Особенности декларирования (форма 240.00) физическими лицами иностранных доходов, активов, имущественного дохода
(налога с продажи квартиры) за 2021 год в Казахстане

 

Масатбаев Айдар

Дипломированный налоговый эксперт LLM

Член палаты налоговых консультантов

 

I. Общие положения и аналитика налогового обязательства

 

Данная работа уже готовилась 2018, 2019 и 2020 годах и представляет собой обновленную и дополненную редакцию[i].

 

Налоговое законодательство Казахстана в 2020 году предусматривает обязанность ежегодно декларировать доходы и имущество не только для хозяйствующих субъектов, но и в определенных случаях для физических лиц - налогоплательщиков Казахстана.

В 2021 году с учетом введения первого этапа всеобщего декларирования, различные формы декларации для физических лиц за 2021 год должны предоставлять условно группы физических лиц:

· лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги; лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним, а также их супруги; лица, на которых возложена обязанность по представлению в соответствии с Конституционным ЗРК «О выборах в РК» и ЗРК «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в РК», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг» обязаны предоставлять декларацию об активах и обязательствах (форма налоговой отчетности 250);

· индивидуальные предприниматели, работающими в общеустановленном порядке, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы;

· также представляют следующие физические лица предоставляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу:

1. Физические лица, получившие имущественный доход за отчетный календарный год (2021). Под имущественным доходом понимается:

a. Доход в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения стоимости физическим лицом следующего имущества в Республике Казахстан:

i. жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

ii. земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

iii. земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте i, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

iv. земельных участков и (или) земельных долей с целевым назначением, не указанным в подпунктах ii и iii настоящего пункта, находящихся на территории Республики Казахстан;

v. иного недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, не перечисленного в подпунктах i, ii, iii, и iv выше;

vi. инвестиционного золота, находящегося на территории Республики Казахстан;

vii. механических транспортных средств и (или) прицепов, подлежащих государственной регистрации в Республике Казахстан, находящихся на праве собственности менее года;

viii. ценных бумаг, производных финансовых инструментов (за исключением производных финансовых инструментов, исполнение которых происходит путем приобретения или реализации базового актива), эмитенты которых зарегистрированы в Республике Казахстан, доли участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного в Республике Казахстан.

Необходимо учитывать правила определения имущественного дохода (в простонародии «налога с продажи квартиры»).

Законодательно установлено, что при определении такого дохода необходимо учитывать «Правило одного года» согласно которому доход не образуется при соблюдении всех указанных требований:

- объект недвижимости принадлежит налогоплательщику на праве собственности и находится в Казахстане;

- объектом недвижимости являются; жилища; дачные строения; гаражи; объекты личного подсобного хозяйства; земельные участки и (или) земельные доли, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж;

- между датой приобретения объекта недвижимости и ее продажей прошло более (!) года.

Самыми распространенными болезненными случаями являются ситуации, когда объект-недвижимости налогоплательщика – физического лица не имеет цены приобретения.

В случае отсутствия цены приобретения в случае, когда продавец получил объект недвижимости в результате дарения, то ценой приобретения является либо стоимость, определенная для исчисления налога на имущество Государственной корпорацией «Правительство для граждан» в случае, например, квартиры, либо кадастровая стоимость недвижимости в случае земельного участка.

Однако в случаях получения объекта недвижимости по наследству или когда налогоплательщик построил дом самостоятельно (причем речь идет только о жилом доме), налоговое законодательство[ii] позволяет определить цену приобретения путем рыночной оценки объекта недвижимости при соблюдении следующих условий:

- оценка произведена уполномоченной оценочной компанией (оценщиком);

- оценка произведена на дату регистрации права собственности за продавцом;

- оценка фактически произведена не позже 31 марта года, следующем за годом продажи объекта недвижимости (в случае ретроспективной оценки).

При этом правом воспользоваться отчетом об оценке налогоплательщик вправе только в отношении жилых домов, соответственно, если налогоплательщик возвел самостоятельно нежилой объект, то отчет об оценке применяться не может.

Парадоксально, но в отношении амнистрированной недвижимости, находящейся в Казахстане не предусмотрено использование амнистированной стоимости в уменьшение на

Пример 1: Гражданин и налоговый резидент Казахстана Иванов А., получил по наследству квартиру (кадастровая стоимость – 5 000 000 тенге) от своего родственника. Далее, после вступления в наследство и регистрации прав собственника 5 января 2020 года Иванов А. продает данную квартиру 20 июня 2020 года за 45 000 000 тенге.

Для минимизации суммы налога налогоплательщик Иванов А. уполномочен нанять оценщика до 31 марта 2021 года и заказать отчет о рыночной стоимости его квартиры по состоянию на 5 января 2020 года (дата оформления права собственности Иванова А. на квартиру).

С учетом изложенного, Иванов А. получил от 25 марта 2021 года отчет о рыночной оценке своей квартиры на 5 января 2020 года, согласно которого рыночная стоимость квартиры составила 40 000 000.

В данном случае имущественный доход будет исчисляться

 

Однако в случае если Иванов А. продаст квартиру по истечении года со дня регистрации прав собственника, имущественный доход не образуется.

Если объект недвижимости в примере будет не жилая квартира, а коммерческая недвижимость, то Иванов А. не вправе применять правило одного года, однако, если такая коммерческая недвижимость будет получена по наследству, то Иванов А уполномочен использовать оценку такой недвижимости на дату регистрации права собственности.

Если оценка будет заказана не 25 марта 2021, а 20 апреля 2021 (по истечении даты 31 марта 2021 года), то Иванов А. не вправе использовать оценочную стоимость.

Аналогично, если оценка будет произведена на дату иную чем 5 января 2020 года, то такую оценку Иванов А. также не вправе оценивать (даже если оценка осуществлена на 6 или 4 января).

При реализации нежилого дома (здания), построенного физическим лицом, его реализующим, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации такого имущества и стоимостью земельного участка, приобретенного для строительства такого нежилого дома (здания).

В случае реализации нежилого дома (здания), не используемого в предпринимательской деятельности, который был ранее реконструирован из жилого дома (здания), доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации такого имущества и стоимостью его приобретения как жилого дома (здания).

Интересны налоговые обязательства по имущественному доходу в случае договора обмена квартирами.

В данном случае, правило одного года будет также применяться для всех сторон обмена.

Возникают существенные риски при договоре обмена если стороны не указывают единую стоимость по которой обмениваются обе квартиры. В данном случае, у лица, который в обмен получил квартиру, стоимость, определенная для исчисления налога на имущество Государственной корпорацией «Правительство для граждан», которой превышает аналогичную стоимости квартиры которую он предоставил в обмен.

Пример 2: Граждане Иванов А. и Бауржанов Г. согласились обменяться своими квартирами. При этом стоимость, определенная для исчисления налога на имущество Государственной корпорацией «Правительство для граждан» квартиры Иванова А. является 5 000 000 тенге, а у Бауржанова Г. – 4 000 000 тенге.

Доход появится у Бауржанова Г. так как он при обмене получает квартиру более высокой стоимости. Его имущественный доход составит:

 

 

Данное налоговое обязательство можно существенно уменьшить, если стороны договора обмена укажут что по их обоюдному решению стоимость каждой квартиры в рассматриваемом примере составила 4 000 000 тенге.

 

Особое внимание нужно уделить случаям, когда супруг получает жилую недвижимость по наследству от умершего супруга. В связи с тем, что такая собственность является собственностью супругов, то половина такой собственности уже принадлежит живущему супругу с даты приобретения в браке. В связи с чем, продажа такой недвижимости в течение одного года, со дня переоформления наследственной доли, спровоцирует налоговое обязательство по доли недвижимости, полученной от умершего супруга по наследству.

В силу интеграции в странах Евразийского экономического союза, довольно часто наследники – нерезиденты Казахстана получают в наследство недвижимость, находящуюся в Казахстане, которая продается в течение года со дня оформления недвижимости, то наследник нерезидент будет оплачивать налог с прироста стоимости от продажи недвижимости в Казахстане по ставке 20% предусмотренной для нерезидентов.

Обращаем внимание, что статус нерезидента необходимо устанавливать на момент продажи такого имущества. Наличие статуса нерезидента на момент оформления недвижимости, получаемой по наследству таким налогоплательщиком, не играет никакой роли, если на дату продажи указанного имущества данный налогоплательщик уже стал налоговым резидентом Казахстана и будет оплачивать налог по ставке 10%.

b. доход физического лица в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) реализации имущества, находящегося за рубежом и ценой (стоимостью) его приобретения физическим лицом;

Хотелось бы обратить внимание на владельцев недвижимостью за рубежом.

При исчислении имущественного дохода с продажи иностранного имущества применяются те же положения, кроме «правила одного года», то есть:

 

Однако, если (1) недвижимое имущество находится на территории государства с льготным налогообложением; (2) права на движимое имущество или сделки по движимому имуществу зарегистрированы в компетентном органе государства с льготным налогообложением[iii], то налогоплательщик не праве уменьшать «Цену продажи» на сумму «Цены покупки», то есть в указанных двух случаях, «Цена продажи» будет полностью признаваться имущественным доходом.

Обращаем внимание, что иные расходы налогоплательщика, связанные с приобретением и содержанием иностранного имущества, не могут уменьшать имущественный доход налогоплательщика – физического лица.

Необходимо учитывать, что в случаях реализации иностранного недвижимого имущества, легализованного в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества», лицом, его легализовавшим, по которому отсутствует цена (стоимость) приобретения и исполнено обязательство по уплате сбора за легализацию, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и оценочной стоимостью, определенной в тенге для исчисления сбора за легализацию реализуемого имущества.

Однако, данное правило не распространяется на аминистированное и находящееся в Казахстане недвижимое имущество поэтому кадастровая стоимость амнистированного земельного участка при продаже такой недвижимости будет скорее всего единственной величиной, уменьшающей сумму налогооблагаемого дохода.

Примечательна судебная практика по делам, когда налогоплательщик желая отменить состоявшийся договор купли-продажи и избежать исполнения возникших налоговых обязательств по уплате налога c продажи дома, инициировал процедуру расторжения договора путем заключения соглашения о расторжении (См. Постановление судебной коллегии по гражданским делам Актюбинского областного суда от 3 июня 2020 года за № 1599-19-00-2а/482)

Согласно договору купли-продажи от 31 августа 2018 года г-н У-в (далее «Налогоплательщик»), с согласия супруги продал, а покупатель У-ва (далее - «Покупатель») с согласия супруга купила за 30 0000 000 тенге в частную собственность жилой дом общей площадью 208,3 кв.м., жилой площадью 105,2 кв.м., расположенный на земельном участке мерою 0,0866 га, целевое назначение земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, неделимый, находящийся по адресу: Актюбинская область, город Актобе, район «Астана», с.Жанаконыс, улица Татулык, дом 15.

Указанное недвижимое имущество принадлежит продавцу на праве частной собственности на основании Акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно от 29.11.2017 года, договора купли-продажи от 22.12.2014, Акта на право частной собственности на земельный участок от 07.02.2013 года.

Таким образом установлено, что ответчик реализовал имущество, находящееся на праве собственности менее 12 месяцев, что в соответствии с нормами налогового законодательства влечет уплату индивидуального подоходного налога от полученного дохода от прироста стоимости при реализации имущества.

По пояснениям истца, ответчик был вызван 12.02.2019 году в управление для сдачи декларации и уплате налога в размере 3 000 000 тенге.

Далее, 23 февраля 2019 года Налогоплательщик. и Покупатель заключили соглашение о расторжении договора купли-продажи от 31 августа 2018 года, удостоверенное частным нотариусом Актюбинского нотариального округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее-ГК) при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

Под расторжением договора понимается досрочное прекращение не исполненного полностью или частично договора по основаниям, не предусмотренным статьями 367-377 ГК.

Налогоплательщик в апелляционной жалобе указывает о том, что он расторгнул договор купли-продажи жилого дома, в связи с неполной оплатой со стороны Покупателя

Данные доводы ответчика являются не обоснованными, поскольку согласно п.2 договора купли-продажи от 31 августа 2018 года, указанный жилой дом продан покупателю за 30 000 000 тенге, уплаченных покупателем продавцу до подписания настоящего договора, вне помещения нотариальной конторы.

Таким образом, оснований для расторжения договора купли-продажи от 31 августа 2018 года жилого дома не имелось, поскольку стоимость жилого дома покупателем была оплачена.

Данные действия ответчика по заключения соглашения о расторжении договора, расцениваются как уклонение от налоговых обязательств.

Согласно пункту 3 статьи 2 Налогового кодекса при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего Кодекса.

В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 8 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИЗВЛЕЧЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ (НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ) ВЫГОДЫ ИЗ СВОИХ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫГОД (НАЛОГОВОЙ ЭКОНОМИИ) И УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ.

В силу пунктов 4, 5, 6 статьи 8 ГК граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики. Эта обязанность не может быть исключена или ограничена договором. Добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением. Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Согласно пункту 1 статьи 158 ГК сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также сделка, совершенная с целью, заведомо противоречащей основам правопорядка, является оспоримой и может быть признана судом недействительной, если настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан не установлено иное.

В ДАННОМ СЛУЧАЕ СОГЛАШЕНИЕ О РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПРИНЦИПУ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА.

При таких обстоятельствах, суд счет требования налогового органа обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Сроки предоставления отчета об оценке недвижимости, полученной в наследство, красноречиво показывает Постановление Алматинского городского суда по делу номер 2а-2730/2019 от 15 мая 2019 года

Истица К-на Н.С. (далее по тексту «Налогоплательщик») получила в наследство квартиру в г. Алматы в ноябре 2010 года и продала ее уже в феврале 2011 года, таким образом, правило одного года не было соблюдено.

Департамент государственных доходов по городу Аоматы, проведя налоговую проверку исчислил имущественный доход Налогоплательщика как положительную разницу между ценой продажи и кадастровой стоимостью проданной квартиры и направил уведомление № 626 от 5.05.2016 года,

После получения уведомления, Налогоплательщик 10.06.2018 года сделала ретроспективный отчет об оценке.

Налоговый орган последовательно выставил два уведомления, первое из которых вручить Налогоплательщику не удалось.

Аргументы Налогоплательщика.

Налогоплательщик просил использовать отчет об оценке 2018 года при исчислении имущественного дохода, однако, суд справедливо указал, что налоговое законодательство позволяет использовать оценочную стоимость проданной квартиры, если такой отчет подготовлен до 31 марта года, следующего за годом продажи, то есть в случае Налогоплательщика до 31 марта 2012 года.

По мнению Налогоплательщика, срок давности исполнения налогового обязательства (5 лет) истек. НО срок давности исполнения налогового обязательства начинает истекать не с даты продажи, а со дня, следующего за днем истечения налогового периода, в данном случае для этого налога является год, следовательно, срок давности по ИПН за 2011 год начинает истекать с 1 января 2012 года и завершается 31 декабря 2016 года, при этом

В связи с тем, что отчет об оценке не был сделан своевременно, в удовлетворении исковых требований налогоплательщику было отказано.

Для физических лиц, владеющих и получающих доходы в Казахстане от ценных бумаг казахстанских и иностранных эмитентов.

Обязательно надо учитывать, что если налогоплательщик получает доходы по ценным бумагам казахстанских и иностранных эмитентов на казахстанских биржах KASE или AIX, то налоговое обязательство по уплате налога не возникает, НО, такие налогоплательщики все равно несут обязательство задекларировать такой доход и показать в той же форме 240.00 что данный доход не облагается.

Для физических лиц, владеющих и получающих доходы от ценных бумаг иностранных эмитентов.

Имущественный доход от торговли ценными бумагами иностранных эмитентов, кроме долговых бумаг, полученный из источников за пределами Республики Казахстан, определяется как положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения таких бумаг.

В случае продажи долговой ценной бумаги иностранного эмитента, имущественный доход определяется как положительная разница без учета купона между стоимостью реализации и стоимостью приобретения с учетом амортизации дисконта и (или) премии на дату реализации.

Обращаем внимание, что налоговое законодательство не позволяет использовать убытки по ценным бумагам комиссии брокера и иные для уменьшения имущественного дохода.

Налоговое законодательство также установило, что налогоплательщик не может использовать «Цену приобретения» для уменьшения «Цены Продажи» при исчислении имущественного дохода, если доход получен «из источников в государстве с льготным налогообложением».

Доход может быть получен из источников в государстве с льготным налогообложением, (1) если покупателем ценной бумаги был налоговый резидент государства с льготным налогообложением, либо (2) если сделка была совершена на территории государстве с льготным налогообложением.

Доход надо исчислять с каждой сделки продажи ценной бумаги иностранного эмитента.

 

Пример 3. гражданин Казахстана Иванов А. заключил договор брокерского обслуживания с брокером из Белиз (для Казахстана – страна с льготным налогообложением). Приобретя 10 акций «Ford» на Нью-Йоркской фондовой бирже по 5 долларов США каждая, он заплатил своему брокеру 4 доллара США комиссии. Позднее он соглашается продать их по 7 долларов США своему же белизскому брокеру.

В этом случае, гражданин Казахстана при исчислении имущественного дохода НЕ вправе уменьшать Цену продажи (70 долларов США) ни на сумму приобретения этих ценных бумаг (50 долларов США) ни вычесть сумму комиссии брокера (4 долларов США).

