекватного современному уровню знаний о государстве, праве, обществе и тенденциям мирового развития с интеграцией студентов в систему мировой и национальных культур. Она является той дисциплиной, которая в результате аккумулирования в себе знаний всего обществознания (философия, экономика, история, социология, политология и др.), дает общие и конкретные представления о мире, обществе, государстве, праве. О нас, как о народе, гражданине, личности и человеке. Она формирует основные правовые категории и понятия, которые в сжатой форме, как формулы жизни, показывают смысл и назначение рассматриваемых государственно — правовых явлений. Таким образом, охватывая всю образовательную программу, является метапредметным знанием. Владение знаниями о них становиться особо актуальным в настоящее время, когда происходит неизбежное формирование всеобщего понятийного аппарата правовых знаний с унификацией представлений о правовых явлениях в правовых системах мира. А что мы имеем сейчас в правоприменительной деятельности соответствующих органов и должностных лиц? В большинстве случаев, слабое владение специфическим понятийным аппаратом, худшими проявлениями которого является непонимание значения правовых принципов, различение закона и подзаконных актов, состава правонарушения, процесса правоприменения, пределов правомерного поведения. Это следствие, один из результатов неполноценной, усеченной программы по теории государства и права. Не случайно данный предмет определяется базовым в системе юридического образования, формирующим фундамент профессионализма будущих юристов. Между тем, как показывает практика, требования к профессиональным знаниям значительно изменились. Динамизм социально — экономического развития не оставляет времени на встраивание в систему новых отношений, диктует необходимость практически немедленного включения фундаментальных знаний, умение видеть проблему, ставить задачи и составлять планы их решения. Широта взглядов и представлений у студентов на решаемые вопросы, адекватных реалиям, закладывается именно на занятиях по теории государства и права с одновременным развитием логически последовательного мышления. Возьмем другой пример, касающийся истории государства и права Казахстана. Количество часов сократили несоразмерно значению данного предмета, ссылаясь на объем часов по истории Казахстана. Но эти дисциплины во многом не совпадают. Предметом история государства и права Казахстана являются процессы, раскрывающие закономерности общественного развития в форме государственно – правовых явлений на территории казахский родов и племен, с определением объективных и субъективных обстоятельств их возникновения. Знания по этой дисциплине крайне необходимы и востребованы временем по установлению подлинной истории государственности казахов, восполнении её пробелов. Без установления достоверных знаний путем углубленного исследования истории государственности, изучения наследия деятелей казахского народа теряется прочная основа самостоятельного, независимого существования страны, достоинство его народа. Практическая значимость истории государства и права Казахстана в том, что на основе постижения этих научно обоснованных знаний, возникает глубокое уважение к своим корням, формируется подлинный патриотизм у молодежи, который проявляется в их достоинстве, чтобы с честью отстаивать интересы своей страны. Современное юридическое образование представляется чрезвычайно ответственным, которое складывается в процессе познания трансформирующегося и преобразованного общества и государства в условиях многообразия форм собственности, различных политических, профессиональных и иных общественных объединений, средств массовой информации, социальных норм и форм общественного сознания. Важным оно является еще потому, что нужно дать не только адекватную политико - правовую оценку событиям, но и увидеть логическую их взаимосвязь, перспективы развития, не отрываться от прежних базовых знаний юриспруденции, сохранить научно значимые результаты предшествующих юридических наук. На основе прежних знаний о неизбежных закономерных проявлениях в процессе общественного развития нужно увидеть диалектическое преодоление устаревшего с более адекватной формой познания государства, права и связанных с ними явлений с тем, чтобы формировать новые взгляды и представления с более глубоких теоретических позиций. При таком понимании можно достичь поставленных целей в подготовке специалистов, востребованных по ходу общественного развития в процессе построения справедливого государства, свободного от коррупционных проявлений, как унижающих честь и достоинство людей.
Использованные источники: 1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.). 2. Расма Карклинс. Система в ответе за это: коррупция в посткоммунистических странах. Алматы, 2006. С.19 3. Основы противодействия коррупции. Алматы, 2004. С.22 4. Фортова, Л. К. Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности / Л. К. Фортова, О. М. Овчинников. // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 435. 5. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.01.2023 г.). 6. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII. 7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. изменение Законом РК от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие с 01.01.2023).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |