К вопросу о роли казахстанских женщин в общественной и политической жизни страны

 

Ахметова Акерке Естаевна,

Вице-министр юстиции РК

 

Представляя настоящее повествование о развитии гендерной политики, прежде всего следует озаботиться вопросами ключевых периодов национального обществостроения, повлиявших на современное восприятие обеспечения гендерной политики в Казахстане.

Интеграция в мировое сообщество предписывает внедрение и развитие отдельных видов и форм обеспечения гендерного равенства в национальном законодательстве и гражданском обыкновении. Отдельные субъекты международных отношений подчас рассматривают вопросы гендерного равенства с экзаменационной позиции, имея при этом неполное представление о самобытных исторических и культурных ценностях и укладах социума рассматриваемых ими стран.

Объективный исторический анализ свидетельствует о подчас пагубных эффектах механической рецепции моделей правового регулирования общественных отношений, которые по своей природе более всего тяготеют не к праву и законодательному регулированию, а к вопросам морально-нравственного толка. Некоторые азиатские, африканские или латиноамериканские страны продолжительный период не могли быть отнесены к полноценным самостоятельным участникам международных правоотношений ввиду отсутствия их правосубъектности и, как следствие, являлись объектами внутренней и внешней политики ряда других известных стран.

Казахстанский же путь обеспечения гендерного равенства зиждется, прежде всего, на культурно-нравственном отношении казахского общества к женщине, ее роли в воспитании нации, участии в политико-социальной и экономической жизни.

Полнота гражданских прав и свобод женщины, в отличие от цивилизаций других народов, была обеспечена задолго до возникновения постановки вопроса пределов ее присутствия в политической и гражданской жизни общества и государства (избирательное право, участие в милитарных кампаниях и т.д.) в протоказахском обществе, Казахском ханстве в средние века, в новое время. Описание протоказахского общества в «Истории» Геродота свидетельствует о равнозначно высоком положении женщины.

Ведущий сотрудник Института истории и этнографии МОН РК Ирина Ерофеева свидетельствовала об особой роли женщин-лидеров в средние века и позднем средневековии казахской истории. Так, жена хана Младшего жуза Абулхаира – Бопай отличалась независимостью в суждениях и поступках, врождённым политическим тактом, пользовалась уважением у казахских старшин и имела влияние на управление родами Младшего и Среднего жузов: имела печать со своим вензелем и др.

Отечественная история равноправной гендерной политики знает имена Фатимы – жены хана Букеевской орды Жангира, Кулан – жены Чингисхана, Айганым – жены Уали хана, исполнявшей обязанности хана в течении 13 лет после смерти супруга, Кенже – жены Арынгазы хана и др., которые имели колоссальное влияние на принимаемые решения в государстве. Такое высокое положение женщины было обусловлено ее супружеством отчасти. Обычное положение рядовой женщины было также значительно высоко при решении семейно-бытовых вопросов, что и повлекло мультипликативный эффект при управлении судьбой государства и народа в целом.

Первое же законодательное отражение гендерного равенства было определено после революции 1917 года, несущей главной идеей всеобщее равенство пролетариев.

Принятие отменяющих неравноправие женщин законодательных актов пришлось на первый период становления советского государства: Декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства

от 27 октября 1917 года предусматривал участие в управлении государством организаций работниц наравне с иными массовыми организациями [1]. Политическое равноправие впервые нашло отражение в советской Конституции 1918 года, что повлекло гендерное равноправие в гражданских, трудовых правах, правах в сферах образования и др. [2].

Справочно:

Конституциональное развитие гендерного равенства:

«Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.»;

статья 35 Конституции СССР от 7 октября 1977 года [4]:

«Женщина и мужчина имеют в СССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.».

Отраслевое развитие гендерного равенства:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 года отпуск по беременности и родам был увеличен с 77 до 112 дней [5].

Пенсии по старости предоставлялись женщине на 5 лет раньше мужчин;

Многодетные матери пользовались дополнительными льготами по пенсионному обеспечению и др.

 

Новейшая история гендерного равноправия в Казахстане обеспечивается реализацией государственной политики по гендерному равенству. Главным образом, гендерное равноправие закреплено и регулируется Законом РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» [6]. Помимо специального законодательного акта, политика обеспечения гендерного равенства пронизывает и законодательные акты, призванные к регулированию отдельных отраслей. К примеру, Трудовой кодекс РК содержит комплекс призванных к обеспечению гендерного равенства правовых норм, в том числе по недопущению дискриминации по половому признаку [7].

Справочно:

В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РК никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами.

Трудовым законодательством предусмотрены отдельные нормы по защите трудовых прав женщин: предусмотрены гарантии при приеме на работу и запрещение увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей, предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработка матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет и т.п. Работодатель не должен допускать к работе в ночное время беременных женщин, предоставившие справку о беременности, а также не вправе привлекать к работе в ночное время без письменного согласия женщин, имеющих детей в возрасте до семи лет, и других лиц, воспитывающих детей в возрасте до семи лет без матери (статья 76). Более того, работодатель по письменному заявлению беременной женщины или одного из родителей (усыновителя, удочерителя), имеющего ребенка (детей) в возрасте до трех лет, устанавливает неполное рабочее время (статья 70). Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет (статья 82) предоставляются (оплачиваются) дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем каждые три часа работы. Кроме того, беременным женщинам, женщинам, родившим ребенка, женщинам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка работодатель обязан предоставить следующие виды отпусков (статья 99):

1) отпуск по беременности и родам;

2) отпуск работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей);

3) отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Вместе с тем, работник имеет право использовать отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет полностью или по частям.

