|
|
|
Совершенствование законодательства Республики Казахстан о племенном животноводстве
В своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» Глава государства К.К.Токаев отметил, что следует перепроверить готовность сельскохозяйственной техники, запасы семян и удобрений. Нельзя забывать, что низкий уровень осадков в ряде регионов может негативно повлиять на урожайность, привести к нехватке кормов. В целом нужно совместно с фермерским сообществом пересмотреть подходы к государственной поддержке агропромышленного комплекса. Для предотвращения дефицита и бесконтрольного подорожания продовольствия надо проработать вопрос закупа сельскохозяйственной продукции в государственные стабилизационные фонды по форвардным ценам.[1] На сегодняшний день в Казахстане сформирована законодательная база в области племенного животноводства, установлена правовая основа охраны животного мира. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конституции животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. В 1998 году был принят Закон Республики Казахстан «О племенном животноводстве» (далее – Закон), который устанавливает правовую основу по разведению племенных животных, использованию племенной продукции (материала).[2] Согласно подпункту 11) статьи 1 Закона под племенным животноводством понимается отрасль животноводства, охваченная системой племенной работы, направленная на воспроизведение животных с высоким генетическим потенциалом, их сохранение и разведение. Действующее законодательство о племенном животноводстве определяет полномочия государственной племенной службы, в частности, компетенции Правительства, уполномоченного органа, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и местных исполнительных органов районов, городов областного значения, а также устанавливает права и обязанности физических и юридических лиц в области племенного животноводства. Вместе с тем, совершенствование законодательства Республики Казахстан о племенном животноводстве представляется возможным с учетом следующих рекомендаций: 1. Согласно преамбуле Закона данный Закон определяет правовые, организационные и экономические основы осуществления деятельности в области племенного животноводства, направлен на сохранение и приумножение генофонда племенных животных, а также воспроизводство и улучшение их продуктивных качеств, регулирует деятельность государственных органов, физических и юридических лиц, занятых в области племенного животноводства. В соответствии со статьями 1 и 12 Конституции, высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы. В Республике признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. В этой связи Закон должен быть направлен и на обеспечение охраны прав лиц, занятых в области племенного животноводства. Кроме того, Законом предусмотрены вопросы государственного регулирования племенного животноводства, организации деятельности субъектов в области племенного животноводства. Однако Закон не содержит положений касательно экономических основ осуществления деятельности в области племенного животноводства. Для эффективного исполнения поставленных задач в области племенного животноводства полагаем возможным определить механизмы реализации экономических основ осуществления деятельности в области племенного животноводства с указанием полномочий заинтересованных государственных органов, а также прав и обязанностей физических и юридических лиц. 2. Согласно подпункту 41) статьи 1 Закона стандарт породы – минимальные требования для племенных животных соответствующей породы по фенотипическим и продуктивным показателям, утверждаемые республиканскими палатами. Однако, определение «минимальных требований для племенных животных соответствующей породы» требует принятия нормы права. Под нормами права понимаются общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений (подпункт 18) статьи 1 Закона «О правовых актах»). При этом, принятие/издание документа, содержащего общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, относится к компетенции уполномоченных государственных органов. Учитывая, что стандарты породы относятся к нормативным правовым актам, содержащим норму права, их принятие должно быть отнесено к компетенции центрального исполнительного органа, осуществляющего государственную политики в области племенного животноводства. 3. В соответствии со статьей 2 Закона деятельность в области племенного животноводства основывается на принципах: повышения эффективности и конкурентоспособности; обеспечения сохранения породы; обеспечения надлежащего учета данных в области племенного животноводства; оперативной обработки информации в области племенного животноводства и передачи ее физическим и юридическим лицам, осуществляющим разведение, использование племенных животных. Такие принципы как оперативная обработка информации в области племенного животноводства и передача ее физическим и юридическим лицам, осуществляющим разведение, использование племенных животных, обеспечение надлежащего учета данных в области племенного животноводства по предмету их регулирования больше относятся к направлениям или задачам деятельности, а не к принципам законодательного акта. Кроме того, в принципах законодательного акта следует четко отразить их направленность на охрану прав населения в области в области племенного животноводства. 4. Экономическая безопасность государства во многом определяется уровнем развития сельского хозяйства. Особую роль в решении проблемы обеспечения населения продовольствием играет отрасль племенного животноводства как основной поставщик белков животного происхождения. Организационно-экономическое содействие развитию сектора животноводства и повышению качества продукции животноводства должно основываться на эффективном сочетании методов и инструментов стимулирования спроса и предложения, расширения емкости рынка высококачественной продукции, защиты и развития конкуренции, улучшения функционирования из инфраструктурных составляющих механизмов государственного регулирования и стимулирования поставок отечественной животноводческой продукции. В этой связи одним из главных приоритетов государственной политики страны должно быть признание развития животноводческих отраслей, переработки животноводческой продукции и формирования рынка высокого качества пищевых продуктов животного происхождения в целом.[3] 5. В соответствии со статьей 7 Закона субъекты в области племенного животноводства создаются и функционируют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Перепрофилирование деятельности субъектов в области племенного животноводства допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Вместе с тем, принимая во внимание, что основными задачами/целями Закона является определение правовых, организационных и экономических основ осуществления деятельности в области племенного животноводства, вопросы, касающиеся порядка функционирования субъектов племенного животноводства и процедуры перепрофилирования их деятельности являются предметом регулирования данного Закона. Пунктом 3 статьи 24 Закона «О правовых актах» установлено, что положения нормативного правового акта должны содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Данные неопределенные формулировки «в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан», «в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан» приводят к коррупционному фактору, как диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти действий в отношении граждан и организаций. В целях исключения возможностей самостоятельного толкования должностными лицами слов «в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан», «в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан» полагаем целесообразным предусмотреть порядок функционирования субъектов племенного животноводства и процедуры перепрофилирования их деятельности в Законе либо в рамках данного Закона определить конкретные структурные элементы законодательных актов, регламентирующие данные особенности деятельности субъектов в области племенного животноводства. 6. В соответствии со статьей 16-5 Закона научные исследования в области племенного животноводства осуществляют научно-исследовательские организации Республики Казахстан сельскохозяйственного профиля. Указанные организации совместно с уполномоченным органом осуществляют разработку: 1) государственных научно-технических программ в области племенного животноводства; 2) инструкции по бонитировке (оценке) племенной ценности и воспроизводству животных; 3) методик и технических средств для оценки и генетического контроля племенной продукции (материала); 4) систем информационного обеспечения в области племенного животноводства. Согласно пункту 1 статьи 24 Закона «О правовых актах» компетенция, функции и задачи государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться в нормативных правовых актах в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных процедурах с четким разграничением по уровню государственного управления. В этой связи участие в разработке вышеуказанных документов должно быть лишь правом научно-исследовательских организаций Республики Казахстан сельскохозяйственного профиля. 7. Положения Закона, состоящего из 33 статей, содержат множество отсылочных норм. К примеру: – право собственности и использование физическими и юридическими лицами племенной продукции (материала) регулируются законодательством Республики Казахстан (статья 5); – реализация племенной продукции (материала) осуществляется физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан (статья 6); – субъекты в области племенного животноводства создаются и функционируют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (статья 7); – перепрофилирование деятельности субъектов в области племенного животноводства допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (статья 7); – порядок предоставления и режим использования земельных участков и водоемов определяются законодательством Республики Казахстан (статья 8); – местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан (статья 14); – местные исполнительные органы районов, городов областного значения осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан (статья 15); – государственный контроль в области племенного животноводства – совокупность действий должностных лиц уполномоченного органа, направленных на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан (статья 16); – финансирование программ научных исследований в области племенного животноводства осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан (статья 16-4); – к физическим лицам, осуществляющим деятельность в области племенного животноводства без образования юридического лица, соответственно применяются положения настоящего Закона, которые регулируют деятельность субъектов в области племенного животноводства, если иное не вытекает из законодательства Республики Казахстан или из существа правоотношения (статья 22); – республиканская палата является юридическим лицом и регистрируется в органах юстиции в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан (статья 28-2); – совет республиканской палаты осуществляет общее руководство и управление деятельностью республиканской палаты в соответствии с компетенцией, установленной законами Республики Казахстан и уставом республиканской палаты (статья 28-3); – совет республиканской палаты осуществляет иные полномочия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан (статья 28-3); – исполнительный орган осуществляет иные полномочия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан (статья 28-3); – споры, возникающие при осуществлении деятельности в области племенного животноводства, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (статья 30); – нарушение законодательства Республики Казахстан о племенном животноводстве влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (статья 31); – физические и юридические лица Республики Казахстан, принимающие участие в осуществлении проектов с иностранным участием в области племенного животноводства, заключают договоры с иностранцами и (или) иностранными юридическими лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан (статья 33). В целях минимизации бланкетных норм полагаем целесообразным пересмотреть текст законодательного акта на предмет исключения отсылочных норм. 8. Согласно статье 4 Закона племенная продукция (материал) в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях может выступать объектом гражданских прав. К племенной продукции (материалу) применяются общие правила об имуществе, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан. Учитывая, что положения нормативного правового акта должны содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл (пункт 3 статьи 24 Закона «О правовых актах»), целесообразно определить в Законе случаи, в которых племенная продукция (материал) в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях не может выступать объектом гражданских прав. Кроме того, согласно абзацу второму статьи 4 Закона к племенной продукции (материалу) применяются общие правила об имуществе, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 2 статьи 115 Гражданского кодекса, к объектам гражданских прав (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, финансовые инструменты, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество. Вместе с тем, статьей 124 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что к животным применяются общие правила о вещах, поскольку законодательством не установлено иное.[4] В этой связи, в целях приведения норм Закона в соответствие с Гражданским кодексом, полагаем необходимым корреспондировать нормы Закона и Гражданского кодекса путем замены слов «общие правила об имуществе» на слова «общие правила о вещах». 9. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона «О правовых актах» текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки. Ряд положений Закона не несут правовой нагрузки. К примеру, статья 27 (Основные направления деятельности дистрибьютерных центров) Закона содержит лишь следующую норму: Основными направлениями деятельности дистрибьютерных центров являются приобретение, хранение и реализация семени оцененных племенных животных-производителей, их регистрация в информационной базе селекционной и племенной работы. Также согласно статье 28 Закона (Основные направления деятельности бонитеров (классификаторов), техников-осеменаторов и специалистов по трансплантации (пересадке) эмбрионов) основным направлением деятельности бонитеров (классификаторов) является проведение бонитировки (оценки) животных. Основным направлением деятельности техников-осеменаторов является проведение искусственного осеменения сельскохозяйственных животных. Основными направлениями деятельности специалистов по трансплантации (пересадке) эмбрионов являются получение и трансплантация (пересадка) эмбрионов племенных животных. В вышеназванных нормах не определяются порядок, процедуры реализации деятельности дистрибьютерных центров при приобретении, хранении и реализации семени оцененных племенных животных-производителей, их регистрации в информационной базе селекционной и племенной работы и т.д. В этой связи, в целях эффективного осуществления деятельности в области племенного животноводства, полагаем возможным исключить положения Закона декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки.
[1] Послание Президента Республики Казахстан от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации»; [2] Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О племенном животноводстве»; [3] Kyryliuk Iryna, Kyryliuk Yevhenii, Maiba Yuliia «Tools of direct and indirect support of the domestic livestock products production and of enhancement of their quality» ISSN 2076-5843 Вісник Черкаського університету. 2019. № 1, https://econom-ejournal.cdu.edu.ua/article/view/3326/3515; [4] Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |