PRGloader
Загрузка...

Сроки в административном судопроизводстве

 

 

Мамонтов Н.И.

судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке

 

 

Подписанный Президентом Казахстана 29 июня 2020 года и введенный в действие с 1 июля 2021 года Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - Кодекс) включает в себя как нормы материального права (процедуры рассмотрения и принятия решений органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами, которым переданы полностью или частично функции некоторых управомоченных органов), так и нормы процессуального права, регулирующие процессуальную деятельность специализированных административных судов (судов первой, апелляционной, кассационной инстанций) по рассмотрению и разрешению административных исков на основании норм Конституции и подлежащих исполнению законов.

Кодексом предусмотрено, что в административном судопроизводстве должны решаться задачи справедливого, беспристрастного и своевременного разрешения административных исков с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных субъективных прав, свобод и законных интересов административных истцов в публично-правовых отношениях.

Специфика административного судопроизводства выражается в том, что в нем наряду с процессуальными институтами, регулируемыми Кодексом, подлежат применению институты и нормы Гражданского процессуального кодекса Казахстана, что требует особо правового внимания.

Специализированные административные суды, приравненные по статусу к районным судам, учреждены указом Президента и включены в судебную систему Казахстана. В областных и приравненных к ним судах (за исключением Военного суда Казахстана) и в Верховном Суде Казахстана образованы судебные коллегии по административным делам.

В специализированных административных судах, приравненных по статусу к судам первой инстанции, рассматриваются публично-правовые отношения, для которых важны не только предметы и основания административных исков, их подведомственность и подсудность, но и сроки рассмотрения и восстановления нарушенных прав, свобод, законных интересов.

В административном судопроизводстве предусмотрены несколько видов сроков:

1. срок исковой давности - срок, в течение которого административный истец вправе реализовать конституционное право обращения в суд, на заявление требования об осуществлении или защите принадлежащего ему права или исполнения должником обязательства.

Срок исковой давности определяется период времени, установленным законом, который исчисляется со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определяется его начало, и заканчивается в последний день срока по установленным законом правилам [5. гл. 6].

Срок исковой давности в публично-правовых отношениях относится к категории специального срока, продолжительность которого установлена Кодексом, исходя из указанного в административном иске требования [3. ст. 136]:

а) об оспаривании, о принуждении подается по месту вынесения административного акта или по месту нахождения административного органа - в течение одного месяца со дня вручения решения органа, рассмотревшего жалобу;

б) о совершении действия подается по месту нахождения административного органа - в течение одного месяца со дня, установленного для рассмотрения жалобы, если решение по ней не принято;

в) о признании - в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения;

- о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, - в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов;

- о признании незаконным действия (бездействия) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов - в течение десяти рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения исполнительного действия судебным исполнителем, стало о нем известно.

 Посредством института срока исковой давности как элемента права на обращение в суд с требованием о судебной защите обеспечивается защита действительно нарушенных или подвергшихся угрозе нарушения прав, свобод, законных интересов административного истца либо в такой защите отказывается.

При принятии административного иска в производство специализированного административного суда судья не вправе по своей инициативе принимать любое процессуальное решение, касающегося сохранения, пропуска или восстановления срока исковой давности.

Вопрос о пропуске или о восстановлении пропущенного срока исковой давности и причин этого может рассматриваться судьей только по находящемуся в производстве специализированного административного суда административном иске и только по ходатайству административного истца о пропуске этого срока.

Соответственно вопрос о пропуске срока исковой давности административным истцом может обсуждаться судьей только по ходатайству административного ответчика, представившего доказательства л пропуске этого срока. Уважительность причин пропуска срока исковой давности доказывает административный истец [5. гл. 7].

Нюанс применения института срока исковой давности выражается в том, что ходатайство о пропуске срока исковой давности может быть заявлено административным ответчиком только в отношении указанного в административном иске требования, принятого в производство специализированного административного суда. Такое ходатайство может быть заявлено в предварительном слушании или в судебном заседании до удаления судьи в совещательную комнату для вынесения судебного акта.

