Подведомственность административных правонарушений
Мамонтов Н.И.
судья Верховного Суда Казахстана
в почетной отставке
Под подведомственностью в процессуальных отношениях понимается отнесение конкретных материально-правовых отношений, в том числе конкретных составов административных правонарушений, к компетенции судов судебной системы Казахстана или уполномоченных государственных органов по их рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке.
Кодексом об административных правонарушениях Казахстана установлено, что административные правонарушения рассматриваются и разрешаются в судебном порядке и во внесудебном порядке должностными лицами более 60 уполномоченных административных органов.
В судопроизводстве административные правонарушения рассматривают:
- судьи специализированных судов по административным правонарушениям; [3. ч. 1 ст. 684]
- судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних; [3. п.1), п.2) ч. 2 ст.684]
- судьи районных судов, если в соответствующей административно-территориальной единице не учреждены специализированные суды по административным правонарушениям и специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних; [3. Примечание ст. 682]
- любое административное правонарушение может быть рассмотрено и разрешено судьей, если участником административного производства подано заявление до начала рассмотрения правонарушения должностным лицом уполномоченного государственного органа; [3. ст. 24, ч. 4 ст. 683]
- по заявлению законного представителя лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, правонарушение может быть рассмотрено в специализированных судах по административным правонарушениям, а при отсутствии таковых – в судах общей юрисдикции; [3. ч. 5 ст. 683]
- судьи Верховного Суда Казахстана или судьи местных судов при рассмотрении административных правонарушений по фактам проявления неуважения к суду со стороны лиц, присутствовавших в зале судебного заседания [3. ч. 3 ст. 684].
Судам подведомственны административные правонарушения:
а) за совершение которых санкция предусматривает административное наказание в административного ареста; административного выдворения за пределы Казахстана иностранцев либо лиц без гражданства; конфискации предметов, явившихся орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно конфискация доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения; лишения специального права, предоставляемого конкретному лицу (в том числе право управления транспортным средством); принудительного сноса незаконно возводимого или возведенного строения [3. ч. 3 ст. 683].
Протоколы перечисленных составах административных правонарушений составляют должностные лица названных в Кодексе государственных органах.
[3. ст. ст. 803, 804, 806]
Во внесудебном порядке протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица уполномоченных государственных органов, а рассматривают и разрешают такие правонарушения уполномоченные должностные лица этих органов [3. ст.ст. 685 – 735-1].
С соблюдением правил подведомственности административных правонарушений необходимо обращать внимание на то, какое должностное лицо какого государственного органа составило протокол об административном правонарушении, его должность, а также статью, предусматривающую административную ответственность и ее вид [3. ч. 2 ст. 803].
Правоспособность физических и юридических лиц, их обязательства и ответственность, а также вопросы судопроизводства и судоустройства устанавливаются только законами, принимаемыми Парламентом Казахстана. При этом Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции Казахстана, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов [1. п. 2 ст.4, п.п. 1), 6) п. 3 ст. 61, п. 2 ст.76; 3. ч. 2 ст. 1].
Поскольку за совершенное административное правонарушение, возникающее на основе Конституции и закона, административная ответственность может назначаться только судом, то предлагается исключить из подведомственности государственных органов рассмотрение тех дел и материалов, которые относятся к подведомственности судебной власти.
Это потребует кардинальной модернизации Кодекса, но обеспечит конституционное право каждого на судебную защиту конституционных прав и свобод, которые не могут умаляться ни по каким основаниям [1. п. 2 ст. 13, п. 3 ст. 39].
Судебная система Казахстана основана на Конституции и конституционном законе Казахстана, содержат точное наименование судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. В судебной системе Казахстана не существует «специализированных районных и приравненных к ним судов по административным правонарушениям», а существуют специализированные суды по административным правонарушениям [2. ч. 3 ст. 3].
Поэтому в тексте Кодекса предлагается использовать единую терминологию в наименовании специализированных судов по административным правонарушениям - «специализированные суды по административным правонарушениям».