 

Пример 4. гражданин Казахстана Иванов А. заключил договор брокерского обслуживания с брокером из Белиз (для Казахстана – страна с льготным налогообложением). Приобретя 10 акций «Ford» на Нью-Йоркской фондовой бирже по 5 долларов США каждая, он заплатил своему брокеру 4 доллара США комиссии. Позднее он соглашается продать их по 7 долларов США на той же бирже покупателю из Германии.

Арифметика имущественного дохода.

 

 

 

В этом случае, гражданин Казахстана при исчислении имущественного дохода НЕ ВПРАВЕ уменьшать Цену продажи (70 долларов США) ни на сумму приобретения этих ценных бумаг (50 долларов США) ни вычесть сумму комиссии брокера (4 долларов США).

 

Арифметика имущественного дохода.

 

 

Конвертация будет происходить по курсу Национального Банка Республики Казахстан на день, предшествующий дате получения имущественного дохода.

c. доход в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) передачи имущества физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал и ценой (стоимостью) его приобретения;

d. доход, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами;

e. доход от уступки права требования, в том числе доли в жилом доме (здании) по договору о долевом участии в жилищном строительстве;

f. доход от прироста стоимости при реализации следующих активов индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса либо для крестьянских или фермерских хозяйств:

i. основные средства, используемые в предпринимательской деятельности;

ii. объекты незавершенного строительства;

iii. неустановленное оборудование;

iv. нематериальные активы;

v. биологические активы;

vi. основные средства, стоимость которых полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2000 года, в случае, если такие основные средства являлись фиксированными активами в налоговых периодах, в течение которых индивидуальный предприниматель осуществлял расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке и актив являлся фиксированным активом;

vii. активы, введенные в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях, стоимость которых полностью отнесена на вычеты, в случае, если индивидуальный предприниматель осуществлял ранее расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке и актив являлся фиксированным активом.

2. физические лица, получившие доходы из источников за пределами Республики Казахстан.

Обращает внимание, то обстоятельство, что некоторые граждане Казахстана, находясь в Казахстане, были наняты иностранными компаниями в рамках договоров об оказании услуг (например, в отрасли IT услуг наших специалистов нанимают иностранные компании – разработчики).

В данном случае такие наши соотечественники довольно часто вплотную сталкиваются с двойным налогообложением, в частности, их доход уменьшается на сумму налога, удерживаемого у источника выплаты в стране, где находится их иностранный наниматель, а второй раз – при исполнении обязанности платить налог уже в Казахстане.

Возьмем решение такого вопроса на примере, когда казахстанца нанимает иностранная компания из России.

Первое решение является применение Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, подписанной 18 октября 1996 года в Москве.

Согласно статье 7 Конвенции - Прибыль от предпринимательской деятельности – так как гражданин Казахстана осуществляет работы в рамках гражданского договора найма, выполняет работу в Казахстане, то доход, выплачиваемый российской компанией, не должен облагаться (удерживаться у источника выплаты) в России и казахстанец заплатит налоги только в Казахстане. Вместе с тем, для применения норм такой конвенции, казахстанец обязан представить своему российскому нанимателю документ подтверждающий налоговое резидентство Казахстана, выдаваемое органами государственных доходов по месту его регистрации в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Второе решение – не менее эффективное – произвести зачет иностранного налога. Так казахстанец может зачесть уплаченный налог в России против своего налогового обязательства в Казахстане при соблюдении определённых условий, установленных статьёй 303 Налогового кодекса, согласно которой суммы уплаченных за пределами Республики Казахстан налогов на доходы или прибыль или иного иностранного налога, аналогичного корпоративному или индивидуальному подоходному налогу (далее в целях настоящей статьи - иностранный подоходный налог), с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами Республики Казахстан, подлежат зачету в счет уплаты корпоративного или индивидуального подоходного налога в Республике Казахстан при наличии документа, подтверждающего уплату такого иностранного подоходного налога.

Таким документом является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства;

3. домашние работники, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, нанятые физическим лицами;

4. граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами;

5. граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

6. трудовые иммигранты-резиденты Республики Казахстан, получающие (подлежащие получению) доходы по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

7. медиаторы, за исключением профессиональных медиаторов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации», получающих доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

8. физические лица, получающие доходы от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежащие налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством;

9. пункт который обязывал граждан Республики Казахстан, имеющих по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, превышающей 141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря отчетного налогового периода отменен;

10. граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода следующее имущество на праве собственности:

a. недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства;

b. ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан;

c. долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан.