В суде апелляционной или кассационной инстанции ходатайство о пропуске срока исковой давности и применении вытекающих из такого ходатайства правовых последствий не может заявляться. Если срок исковой давности действительно нарушен, а административный ответчик не заявил ходатайство о применении института пропуска срока исковой давности, то это относится к процессуальному упущению административного ответчика, которое не может устраняться в суде апелляционной или кассационной инстанции.

Кодексом предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам Гражданского процессуального кодекса Казахстана [3. ч. 7 ст. 136].

Представляется, что в Кодексе допущено смешение содержания института срока исковой давности, обеспечивающего право обращение в суд и на судебную защиту нарушенного субъективного права административного истца, и института права на совершение совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений в установленные законом процессуальные сроки, реализующего состязательность процесса и принадлежащих каждой стороне процессуальных диспозитивных прав.

Срок на подачу административного иска является по правовой природе сроком исковой давности. Срок на подачу административного иска является периодом времени, в течение которого судом может быть удовлетворено требование административного истца о защите субъективного права, нарушенного административным актом в публично-правовом отношении.

Поэтому правила начала течения срока на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного права административного истца, восстановление этого срока и правовых последствий его пропуска подлежат регулированию не гражданским процессуальным законом, а материальным законом [5. гл. гл. 6, 7].

При этом сам по себе пропуск срока предъявления административного иска в суд не может влечь ни для административного истца, ни для административного ответчика никаких правовых последствий, если только административный ответчик не заявит ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, а административный истец не заявит ходатайство о восстановлении этого срока как пропущенного по уважительным причинам. Причем ходатайство о восстановлении срока исковой давности может заявить только физическое лицо при доказанности уважительности причин его пропуска. Ходатайство о восстановлении срока исковой давности не может заявляться административным ответчиком-юридическим лицом, поскольку для юридического лица законом не предусмотрены те уважительные причины, которые могут существовать у физического лица.

Административный иск подлежит принятию в производство специализированного административного суда независимо от того, пропущен или не пропущен административным истцом этот срок. Если судья по ходатайству административного ответчика признает в судебном акте то, что срок исковой давности административным истцом пропущен без уважительных причин и этот срок не восстановит, то должен вынести решение об отказе в удовлетворении административного иска. Такое решение будет обосновываться тем, что административный истец утратил право иск, на судебную защиту тех прав, которые в действительности могли быть нарушены административным актом.

Применение сроков исковой давности преследует цель сохранить юридическую определенность и защиту потенциальных административных ответчиков от просроченных требований истца, предотвратить исследование обстоятельств «старины глубокой».

Между тем, срок на подачу административного иска не является сроком совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений судьей, административным истцом, его законным или процессуальным представителем в административном судопроизводстве после принятия административного иска в производство специализированного административного суда.

Вот почему процессуальным представителям административных истцов нужно уделять серьезное правовое внимание проблеме соблюдения или нарушения срока исковой давности, исходя из правил исчисления этого срока.

С учетом подлежащего применению закона, регулирующего институт сроков предъявления административного иска в специализированный административный суд, предлагается части 7 и 8 статьи 136 Кодекса изложить в следующей редакции:

«7. Административный ответчик вправе заявить в предварительном слушании или в судебном заседании специализированного административного суда ходатайство о пропуске административным истцом срока предъявления административного иска до удаления судьи в совещательную комнату и вынесения решения об отказе в удовлетворении административного иска по мотивам утраты права на такой иск.

Физическое лицо - административный истец в рамках возражения на ходатайство административного ответчика вправе заявить ходатайство о восстановлении срока предъявления иска (срока исковой давности), предоставив доказательства уважительности причин пропуска этого срока.

Юридическое лицо - административный ответчик или административный истец не вправе заявлять ходатайство о пропуске либо о восстановлении срока исковой давности, пропущенного по неуважительным причинам.

8. При отказе судьи в восстановлении срока исковой давности (срока предъявления административного иска) по мотивам отсутствия уважительных причин такого пропуска суд выносит решение об отказе в удовлетворении указанного в исковом иске требования».