В Кодексе предлагается соблюсти конституционный принцип подведомственности всех административных правонарушений только судам судебной системы в соответствии с установленным Кодексом порядком и распространением конституционного права на судебную защиту в отношении каждого субъекта административного правонарушения.
На постановление суда первой инстанции, к подведомственности которого отнесено рассмотрение административного правонарушения, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба лицом, в отношении которого оно вынесено, его законным представителем, защитником, потерпевшим, процессуальным представителем, юридическим консультантом, а также апелляционное ходатайство процессуального прокурора, участвовавшего в судебном заседании [3. ст. ст. 744-748, 753].
Апелляционная жалоба, апелляционное ходатайство процессуального прокурора об оспаривании постановления об административном правонарушении, вынесенного уполномоченным судом по административным правонарушениям, может быть подана в установленные законом сроки в суд вынесший постановление, а последний направляет их в вышестоящий суд.
[3. ч. 1 ст. 830, ст.ст. 831, 832]
Судебная система Казахстана основана не только на правилах подведомственности, но и на правилах институционности. По отношению к специализированным судам об административных правонарушениях и специализированным судам об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также к районным судам в предусмотренных законом случаях вышестоящими судами, вышестоящей судебной инстанцией являются областные суды. В структуре областных судов образуются предусмотренные законом судебные коллегии, но почему-то указание на судебную коллегию по административным правонарушениям отсутствует [2. п. 3 ст. 11].
Только содержится общее положение о том, что жалобу, ходатайство прокурора на постановление об административном правонарушении рассматривает единолично судья вышестоящего суда [3. ч. 1 ст. 836].
Образование соответствующей судебной коллегии основывается на предмете правового отношения, нормах материального закона и нормах процессуального закона. Поэтому имеются основания для восстановления в структуру областных судов судебной коллегии по административным правонарушениям в качестве вышестоящего суда, к подведомственности которого относятся вопросы проверки законности постановлений об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу.
Кодексом предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления по административным правонарушениям могут пересматриваться судебной коллегией Верховного Суда Казахстана, но наименование такой коллегии не конкретизировано [3. ч. 5 ст. 848].
При этом в кассационном порядке пересмотру подлежат не все вступившие в в законную силу постановления об административных правонарушениях, а только те, которые отвечают критериям, указанным в законе.
[3. ч. 5 ст. 484, ч. 5 ст. 851]
Такими основаниями являются, если:
1) исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан;
2) принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права (с учетом того, что административные правонарушения относятся к подведомственности судебной власти [1. п. 2 ст. 76]).
Ссылка на то, что в кассационном порядке проверяется законность вступивших в законную силу постановлений по административным правонарушениям, но только по определенной их категории, вызывает правовую неопределенность тем, что в структуре Верховного Суда Казахстана отсутствует судебная коллегия по административным правонарушениям [2. п. 3 ст. 18].
Право подачи ходатайства о внесении представления и принесении кассационного протеста имеют лицо, привлеченное к административной ответственности, его защитник, потерпевший, их законные представители, и процессуальные представители, защитники, представители юридических лиц.
[3. ч. 4 ст. 851]
Вступившие в законную силу постановления об административных правонарушениях могут быть пересмотрены по представлению Председателя, председателя судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан, а также по протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан либо его заместителя [3. ч. 5 ст. 848].
Представление, кассационное ходатайство прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным законом [3. ч. ч. 8, 9 ст. 848].
Представление, кассационное ходатайство прокурора о пересмотре постановления об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным законом, подлежит рассмотрению судебной коллегией Верховного Суда Казахстана в коллегиальном составе не менее трех судей, но неизвестно к какой судебной коллегии относится эта категория административных правонарушений.
Перечень использованных законов:
1. Конституция Казахстана, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, в редакции по состоянию на 23 марта 2019 года
2. Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года, в редакции по состоянию на 1 января 2022 года
3. Кодекс Казахстана об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года, в редакции по состоянию на 1 января 2022 года