При этом лица, указанные в настоящем пункте, в том числе находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения, стажировки или прохождения практики, не представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу в случае отсутствия оснований, предусмотренных выше.

Хотелось бы отдельно остановить на обновленной категории лиц, которые кроме декларирования своих счетов, открытых в иностранных банках, на которых хранятся деньги в сумме, превышающий 339 105 тенге (141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря 2018 года), также должны отразить свои имущество, находящееся за рубежом и банковские счета («налоговые активы»), которые имелись только на дату 31 декабря 2019 года:

- недвижимость, которая подлежит государственной и иной регистрации в компетентных органах страны, где такое имущество находится;

- ценные бумаги иностранных эмитентов;

- доходы, полученные из зарубежных источников.

 

Налогоплательщики должны предоставить Декларацию по индивидуальному подоходному налогу по форме 240 о доходах за отчетный 2021 год не позднее 31 марта 2022 года, при этом, в случаях, когда кроме отражения (декларирования) активов, возникает необходимость уплатить индивидуальный подоходный налог не позднее 10 апреля 2022 года.

 

II. Международное сотрудничество в вопросе обмена сведений о налоговых активах.

Необходимо отметить, что Республика Казахстан активно сотрудничает на международной арене с целью достижения договоренностей с другими странами в части обмена сведений об имуществе своих граждан, находящихся за пределами Республики.

Примером двустороннего формата сотрудничества можно привести визит 22 августа 2018 представителей Национальной налоговой службы Республики Корея во главе с главой налогового ведомства Комиссаром Сынхи Ханом.

На сегодняшний день, существующие международные инструменты предоставляют правовую базу для обмена более широким перечнем данных. Если в прошлом налоговые органы стран Южной Кореи и Казахстана обменивались сведениями в рамках типовых Конвенций по определенным налогам, то сегодня сфера информационного обмена и межстранового налогового содействия значительно увеличилась. Сейчас органы государственных доходов могут получать от своих коллег из других стран информацию о банковских счетах, активах транснациональных компаний и прочих данных, а в будущем и о бенефициарных собственниках. Кроме того, налоговые службы могут оказывать содействие по сбору налогов, выявлять уклонение от уплаты налогов постоянными представительствами в других странах, разрешать налоговые споры более эффективно[[iv]].

9 декабря 2018 года на двустороннем уровне состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании в рамках Конвенции между Республикой Казахстан и Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, ратифицированной 24 февраля 1997 г. за № 70-І ЗРК. Во исполнение меморандума Казахстан и Нидерланды будут обмениваться сведениями о принадлежащем имуществе и доходе граждан другой стороны: недвижимое имущество и доход от него; корпоративная прибыль контролируемых иностранных компаний, дивиденды, проценты, доход от прироста капитала, доход, состоящий из окладов, заработной платы и другого подобного вознаграждения, гонорары директоров и или другие выплаты членам управленческой команды; доходы от художников и спортсменов, прочие доходы[[v]].

Ярким примером в деле сотрудничества по обмену сведений о зарубежных налоговых активах представляет собой событие, состоявшееся 26 июня 2018 г. в г. Астана, когда было подписано Многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (Многостороннее Соглашение).

Данное Многостороннее соглашение основывается на статье 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года за № 267-V ЗРК (далее - Страсбургская Конвенция), и предусматривает внедрение Единого стандарта автоматического обмена информацией (CRS) по финансовым счетам, которое предоставляет Комитету государственных доходов Республики возможность обмениваться со 102 юрисдикциями, в том числе со странами с льготным налогообложением, информацией о финансовых счетах[[vi]].

Единый стандарт предоставления информации (CRS) разработан ОЭСР с участием стран G-20 для решения проблем уменьшения налоговых сумм в рамках закона и уклонения от налогов и для повышения уровня соблюдения налоговых правил.

С присоединением к Многостороннему соглашению у налоговых органов появится возможность получать сведения об остатке на счете (или на счетах) денежных средств в иностранной валюте резидентов РК на конец календарного года в автоматическом режиме.

В свою очередь полученные сведения позволят проводить качественное администрирование доходов казахстанцев, что в свою очередь будет служить действенным механизмом предотвращения оттока капитала из страны.

PRGloader Загрузка страницы 1