Предлагается подпункт 15) части 2 статьи 138 Кодекса исключить, поскольку предлагаемое в нем правовое решение о возвращении административного иска не соответствует фактическим и правовым основаниям отсутствия права на иск.

 Кодексом предусмотрен специальный срок исковой давности для подачи административного иска лицом, которое не было привлечено к административным процедурам, но в отношении которого состоялся административный акт. Этот срок начинает исчисляться в течение месяца со дня, когда лицо узнако или могло узнать о принятии административного акта, но не позднее одного года со дня его принятия (вынесения).

 

2. процессуальный срок - срок совершения процессуального действия, принятия процессуального решения:

а) судьей;

б) участвующими в судопроизводстве сторонами:

в) участвующими в судопроизводстве иными лицами, наделенными процессуальным правом совершения процессуальных действий и содействующими в рассмотрении судьей административного иска (законные или процессуальные представители сторон, эксперты, специалисты).

Такие сроки предусматриваются законом или устанавливаются судьей.

Процессуальные сроки, установленные законом, могут восстанавливаться, если пропущены по причинам, признанным судей уважительными.

Процессуальный срок, установленный судьей для совершения процессуального действия, может быть продлен, если судья признает, что он пропущен по уважительным причинам.

Сроки в административном судопроизводстве могут исчисляться рабочими днями, месяцами, годами.

В Кодексе предусмотрено положение о том, что в административном судопроизводстве применяются положения Гражданского процессуального кодекса, если иной порядок не предусмотрен настоящим Кодексом [3. абз. втор. ч. 3 ст. 1].

Это очень «шикарное» положение, которое просто обязывает судью специализированного административного суда применять «целые» институты ГПК, чтобы восполнить процессуальные действия по надлежащей подготовке и административного иска к его надлежащему рассмотрению

Фактически не предусмотрены процессуальные сроки по принятию административного иска в производство суда, сроки предварительного слушания (подготовки иска к судебному разбирательству), а только сделана ссылка на абстрактное утверждение о том, что этот срок должен быть разумным. Но термин «разумность» означает усмотрение альтернативного субъективного свойства.

Например, в гражданском судопроизводстве указанные в исковом заявлении «общие» требования подлежат рассмотрению в срок не более двух месяцев со дня окончания его подготовки к судебному разбирательству [4. ч. 1 ст. 183].

Кодексом предусмотрено, что административный иск подлежит рассмотрению в разумный срок, но не более трех месяцев со дня предъявления иска. По отдельным основаниям этот срок может быть определением судьи продлен на разумный срок, но не более чем на три месяца. По основанию разумности срок рассмотрения административного иска может составить до шести месяцев, тогда как продленный срок рассмотрения требования в гражданском судопроизводстве не может превышать четырех месяцев со дня окончания подготовки к рассмотрению.

Только указанное в административном иске требования по проверке проведения государственных закупок и действий (бездействия) судебного исполнителя подлежат рассмотрению и разрешению в течение десяти рабочих дней со дня окончания предварительного слушания в разумный срок [3. ч. 6 ст. 138, ч. 2 ст. 146].

Кодексом предусмотрено, что в судебном заседании после судебных прений судья удаляется (неизвестно куда) для вынесения решения. Судья в зале судебного заседания оглашает резолютивную часть решения, разъясняет основания и последствия его принятия, порядок и срок обжалования, объявляет о дате решения в окончательной форме и когда стороны могут получить его копию [3. ч. 2 ст. 147].

Кодекс предусматривает изумительное правило, в соответствии с которым судья может не оглашать резолютивную часть решения непосредственно по окончании судебного заседания, но обязан объявить лицам, находящимся в зале судебного заседания дату и время оглашения решения [3. ч. 4 ст. 147].

Разбирательство административного иска в письменном производстве в общие сроки, установленные статьей 146 Кодекса.