Кроме этого, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан» от 12 октября 2021 года отменен Список работ, в которых ограничивается труд женщин [8].

Данная мера позволит расширить возможности трудоустройства женщин, путем обеспечения их доступа ко всем работам и исполнить обязательства Казахстана, взятых на себя в рамках ратифицированных международных документов по недопущению дискриминации.

Таким образом, трудовым законодательством урегулированы особенности труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями, тем самым созданы условия для осуществления женщинами трудовой деятельности и совмещения материнства.

Вместе с тем, системно реализуются меры по улучшению положения женщин, направленные на выполнение целей развития третьего тысячелетия, касающихся гендерного равенства. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК количество занятых женщин составляет – 4,2 млн., а по селу – 1,6 млн. человек. По видам экономической деятельности больше всего женщин занято в оптовой и розничной торговле – 840,1 тыс., сфере образования – 813,1 тыс. и в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 497,7 тыс. женщин.

В 2021 году микрокредиты получили порядка 4,1 тыс. женщин, из них 2,5 тыс. открыли собственное дело. Обучением основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес» охвачены 19,1 тыс. женщин, гранты получили 17,9 тыс. женщин.

Кроме того, с 2020 года для большего охвата молодежи трудоустройством в рамках Программы внедрены проекты «Первое рабочее место» и «Контракт поколений», субсидированием заработной платы до 12 месяцев (охват среди молодых женщин составил – 1 296 чел.).

В 2022 году все механизмы программы «Еңбек» внедрены в Национальный проект «По развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы».

В настоящее время доля женщин, занимающих руководящие должности в руководстве исполнительных органов власти, составила 40 %,

в судебных органах – 53%, в Парламенте – 27,1%, в маслихатах – 30,5%. В целях дальнейшего увеличения доли вовлеченности женщины в управление страной, Правительством в лице Министерства информации и общественного развития РК, создана соответствующая Рабочая группа. Сегодня во исполнение поручения Главы государства о поэтапном повышении доли женщин до 30% в руководящих органах компаний с государственным участием разработана Дорожная карта на 2021-2022 годы.

Более того, Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК разработана Методика расчета индикаторов Концепции семейной и гендерной политики в РК до 2030 года.

В 2021 году в рамках грантового финансирования реализован проект «Карта гендерных нужд и потребностей: влияние этничности, региона и класса», в рамках которого проведено серьезное социологическое исследование по изучению гендерной стратегии в области карьерного пути и лидерства женщин, выявлению причин, влияющих на карьерный рост, выработке рекомендаций. В массовом опросе приняли участие 21 815 женщин: проведены фокус группы, экспертные интервью с представителями государственных органов, НПО, бизнеса и общественных активистов. Исследование также включало опрос мужчин. Организована диалоговая площадка: «Условия соблюдения квот для квазигосударственных, государственных, судебных и законодательных органов РК в целях развития гендерного равенства» и др. В результате проведенной внушительной работы разработана Методология проведения исследования карты гендерных нужд, разработана карта гендерных нужд и потребностей (https://genderneeds.kz/), выработан пакет рекомендаций по итогам социологического исследования касательно изучения гендерной стратегии в области карьерного пути и лидерства женщин, выявление причин, влияющих на карьерный рост и по активному вовлечению частного, корпоративного, квазигосударственного сектора в реализации программ проектов по поддержке института семьи, развитию гендерного равенства. Информационный охват составил порядка 500 000 человек.

На основе проведенной государственными органами работы выработаны подлежащие к реализации рекомендации:

1) проводить на системной основе исследования гендерных различий;

2) использовать результаты исследования для реализации конкретных программ и проектов;

3) учесть выводы и рекомендации исследования при разработке проектов нормативных правовых актов и отраслевых программ, направленных на совершенствование регулирования гендерного равноправия.

Государством, помимо правового регулирования, принимаются меры по популяризации и пропаганде гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества: в республиканских и региональных СМИ демонстрируются сюжеты, публикуются статьи, и эта работа будет усилена и продолжена.

Как отмечал Президент К. Токаев, «в современных реалиях всесторонний прогресс государств во многом зависит от обеспечения прав женщин, создания необходимых условий для полноценной реализации их потенциала» [9].

Таким образом, в стране продолжается активная работа по обеспечению гендерного равенства, в том числе по обеспечению поддержки экономических и политических позиций женщин в обществе.

 

Список использованных источников:

1. Декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства от 27 октября 1917 года, URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/snk.htm (дата обращения 30 мая 2022 года).

2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 года, URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm (дата обращения 30 мая 2022 года).

3. Конституция СССР от 5 декабря 1936 года, URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (дата обращения 31 мая 2022 года).

4. Конституция СССР от 7 октября 1977 года, URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения 31 мая 2022 года).

5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 года, URL: https://muzejsveta.livejournal.com/146297.html (дата обращения 31 мая 2022 года).

6. Закон Республики Казахстан «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», Информационно-правовая система «Әділет», URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000223_/z090223.htm (дата обращения

1 июня 2022 года).

7. Трудовой кодекс Республики Казахстан, Информационно-правовая система «Әділет», URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414 (дата обращения 2 июня 2022 года).

8. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан» от 12 октября 2021 года, Информационно-правовая система «Әділет», URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000067 (дата обращения 2 июня 2022 года).

9. Токаев высказался о правах и возможностях женщин, новостной портал Atameken Business, 3 марта 2021 года, URL: https://inbusiness.kz/ru/news/tokaev-vyskazalsya-o-pravah-i-vozmozhnostyah-zhenshin (дата обращения 3 июня 2022 года).