Кодексом предусмотрено, что судья специализированного административного суда выносится в форме решения, в том числе в краткой форме и изготавливается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания устного разбирательства. В исключительных случаях, с учетом сложности административного иска, решение может быть изготовлено не позднее одного месяца со для окончания устного судебного разбирательства. При этом датой вынесения решения по устному производству является день объявления решения, а для письменного производства - дата, указанная в решении суда. Эти же правила по дате вынесения применяются и в отношении решения в краткой форме [3. ст. 151].

Если судьей вынесено решение суда в краткой форме (вводная, мотивировочная и резолютивная части), то по ходатайству стороны судья обязан не позднее десяти рабочих дней с момента вручения копии краткого решения (с момента поступления такого ходатайства) вынести полное решение [3. ст. 153].

Кодексом установлено общее правило, согласно которому решение суда вступает в законную силу, если оно не было обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение двух месяцев со дня его вынесения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в порядке, установленном нормами ГПК [3. ч. 1, перв. предл. ч. 2, абз. второй ч. 5 ст.168; 4. гл. 52].

На решения, вынесенные специализированным административным судом по административным искам с участием процессуального прокурора в соответствии со статьей 31 Кодекса, могут быть прокурором поданы апелляционные ходатайства в течение двух месяцев со дня вынесения решения в окончательной форме [3. втор. предл. ч.2 ст. 168].

В гражданском процессуальном законе установлено, что апелляционная жалоба, апелляционное ходатайство процессуального прокурора могут быть поданы в течение одного месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме [4. втор. предл. ч.2 ст. 168].

Частная жалоба стороной, частное ходатайство процессуальным прокурором могут быть поданы на определение специализированного административного суда первой инстанции в течение десяти рабочих дней со дня его изготовления в окончательной форме [3. ч. 3 ст. 168].

Апелляционная жалоба стороны, апелляционное ходатайство прокурора на решение специализированного административного суда по административному иску об оспаривании решения, заключения, предписания уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок и действий (бездействия) судебных исполнителей могут быть поданы в течение десяти рабочих дней со дня вынесения судом решения [3. абз. перв. ч. 4 ст. 168].

Кодексом установлено, что право на принесение апелляционного ходатайства принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении административного дела, то есть такое процессуальное право предоставлено только процессуальному прокурору.

[3. абз. второй ч. 4 ст. 168].

Поскольку Генеральный Прокурор Казахстана и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры в судебном разбирательстве административного иска в специализированном административном суде первой инстанции в качестве процессуального прокурора участия не принимали, то и правом на подачу апелляционного ходатайства не обладают. В этой связи предлагается исключить абзац первый части 5 статьи 168 Кодекса.

Кодексом установлено, что в суде апелляционной инстанции оспоренное решение специализированного административного суда рассматривается и разрешается в разумный срок, но не более трех месяцев со дня поступления. Если обстоятельства административного иска и правовые выводы суда представляют особую сложность, то срок рассмотрения может быть продлен мотивированным определением суда апелляционной инстанции на разумный срок, но не более чем на три месяца [3. ч. 8 ст. 168].

Общий срок нахождения апелляционной жалобы, апелляционного ходатайства процессуального прокурора на рассмотрении суда апелляционной инстанции может составлять до шести месяцев.

Гражданским процессуальным законом установлено, что этот срок не может превышать двух месяцев [4. ст. 415].

Кодексом предусмотрено, что постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении по истечении одного месяца со дня вручения его копии участникам административного процесса, если оно не было обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы [3. абз. перв ч. 10 ст. 168, абз. перв. ч. 1 ст. 169].

По истечение срока на подачу кассационного жалобы, кассационного ходатайства решение специализированного административного суда вступает в законную силу.

[3. абз пятый ч. 2 ст. 169].

Гражданским процессуальным законом установлено, что постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его оглашения, а в кассационном порядке могут пересматриваться только вступившие в законную силу судебные акты местных судов или постановления судебной коллегии Верховного Суда Казахстана [4. ст. 431].

Кодексом установлено, что кассационное ходатайство в течение одного месяца со дня вынесения постановления судом апелляционной инстанции может быть подано в суд кассационной инстанции не только Генеральным Прокурором Казахстана и его заместителями, но и прокурорам областей и приравненными к ним прокурорами, но по административным искам, указанным в статье 31 Кодекса.

[3. ч. 3 ст. 31, абз. втор., трет., четв. ч. 2 ст. 169].

Представляется, что редакция данной нормы некорректна и нуждается в изменении. Прокуроры областных и приравненных к ним прокуратур не обладают компетенцией по направлению в суд кассационной инстанции кассационных ходатайств, поскольку это относится исключительно с компетенции Генерального Прокурора Казахстан. Но поскольку прокуратура представляет централизованную организацию с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Казахстана, они вправе направлять на имя Генерального Прокурора Казахстана представления о внесении кассационного ходатайства в суд кассационной инстанции о пересмотре тех судебных актов специализированных административных судов, которые, по их усмотрению, не соответствуют закону и обоснованности.

Поэтому данную норму предлагается изложить в следующей редакции:

«Прокуроры областных и приравненных к ним прокуратур вправе направлять на имя Генерального Прокурора Казахстана представления о внесении в суд кассационной инстанции кассационных ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных соответствующими местными специализированными административными судами по административным искам прокуроров по основаниям, предусмотренным статьей 31 Кодекса».

Кодексом предусмотрено, что в суде кассационной инстанции - судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Казахстана - пересматриваются вступившие в законную силу судебные акты по трем категориям процессуальных сроков:

- в течение шести месяцев - по кассационным жалобам сторон и кассационным ходатайствам Генерального Прокурора Казахстана [3. ч. 5 ст. 169];

- в течение трех месяцев - по кассационному ходатайству Генерального Прокурора Казахстана о пересмотре судебных актов, оконченных в порядке примирения, медиации или урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры, по административным искам прокуроров по основаниям, предусмотренным статьей 31 Кодекса. Такие ходатайства могут быть поданы Генеральным Прокурором Казахстана как по собственной инициативе, так и по ходатайствам областных и приравненных к ним прокуроров [3. абз. первый ч. 3 ст. 169];

- в течение шести месяцев - по кассационным представлениям Председателя Верховного Суда Казахстана или кассационным ходатайствам Генерального Прокурора Казахстана, поданным по основаниям, предусмотренным Кодексом.

Указанные процессуальные сроки исчисляются со дня вступления решения специализированного административного суда в законную силу.

По поступившим кассационным жалобам и кассационным ходатайствам Генерального Прокурора Казахстана в суде кассационной инстанции проводятся предварительные слушания, имеющие предназначение по подготовке разрешенного судом первой инстанции публично-правового отношения к рассмотрению в судебном заседании суда кассационной инстанции, исходя из доводов жалобы или ходатайства [3. ст. 143, абз. трет. ч. 5 ст. 169].

Было бы крайне полезно, исходя из решаемых в административном судопроизводстве задач, вернуться к обсуждению вопроса о сокращении процессуальных сроков рассмотрения жалоб, ходатайств в апелляционных и кассационной судебных инстанциях.

В течение трех рабочих дней вступившее в законную силу решение специализированного административного суда направляется административному ответчику для добровольного исполнения. Решение суда должно быть исполнено в течение месяца со дня его вступления в законную силу. Если решение суда ответчиком добровольно не исполнено, то он подвергается денежному взысканию [3. ст.ст. 127, 171].

 

27 сентября 2021 года

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Конституция Казахстана, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, введена в действие 5 сентября 1995 года, в редакции по состоянию на 23 марта 2019 года

2. Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года, в редакции по состоянию на 1 июля 2021 года

3. Административный процедурно-процессуальный кодекс Казахстана от 29 июня 2020 года, в редакции по состоянию на 1 июля 2021 года

4. Гражданский процессуальный кодекс Казахстана от 31 октября 2015 года, в редакции по состоянию на 1 июля 2021 года

5. Гражданский кодекс Казахстана (Общая часть) от 27 декабря 1994 года, в редакции по состоянию на 1 июля 2021 года

 

 

 

Поиск
Меню